Самолеты

Приводнение Ту-124 на Неву

21 августа 1963 года в небе над Ленинградом произошла катастрофа Ту-124. Так случилось, что воздушному судну пришлось вынужденно приземлиться на Неву. Во всем мире таких приводнений произошло 11 случаев, а данный – один из четырех, который обошелся без жертв.

Как все происходило

Маршрут «Таллин – Москва» 21 августа 1963 год. Из аэропорта «Юлемисте» в 8 часов 55 минут вылетел новый пассажирский самолет Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот» и взял курс на аэропорт Внуково.

Прошло уже какое-то время после взлета, когда экипаж корабля заметил, что передняя опора шасси не на месте, ее заклинило. В Таллине посадка была невыполнима из-за сильной туманности, а ближайший аэропорт только в Ленинграде в аэропорту Шоссейная (в настоящее время Пулково). Диспетчеры решили не отправлять самолет в Москву. Ту-124 на малой высоте полетел до Ленинграда. К приему самолета были готовы все экстренные службы аэропорта Шоссейная.

Посадка Ту-124 на Неву

Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот», аналогичный участвовавшему в происшествии

Прибыли пожарная машина и скорая помощь, потому что воздушное судно должно было совершить аварийную посадку «на брюхо». В таких случаях можно садиться только на специально подготовленной грунтовой полосе, чтобы избежать возгорания от искр при приземлении. Такая полоса была в городе на Неве.

Самолет подошел к Ленинграду в 11 часов и круговоротил над городом на высоте 500 метров, чтобы израсходовать больше топлива. Это снижает вероятность пожара при посадке, если такое случится. Специалисты аэропорта попросили экипаж пролететь прямо над аэродромом, чтобы рассмотреть ситуацию. Таким образом, предположение экипажа было подтверждено. Малая высота была выбрана для безопасности пассажиров и экипажа, а также для экономии топлива. Во время полета бортмеханик пытался выпустить шасси при помощи шеста через пробитое отверстие в полу кабины, но безуспешно.

В 12 часов 10 минут самолет совершал восьмой круг, до аэропорта 21 километр, по показаниям топливомера топлива осталось ровно столько, чтобы долететь до аэропорта, около двух с половиной тонн (по другой версии 750 литров). Вдруг левый двигатель перестал работать, топливо было, но перестало поступать. Экипажу Ту-124 поступило разрешение на перелет через город, но через небольшой промежуток времени отказал и второй двигатель, прямо над Смольным.

Катастрофа Ту-124

В результате, было решено совершить посадку Ту-124 на Неву, так как самолет летел на низкой высоте над центром города, что представляло угрозу для всех присутствующих там людей. Командир поручил управление воздушным судном второму пилоту, который имел опыт посадки самолета на воду благодаря своему прошлому служению в морской авиации.

Воздушное судно начало снижаться:

  • вот уже близко над крышами домов;
  • над Малоохтинским проспектом;
  • на высоте 90 метров Литейный мост;
  • в 40 метрах от воды миновал Большеохтинский;
  • над строящимся мостом Александра Невского (на высоте 4 метра), рабочие от испуга прыгали в воду.

В итоге, самолет приземлился возле Финляндского железнодорожного моста.

С одной стороны — мост Александра Невского, с другой — железнодорожный мост, на левом берегу — Александро-Невская лавра, на правом берегу – улица Таллинская. Как раз в этом месте ширина реки приблизительно 400 метров. Перед посадкой второй пилот очень грамотно повел самолет, посадил плавно, ровно, и нос самолета не нырнул в воду, и самолет не получил сильнейший гидроудар. А командир за это короткое время поседел.

Подходивший паровой буксир помог оттянуть самолет к заводу «Северный пресс» на правом берегу Невы, избежав столкновения. Для укрепления буксировочного троса разбили стекло в носовой части самолета. На берегу обнаружились деревянные плоты, на которые положили крыло самолета, образовавшийся таким образом переход на берег. Всех 44 пассажира (включая двоих детей) и семь членов экипажа успешно эвакуировали и отправили в Москву.

В данной ситуации бортпроводникам пришлось успокаивать пассажиров и отвечать на их вопросы. Несмотря на то, что все находились на волосок от гибели, экипаж сумел сохранить спокойствие и избежать паники как во время полета, так и при выходе на берег. Но когда они оказались на суше, пассажиры начали осознавать, что совсем недавно были на грани гибели. После инцидента, экипаж был отправлен на допрос в КГБ, а пассажиры — в аэропорт.

Видео

Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо: борт-механик В.Смирнов, штурман В.Царёв, бортрадист И.Беремин, командир воздушного корабля В.Мостовой и второй пилот В.Чеченев

Немного позднее

Во время полета возникли дыры в корпусе самолета, и через них начала протекать вода. При этом, несмотря на усилия специалистов и использование специальной техники для откачки воды, количество жидкости на борту все увеличивалось. В конечном итоге лайнер затонул ночью. На следующий день его отбуксировали к Шкиперскому протоку, где расположена военная база. После выведения из эксплуатации, корпус самолета был отправлен в Тамбовскую область в разобранном виде. Со временем он использовался в Кирсановской авиашколе в качестве тренажера для подготовки курсантов.

Аварийная посадка

Дальнейшие события

После посадки Ту-124 на Неву, комиссия, занимавшаяся расследованием нештатной ситуации, возложила всю ответственность на экипаж и вынесла им строгий выговор, а также уволила его. Однако, в связи с успешной посадкой, отсутствием жертв и отсутствием шумихи в зарубежной прессе, было принято решение не наказывать летную бригаду.

Экипаж Ту-124 был рассмотрен для награждения орденами Красной Звезды, однако указ о награждении так и не был подписан. Позже, администрация «Аэрофлота» предоставила капитану и штурману воздушного судна двухкомнатные квартиры. Капитан буксира, который помогал при аварийной посадке, был также награжден почетной грамотой и часами.

Командир впоследствии работал в авиаотряде №200 до 1978 года, после чего стал начальником смены в аэропорту «Внуково» до 1988 года. Вскоре после этого произошел инфаркт, и он вышел на пенсию. В 1989 году он переехал в Израиль со своей семьей, где работал на фабрике рабочим. В 1997 году он скончался в Кирьят-Гате.

После удачной посадки второй пилот долгое время работал командиром воздушного судна, а потом летчиком-инструктором. В гражданской авиации пользовался огромным уважением и авторитетом. Умер в 2002 году.

После 35 лет телевизионная передача «Как это было» включала героев прошлых событий, включая второго пилота. Он утверждал, что во время кругового полета вокруг Ленинграда, когда экипаж занимался ремонтом шасси, они забыли про топливо и могли не долететь до аэропорта. Кроме того, датчики не показывали правильно расход и остаток топлива в баках.

Сейчас много материалов о чудесном приводнении. В 2015 году был выпущен документальный фильм «Посадка Ту-124 на Неву», который осветил события августовского дня. Большое количество фотографий и видео до сих пор хранится под грифом «секретно» в архивах органов Государственной безопасности. Это яркая страница в истории авиации, которая демонстрирует мужество и самообладание пилотов.

Несмотря на удачное приземление самолета Ту-124, по сей день всем воздушным судам строго запрещено пролетать над Ленинградом. Но такой замечательный опыт данного экипажа произвел сильное впечатление на пилотов всего мира. Сейчас аварийная посадка на воду отрабатывается во многих авиакомпаниях на тренажерах. Этот август 1963 года навсегда запомнился ленинградским жителям, которые все это смогли увидеть своими глазами.

Самолет Ту-124 столкнулся с проблемой, которая случилась в авиации только четыре раза. В остальных случаях происходили катастрофы, ведь при скорости около 400 км/ч и столкновении с водой, самолет разломался бы на части. Поэтому посадка была виртуозной и требовала безупречной реакции на каждую секунду.

Приводнение Ту-124 на Неву

ТУ-124 приводнение на Неву

Причины происшествия

Ту-124 – это новый самолет, проектирование и испытания проходили в сжатые сроки, и поэтому имеется много маленьких недоработок. Вот одна такая мелкая деталь и сыграла роковую шутку. Оказывается, когда самолет взлетал, у него отвалился из переднего шасси болт, его потом нашли на взлетно-посадочной полосе.

Маленькая деталь имеет большое значение для воздушного судна, так как без нее шасси не может занять правильное положение и может заклиниться. В таких случаях самолет может перевернуться при посадке, поэтому единственный выход — удачное приводнение, которое спасает множество жизней.

Возможной причиной трагедии могла стать неисправность топливомера, который выдавал неверные данные о количестве топлива. Такой дефект был распространен в самолетах того времени, и пилоты обычно заправлялись большим количеством топлива, но не в этот день. На этот раз пилоты специально тратили горючее, наматывая круги над городом, оставляя минимум топлива, чтобы долететь до аэропорта. Однако прибор ошибся, и пилоты могли столкнуться с крушением в центре Ленинграда.

Приземление лайнера на Неву было удачным.

В мире есть всего около четырех удачных людей. Экипаж, зная все обстоятельства, смог усиленными усилиями посадить самолет в центре Ленинграда. Авиакатастрофы были предотвращены, никто не пострадал. Поднятие и посадка самолета являются самыми опасными и трудными моментами полета. В кино обычно хлопают, но нужно хлопать, когда воздушное судно уже приземлилось, остановилось и заглушило моторы. Нередко даже небольшая деталь может привести к аварийной ситуации и гибели людей.

Посадка Ту-124 на Неву — уникальный случай в истории авиации

21 августа 1963 года пассажирский самолёт, летевший из Таллина в Москву, совершил аварийную посадку на Неву. Ту-124 приземлился на воду Невы, неподалёку от Александро-Невской лавры. Это единственный случай в российской авиации, когда при посадке пассажирского самолёта на воду — никто не погиб.

Маленький пассажирский самолёт Ту-124, предназначенный для кратких перелётов, выполнял обычный рейс из Таллина в столицу СССР. Сразу после взлёта пилоты заметили, что переднее шасси не убирается. В то же время в аэропорту Таллина был густой туман, поэтому возвращаться туда было опасно.

Диспетчер постановил посадить самолет в Ленинграде. Прибыв в город, самолет начал круги над Северной столицей, чтобы расходовать топливо. В это время пилоты пытались выпустить шасси, бью его шестом через дыру в фюзеляже, но безуспешно.

На восьмом кругу пришло неожиданное — левый двигатель перестал работать, хотя на топливометре было показано, что оставшегося топлива в 750 литров достаточно для посадки в Пулково. Команда запросила экстренную посадку и было разрешено пролететь над центром города по прямой.

Через некоторое время после взлета, когда самолет пролетел над Адмиралтейством на высоте 500 метров, правый двигатель заглох. Лайнер плавно снижал скорость и высоту, двигаясь по инерции. Второй пилот, опытный гидросамолетчик, предложил сесть на Неву.

Проблема заключалась в том, что на реке очень много мостов. Воздушный лайнер, снижаясь, миновал Большеохтинский мост, на высоте 10 метров промчался над ещё строившимся мостом Александра Невского. Рабочие на мосту с перепугу попрыгали в воду. Филигранно втиснувшись между мостами, самолёт плавно «приземлился» на водную гладь Невы, проскользил по волнам и остановился в 100 метрах от Финляндского моста.

При посадке судно получило несколько пробоин и начало потихоньку заполняться водой. К счастью рядом находился буксир, который отбуксировал самолёт к деревянным плотам у берега, по которым все 45 пассажиров и экипаж успешно эвакуировались и были направлены в Москву. По некоторым данным, в тот день на борту среди пассажиров был будущий Патриарх всея Руси Алексий II.

На набережной собрался народ, фотолюбители снимали необычную посадку. Позже появились люди из КГБ в гражданской одежде, они мешали съемке, засвечивая пленку. Несмотря на это, несколько уникальных кадров, которые представлены в статье, остались целыми. В ходе расследования инцидента было установлено, что топливомер показывал неверные показания из-за неправильной установки остатка топлива пилотами перед взлетом.

Самолет, поднятый из воды, был передан в учебный центр в качестве тренажера, а не восстановлен. Экипаж, который самовольно привел летательный аппарат на воду после спасительной посадки, сначала был исключен из авиаотряда. Однако после того, как в прессе появились статьи о героическом подвиге пилотов и их спасительной посадке, начальство стало относиться к ним более мягко и даже представило их к заслуженной награде.

Не забывайте, что посадка лайнера с неработающим шасси на подготовленную грунтовую полосу на живот в Пулково была рискованным мероприятием. История успешной посадки советского лайнера была записана во всех авиационных учебниках по всему миру. Виктор Мостовой, командир самолета, продолжал летать на службе в Аэрофлоте после восстановления и позже стал начальником смены во Внуково.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах