Самолеты

Палубный Як-38

Давно уже авиационные конструкторы задумывались о создании СВВП. Существует множество различных схем летательных аппаратов, способных взлетать с ограниченных площадок, но в мировой практике реализовано немного проектов. Частично данная идея была воплощена в вертолете. Особенно актуальным для СССР было создание таких самолетов. Тяжелые времена войны показали, как боевая авиация становилась беспомощной из-за разрушенного аэродрома или поврежденной взлетно-посадочной полосы. Необходимы были самолеты, способные взлетать и садиться на маленьких площадках.

Первые разногласия

Предложение А.С. Яковлева о продолжении работы над проектом Як-36 было отклонено правительством, несмотря на его успехи. Для вертикального взлета требовалось, чтобы тяга двигателей была больше, чем вес самолета, включая топливо и вооружение. Як-36 не имел достаточной мощности для этого, поэтому требовалась совершенно другая модель самолета.

Самолет Як-36

Самолет Як-36

При работе над техническими характеристиками нового самолета возникли разногласия между А.С.Яковлевым и его коллегами. А.С.Яковлев предпочел традиционную схему с одним типом двигателя, однако такой двигатель не был разработан даже на этапе проектирования и потребовал бы не менее 10 лет для создания. В то же время, группа под руководством заместителя главного конструктора С.Г.Мордовина начала работу над проектом СВВП с комбинированной силовой установкой, состоящей из двух подъемных и одного подъемно-маршевого двигателя. Они разработали общую концепцию самолета и провели расчеты технических характеристик.

Для разрешения разногласий между двумя концепциями был организован совет научно-технических экспертов Министерства авиапромышленности. Учитывая реальные возможности авиапромышленности, было принято решение в пользу использования комбинированной силовой установки. Конструкторскому бюро было поручено разработать соответствующий проект, включающий поэтапное определение сроков производства и ответственных исполнителей.

В начале 1969 года руководство ВВС утвердило тактико-технические требования к будущему самолету.

Як-38 – история рождения и основные этапы

Руководство ВВС одобрило основные тактико-технические требования к новому самолету и определило его задачи и назначение. Конструкторское бюро получило задание разработать легкий штурмовик Як-36М (индекс Як-38 был присвоен позже) с вертикальным взлетом и посадкой. Боевая машина должна была быть оснащена современным оружием и способна участвовать в любых боевых операциях на воздухе, на море и на земле. Вооружение самолета должно было быть достаточно мощным, чтобы уничтожать вражеские объекты любого базирования — наземного, морского или воздушного.

Самолет должен поддерживать сухопутные войска в боевых операциях, включая вражескую территорию. Ему также поручается разведка на суше и с кораблей.

Первые попытки создания самолета ВВП были неудачными. В ходе заводских испытаний опытного самолета летчику-испытателю В. Г. Мухину удалось поднять машину над землей всего на полметра. Однако через несколько месяцев он уже смог выполнить круг над аэродромом, взлетев как обычный самолет. Разработчики постепенно улучшали расчеты и дорабатывали изделие, чтобы достичь необходимых характеристик. Через полгода проб и ошибок им удалось безупречно посадить самолет на авиакрейсер «Москва» открытым морем. Эта дата была отмечена в корабельном журнале как «День рождения палубной авиации».

Комиссия разрешила использовать Як-36М при испытаниях авианосца «Киев», после успешных государственных испытаний. Было собрано три самолета за год благодаря заранее подготовленной технической базе. Перед передачей в производство все агрегаты исследовались и дорабатывались на специальных стендах.

В процессе производства возможности самолетов постоянно расширялись. Кроме технологических испытаний, выпускаемые самолеты дополнительно направлялись на исследования конструкции для ее дальнейшего усовершенствования. Или передавались в центр обучения и тренировки пилотов, которые в процессе освоения новой машины внесли в конструкцию много полезных изменений. В результате новые самолеты и их предшественники имели только общее название, но были совершенно разными машинами.

Были аварии, включая курьезные, но без жертв. В одной из них летчик получил травмы, но самолет остался целым, а в другой летчик успел катапультироваться, но самолет разрушился.

Боевое применение Як-38

В 1977 году ВМФ ввел в эксплуатацию штурмовик Як-38 с новым наименованием. Создание Як-38 проходило в несколько этапов, которые описываются в хронологии основных событий.

  • постановление Совета Министров о создании СВВП – декабрь 1967 г.;
  • утверждение руководством ТТТ- январь 1969 г.;
  • начало работ над проектом – сентябрь 1968 г.;
  • постройка опытного экземпляра – апрель 1970 г.;
  • испытания на стендах – 1970 г.;
  • первый вертикальный отрыв– сентябрь 1970 г.;
  • пробный полет — декабрь 1970 г.;
  • начало освоения вертикального взлета – февраль 1971 г.;
  • вертикальная посадка на авианосец «Москва» — август 1971 г.;
  • государственные испытания – апрель 1972 г. по сентябрь 1974 г.;
  • испытания авианосца Киев – 1974 г.;
  • начало серийного производства — 1974 г.;
  • начало служения в ВВС — август 1977 г.

Взлет с коротким разбегом

В 1978 году Тихоокеанский флот получил новый авианосец «Минск». Ему предстоял долгий переход из Севастополя до порта базирования во Владивостоке. Большую часть пути корабль проходил по Индийскому океану в тропическом климате. На борту корабля находились несколько палубных Як-38, но из-за жары подъемные двигатели не запускались.

Палубный Як-38 фото

Требуются новые испытания и доработка для расширения области использования Як-38 до тропиков. Увеличение мощности силовых установок было одним из первых решений, но ресурсы ограничены. Был найден выход с использованием вертикального взлета с коротким разбегом (ВКР).

Этот способ был испытан почти два года, сначала на аэродроме, а затем на корабле. В сентябре 1980 года при испытаниях самолета Як-38 на авианосце «Минск» в Индийском океане погиб летчик О. Г. Кононенко. Однако использование ВКР позволило увеличить мощность самолета по сравнению с ВВП и расширить возможности его применения в боевых условиях.

Читайте также: Самолет AC-130

Проводили испытания Як-38 на различных транспортных средствах, включая автотранспорт и гражданские суда. Для этого использовали специальные платформы, приближенные к автомобильным прицепам. Также провели исследования самолета на теплоходе «Агостиньо Нето», но результаты оказались отрицательными.

Самолет вертикального взлета Як-38

Як-38 на борту ТАВКР Минск

Вооружение

Полеты Як-38 на крейсере «Киев» выявили новые проблемы. При разработке технических характеристик самолетов не учлись особенности их использования на авианосцах. Авиабомбы, запланированные для использования на кораблях, не соответствовали требованиям безопасности. Для того чтобы превратить самолет в боевую машину, его необходимо было переоснастить вооружением, а также провести дополнительные испытания.

Совместно с военными, конструкторы изучили несколько вариантов комплекса вооружения для Як-38, прежде чем выбрать окончательный. Оружейный арсенал этого самолета включал:

  1. управляемые ракеты различных типов;
  2. неуправляемые ракеты двух типов;
  3. неуправляемые авиационные реактивные снаряды;
  4. авиационные бомбы и бомбовые кассеты различных типов, а также зажигательные баки.

На четырех подкрыльевых пилонах разместили вооружение самолета, включая прицельное оборудование.

Штурмовик Як-38

Блоки НАР УБ-16-57УМП и УБ-32А

Другие модификации самолета

Существует вариант Як-36У (и Як-36МУ) — учебная модификация штурмовика Як-38 с двумя кабинами, одна из которых предназначена для инструктора. Особенностью самолета является система принудительного катапультирования (САК), позволяющая катапультироваться обоим членам экипажа (инструктору и курсанту) по разным траекториям.

В процессе тестирования и эксплуатации самолета его летно-технические характеристики были улучшены практически до идеального состояния.

Грузоподъемность и дальность полета оставались низкими. Единственный способ улучшить характеристики — усилить силу тяги двигателей. Решение проблемы было найдено через использование внешних элементов конструкции.

Так появилась еще одна модель самолета вертикального взлета Як-38М с дополнительными топливными баками, подвешенными под крылом. Более двух лет были потрачены на испытания самолета. Однако ожидаемых улучшений эксперимент не принес: возросшие расходы горючего «обнуляли» все достоинства усовершенствованной силовой установки. Несмотря на это, Як-38М поступили на службу в военно-морской флот на авианосцы .

Палубный Як-38 фото

Як-38М

Общий взгляд на прошедшее

Падение СССР и последующий экономический кризис привели к сокращению финансирования ВВС, прекращению многих перспективных проектов и сокращению в армии. В результате, Як-38 были досрочно сняты с вооружения и отправлены на консервацию, а корабли «Киев», «Минск» и «Новороссийск» были выведены из состава военно-морского флота по аналогичным причинам.

Многие аналитики пытаются объяснить сложившуюся ситуацию, возлагая вину за произошедшее на низкие ТТХ Як-38, его несовершенное вооружение, сложность пилотирования и трудности подготовки летного состава. Кроме того, конструкция самолета часто работала на пределе возможностей, что приводило к нештатным ситуациям из-за вибраций или высоких температур. Тем не менее, Як-38 успешно выполнял свои обязанности и находился в вооруженных силах в течение почти 15 лет.

Идеи самолетов, созданных ВВП и реализованных в «Яках», имели огромное значение для авиации. Во-первых, они определили перспективное направление развития воздушного флота. Во-вторых, был получен опыт организации полетов с авианосцев. В-третьих, было подготовлено целое поколение специалистов в авиации и морском флоте, которые смогут продолжить работу над этими идеями в будущем. К сожалению, самолет, опередивший западных конкурентов на целое поколение, стал жертвой большой политики. Но это уже другая история.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах