Необычные самолеты

Самые необычные самолеты в мире — фото и описание

СОДЕРЖАНИЕ
1
22 просмотров
25 ноября 2018

Необычные самолеты появлялись на разных этапах развития авиастроения. Пересмотр стандартных и прижившихся схем позволяет двигать технический прогресс вперед. Однако не все «прорывные» идеи себя оправдывают: некоторым суждено кануть в небытие, что видно по многим экспериментальным моделям.

Какая схема самолета считается стандартной?

Классическая аэродинамическая схема — это модель, по которой выстроено подавляющее большинство современных летательных средств. Формула ее проста: самолет имеет вытянутое обтекаемое «тело» и горизонтальные крылья.

Крылья могут быть прямыми, стреловидными, их может быть разное количество. Хвостовое стабилизирующее оперение тоже может иметь различные комбинации, но в целом любой человек, видя перед собой самолет стандартной схемы, может быть уверен: это именно летательный аппарат.

Форма крыла самолета

Необычный самолет отличается тем, что он избегает этой стандартной формулы, пытаясь вывести понимание воздушного транспорта на новый уровень. История знает множество примеров, когда отклонение от стандартной схемы было проведено собственно ради эксперимента, или отвечало каким-то особым задачам.

Многие из этих идей преданы забвению, некоторые продолжают бороться за свою реализацию. Так или иначе, нестандартные летательные средства привлекают внимание ученых и любителей техники.

Обзор самых необычных самолетов в мире

В большинстве своем самолеты необычных, нестандартных схем сильно опередили свое время. Как видно из примеров, почти ни один не прижился для выполнения практических задач при разработке, однако бесценный опыт и смелые модификации открыли путь для последующего усовершенствования летающей техники.

Гоблин

Самые необычные по конструкции самолеты создавались по большей части на заре строительства летательных аппаратов, когда эксперименты с формой носили практическое значение. Один из таких нестандартных экземпляров — McDonnell XF-85 Goblin, летательное средство типа истребитель-паразит. Этот самолет создавался военными силами США в 1948 году и задумывался как истребитель, сопровождающий тяжелый бомбардировщик. Но дальше образцов-прототипов эта идея не ушла.

McDonnell XF-85 Goblin

До сих пор Гоблин является самым маленьким истребителем, когда-либо построенным. За свой внешний вид его называли «летающим яйцом»: он выглядит как эллипс с низкорасположенными крыльями. Свое «гоблинское» прозвище он получил за свой малый размер и внешний вид, сходный с изображением мифических существ.

Разработка этого проекта прекратилась в связи с тем, что малый размер не позволял воздушному судну маневрировать, а турбулентность вокруг тяжелых машин, которые ему предстоит сопровождать, просто лишает пилота «паразита» возможности нормально управлять самолетом.

Летающие ванны

Самые необычные самолеты в мире создавались не только для войны или гражданских авиаперевозок. Странные летательные аппараты, прозванные «летающими ваннами» тому подтверждение: 5 таких машин без крыльев были созданы специалистами центра НАСА и при разработке носили название Northrop HL-10. Испытания этих аппаратов проводились с 1966 года.

Northrop HL-10

«Ванны» не являются собственно самолетами. Эти летательные средства планировалось использовать для возвращения астронавтов с орбиты, однако проект не был принят. При помощи этих воздушных суден планировалось увеличить возможность маневрирования при возвращении на Землю. Сейчас для этой цели используются принципиально иные аппараты.

«Беременная гуппи»

Aero Spacelines Super Guppy — такое название носит самолет, получивший модификацию «беременная гуппи». Этот самолет был разработан американской компанией Aero Spacelines для перевозки негабаритных грузов и совершил первый полет в 1965 году. Всего было выпущено 5 экземпляров таких самолетов: один используется НАСА на сегодняшний день, а остальные 4 законсервированы в разных странах мира.

Aero Spacelines Super Guppy

Свое название самолет получил за внешнее сходство корпуса с телом рыбки гуппи. Грузовая модификация иронично названа «беременной» за увеличение массивности корпуса.

Самолет-бочка Stipa-Caproni

Стипа-Капрони (или Капрони Стипа) — экспериментальное итальянское летательное средство, спроектированное Луиджи Стипа и построенное инженером Капрони в 1932 году. Этот самолет приметен своей формой фюзеляжа: она напоминает бочку. По сути, летательный аппарат и выглядит как бочка: внутри фюзеляжа располагается единственная турбина, защищенная полым корпусом. Кабин пилотов расположены на вершине «бочки».

Stipa-Caproni

По задумке дизайнеров, самолет-бочка должен был стать самым тихим летательным средством на свой период времени. Однако он не получил серийного выпуска. Воздушное судно могло развивать скорость только 68 км/ч, что недостаточно для взлета. Позже скорость увеличилась за счет изменений корпуса, однако модель по-прежнему оказалась невостребованной.

Самолет-турбина

Dornier-E-1

Считается, что беспилотные самолеты появились в мире относительно недавно. Однако первые образцы совершали полеты еще в 1972 году: Александр Липпиш разработал самолет в виде турбины, который носил название Dornier E-1. Аппарат успешно прошел взлетные испытания, однако военное руководство не смогло отказаться от пилотируемых аппаратов для разведки. Самолет так и не был поставлен в серийное производство.

Ассиметричный Blohm & Voss BV 141

Blohm & Voss BV 141

Разведывательный самолет «Бломм унд Фосс», спроектированный в 1938 году, отличался своим асимметричным строением. Кабина пилота в нем расположена не в «теле» самолета, а на крыле. Это решение было связано с требованием улучшить обзор пилота, что чрезвычайно важно для воздушной разведки. Однако в массовое производство самолет не вышел: несмотря на математические расчеты и успешные испытания, смещенная кабина сильно затрудняла маневрирование и управление самолетом.

Летающая тарелка Avro Canada VZ-9 «Avrocar»

Avro Canada VZ-9 «Avrocar

«Аврокар», разработанный канадцем Джоном Фростом, вышел в эксплуатацию в 1958 году. Это был сенсационный проект: армия США была спонсором этих летательных аппаратов, которые выглядели как настоящие летательные тарелки и были разработаны для вертикального взлета и посадки. Ожидалось, что тарелка будет подниматься вверх более, чем на 3000 м и разгоняться до 480 км/ч. Однако уже через три года после запуска первого экземпляра проект закрыли. Летающие тарелки с трудом отрывались от земли на метр и развивали скорость всего 56 км/ч.

Самолет без крыльев «Aerodyne»

Aerodyne

«Аэродайны» — изобретения Александра Липпиша, аэроконструктора, который был убежден в том, что летательные средства следует лишить крыльев для большей эффективности. Самолет-турбина был его изобретением с рудиментарными крыльями. Липпиш выпустил еще множество чертежей и концептов новых летательных средств, однако никто не хотел его финансировать. Только немецкая компания Dornier поддержала очередное его детище, названное в разработке Dornier Aerodyne. Летательный аппарат вновь состоял из одной турбины и хвоста. Испытания вновь провалились, и модель не увидела свет.

Летающая лодка Caproni Ca.60 Noviplano

Caproni Ca.60 Noviplano

Летательное средство планировалось к разработке как экспериментальный проект, который был призван преодолевать большие расстояния в трансатлантических водах. Летающая лодка представляла собой лайнер на 150 мест с надстройкой в виде трехэтажного триплана. Она взлетела лишь однажды — 4 марта 1921 года, после чего потерпела крушение. Позже, после тотальной реконструкции, при загадочных обстоятельствах лайнер сгорел. По мотивам этих событий было выпущено полнометражное аниме «Ветер крепчает».

Транспортник A300–600ST «Белуга»

A300–600ST Белуга

Транспортный самолет «Белуга» на сегодняшний момент эксплуатируется как замена «Беременной гуппи». Название он получил за «горб» в верхней части корпуса, который позволяет загружать в него негабаритные грузы. Всего существует 5 экземпляров таких самолетов, ведется разработка модификаций.

Ан-225 «Мрия» и «Буран»

Ан-225 Мрия

«Мрия» и «Буран» были спроектированы в СССР в 1988 году на киевском авиазаводе. Из двух запланированных машин завершена только одна — «Мрия» или «Мечта», которая и по сей день в рабочем состоянии и используется в Украине. «Мечта» — один из самых больших грузовых самолетов в мире.

Ан-225 Буран

«Буран» представляет собой многоразовый космический корабль. «Мрия» была разработана и выпущена специально в дополнение к этому летательному средству. На данный момент этот самолет используется для транспортировки сверхтяжелых грузов. К примеру, этот самолет способен перевезти 50 легковых автомобилей или самосвалы весом до 200 тонн.

Летающий блинчик Vought V-173

Vought V-173

Изначально этот экспериментальный проект получил имя «Шумовка». Однако из-за внешнего сходства с блинчиком за ним закрепилось прозвище «Летающий оладушек». Самолет имеет практически округлую уплощенную форму и разрабатывался для тестирования вертикального взлета и посадки с 1942 до 1947 года. Прототип был деревянным и, хотя и прошел испытания, все же не оправдал ожидания конструкторов. Впоследствии на его основе был построен другой «блинный» самолет — Vought XF5U-1.

Необычные самолеты СССР и России

Авиастроительство в СССР, а позже в России, всегда пользовалось крепкой поддержкой государства. На протяжении всей истории авиастроения в нашей стране было построено немало уникальных в своем роде летательных аппаратов.

Экраноплан «Каспийский монстр»

Сокращение «КМ» изначально подразумевало значение «Корабль-макет», но позже за самолетом закрепилось прозвище «Каспийский монстр». Этот тестовый экраноплан был разработан в СССР и эксплуатировался с 1966 по 1980 годы, после чего затонул. На его основе был позже разработан экраноплан «Лунь».

Экраноплан Каспийский монстр

Особенностями «Каспийского монстра» являлись его размеры: на момент постройки это был самый большой летательный аппарат. Другой его особенностью была возможность по аналогии с амфибиями перемещаться одинаково эффективно как по воде, так и по воздуху. Образ этого летательного средства находил отголоски в научно-фантастической литературе и кинематографе много лет спустя после гибели.

Самолет-амфибия VVA-14

VVA-14

ВВА-14 расшифровывается как «вертикально взлетающая амфибия». Самолет выпущен в СССР в 1972 году, сейчас является музейным экспонатом. Выпущен аппарат был в качестве экспериментального гидросамолета, а точнее, сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика. В процессе разработки умер главный конструктор ВВА-14, после чего над амфибией работали еще 2 года. Запуска готового изделия так и не было осуществлено, т. к. в ходе работы обнаружились серьезные проблемы с разработкой вертикального взлета и системы управления.

Су-47 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла

Су-47 Беркут

«Беркут» — экспериментальный палубный истребитель, выпущенный в России, в 1997 году. Название и характерную черно-белую окраску самолет получил из-за сходства крыльев с крыльями пикирующего беркута. Проект был крайне перспективным при разработке, на его основе впоследствии выпущены несколько истребителей последующих поколений. Однако на практике оказалось, что обратная стреловидность крыла вызывает больше проблем, чем преимуществ. Проект «Беркут» уже закрыт, а существующие экземпляры используются как лаборатории.

Комментировать
1
22 просмотров
Комментарии
  1. PolkovnikTrofe ()
    Ответить

    Дорогие читатели Самолетос.ру, «Объединенная авиастроительная корпорация» объявляет старт всероссийского молодёжного конкурса «Будущее Авиации 2019» и приглашает Вас принять участие.

    Общий призовой фонд Конкурса 750 000 рублей.

    Участие бесплатное. Приглашаются все желающие.

    Конкурс ориентирован на студентов старше 18-ти лет, а также на молодых специалистов и ученых до 35 лет. Для всех участников будут организованы онлайн и офлайн лекции и вебинары.

    В конкурсе «Будущее Авиации 2019» десять направлений. Выберите то направление, в рамках которого вы сможете представить ваш проект:

    ¦ Беспилотный летательный аппарат;
    ¦ Новые авиационные материалы;
    ¦ Новые технологии реактивного движения;
    ¦ Перспективные авиационные автономные источники тока;
    ¦ Послепродажное обслуживание;
    ¦ Проектирование;
    ¦ Производственные технологии;
    ¦ Радиоэлектронное оборудование;
    ¦ Технологии и средства летных исследований и испытаний;
    ¦ Электрические и гибридные технологии для создания самолета будущего
    За время проведения конкурса участники смогут поработать индивидуально или поискать решение в команде, структурировать свою идею и донести в финале конкурса до топ-менеджеров Корпорации. Также у участников есть уникальная возможность познакомиться с проектами других участников, обсудить свои идеи и проекты с ведущими экспертами отрасли.

    Финал конкурса состоится в Москве. Поездка и проживание для финалистов оплачивается организатором конкурса.
    Ищите нас в сети!

Это интересно