Самолеты

Прогрессивный боевой самолет МиГ-35

Истребители должны соответствовать современным требованиям авиации. Их постоянная модернизация заставляет создавать новые модификации и машины, соответствующие критериям. Разработка МиГ-35 была необходима для замены устаревших самолетов и отвечает измененным требованиям.

История создания

МиГ-29 был одним из лучших истребителей СССР и заслужил высокую репутацию. В 80-х годах руководство страны приняло решение разработать улучшенные версии, включая МиГ-29К и МиГ-29М. Модели были разработаны и прошли испытания через несколько лет. Однако распад Советского Союза привел к кризису и отказу от дальнейшей разработки и принятия новых истребителей на вооружение.

История создания самолета МиГ-35

Несмотря на финансовые затруднения внутри России, Конструкторское бюро продолжало модифицировать МиГ-29. Поэтому, когда Индия заключила контракт на палубные версии истребителей, у конструкторов уже был готов проект. В то же время, российское руководство задумалось о создании новых самолетов для своей армии.

В 1998 году был представлен МиГ-29СМТ, ставший представителем поколения 4+. Он отличался улучшенной бортовой радиолокационной системой, позволявшей захватывать сразу четыре точки, и возможностью обстрела наземных и надводных целей. Также к 1999 году показали опытный МиГ-29М, изначально предназначавшийся для Индии. Его разработка была отложена, но через несколько лет все же продолжилась.

Российские конструкторы представили новую машину под названием МиГ-35 в 2005 году. Она была создана на базе МиГ-29М, но имела улучшенные радары и лучшие характеристики полета. Второй вариант МиГ-35Д был представлен позже и имел небольшие отличия. Испытания продолжались многие годы и закончились только в 2017 году.

Задачи и цели

Первоначально истребители были предназначены для борьбы с воздушными силами противника. Со временем их конструкция стала более сложной, что привело к увеличению стоимости.

Применение самолета МиГ-35

Во время Второй мировой войны целью было создание большой авиационной армии, состоящей из сотен или тысяч истребителей. Однако после войны это стало неэффективным, даже для богатых стран. Сейчас авиация должна быть более универсальной и многофункциональной, чтобы выпускать и содержать меньшее количество самолетов с четким назначением.

Российский истребитель полностью отвечает этому требованию. МиГ-35 способен выполнять множество задач, для которых в прошлом веке пришлось бы использовать несколько типов самолетов.

Основные цели авиалайнеров:
• уничтожение воздушной, наземной и надводной техники врага;
• выполнение перехвата целей;
• завоевание превосходства в воздушном пространстве;
• изолирование зоны ведения боев;
• поражение систем противовоздушной обороны;
• поддержка пехотных войск с воздуха.

МиГ-35 может выполнять задачи в любых погодных условиях и имеет достаточный запас вооружения для уничтожения множества вражеских формирований за один вылет, что позволяет избежать применения крупных авиагрупп.

Летно-технические характеристики МиГ-35

Новый истребитель МиГ-35 выделяется техническими характеристиками, превосходящими большинство других. Это обеспечивается продуманной конструкцией и улучшенными двигателями.

Технические характеристики МиГ-35

По внешним характеристикам МиГ-35 вполне типичен. Его длина составляет 17,32 м, а высота достигает 4,44 м. Крыло по размаху вытянуто на 12 м, по площади – на 42 м². Нормальной взлетной массой для истребителя отмечен показатель в 19200 кг, максимальная же ограничена 24500 кг. Внешняя полезная нагрузка может весить до 6500 кг, она располагается на восьми точках подвески.

Максимальная скорость самолета на земле — 1400 км/ч, но на большой высоте она может достигать 2100 км/ч. Практический предел высоты — 17500 м. Максимальная дальность полета МиГ-35 с подвесными баками — 3500 км, а с обычной военной нагрузкой — до 1000 км. Максимальная длительность полета составляет 2,2 часа. Характеристики могут меняться в зависимости от будущих модификаций.

Особенности конструкции

Миг-35 наследует планер Миг-29, не уступающий технически западным истребителям. Конструктивно он остается легким, но с усиленным корпусом, позволяющим рассматривать его как тяжелый истребитель.

Схема самолета МиГ-35

Для использования МиГ-35 на авианосце было решено использовать более прочные материалы и изменить некоторые детали, чтобы он мог приземляться на короткую ВПП авианосца и взлетать с нее. Теперь достаточно 190 м для приземления, что является редким показателем для классических истребителей. Усиленные шасси позволяют ему садиться не только на авианосце, но и на поврежденной полосе аэродрома.

Построение планера МиГ-35 не позволяет использовать полностью технологии скрытности. По этой причине разработчики применяют специальные элементы, поглощающие радиоволны, при покрытии, чтобы уменьшить вероятность обнаружения самолета радаром противника.

Он полностью адаптирован к применению в тяжелых метеоусловиях и может размещаться вне ангаров при температуре воздуха от -45 до +50°C. Причем самолет допустимо эксплуатировать на аэродромах, расположенных на возвышенностях до 3,5 км над уровнем моря.

Авионика и бортовое оборудование

Много специального оборудования устанавливается на самолет МиГ для более удобной эксплуатации и преимущества в боевых миссиях. Авионика МиГ-29 была обновлена перед установкой на МиГ-35 и дополнена некоторыми элементами, которые присутствуют только на истребителях пятого поколения.

Оборудование самолета МиГ-35

На борту самолетов установлены улучшенные БРЛС «Жук», которые представлены в двух вариациях. Они обеспечивают возможность проведения боевых действий в сложных метеоусловиях, обнаружение противника и создание помех вражеским радиолокационным системам. Пилот может обнаружить наличие других истребителей на расстоянии до 200 км. Также на борту установлены специальные устройства для высококачественного картографирования местности.

МиГ-35 может выявлять и сопровождать до 30-ти целей одновременно. При этом можно навестись и нанести удар сразу по четырем наземным объектам или шести самолетам. А при пуске вражеских ракет класса «воздух-воздух» бортовое оборудование выдаст соответствующее предупреждение на дистанции до 30 км, а при атаке с земли радиус возрастает до 50 км.

Авионика самолета МиГ-35

У пилота имеются три цветных дисплея, индикатор на лобовом стекле и нашлемная система целеуказания для получения необходимой информации и ориентации в критических ситуациях.

Для сбора информации о полете самолет оснащается дополнительным оборудованием, включая видеозаписи. Полученные данные передаются в центр управления для повышения эффективности и выявления возможных ошибок.

Двигатели

Истребитель оснащен двумя улучшенными двигателями РД-33МК, которые имеют мощность на 12% выше базовой версии. Форсажная тяга каждого двигателя составляет 9000 кгс, а стандартная — 5400 кгс. Оба двигателя оборудованы электронными системами и бездымной камерой сгорания. Они имеют высокий ресурс и надежность, что позволяет им работать не менее 4000 часов.

Двигатели самолета МиГ-35

Сопла двигателей МиГ-35 могут отклоняться для изменения вектора тяги и обеспечения вертикального взлета. Для этого нужно набрать скорость и подняться в воздух, после чего выполнить резкий подъем. При необходимости, двигатели можно заменить на месте в течение часа.

Маневренность

Зарубежные эксперты долго считали высокую маневренность бесполезной. Однако новые ракетные системы заставляют сражаться на больших расстояниях, что делает высокий пилотаж неактуальным. Поэтому иностранные авиакомпании делают упор на скрытность, радиолокационные системы и мощные ракеты. Но существуют средства противодействия, которые вернули возможность ближнего боя. Теперь маневренность истребителей стала ключевым фактором в разработке новой авиации, а высший пилотаж оттачивают все курсанты.

Маневренность самолета МиГ-35

В России всегда уделяли внимание маневрированию, поэтому российские самолеты являются лучшими в этом критерии.

МиГ-35 отличается от других истребителей своей способностью производить сложные маневры, что помогает избегать атак врага, нарушать захват ракет, обманывать противника и успешно выходить из-под обстрела.

Благодаря двигателям с отклоняемым вектором тяги и продуманной конструкции, самолет получил значительное преимущество.

Вооружение истребителя

Управление оружием на МиГ-35 осуществляется с помощью системы HOTAS, повышающей удобство наведения и выполнения атаки. Самолет оснащается большим количеством вооружения. Для ближнего боя применяется автоматическая пушка ГШ-30-1 с повышенной скорострельностью. В ней используются патроны калибра 30 мм. Боезапас включает 100 единиц. А увеличенная площадь крыла, позволила поднять количество подвесного оружия с шести до восьми штук.

Вооружение истребителя МиГ-35

Установка ракет средней дальности является основной конфигурацией и предназначена для уничтожения воздушных целей. Головки самонаведения включены для слежения за выбранной целью. Иногда используются ракеты ближнего боя. Вооружение может быть заменено неуправляемым оружием или авиабомбами весом до 500 кг.

Некоторые ракеты обладают головками самонаведения, такими как телевизионные, лазерные или радиолокационные. Дальность их дальности достигают до 300 км. Бомбы бывают корректируемыми, свободнопадающими или авиационными минами.

Кабина МиГ-35

Кабина МиГ-35 стеклянная и оснащена множеством оборудования, включая жидкокристаллические мониторы и широкоугольные индикаторы. Базовая версия предназначена для одного человека, но МиГ-35Д может вместить двух.

Кабина самолета МиГ-35

В дополнительной кабине имеется четыре специальных индикатора, один из которых получает информацию с лобового стекла первой машины.

Модификация МиГ-35Д

МиГ-35Д предназначен для поражения всех типов целей при любых погодных условиях. Изначально он разрабатывался для поставок армии Индии, но имел серьезные недоработки, из-за чего конкурс был проигран. От модели решили не отказываться и использовать ее на внутреннем рынке.

Модификация МиГ-35

Данный воздушный аппарат оборудован кабиной на два места, что позволяет использовать его для обучения будущих пилотов, которые позднее пересаживаются на базовую модель. В этом случае ученик занимает второе место, а на первом находится преподаватель. Достаточно нескольких пробных полетов, чтобы пилот осознал характеристики машины и смог самостоятельно управлять ею.

МиГ-35Д не отличается от стандартной модели по техническим характеристикам, за исключением наличия дополнительного топливного бака. Этот бак расположен на месте, где в стандартной модели 35Д находится кресло для второго пилота, поэтому продолжительность полета МиГ-35Д ниже.

Главные отличия МиГ-35 от МиГ-29

Основной отличительной чертой МиГ-35 от МиГ-29 является их принадлежность к различным поколениям. МиГ-29 относится к четвертому поколению, в то время как МиГ-35 относится к поколению 4++. Это определяет использование более современной электронной начинки на борту и повышенную эффективность эксплуатации самолета.

Отличия МиГ-35 от МиГ-29

Истребители отличаются и по другим критериям.

Чем отличается МиГ-35 от МиГ-29:
• размах крыла увеличился с 11,36 до 12 м;
• на борту установлена новая радиолокационная система «Жук»;
• конструкция самолета значительно усилена;
• уровень заметности для РЛС снижен;
• срок эксплуатации увеличился;
• надежность и живучесть заметно возросли;
• появилась антикоррозийная защита;
• расход топлива снизился;
• используются продвинутые двигатели;
• управление силовой установкой улучшено;
• маневренность серьезно повысилась;
• могут использоваться даже поврежденные ВПП;
• допускается установка широкого спектра вооружения и оборудования;
• количество подвесок для оружия увеличилось с шести до восьми;
• системы целенаведения и безопасности стали технологичнее;
• скоростные показатели и дальность полета увеличились.

МиГ-35 обладает преимуществами, которые делают его уникальным. Он может справиться с любой угрозой и выполнить различные боевые задачи в тяжелых условиях.

Поступление в ВКС РФ и перспективы на рынке

С 2010-х годов ведутся переговоры о поставках МиГ-35 в российские ВВС. Испытания самолета продолжались несколько лет, в связи с выявлением недоработок. На данный момент построены два опытных экземпляра, используемых для тестирования. По заявлениям официальных лиц, контракт уже подписан, а первая партия самолетов будет передана ВВС России до 2020 года.

Поставки МиГ-35 российским ВВС

Индия отказалась от заключения контракта на приобретение российских истребителей МиГ-35 из-за недостатков в разработке. Однако, Россия планирует заключить новые договоры с Индией, а также с Казахстаном, Мьянмой и Бангладеш после массового производства.

Стоимость одного МиГ-35 оценивается в 40 000 000 долларов, что намного ниже, чем цена на аналогичные зарубежные самолеты. А в сочетании с наличием на борту оборудования, не уступающего по качеству работы образцам от пятого поколения, эта покупка кажется гораздо выгоднее.

Стоимость самолета МиГ-35

Высокая маневренность дает российскому истребителю преимущество перед иностранными конкурентами. Следовательно, вероятность заключения десятков контрактов на поставки новых истребителей в Россию очень высока.

Можно считать, что МиГ-35 – это лучший авиационный проект России, который способен заменить самолеты пятого поколения и противостоять любым угрозам. Благодаря этим качествам он может вызвать интерес за пределами РФ. Остается только дождаться начала официальных поставок в российские войска, чтобы увидеть, как он проявит себя на практике.

 

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Ulvi

    Здравствуйте, авиация играет важную роль в армии каждой страны, у России тоже есть свои мощные самолеты такие как МиГ-35 и Су-57.Самолет МиГ-35 обладает большой маневренностью и способностью точно поражать цели в бою, что уже доказано.