Самолеты

Лайнер Ан-8

Созданный в конструкторском бюро имени Антонова, военно-транспортный самолет Ан-8 с кодом НАТО «Лагерь» использовался для перевозки пострадавших, грузов, десанта и различной военной техники в Советском Союзе в пятидесятых годах.

История

В 50-х годах было понятно, что для военной авиации нужен большой грузовой самолет, который может подниматься в неподходящих условиях и лететь долгие часы с большим грузом, даже если один из двигателей откажет. Конструкторское бюро имени Антонова начало разработку двухмоторного лайнера Ан-8 в 1954 году. Этот лайнер был разработан в двух версиях — гражданской и военной. Ведущий конструктор А. Я. Белолипецкий возглавлял проект, а специалисты из разных КБ, включая Р.Л. Бартини, который разработал грузовой отсек, принимали участие в работе. Три месяца спустя, к проекту присоединились выпускники Харьковского авиационного института.

Фото Ан-8

Сложность при разработке макета также вызвала хвостовая часть с огромным грузовым люком. По этой причине Е.А. Шахатуни взял на себя руководство в точном расчете прочности и конструкции модели, которая была изготовлена в масштабе 1 к 10 вплоть до заклепок.

Испытание прошло удачно, и для подобных вопросов стали предварительно строить такие же модели, в том числе в масштабе 1 к 5 с динамическими грузами. Только после испытаний, когда все было досконально проверено, приступили к моделированию лайнера. Проектирование длилось год, а сам самолет удалось построить за полтора года.

Предположительно хотели поставить двигатели TB-2Ф, но, посовещавшись, решили остановить выбор на TB-2T. Военная модификация проектировалась быстрее и проще, а гражданский проект в июле 1954 г. вообще заморозили, занявшись проектом Ан-10, в котором решалась задача с доставкой груза.

В конце осени 1954 г. было представлено два макета самолета с разницей в силовой установке, один был с турбовинтовыми TB-2T, второй с турбореактивными AЛ-7. В конце 1955 года на авиазаводе г. Киева был собран первый прототип лайнера, протестированный командиром Я.И. Верниковым и вторым пилотом В.П. Васиным, после чего был представлен в Тушино на авиапараде, вместе с первым реактивным гражданским гигантом Ту-104.

Государственные испытания прошли осенью 1956 г., помимо ряда не удовлетворяющих требования показателей, была выявлена нехватка тяги на большой высоте. Поэтому поступило предложение заменить двигатели на AИ-20 с доработкой, чтобы СУ тянули 5180 л\с. Этим занялся советский инженер-конструктор Александр Григорьевич Ивченко. 21 ноября 1957 г. завершились заводские испытания с новой силовой установкой AИ-20Д, в новой доработке интерцепторов, киля, фюзеляжа и увеличенного размаха крыла.

Начало производства лайнера состоялось в конце 1957 года на авиационном заводе в Ташкенте. Летом 1958 года были завершены все испытания серийной модели Ан-8, и его немедленно приняли в состав ВВС СССР.

За четыре года было выпущено 151 машин и эксплуатировались до 1970 г. Во время эксплуатации были списаны восемь десятков самолетов, а остальные — отданы в различные госучреждения, министерства и т. п.

В 1997 году в авиапарке российских компаний осталось только 5 самолетов. Они летали только над Ближним Востоком, так как использование их над Российской Федерацией было запрещено. В 2004 году конструкторское бюро имени Антонова отказалось нести ответственность за Ан-4 в случае продолжения их эксплуатации. Несмотря на это, авиакомпании продолжили совершать коммерческие рейсы в Африке до января 2005 года, когда один из таких лайнеров потерпел крушение в Демократической Республике Конго.

27 самолетов Ан-8 были утеряны в процессе эксплуатации.

Самолет Ан-8

Техническое описание

Высокоплан из цельного металла с несущей конструкцией в виде усиленного монокока имеет свободную подвеску и внешнюю оболочку фюзеляжа с пространственной конструкцией, которая выдерживает нагрузки на несущей конструкции и силовом каркасе.

Двухлонжерное трапецевидное крыло, имеет двухщелевые закрылки и двухсекционные рули крена. На крыле расположены двадцать топливных баков с автоматической системой нейтрализации газа и расхода горючего. Емкость баков на 13 тонн. Имеется противопожарная система, представленная в виде восьмилитровых баллонов и трубопроводов.

В фюзеляже расположено трехопорное шасси. Самолет, оснащенный пилотажно-навигационной системой и радиооборудованием, может выполнять взлет и посадку с грунтовых взлетно-посадочных полос в любое время суток и при любых метеоусловиях, в том числе с помощью автопилота.

Доступно оборудование для поддержания комфортных условий полета экипажа, основанное на использовании кислорода. Три противообледенительные системы встроены в лайнер.

  • Электротепловая — обогревает стабилизатор, перед киля, стекло фонаря кабины пилотов и ПВД.
  • Воздушно-тепловая система направлена на обогрев крыла, воздухозаборника силовой установки, туннель маслорадиаторов и фонарей кабин.
  • Жидкостная система.

СУ представлена в виде двух турбовинтовых двигателей AИ-20Д с 4-хлопастными винтами AB-68Д, которые позволяют лобовое сопротивление свести к минимуму. Кабина пилота герметизирована, а ее борт и пол бронированы, броня составляет 8mm, кресла (спинки) в кабине летчиков бронированы на 16 mm, а бронезаголовники на 25 mm. В хвосте имеется грузовой люк с лебедкой БЛ-52 для техники, которая своим ходом не поднимется, и съемный транспортер П-95T для выброса техники во время полета. Фото самолета Ан-8 представлено ниже.

Фото Ан-8

Вооружение

На борту имеются десять осветительных бомб, 2 пушки AM-23, дистанционная система управления кормовой башней, на которой эти пушки находятся, и прицельный блок. Оборудование для десанта и перевозки транспорта, грузов и техники находится в грузовом отсеке, есть грузовой трап. Погрузка техники происходит за счет тросовой системы, а погрузка транспорта производится самостоятельно, заезд по трапу.

На корабле есть камеры для съемок с воздуха в любое время суток.

Модификации Ан-8

  1. Aн-8 «H» — гражданский самолет с комфортабельными условиями для перевозки 46 пассажиров, в котором имеются два салона и спальные купе. И обычный самолет без купе для 57 пассажиров. Проект остановлен на этапе изготовления макета.
  2. Aн-8M — противолодочный самолет, покрытый антикоррозийной краской с бомбовыми люками. Системы, установленные на лайнере, позволяют находить подводные цели, следить за ними и наносить удар. Проект реализован не был.
  3. Aн-8Ш — создание этого лайнера было с целью обучения штурманов и пилотов в авиаучилищах. В проекте кабины должно было располагаться восемнадцать дополнительных мест, 16 — для учеников и 2 — для инструкторов. В середине лета 1960 г. эскиз был готов, но проект не получил продолжения.
  4. Aн-8ПC — поисковый лайнер для людей, самолетов и судов в открытом море. Удобен для транспортировки пострадавших, перевоза медикаментов, продуктов, плавательных средств и парашютного десанта. Проект был заморожен летом 58 г., и в конце того же лета получил новую жизнь, но уже за основу был взял Aн-12, и переименован в Aн-12ПC.
  5. Aн-8T — топливовоз. Лайнер, который может перевозить разные горючие, окислители и авто-, авиатопливо массой до 11 тонн. В 1959 г. один самолет был переоборудован в топливовоз, но возник ряд вопросов по безопасности и проект не был завершен.
  6. Aн-8РУ — имел два пороховых ускорителя CПPД-159. В 1963 г. один лайнер переоборудовали в PУ, произошла авария, пилоты погибли, работы по проекту закрыли.

Характеристики

  • Первый полет состоялся в 1956г;
  • Экипаж — 5 человек;
  • Практический потолок 9,6 км;
  • Max скорость 520 км\ч;
  • Длина 30,744 метра;
  • Высота 10,045 метров;
  • Размах крыла 37 метров;
  • Силовая установка — 2 шт. AИ-20Д;
  • Мощность 10360 л\с;
  • Дальность полета с max нагрузкой 850 км.

Подробно про лайнер Astoria Grande

В 2021 году круизный лайнер Астория Гранде был полностью обновлен. Его вместительность составляет 1328 человек. Длина корабля равна 193 метрам, что соответствует размеру двух футбольных полей. На борту имеется 11 палуб и 593 каюты.

Что еще есть на борту:

  • Несколько ресторанов и баров
  • Фитнес зал
  • Хаммам, сауна
  • Бассейн на открытой палубе
  • Джакузи на открытой палубе
  • Детский клуб и аниматоры для детей
  • Спортплощадки
  • Магазины
  • Казино
  • Медицинский центр
  • Театр на 800 гостей с ежевечерней шоу-программой

Подробнее о лайнере Astoria Grande:

Первый круизный корабль, отправляющийся за границу из порта Сочи на морские круизы.

Для комфортного размещения гостей здесь представлены самые разные категории кают: 4 каюты «Королевский сьют»; 12 кают «Джуниор-сьют с балконом»; 32 каюты с балконом; 343 каюты с окном и 212 кают без окна, а также – каюты для людей с ограниченными возможностями (сопровождающий платит всего 50% от круизного тарифа).

Круизы на лайнере Astoria Grande – это прекрасное сочетание приятного с полезным: неограниченное посещение фитнес- и спа-зоны (хамам, сауна, бассейн на открытой палубе), спортплощадки и джакузи на открытой палубе (в сезон).

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах