МиГ-31 Самолеты

Обзор истребителя истребителя МиГ-31

МиГ-31 — сверхзвуковой истребитель-перехватчик 4 поколения с двухместной компоновкой кабины. Боевая машина способна вести сражение на высоте 20000 м и развивать скорость до 3000 км/ч. До начала 2000-х МиГ считался единственным самолётом, на котором была установлена РЛС с фазированной антенной решеткой. Эта машина может использовать такие же ракеты ближнего действия «воздух-воздух», как и американский F-14.

История разработки

Истребитель-перехватчик МиГ-31 по классификации НАТО называется «лисья гончая». Этот авиасамолет 4-го поколения обладает непревзойденными возможностями и способен летать на сверхзвуковой скорости. Он может совершать полеты в любое время суток и в любых погодных условиях. Кроме того, МиГ-31 оснащен 2 местами для пилотов.

МиГ-31М

Боевая машина способна атаковать вражеские объекты на различных высотах — небольших, средних и больших. С помощью четырех летательных аппаратов этой версии пространство в радиусе 1 000 км находится под контролем. Боевая машина может противодействовать как активным, так и пассивным радиопомехам противника, а также использоваться для перехвата ракет. Истребитель МиГ-31 известен как «убийца спутников», так как способен уничтожать даже низколетящие спутниковые объекты. Во времена СССР авиаполк, сформированный из таких машин, имел статус спецназа в составе ПВО.

Разработка нового летательного аппарата началась в 1968 г. в ОКБ Микояна. Боевые возможности создаваемой авиамашины решили улучшить за счёт РЛС с активной фазированной антенной решеткой (ФАР). За основу нового проекта взяли схему МиГ-25. Правда, экипаж должен был состоять из 2 человек — лётчика и сидящего за ним штурмана.

МиГ-31 впервые полетел в 1975 году.

Государственные испытания нового самолета продолжались с 1976 по 1980 годы, а серийное производство началось только в 1979 году. Уже в 1981 году новый истребитель, оснащенный РЛС РП-31 и УР Р-33, был принят на вооружение, заменив старый Ту-128. МиГ-31 был выпущен серийно с 1975 по 1994 годы, всего было выпущено около 505 единиц техники.

МиГ-25
МиГ-25

Технические характеристики

МиГ-31 имеет стандартную аэродинамическую конструкцию, а также трапецеидальное крыло, двойное вертикальное оперение и поворотное горизонтальное оперение. Кроме того, половина ракетного вооружения находится внутри корпуса.

Фюзеляж состоит на 50% из стали и на 33% из алюминия. Нос самолета изготовлен из сплавов алюминия и содержит отсек с РЭО, кабину пилотов и еще один отсек с оборудованием. В передней части находится радиопрозрачный обтекатель РЛС.

Тактико-технические параметры самолёта:

  • экипаж — 2 чел.;
  • размах крыла — 13,46 м;
  • стреловидность по передней кромке — 41 градус;
  • масса порожнего — 21 т;
  • вес топлива — 16,3 тыс. кг;
  • вес поднимаемой нагрузки — до 5000 кг.

Габариты самолета

Истребитель имеет такие габариты:

  1. высота — 6,5 м;
  2. длина — 21,6 м;
  3. взлётный вес — 46,75 т;
  4. 2 мотора — турбореактивные Д-30Ф6.
МиГ-31 характеристики
МиГ-31 характеристики

Шасси МиГ-31 состоит из трехопорной системы с двумя колесами на каждой стойке. Основные стойки складываются вперед, а рулевая стойка — назад. Колеса имеют металло-керамические тормозные диски. Такая конструкция шасси позволяет осуществлять посадку на аэродромы второго класса.

Высота, скорость и дальность полета

Лётные и технические параметры:

  • высота полета — 20600 м;
  • максимальная скорость — 3000 км/ч;
  • скорость у поверхности земли — 1500 км/ч;
  • при посадке — 280 км/ч;
  • дальность полёта — 3000–5400 км;
  • скороподъёмность — 20 тыс. м за 7,9 мин.;
  • длительность полёта — 3–7 часов;
  • радиус боевого действия — до 2200 км;
  • расстояние, требуемое для разбега — 1200 м.

Двигатель

На МиГ-31 стоят два Д-30Ф6 двигателя. Это семимодульные моторы, состоящие из 5-ступенчатого компрессора низкого давления, 10-ступенчатого компрессора высокого давления, трубчато-кольцевой камеры сгорания и 2-ступенчатых турбин высокого и низкого давления. Для запуска форсажной камеры используется «огневая дорожка». Масса каждого мотора составляет 2,4 тыс. кг и включает в себя детали из сплавов титана, стали и никеля.

Двигатель Д30-Ф6
Двигатель Д30-Ф6

ТТХ мотора:

  • расход топлива —1,9 кг/кгс в час (при крейс. форсажном режиме);
  • тяга — до 15,5 тыс. кг.

Внутри корпуса находятся 7 баков для топлива. Дополнительно топливо хранится в 4 баках крыльев и 2 баках киля. Общий запас топлива на борту составляет 1630 кг. Заправка всех баков происходит централизованно. Воздушная дозаправка возможна от самолетов Су-24 Т или Ил-78.

Оборудование

Система управления охранными объектами базируется на радаре с фазированной антенной решеткой «Заслон». Обнаружение вражеских объектов возможно на расстоянии до 180 км. Новейшая модификация МиГ-31ДМ позволяет обнаруживать цели на расстоянии до 320 км. Боевой самолет автоматически сопровождает до 10 вражеских объектов. С помощью комплекса «Аргон-К» выбираются 4 цели, на которые направляются 4 управляемые ракеты Р-33. В МиГ-31БМ ракеты Р-33С и Р-37 могут поражать одновременно до 6 целей.

Новое оборудование для управления вооружением на борту включает в себя дискретно-непрерывное освещение, обработку сигналов Доплера, индикатор тактической обстановки и бортовой компьютер А-15А. Для обнаружения объектов используется теплопеленгатор 8ТП с РЛС для пассивного обзора и подачи команд управляемым ракетам Р-40ТД и Р-60 с тепловой головой самонаведения.

На МиГ-31 установлено навигационное оборудование, включая САУ-155МП, комплект КН-25 с ИС-1-72А и цифровой вычислитель «Маневр». Также на борту есть системы «Радикал-НП» и «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется с помощью систем «Тропик» и «Маршрут». Воздушное судно также оборудовано РЭБ для радиолокационного и ИК-диапазонов.

Благодаря своим техническим характеристикам истребитель-перехватчик может выполнять задачи в сотрудничестве с наземной АСУ, которая работает от дистанционного радионаведения.

Система АПД-518 позволяет передавать данные между 4 перехватчиками на расстоянии до 200 км.

Кабина

На МиГ-31 кабина команды расположена в носовой части самолета. Первой находится кабина летчика, а за ней располагается кабина штурмана. Обе кабины герметичны и разделены прозрачной перегородкой толщиной 10 мм. Сиденья экипажа могут быть катапультированы. Фонари в кабинах имеют подвижные сегменты, которые можно открыть вверх или назад.

МиГ-31 кабина пилота

Вооружение

Снаряжение МиГ-31 включает в себя ракеты большой дальности Р-33 (120 км), расположенные парами на четырех немного погруженных узлах внешней подвески под фюзеляжем самолета, а также ракеты средней дальности с ИК системой наведения на цель Р-40Т и ракеты малой дальности Р-60, Р-60М и Р-73 на четырех узлах подвески под крыльями.

Варианты подвески вооружения строевых МиГ-31БМ
Варианты подвески вооружения строевых МиГ-31БМ

Под фюзеляжем самолета МиГ-31 расположена 23 мм пушка ГШ с 6 стволами и запасом боеприпасов в 260 снарядов. Скорострельность этого вооружения достигает 8 тыс. выстрелов в минуту. Кроме того, истребитель оснащен противоспутниковой ракетой 79М6 и может нести боевую нагрузку весом от 5 тыс. до 9 тыс. кг. МиГ-31 по-прежнему используется Россией, и в настоящее время на вооружении ВВС страны находится 400 единиц этого типа самолетов.

Существующие модификации и принципиальные отличия от базовой версии

Много раз модернизировали МиГ-31, корректировали конструкцию, добавляли современное оборудование и усиливали мощность вооружения.

Модификации МиГ-31
Модификации МиГ-31

Модификации:

  • МиГ-31ДЗ — добавлен механизм дозаправки в небе (выпуск с 1990 г.);
  • МиГ-31Б — оборудовали механизмом дозаправки в полёте от Ил-78 и Су-24 Т (изготовлялся с 1994 г.);
  • МиГ-31БМ — улучшили аппаратуру управления вооружением (увеличили дальность обнаружения целей), оснастили более мощными УР «воздух-воздух» (выпуск с 2006 г.);
  • МиГ-31Д — запускает противоспутниковую ракету ПС 1, под фюзеляжем находится выдвижной пилон для подвески ракеты (в эксплуатации — с 1987 г.);
  • МиГ-31М — более мощное вооружение, современные БРЭО и РЛС, изменилось остекление кабины, увеличены наплывы в корневой части крыла, увеличился угол наклона вниз в носовой части (выпускался с 1986 г.).

Сколько стоит боевая МиГ-31?

Истребитель МиГ-31, выпущенный в 2001 году для экспорта, стоит 35 млн. долларов. Однако, модифицированные ранние модели этого самолета могут быть приобретены за 10 млн. долларов.

Боевая эксплуатация

Истребитель-перехватчик МиГ-31 является наследником МиГ-25П. Он способен длительно патрулировать воздушное пространство и сражаться с объектами любых классов. Благодаря своим возможностям, самолет может перехватывать и уничтожать ракеты, летящие близко к поверхности земли.

МиГ-31 характеристики

Истребитель был введен на вооружение авиаполка ВВС СССР в 1980 году. После 1991 года они перешли в распоряжение ВВС РФ и были использованы в чеченской войне в 90-х годах. В настоящее время более 100 самолетов модернизируются до модификаций БМ и ДЗ.

В прошлом году МиГ-31 использовался в Сирии для охраны базы в Хмеймим, используя ракеты для борьбы со спутниками. Истребители также применялись для управления авиацией и могут заменять А-50 ЛИСКА.

Аварии и авиакатастрофы

В течение многих лет эксплуатации самолет не раз попадал в аварии, в том числе были случаи авиакатастроф со смертельным исходом для всего экипажа. Однако, в большинстве случаев летчикам удавалось выжить. В 1979 году, возле аэродрома Ахтубинск, самолет был полностью уничтожен из-за утечки топлива и возгорания в двигателе. Однако, пилот и штурман успели своевременно катапультироваться.

В 1984 году на Сахалине произошли две авиакатастрофы с участием самолетов, в одной из них погиб экипаж. В 1988 году пожар в моторной части привел к крушению еще одного летательного аппарата. В последующие годы, а именно в 1990, 1996, 2000, 2005 и 2007 годах, происходили авиакатастрофы с участием этих самолетов. В 2010 году МиГ-31 перевернулся при приземлении на ВПП аэродрома Котлас, члены экипажа выжили, но получили многочисленные травмы. В 2011 году в Пермском крае произошла авария сразу после взлета летательного аппарата, летчик и штурман погибли. В 2013 и 2014 годах произошли авиакатастрофы, в которых разбились три летательных аппарата, однако экипажу удалось катапультироваться и выжить.

Рекорды, установленные МиГ-31

Характеристики МиГ-31 были засекречены с момента его создания до распада СССР. В 2003 году истребитель установил 22 рекорда, которые были зарегистрированы спорткомиссией авиационной Федерации РФ. 19 из них стали мировыми достижениями и получили Международные дипломы.

В июле 2003 года на аэродроме г. Ахтубинск были проведены полеты, направленные на установление возможных рекордов по скороподъемности и набору наибольшей высоты полета с грузом и без дополнительного веса. Боевая нагрузка включала в себя базовый боекомплект — четыре ракеты Р-33 и одну пушку. Для полетов использовались первые модели без проведения модернизации.

При испытаниях боевая машина проявила лучшие показатели, чем МиГ-25. Например, время подъема до высоты 12 км уменьшилось в 3 раза, а самолет установил рекорд высоты, поднявшись на 21 690 метров с грузом. Улучшение и переоборудование истребителя могут улучшить продемонстрированные результаты.

МиГ-31 является единственным летательным аппаратом, который может выполнять в качестве самостоятельного разведчика и боевой машины задачи уничтожения объектов противника, летая на большие и малые высоты. Радиус действия вооружения этого истребителя превышает 1 000 км. Он может поднимать на высоту 20 000 м истребительное вооружение массой до 10 тонн, а также развивать начальную скорость в 3 000 км/ч. Несмотря на то, что МиГ-31 был создан еще в 1975 году, его считают по сей день актуальным и не устаревшим.

Вы считаете, что истребитель МиГ-31 морально устарел?
ДаНет

Перспективы использования боевой машины

Министерство обороны России полагает большие надежды на обновленную модель истребителя МиГ-31БМ. Этот самолет может работать в паре с наземными ЗРК, выполнять функцию контроля воздушной обстановки и координировать действия других истребителей во время боя. Эта версия истребителя способна уничтожать неприметные крылатые ракеты, летящие вблизи земли. В будущем, этот самолет может использоваться для защиты бомбардировщиков, направляющихся в тыл противника для нанесения ядерных ударов.

В 2008 году была проведена модернизация летательного аппарата до версии БМ. В ближайшие годы будет заменено 60 МиГ-31 на новую версию МиГ-31БМ, а еще 40 боевых машин будут улучшены до более современных модификаций ДЗ и БС. Оставшиеся 150 летательных аппаратов, скорее всего, будут списаны. В 2014 году Дмитрием Рогозиным было предложено возобновить производство улучшенных моделей МиГ-31.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Антон

    Отечественная авиация всегда была на высоком уровне ещё с советские временем. Судя по характеристика хорошая модель, но лучшая ли ?