Самолеты

Обзор пассажирского самолета Airbus A321

А321 — это версия А320 с усовершенствованными двигателями, новыми тормозами и увеличенной длиной. Это позволило увеличить количество кресел для пассажиров на 24%. Аэробус А321 производится в различных вариантах, которые выбираются в зависимости от потребностей авиакомпании.

Как создавался и где производится

В 1988 году компанией Airbus был представлен новый авиалайнер A320. Он стал продолжением серии узкофюзеляжных моделей A300 и первым пассажирским самолетом для регулярных рейсов с установленной электродистанционной системой управления. При разработке основное внимание было сконцентрировано на возможности выбирать из нескольких компоновок мест в салоне и экономичности в сборке. Для готового продукта целью стояло получение преимущества над конкурентом в лице Boeing 737.

Аэробус А321 как создавался

Вскоре после начала официальной эксплуатации A320 стало ясно, что новый самолет получил ожидаемый интерес со стороны потенциальных покупателей. Поэтому компания решила расширять модельный ряд путем создания модификаций. К 1994 году она выпустила Airbus A321. Самолет стал наиболее габаритным из всей серии A320, вмещал до 220 человек и мог пролетать чуть большие расстояния, чем базовая версия.

Аэробус А321 где производился

Новый лайнер привлекал повышенное внимание благодаря его особенностям. Особый интерес вызывало широкое использование цифровых технологий, обеспечивающих управление самолетом, повышенный комфорт для пассажиров и уровень безопасности. Применение композитов также сделало самолет более привлекательным и положительно повлияло на его технические характеристики и возможности.

До 2008 года сборка авиалайнеров велась во Франции, куда привозили отдельные элементы на грузовой авиации или морских суднах. Позднее производство A321 было перенесено в Германию. Некоторые части самолета создаются в Китае и Великобритании.

Вы летали на самолете А321?
ДаНет

Схема посадочных мест Airbus A321

В салоне Airbus A321 может быть применено несколько компоновок. Чаще всего используется двухклассная, состоящая из классов бизнес и эконом. Иногда самолет оборудуется только в одноклассном варианте. В таких случаях количество мест значительно возрастает.Схема посадочных мест Airbus A321

В эконом-классе в каждом ряду шесть кресел, расположенных по три с каждой стороны и разделенных узким проходом. В бизнес-классе места распределены по два слева и два справа. На борту есть восемь аварийных выходов и шесть дверей между рядами.

 

В эконом-классе расстояние между креслами составляет 75–80 см, ширина сидений – 45 см. В бизнес-классе интервал увеличен до 95 см, а ширина сидений – до 52,2 см. Хотя разница небольшая, но уровень комфорта в бизнес-варианте заметно выше.

Максимальная вместимость самолета – 185 пассажиров. Из них 157 мест предоставлены в экономическом классе, а 28 – в бизнес-классе. Какой вид размещения будет применен, решает перевозчик. Обычно существует несколько вариантов расположения мест:

  • 170 мест, 142/28 («Ямал»);
  • 170 мест, 142/28 («Аэрофлот»);
  • 183 места, 167/16 («Аэрофлот»);
  • 186 мест, 170/16 («Аэрофлот»);
  • 197 мест, 189/8 (S7);
  • 220 мест, эконом («Уральские авиалинии»);
  • 210 мест, эконом (Nordwind);
  • 220 мест, эконом (Nordwind);
  • 220 мест, эконом (Red Wings).

Компания может выбирать другие варианты расположения или количество кресел на борту. Это зависит от спроса на определенный класс и популярности маршрута, который будет обслуживаться самолетом.

Лучшие места в экономклассе

При стандартной компоновке на 185 кресел лучшими местами в самолете Airbus A321 считаются шесть посадочных мест на восьмом ряду. Аварийный выход, расположенный спереди, увеличивает свободное пространство перед пассажирами. Поэтому здесь можно спокойно вставать, не мешая соседям, вытягивать ноги и полноценно расслабляться. При разносе питания или напитков стюардессы, подходя к этим местам, предоставляют еще большой выбор, который с каждым рядом сокращается.

Airbus A321 лучшие места в эконом классе

Во второй половине самолета есть удобные места на 20 ряду, особенно рядом с окном. Там много свободного места, так как перед ними нет кресел.

Другие места не так удобны, как некоторые. Пассажиры, находящиеся на 18 и 19 рядах, будут чувствовать дискомфорт из-за близости туалета. На 30 и 31 рядах также есть неудобства. На последнем ряду нельзя откинуть спинку кресла, что вызывает еще больший дискомфорт.

 

При выборе мест в других расстановках рекомендуется учитывать расстояние до туалета или технических помещений, а также наличие большого свободного пространства спереди. Информацию о схеме самолета можно получить на сайте авиакомпании или у менеджера.

Лучшие места в бизнес-классе

В бизнес-классе, который является альтернативой стандартному салону, имеется 28 мест, которые расположены на семи рядах. Кресла отличаются комфортом и удобством. По мнению пассажиров, наиболее привлекательными являются места, расположенные на рядах с 2 по 6. Здесь пассажиры могут наслаждаться свободным пространством и отдохнуть без дискомфорта.

Airbus A321 лучшие места в бизнес-классе

В бизнес-классе наиболее удобными оказались кресла на 1 или 7 ряду, остальные не столь комфортны. Пассажирам на первом ряду могут мешать другие пассажиры, их походы до туалета, а также постоянный шум и свет из кабинки. На последнем ряду неудобства связаны с шумом из эконом-класса, что может быть проблемой, если пассажиру нужно отдохнуть или поспать.

Wi-Fi и прочие удобства на борту

На борту самолета Аэробус А321 предусмотрены удобства для пассажиров, которые обеспечивают комфортный перелет и приятное времяпрепровождение. Основная версия лайнера имеет 4 кухни и 4 туалета. Бизнес-класс оснащен гардеробом.

Airbus A321 удобства и интернет

В первом и восьмом ряду находятся люльки для детей, поэтому там могут сидеть пассажиры с детьми. В остальных рядах кресла для детей могут быть разными. Кроме того, на борту самолета есть шесть специальных мест для бортпроводников.

Прочие удобства зависят от авиакомпании, эксплуатирующей самолет. Чаще всего у каждого пассажира имеется розетка для зарядки электронных устройств. Некоторые встраивают в спинки кресел небольшие дисплеи, на которых можно смотреть фильмы. Wi-Fi предоставляется большинством авиакомпаний за дополнительную плату.

Летно-технические характеристики

Самолет A321 стал чуть больше старшего A320. Его длина составляет 44,51 м при высоте 11,76 м. Размах крыла остался прежним и равен 34,1 м при площади 122,6 м². Вес лайнера без нагрузки – 48,5 т. Взлетать он может при 93,5 т, при посадке должен весить не более 77,8 т. Допустимая коммерческая нагрузка достигает 23,4 т.

Airbus A321 летно-технические характеристики

Установленные двигатели CFM56-5A/5B или IAE V2500-A5 выдают тягу от 13600 до 15000 кгс. Они обеспечивают самолету крейсерскую скорость на уровне 828 км/ч, при этом он способен разогнаться до 890 км/ч. Для взлета лайнеру понадобится разбег длиной 2180 м, а для посадки –пробег до 1580 м. Он может подняться на высоту до 11900 м.

30030 литров топлива достаточно для преодоления расстояния в 5600 километров при максимальной коммерческой загруженности, если удельный расход топлива составляет 18,2 грамма на пассажиро-килограмм и часовые затраты равны 3200 килограммам.

Конструкция авиалайнера

По аэродинамической схеме Airbus и A321, и A320, ставший старшей версией, относятся к двухмоторным низкопланам с крылом стреловидного типа и однокилевым вертикальным оперением. Оба предназначены для авиалиний средних дистанций. Модель A321 получилась несколько длиннее, поэтому позволяет перевезти больше пассажиров. Базовая компоновка допускает наличие 185 мест в двухклассном варианте или 220 мест при одноклассном салоне.

Airbus A321 конструкция авиалайнера

Разнообразные композитные материалы использовались при проектировании самолета, особенно в крыльях и стабилизаторах, чтобы уменьшить массу, увеличить грузоподъемность и улучшить характеристики.

Авиалайнер получил усиленное крыло, отличающееся повышенной надежностью. На нем установлены специальные законцовки, называющиеся sharklets. Они выполнены по типу винглетов и созданы для улучшенных версий A320. Представители компании отмечают, что шарклеты повышают аэродинамику самолета, сокращают на 3,5% уровень потребления топлива и минимизируют выброс диоксида углерода в атмосферу. Отсутствие таких законцовок привело бы к уменьшению дальности полета на 180 км или снижению предельной коммерческой нагрузки на 500 кг.

Airbus A321 конструкция салона

Новые турбовентиляторные двигатели CFM56-5A/5B или IAE V2500-A5 стали мощнее. Уровень шума от них снизился, расход топлива стал более экономичным, а выброс вредных веществ сократился. Размещаются они по одному с каждой стороны под крылом.

Кабина пилотов оснащена цифровой авионикой EFIS, включающей шесть специальных дисплеев на приборной панели самолета, куда выводится вся необходимая информация о полете. При отказе отдельных элементов сразу появится соответствующее предупреждение, чтобы пилоты смогли своевременно принять нужные меры.

Airbus A321 кабина пилотов

Наличие черного ящика Airbus A321 позволяет получить информацию о полете и переговорах после катастрофы, если она произойдет. Располагается он внутри хвостового отделения и может выдерживать серьезные удары и высокую температуру, благодаря чему сохраняется даже при крушении лайнера.

Модели и модификации

Самолет выпускается в трех модификациях: A321-100, A321-200, A321neo. Первая практически не эксплуатируется, а вторая постепенно заменяется третьей. Каждая новая версия получила свои улучшения, которые дали ей ряд преимуществ.

Самолет A321-100

Первая модель A321-100 выпускалась с 1994 года с двигателями V2500 или CFM56. Самолет мог стать серьезным конкурентом даже для Boeing 757, но этого не произошло. Причиной тому послужили недостаточно продвинутые характеристики. Поэтому в 1996 году была представлена вторая модель.

Самолет A321-200

Airbus A321-200 получил повышенную взлетную массу и увеличенную дальность полета, которая достигалась с помощью установки дополнительных топливных баков. Лайнер стал успешнее предшественника и быстро распространился по многим крупным авиакомпаниям.

В 2016 году был представлен Airbus A321neo, ставший улучшенной версией базового самолета. На него устанавливают новые модернизированные двигатели PW1100G-JM или CFMI Leap-1A, обеспечивающие тягу 15000 и 14500 кгс. Потребление топлива сократилось на 15%.

Самолет Airbus A321neo

Согласно техническим сведениям, A321neo может пролетать на 950 км дальше и принимать на борт на 2 т больше нагрузки. Показатели скорости также были улучшены. Количество доступных мест на самолете возросло – он вмещает до 240 человек при одноклассной компоновке.

Авиакомпании эксплуатанты

A321 активно эксплуатируется многими крупными авиакомпаниями. Всего за годы производства было продано более 1700 самолетов, при этом еще 400 стоят на очереди на конвейер. Количество заказов на новый A321neo также постепенно растет.

Авиакомпании эксплуатанты А321

Большие международные авиаперевозчики используют самолет.

  1. American Airlines;
  2. Air Canada;
  3. Atlasglobal;
  4. Turkish Airlines;
  5. Air France;
  6. Etihad Airways;
  7. Air China;
  8. Air India;
  9. Qatar Airways;
  10. Air Astana;
  11. Wizz Air.

Также лайнер состоит в авиапарке многих европейских и азиатских авиаперевозчиков, выполняющих международные рейсы. В России A321 используется «Аэрофлотом», S7, «Уральскими авиалиниями» и Red Wings. Несколько самолетов выполняют периодические рейсы от компаний «Ямал» и «Nordwind».

A321 эксплуатируется по всему миру более 20 лет. За это время было выпущено почти две тысячи самолетов, которые смогли проявить себя с лучшей стороны. Каждый экземпляр отличается высочайшей надежностью, технической начинкой и удобством управления. Пассажиры же получают возможность добраться до нужной точки быстро и комфортно.

Схема салона Airbus A321 у разных авиакомпаний

Компоновку пассажирских мест в самолете Airbus A321 всегда определяет авиакомпания. Соответственно, и выбирать лучшие места нужно, руководствуясь схемой именно того борта, на котором вам предстоит лететь.

Схема мест Airbus A321-211 у S7

Бизнес-класс — 8 мест на рядах 1, 2;

Эконом-класс — 189-190 мест;

Места с увеличенным пространством для ног — 9-й ряд, 10-й ряд места A, F; 23-й ряд — все либо только крайние.

Особенность компоновки заключается в 22-м ряду, где расположены только два места, но не у окна. Нет дополнительного места для ног, но эти места будут идеальны для пассажиров, летящих вдвоем.

Схема салона airbus А321

Технические характеристики самолета Airbus A321.

Первый полет: 11 марта 1993 года

Годы производства: c 1993 г. по настоящее время

Длина: 44,51 м.

Высота: 11,76 м.

Вес пустого: 48024 кг.

Площадь крыла: 122,60 кв. м.

Размах крыла: 34,1 м.

Крейсерская скорость: 845 км./ч.

Максимальная скорость: 895 км./ч.

Потолок: 12500 м.

Дальность полета: 4260 до 5550 км.

Двигатели: 2 ТРДД CFM-56B2 или IAE-V2500

Экипаж: 2 человека

Количество пассажирских мест: 185 мест

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Виктор

    Airbus A321 — самый простой, но при этом самый красивый самолет, на мой взгляд. Всегда мечтал сделать на нем рейс.