Лоукост авиакомпании в России
Лоукостеры — это авиакомпании, которые снижают стоимость билетов, отказываясь от некоторых услуг и условий перелетов. Этот термин появился в США. Важно отметить, что лоукостеры не являются маленькими региональными компаниями, которые не предоставляют удобства, доступные крупным перевозчикам.
История развития лоукостеров
Свое начало понятие бюджетных рейсов берет в 1949 году в США, когда компания Pacific Southwest Airlines успешно запустила данную концепцию. В последующие годы и по настоящее время компании-лоукостеры активно конкурируют с традиционными авиалиниями и чартерами. Многие крупные перевозчики создали собственные дочерние предприятия-лоукостеры. В Восточной Европе развитию бюджетных перевозок способствовало вступление новых стран в ЕС.
Бюджетные авиакомпании в России начали свою деятельность с 2006, когда была основана SkyExpress. Перевозчик специализировался на рейсах в города России и использовал для этого арендованные в лизинг Боинги-737. В 2011 году авиакомпания вошла в состав Кубанских авиалиний и прекратила деятельность по лоукост-перелетам. В 2009 году была основана компания Авианова. Предприятие внедрило электронную систему билетов, и осуществляла перелеты в города России из Москвы. В 2011 году Авианова объявила себя банкротом.
В России в 2013 году появился новый авиа лоукостер под названием Добролет, разработанный компанией Аэрофлот. Однако, из-за ухудшения политической обстановки и введения ЕС санкций, лоукостер прекратил свою деятельность в следующем году. В настоящее время Аэрофлот продвигает свой новый проект бюджетного перевозчика под названием «Победа».
В бюджетных авиаперелетах появилось новое направление – бизнес-лоукостеры. Они предоставляют урезанный набор услуг по сравнению с обычными авиалиниями, но пассажиры все же имеют некоторые привилегии.
Принцип построения системы работы лоукостеров
Бизнес-модель лоукостеров направлена на уменьшение расходов и издержек для снижения стоимости авиаперелетов. Для этого они уменьшают объем предоставляемых услуг, что позволяет сократить расходы на обслуживание клиентов. Этого можно достигнуть различными способами.
Лоукост авиакомпании в разных странах предпочитают использовать одинаковые модели самолетов и предоставлять единый уровень обслуживания для пассажиров. Это позволяет снизить расходы на обучение персонала по эксплуатации и ремонту техники.
На борту самолетов установлен только самый необходимый минимум оборудования, без телевизоров и дисплеев для пассажиров. Это помогает снизить вес и расход топлива. Билеты продаются через единый бланк, что упрощает процесс продажи. Многие компании предпочитают электронные билеты, которые сокращают затраты на комиссионных агентов.
Предварительная покупка билета помогает сэкономить на перелете. Стоимость места на самолете увеличивается по мере заполнения. Номер места не указывается на посадочном талоне, что заставляет пассажиров спешить на посадку.
Читайте также: Онлайн регистрация на рейс авиакомпании «Икар»
Чтобы сократить расходы на пересадку в хабах, лоукостеры часто осуществляют вылеты рано утром или поздно вечером с менее загруженных авиаузлов. Один и тот же самолет может совершать несколько вылетов туда и обратно в один день, поэтому большинство рейсов прямые.
На борту лоукостеров потребуется платить за услуги, которые на стандартных авиалиниях предоставляются бесплатно. Список услуг авиакомпании может не включать дополнительные услуги, такие как сопровождение детей и т.д. Кроме того, персонал самолета часто выполняет несколько функций, включая уборку салона после посадки.
Лоукостеры часто экономят на топливе, используя хеджирование, чтобы снизить его стоимость.
Лоукостеры в России
В России существуют два вида низкобюджетных авиакомпаний — отечественные и зарубежные. Среди российских компаний можно назвать только «Победу». Среди зарубежных бюджетных перевозчиков можно выделить следующие названия:
- Air Arabia;
- airBerlin;
- airBaltic;
- Air One;
- Blu-Express;
- easy Jet;
- Flydubai;
- Germanwings;
- Niki;
- Norwegian;
- Pegasus Airlines;
- SmartWings;
- Vueling;
- Wizz Air.
Список стран, где доступны услуги недорогих авиакомпаний по России, весьма обширен. Базируются они в различных странах, таких как Германия, Великобритания, Венгрия, Испания, ОАЭ, Австрия, Чехия и Турция. В России же лоукостеры предлагают вылеты из многих городов.
- Москва;
- Санкт-Петербург;
- Екатеринбург;
- Волгоград;
- Краснодар;
- Казань;
- Минеральные Воды;
- Омск;
- Уфа;
- Ростов-на-дону.
Бюджетные перелеты не страшны. Компании всегда защищают интересы пассажиров, несмотря на ограничения. В аэропорту и на борту вас встретят дружелюбные люди, которые заботятся о вас. Услуги, которые упразднены, не повлияют на ваше настроение и комфорт во время короткого полета.
Варианты перелета лоукостером в России
Для определения наиболее экономичной авиакомпании в России необходимо проанализировать условия перевозок от представленных перевозчиков. Обычно все они предлагают выгодные условия для полетов. Единственным недостатком может быть время вылета, которое обычно приходится на ночное время или раннее утро.
Лоукостер Air Arabia
Air Arabia осуществляет перелеты из ОАЭ во многие страны, включая Россию, Казахстан, Украину. В России вылеты производятся через Москву. Компания предлагает большие скидки на багаж при заблаговременном бронировании. Услуги онлайн-регистрации, выбора места, питания являются платными.
Латвийская компания airBaltic
Компания airBaltic является национальным перевозчиком Латвии. Принцип ее работы сочетает гибрид элементов лоукоста и традиционных полетов. В России воспользоваться услугами перевозчика можно в Санкт-Петербурге и Москве.
Air One
Air One — дочерняя компания авиалиний Alitalia. На ее борту можно находиться с ручной кладью до 8 кг и багажом до 32 кг. В остальных случаях требуется доплата. За выбор места в салоне взимается плата в зависимости от типа расположения. Во время полета вам предложат не только воду, но и чипсы, шоколад, напитки. Также итальянской компанией является Blu- Express.
Easy Jet
При помощи авиакомпании Easy Jet можно вылететь из Лондона в Москву. На сегодняшний день, это единственный рейс в Россию от этого перевозчика. Пассажирам разрешено провозить три предмета багажа с определенными габаритами. Манипуляции с билетом оплачиваются отдельно.
Flydubai
Компания Flydubai отличается широким покрытием Российских городов. Рейсы осуществляются через Москву, Самару, Казань, Екатеринбург, Уфу, Краснодар, Ростов-на-дону. Принцип стоимости и дополнительных услуг у перевозчика схожий с прочими лоукостерами.
Другие бюджетные авиакомпании
Germanwings ввела в стоимость три тарифа, в каждом из которых своя стоимость провоза багажа, питания и дополнительных услуг. Австрийская авиакомпания Niki предлагает рейсы из Москвы в Вену, Зальцбург и Инсбрук. Здесь также присутствует разделение на три тарифа.
Самолеты перевозчика Norwegian 2-3 раза в неделю курсируют по маршруту Осло — Санкт-Петербург. В системе оплаты присутствуют три тарифа. Pegasus Airlines — популярный перевозчик в Турцию. Изначально компания специализировалась на чартерах. Сегодня ее маршруты пролегают через Москву, Минеральные Воды, Краснодар, Сочи и Омск. Тарифы дифференцируются на несколько видов.
СмартВингс из Чехии предлагает полеты из Москвы в Прагу и обратно. Еда и напитки предоставляются на борту. Разрешенный вес багажа составляет до 15 кг в багажном отделении и до 8 кг ручной клади.
Испанская Вуэлинг осуществляет перелеты из Испанских курортов в Москву и Санкт-Петербург. Разрешается бесплатно везти до 10 кг ручной клади. Доступны различные тарифы с различными стоимостями услуг.
Wizz Air основана в Венгрии и имеет филиал в Украине. Компания позволяет вылететь из Москвы в Будапешт. Основной упор делается на объеме ручной клади. Прочие манипуляции с местом и билетом платные.
Лоукостеры применяют гибкие тарифы и сборы, чтобы пассажир мог выбрать наиболее выгодный вариант, сочетающий комфорт и доступную цену.
Российские и зарубежные лоукостеры: краткий экскурс в историю
Началом деятельности лоукостеров считается 1949 год. В это время американская авиакомпания «Pacific Southwest Airlines» впервые организовала рейсы по низкобюджетным, сниженным ценам. Это способствовало началу активной работы бюджетных авиакомпаний наряду с обычными перевозчиками. В России такая практика перевозки появилась намного позже.
Сейчас популярно формирование лоукостеров, которые являются филиалами крупных авиакомпаний. Восточная часть Европы получила стимул к их созданию и развитию благодаря присоединению нескольких стран к Евросоюзу.
Почему лоукостеры всё же выгодны для России и обычных людей
Цены — первый аспект. Несмотря на то, что в России найти билеты за €10 или 830 рублей, как у европейских лоукостеров, даже на распродаже у российских авиакомпаний сложно, цены на лоукостеры в РФ остаются ниже, чем у других авиаперевозчиков.
Ещё один важный аспект для пассажиров — надёжность самолётов. Каждый пятый россиянин боится летать, а у 11% фобия настолько сильная, что они предпочитают пользоваться другими видами транспорта. Главная причина — боязнь авиакатастрофы. Некоторые люди отказываются лететь конкретным самолётом: например, после крушения Superjet 100 в Шереметьево в 2019 году каждый третий россиянин заявлял, что выберет для путешествия Airbus или Boeing. В мировой практике компании-лоукостеры входят в число самых безопасных: у EasyJet ни одной авиакатастрофы, у Spirit Airlines — ни одной серьёзной.
Появление лоукостеров побудило авиакомпании России изменить свою политику, основанную на индивидуальном формировании набора услуг, чтобы привлечь больше пассажиров.
В России доля лоукостеров порядка 10%, при этом следует отметить, что выход на рынок «Победы» привёл к тому, что большинство российских авиакомпаний перешли в гибридный режим работы, что соответствует общемировой тенденции. Речь о том, что традиционные авиакомпании переняли многие принципы работы лоукостеров: гибкая тарифная политика, невысокие безбагажные и невозвратные тарифы. В результате и стоимость авиаперевозок для населения существенно снизилась. Но считаю, что для российского рынка будет достаточно двух лоукостеров, поэтому на лоукосте от S7 их список закончится.
Создание авиакомпании — это сложный и рискованный процесс, который может оказаться доходным только в случае правильной организации. Шансы на успех возрастают при выборе коротких и необычных направлений. В России такими направлениями являются Республика Карелия, Республика Коми и Камчатский край, которые не обслуживаются традиционными авиакомпаниями, включая «Победу». Авиасообщение в этих регионах успешно круглый год.
Появление новых лоукостеров может стать одним из плюсов для развития внутреннего туризма. Вместо траты примерно 10 000 рублей на перелет из Ставрополя в Краснодар, можно будет полететь за 1000 рублей. Однако, для того чтобы люди летали в другие близлежащие города, необходимо развивать и региональный туризм. Для этого, россияне должны проявить интерес к этому виду отдыха, а для этого необходимы лоукостеры. Таким образом, получается замкнутый круг, который требует вмешательства государства и больших финансовых вложений.
Для того чтобы лоукостеры окупились, нужно наличие благосостояния у населения, туристической инфраструктуры и безопасного транспорта. Ограничения в стране и мире не связаны с появлением новых игроков на рынке лоукостеров. Новые игроки будут всегда появляться на рынке с новыми возможностями и идеями. Компании, которые не желают меняться с рынком и не могут быстро реагировать на его изменения и вызовы, обречены на провал.
В России есть возможность для нового игрока на рынке лоукостеров, так как в нём достаточно места и нет конкуренции. Целевая аудитория и потенциально интересные направления также есть. Появление новой компании может положительно повлиять на развитие лоукост-сегмента и качество предложений. Кроме того, низкобюджетные перевозчики могут помочь в развитии внутреннего туризма.
Но сегодня многие российские авиакомпании постепенно перенимают черты лоукостеров — безбагажные тарифы, отказ от не всем требующихся услуг. И вполне могут конкурировать с де-юре лоукостами. Потому маловероятно, что имеет смысл активно расширять рынок. Одного-двух новых игроков хватит, чтобы стимулировать здоровую конкуренцию, подтянуть туризм и при этом не уничтожить кого-то из уже существующих перевозчиков.