Сравнение МиГ-29 и F-16 Самолеты

Воздушная дуэль: МиГ-29 против F-16

Что бы понять, какой истребитель лучше — МиГ-29 или F-16, необходимо сравнить их технические характеристики. Успех боя во многом зависит от вооруженности истребителей, хотя решающая роль в исходе сражения принадлежит мастерству пилотов.

Сравнение характеристик МиГ-29 и F-16

Российский МиГ-29 и американский F-16 являются истребителями четвёртого поколения. Оба эти самолёты принадлежат к категории лёгких боевых машин. F-16 впервые поднялся в небо в середине 70-х минувшего столетия. Сейчас этот истребитель составляет основу ВВС США и других стран. МиГ-29 поступил на вооружение в фронтовую авиацию только в середине 80-х. Из 1600 построенных 800 истребителей было продано 30 странам мира. Каждый, кто покупает военную технику, предварительно сравнивает теххарактеристики боевых машин, а также тактику ведения сражения и количество одержанных ими побед.

Визуальный обзор

В воздушном бою огромную роль играет круговой обзор пилота. По условиям видимости у F-16 ряд преимуществ. Российский истребитель имеет худший визуальный обзор за счёт конструкции кабины пилота и расположения в ней сидения лётчика, а также того факта, что при определённых режимах полёта происходит большой выброс из реактивного сопла двигателя. Сравнение условий видимости военных самолётов приводит к такому выводу: у F-16 они лучше, однако МиГ более защищён от огня неприятеля.

Маневренность и безопасность

В ближнем маневренном бою российский военный самолёт имеет более сильные лётные характеристики. Такое преимущество достигается благодаря наличию двух двигателей и интегральной компоновке. У F-16 эти параметры хуже. Скорость разворота российской боевой машины — 22,8°/с, а у F-16 она ниже — 21,5°/с. Российский истребитель набирает высоту со скоростью 334 м/с, а «американец» — 294 м/с. Для МиГа предпочтительнее бой в вертикальной плоскости, а для F-16 — в горизонтальной. «Американец» сильнее в сражении на высоких скоростях, русский истребитель — на низких.

Российский военный самолёт более безопасен, чем американский. У него два двигателя, а это значит, что если один их них выйдет из строя, второй сможет обеспечить полноценный полёт. У F-16 двигатель только один. В случае его поломки или попадания снаряда, летательный аппарат обречён на гибель.

Вооружение и авионика самолетов

Вооружение любого военного самолёта обязательно включает две категории оружия: воздух-земля и воздух-воздух. «Американец» имеет управляемые и неуправляемые бомбы, а также антирадарные ракеты. Благодаря электронике можно более точно применять оружие.

Российская боевая машина имеет неуправляемые бомбы и реактивные снаряды в своем вооружении. Вместимость российского истребителя составляет 2,2 т груза, в то время как американский истребитель может взять на борт до 7,5 т. Это связано с установкой на МиГ двух двигателей, что делает самолет изначально тяжелым и ограничивает его возможности по перевозке оружия.

На обоих воздушных суднах имеются ракеты средней дальности воздух-воздух. Они управляются радарами. Для русских Р-77 максимальная дальность пуска — 100 000 м. Американские ракеты AMRAMM достигают цель с расстояния 75 000 м. Российские ракеты с полуактивным поиском цели Р-27 запускаются на расстояние, равное 60 000 м, а американские — на 45 000 м.

Для ведения ближнего боя российский самолёт вооружён ракетами Р-73 Э, у них, как известно, инфракрасные головки самонаведения. Р-73 Э характеризуется большим радиусом действия, чем имеющаяся у F16 АIM 9.

Российские истребители оснащены авиапушками с большим калибром, что позволяет им стрелять на большую дистанцию. Для точности стрельбы используется лазерный дальномер, который обеспечивает высокую вероятность поражения цели. В свою очередь, американские авиапушки имеют большой боекомплект, но меньший калибр.

Оценивать авионику этих двух истребителей тяжело, так как изготовители скрывают основные параметры радаров. РЛС российского самолёта имеет угол обзора 140 градусов, американского — 120. Максимальный радиус действия радара у F-16 — около 150 км, у российского самолёта — более 100 км.

«Американцы» имеют системы Fly by Wire и HOTAS, которые делают управление летательным аппаратом очень удобным. Летать на истребителе F-16 намного проще, чем на российском самолёте. Ведь «американец» использует электродистанционную систему управления. Российские военные машины летают на «механике».

У российского лётчика есть шлем с прицелом «Щель — ЗУМ». Это устройство даёт превосходство в ближнем воздушном сражении. У американского истребителя другое преимущество — удобная кабина пилота. К тому же F-16 чтобы приготовиться к бою, нужно лишь нажать переключатель Falcon. Боевая машина россиян настраивается в механическом режиме. Ей потребуется больше времени для подготовки к воздушному сражению.

Скорость

Максимальная скорость российского самолета составляет 2 300 км/ч, в то время как американский достигает 2 145 км/ч. Это обусловлено различной конструкцией воздухозаборников двух летательных аппаратов. Сверхзвуковая скорость может разрушить фонарь кабины пилота, так как поликарбонат сильно размягчается и может даже потрескаться от трения о воздух.

МиГ-29 может подняться на высоту 18 000 метров, F-16 — на 17 200 метров. Максимальная приборная скорость у поверхности земли у этих самолётов одинаковая — 1 500 км/ч. Правда, для её достижения необходимо сбросить подвесной бак.

Какой истребитель сильнее?
МиГ-29F-16

Мнение экспертов: какой самолет лучше?

Эксперты по-разному оценивают оба эти самолёты. Истребители предназначены для выполнения одинаковой задачи. По мнению одного из пилотов НАТО Йохана Кока (см. его статью на английском языке тут), которому доводилось пилотировать оба рассматриваемых истребителя, F-16 — многофункциональный истребитель, а МиГ-29 — боевая машина, предназначенная для ближнего маневренного сражения. На среднем расстоянии силы воздушных боевых машин равны. Успех сражения будет зависеть от мастерства пилотов и качества имеющихся на борту ракет.

Если русский истребитель и F-16 сойдутся в бою, то их радары быстро «увидят» друг друга. Однако американский истребитель успеет выстрелить быстрее. К тому же американские ракеты имеют большую дальность пуска.

Радар F-16 даёт возможность отслеживать какое-то количество объектов одновременно. У МиГа подобной возможности нет. Если в бою будет участвовать несколько американских самолётов, российский лётчик не сможет определить, кто конкретно его «захватил». «Американец» может выпустить ракеты по нескольким неприятельским объектам. К тому же в бою российской военной машине, чтобы победить, нужно подойти к F-16 как можно ближе. В момент сближения ему придётся встретиться с выпущенными навстречу американскими ракетами.

В этом сравнении — F-16 против МиГ-29 — побеждает «американец». Дело в том, что американский истребитель воевал в Ираке, Афганистане, Палестине и на Балканах. У него большее число воздушных побед, чем у МиГ-29. Нет никаких данных о поражении в сражении с участием американского военного самолёта. Лишь один раз его сбили ЗРК Югославии.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Сергей

    ф 16 лучший.

  2. Епифаний

    Сравнимых данных нет. Зато у одного самолёта указано вооружение, а у другого лётная динамика. Сапоги всмятку.