МиГ-29 и Су-27 являются многоцелевыми и всепогодными истребителями четвертого поколения. Их сравнение требует внимательного изучения характеристик каждого самолета. Оба истребителя использовались в боевых конфликтах. Изучение подобного опыта применения дает понимание реальных параметров боевых машин.
Суть различий легкого и тяжелого истребителей
В первую очередь различия между самолетами заключаются в массе. Вес пустого МиГ-29 составляет 10900 кг, а Су-27 16300 кг. Несмотря на массу, габариты самолетов отличаются не так сильно. МиГ-29 быстрее набирает высоту и имеет более простое устройство. В первую очередь это касается бортового радиоэлектронного оборудования.

Синий – МиГ-29 Черный – Су-27
У данных истребителей разное предназначение. МиГ проектировался как массовый самолет, который будет использоваться над собственной территорией или окраинах земли противника. Отличие Су заключается в том, что он создавался для работы в тылу противника. У него гораздо больше дальность полета и расширенный боекомплект, а также более сложная авионика.
Основные характеристики Су-27 и МиГ-29
Среди летно-технических характеристик самолетов выделяют:
Характеристика | Су-27 | МиГ-29 |
---|---|---|
Экипаж | В зависимости от модификации 1 или 2 человека | 1 или 2 человека |
Длина | 21,9 м | 17,32 м |
Размах крыла | 14,6 м | 11,36 м |
Высота | 5,9 м | 4,73 м |
Максимальная взлетная масса | 30000 кг | 18480 кг |
Предельная скорость на высоте | 2500 километров в час | 2450 километров в час |
Практический потолок | 18000 метров | 18000 метров |
Практическая дальность на высоте | 3900 километров | 1430 километров |
При сравнении характеристик самолетов удается понять, для каких целей предназначается каждый истребитель. Взлетная масса и габариты МиГ-29 меньше. Стоит отметить, что у Су-27 имеется множество модификаций, которые отличаются по параметрам. Сравниваются две базовые модели массового производства.
По характеристикам Су-27 превосходит МиГ-29, но при этом за все время произведено в 2 раза меньше «Сушек». МиГ начал эксплуатироваться на 2 года раньше Сухого в 1983 году.
Вооружение

Вооружение Миг-29
Легкий истребитель оснащается пушкой 30 мм и подвесным вооружением на выбор. На самолет могут быть установлены ракеты класса воздух-воздух, авиационные бомбы. Узел подвески МиГ-29 позволяет разместить 7 единиц различного вооружения.
Тяжелый истребитель комплектуется 30 мм пушкой. В качестве подвесного вооружения устанавливаются ракеты класса воздух-воздух и воздух-поверхность, авиабомбы и неуправляемые ракеты. У Су-27 десять узлов подвески для вооружения.

Вооружение Су-27
Благодаря большей предельной взлетной массе Сухой лучше вооружен и может поражать больше целей при вылете на задание. Оба истребителя поддерживают модифицированное вооружение. На МиГ и Су может устанавливаться управляемая ракета средней дальности Р-77.
Функциональные различия и сходства
Оба истребителя создавались под определенные задачи. Самолеты обладают некоторыми сходствами, среди которых выделяют:
- маневренность;
- возможность многоцелевого применения;
- присутствие электродистанционной системы управления приводами.
Радиолокационная станция обоих самолетов позволяет сопровождать более 10 целей и осуществлять одновременный обстрел 1-2. Дальность обнаружения цели у МиГ-29 составляет 50 километров.
Несмотря на некоторые сходства, Су-27 технически более продвинут. Он способен преодолевать большие расстояние и нести более серьезное вооружение, сохраняя при этом маневренность и высокую скорость. На него устанавливается передовая РЛС, которая позволяет находить цели на большом расстоянии.
Все сходства и отличия можно найти при подробном изучении технических характеристик истребителей. Стоит отметить, что задача легкого истребителя МиГ-29 заключается в завоевании превосходства в воздухе, в том числе за счет количества самолетов. Производство данного истребителя обходится дешевле, чем модель Сухого.
Во всех ведущих армиях мира примерно 50–70% истребительной авиации представляют легкие истребители. Тяжелые истребители более автономные. Они могут выполнять задачу без управления с наземных постов.
Случаи реальных боев между самолетами
Самолеты Су и МиГ поставлялись во многие страны, поэтому есть зафиксированные случаи реальных боев между самолетами. Истребители сталкивались в Эфиопо-эритрейском конфликте. В 1998 году в ходе перевооружения ВВС Эритреи закупили 3 единицы МиГ-29 у Беларуси. В ответ ВВС Эфиопии закупили Су-27СК (специализированная экспортная модификация) в РФ. В ходе столкновения против Миг-29 Су-27 продемонстрировали большую эффективность и уничтожили три единицы техники. В конечном итоге эфиопская сторона смогла установить контроль над воздухом.
Улучшенные летно-технические характеристики Су-27 дали ему преимущество в реальном бою. Однако у Миг на момент создания были совсем другие цели и задачи. Перед самым развалом СССР на вооружении находилось 653 единицы Миг-29 и 326 единиц Су-27. Задача легкого истребителя заключалась в завоевании превосходства в воздухе за счет количества и управления с наземных постов. Именно в ВВС СССР МиГ-29 полностью раскрывал свои возможности.
Выводы: какой самолет лучше?
Несмотря на то что оба истребителя относятся к 4 поколению, сравнительный анализ двух самолетов говорит о том, что Су-27 лучше, чем МиГ-29. Тяжелый истребитель получает преимущество в бою против легкого за счет улучшенных характеристик. Для военной авиации оба самолета играли крайне важную роль. В данный момент Су-27 заменяется модернизированной версией 4++ поколения Су-35. Также готовится к эксплуатации многоцелевой легкий истребитель Миг-35.