Самолеты

Пассажирский самолет Ту-104: технические характеристики

В 1953 году правительство Советского Союза поручило сотрудникам конструкторского бюро имени Туполева важную работу — создание нового пассажирского авиалайнера. Это стало началом истории легендарного Ту-104.

Выбор пал именно на это конструкторское бюро не зря, ведь данному советскому авиапроизводителю немного ранее удалось успешно завершить постройку бомбардировщика-ракетоносца Ту-16, летные характеристики которого были отмечены многими мировыми авиапроизводителями.

самолет Ту-104

Самолет Ту-104

Начало проекта

Советский авиаинженер не создал новый проект для авиалайнера, а построил пассажирский самолет Ту-104 на основе проекта, который использовался для бомбардировщика. Это решение позволило сэкономить время, и через год первый проект был представлен на бумаге. Министерство Советского Союза одобрило эскизный вариант. Одобрение позволило конструкторам начать разработку первого советского авиалайнера Ту-104 летом 1954 года.

По первоначальному проекту, пассажирский реактивный лайнер должен был быть оснащен двумя силовыми агрегатами «АМ 3М 500», разработанными в конструкторском бюро Микулина. В соответствии с техническими характеристиками, представленными инженерами, на борту авиалайнера могло разместиться не менее 50 пассажиров, груз массой до 1200 кг мог быть поднят в небо, а максимальная скорость самолета должна была достигать 1000 км/ч.

Инженеры-конструкторы изготовили некоторые элементы для оснащения пассажирского авиалайнера точно по оригиналу, не позаимствовав их у прототипа.

  • кабина пилотов;
  • гондолы силовых агрегатов;
  • оперение в хвостовом исполнении;
  • крыло и шасси.

Также воздушный транспорт решено было оснастить аналогичным с бомбардировщиком пилотажно-навигационным оборудованием, без задействования военных приспособлений.

Самолет Ту-104 был оснащен и совершенно новой компоновкой, в частности речь идет о более вместительном фюзеляже и воздухозаборнике для силовых агрегатов.

Лучшие сотрудники конструкторского бюро участвовали в процессе проектирования. Работа велась на высоком темпе, что позволило авиапроизводителям в 1954 году представить готовый проект для оценки и утверждения. Государственная комиссия одобрила и утвердила макет будущего пассажирского авиалайнера после ознакомления с результатами работы инженеров.

пассажирский Самолет Ту-104

Летом после завершения строительства первой модели воздушного транспорта на ХАЗе, испытания начались и продолжались до конца осени. С получением отличных первичных результатов, самолет был подвергнут обязательным государственным испытаниям.

В 1956 году самолет Ту-104 стал новой моделью пассажирского лайнера гражданского советского флота. В осенью того года он был использован в качестве пассажирского рейсового перевозчика, обслуживая маршрут от московского причала до иркутской воздушной пристани с пересадкой в омском аэропорту.

Советским инженерам конструкторам вместе с харьковским авиационным заводом удалось за рекордно короткий отрезок времени создать и запустить в эксплуатацию первую модель реактивного пассажирского самолета, технические характеристики которого превосходили все ранее эксплуатируемые аналоги. Всего лишь 3 года потребовалось советским разработчикам для создания совершенно нового пассажирского авиалайнера.

фото салона Ту-104

Салон Ту-104

«Минусы» и некоторые особенности новой модели

Эксперты отметили негативные стороны реактивного пассажирского лайнера.

  1. Недостаточная комфортабельность для находящихся на борту. Это хорошо видно на фото салону Ту-104. Особенно сильно проявлялось данное неудобство на высоте, превышающей 10000 метров, как только давление достигало показателя 0.45 атмосфер. Чтобы обезопасить пассажиров, было решено внести в конструкцию авиалайнера определенные изменения, в частности, установить между кабиной пилотов и пассажирским салоном перегородку в герметичном исполнении. Фото самолета Ту-104 поможет визуально ознакомиться с внесенными изменениями.
  2. Экспертная комиссия также отметила, что если воздушный транспорт слишком перегружается, то при отказе одного из двигателей самолет не сможет продолжать полет.
  3. В свою очередь пилотами также были отмечены некоторые упущения, в частности, речь шла о сложном пилотировании воздушным транспортом на высоте, превышающей 10000 метров. Инженерам-конструкторам, проанализировавшим отмеченные экипажем недочеты, вновь пришлось вносить изменения в конструкцию авиалайнера. В первую очередь было решено уменьшить угол ранее установленного стабилизатора, что в свою очередь помогло расширить диапазон необходимый пилотам в момент отклонения штурвала. Также был заменен авиагоризонт на более чувствительную и мягкую модель, используемую для оснащения военных истребителей.

Впоследствии авиаинженерам пришлось решать проблему с опорами шасси, которые часто выходили из строя при больших перегрузках. Однако конструкторам удалось успешно справиться с этой проблемой благодаря многочисленным модернизациям и исправлениям недостатков. Это позволило улучшить эксплуатационные характеристики реактивного пассажирского авиалайнера.

За историю своего существования авиапроизводители выпустили всего 29 моделей Ту-104, а после принялись создавать более усовершенствованные модели на основе первого реактивно-пассажирского лайнера.

Начиная с 1956 года авиакомпания «Аэрофлот» использовала самолет Ту-104 в качестве основного воздушного судна для обслуживания популярных направлений из московского аэропорта. В 1957 году этот пассажирский самолет выполнил первый международный рейс до Нью-Йорка.

технические характеристики

Обновленные модели

Инженеры-конструкторы работали над модернизацией пассажирского реактивного авиалайнера. В начале 1957 года была создана обновленная модель Ту-104 А с увеличенной пассажировместительностью до 70 человек благодаря проделанной работе. Также новая модель оснащена более мощной силовой установкой РД 3М и новыми навигационными приспособлениями.

Разработчики выпустили новую модель под названием Ту-104 Б через год. Длина самолета достигала 40 метров, а внутри могло разместиться до 100 пассажиров. Было решено установить кухню в переднем салоне этой модели впервые.

Советские инженеры создали множество пассажирских реактивных самолетов, включая данную модель, которая не была последней в списке. Каждый год талантливые конструкторы представляли обновленные варианты, некоторые из проектов были отклонены из-за недостатков, а другие продолжают использоваться до сих пор.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах