Самолеты

Крушение Ту-204 во Внуково

29 декабря 2012 года произошло событие, от которого до сих пор бегут мурашки по коже. Самолет, который перегоняли из одного аэропорта в другой, загорелся при посадке. Так произошла катастрофа Ту-204 во Внуково. Ее подробности до сих пор остаются до конца не раскрытыми. Так как рейс был перегонным, на борту, кроме обслуживающего персонала, никого не было. Последствиями этой трагедии стали: 5 погибших членов экипажа.

Авиакатастрофа

Технические характеристики самолета

Характеристики самолета соответствуют современным требованиям. В процессе производства соблюдаются экологические стандарты. Каждый самолет проходит европейский контроль и соответствует требованиям ИКАО. Один из главных преимуществ Ту-204 – экономия топлива во время полета.

На корабле установлено 26 новых систем, созданных с применением новейших технологий лучших предприятий России. Судно оборудовано новейшими навигационными и приборными устройствами. Система радиосвязи находится на высшем уровне. Данная техника позволяет управлять кораблем двумя пилотами.

Описание событий в день крушения

В Московском аэропорту «Внуково» 29.12.2012 произошла авиакатастрофа. Самолет ТУ-204 отечественного производства при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, возникло возгорание, и лайнер развалился на несколько частей на шоссе.

Сообщения из новостей говорят о том, что на борту самолета было по два члена экипажа и восемь пассажиров в момент трагедии. Никакой информации о жертвах не было. Однако, через несколько часов, на место прибыли реанимационные машины и служба спасателей, и стало ясно, что предыдущие новости были неверными.

Во время происшествия на борту самолета находилось 8 членов экипажа, из которых 4 получили травмы, несовместимые с жизнью. Оставшиеся 4 были доставлены в реанимацию в критическом состоянии с многочисленными травмами и переломами. У некоторых из них состояние было крайне тяжелым.

Лишь только спустя час СМИ смогли прояснить ситуацию с описанием того, что произошло. Крушение Ту-204 во Внуково стало событием, которое потрясло всю Москву. Особенно, учитывая все составляющие лайнера и его относительно недавние сроки эксплуатации, трудно представить, что такой расклад событий был вообще возможен. Пилоты рейса, выполняющего полет на лайнере WZ 9298 по направлению Пардубице — Москва, потеряли контроль над управлением самолета и, пробив все оградительные сооружения, выехали прямо в центр Киевской автотрассы.

Падение

Последствия крушения самолета ТУ -204

Вследствие авиакатастрофы произошел огромный скопление транспорта как на въезде, так и на выезде из города. Движение было остановлено не только в Москве, но и в округе. Благодаря свидетельствам очевидцев возможно получить полное представление о произошедших событиях.

Через час стало известно о еще одном пострадавшем на Киевском шоссе. Водитель, находившийся за рулем автомобиля, поделился своими впечатлениями в интервью для телеканала «Россия-24». По его словам, шасси от самолета оторвалось и упало на проезжую часть, разбив стоящий на пути автомобиль. Этот водитель получил самые серьезные травмы, но был отправлен на такси и вовремя доставлен в больницу.

С учетом многокилометровых пробок, которые смогли преодолеть водители этих маршрутных такси, можно сказать, что этот мужчина родился в рубашке. Быстро сработали и полицейские, оцепив движение в ту и другую сторону Аэропорта. Водители городского транспорта предупреждали, что крушение Ту-204 во Внуково послужило образованием пробки, и все городское сообщение, следующее по данному маршруту, оказалось остановленным на три, четыре часа.

Аэропорт «Внуково» временно остановил свою работу, и некоторые прибывающие рейсы были перенаправлены на другие аэропорты.

Жители столицы могли пользоваться только аэроэкспрессами для передвижения, но они не справлялись с большим потоком пассажиров.

Все рейсы были забиты под завязку. Однако пассажирам, которым требовалось попасть в Внуково, не мешало ехать в таких условиях со своими багажами, лишь бы успеть на свой рейс.

Пассажирский самолет Ту-204 разбился во Внуково

Спасатели быстро закончили работу

Расследование и причины катастрофы

Блогер Александр Усольцев присутствовал в здании аэропорта во время трагедии. Он отмечает, что посетители аэропорта узнали о происшествии быстрее, чем было официальное оповещение. В «Внуково» не было никаких оповещений. В течение полутора часов после аварии на месте разлома самолета не было пострадавших. Это свидетельствует о том, что люди были эвакуированы из-под обломков судна в короткий срок.

Падение самолета на детали привело к его крушению, несмотря на отсутствие высоты. После аварии остатки самолета разбросались по обе стороны шоссе. Обе крылья были оторваны, одно шасси вместе с обломками упало на автомагистраль, а кабина самолета повернулась на 180 градусов. Благодаря двум причинам удалось избежать большого количества жертв после крушения.

  • на место вовремя прибыли пожарные;
  • огненное пламя было небольшим, огонь не успел распространиться на большое расстояние;
  • люди не были подвержены массовой панике.

После авиакатастрофы на место происшествия прибыли более сотни спасателей. Правый двигатель лайнера загорелся, однако быстрое действие специальных служб не дало огню распространиться на большую площадь. Через 15 минут на место происшествия прибыла прокуратура.

В связи с падением ТУ-204 возбуждено уголовное дело за нарушение правил техники безопасности, приведшее к гибели людей. В январе 2013 года следствие было приостановлено, а 1 сентября 2014 года дело закрыли из-за смерти бортинженера и командира самолета. Причины аварии, определенные авиационно-технической экспертизой, были следующими:

  1. заход на посадку осуществлялся на скорости, превышающей допустимые нормы;
  2. ошибка экипажа, а в частности инженера, в отсутствии контроля при выпуске интерцепторов;
  3. технические неполадки в работе системы.

После всего случившегося, была выдвинута версия об ошибочном действии пилота, а вторая — об отказе техники во время приземления. Сначала была выбрана версия с отказом техники. Поэтому, по словам МАК, объявленным 24 января, причиной катастрофы лайнера стало именно отказ системы торможения и несрабатывание реверса. Но, после большого количества проверок, было выяснено, что причиной данной катастрофы, кроме отказа системы стал, в большей степени человеческий фактор.

Причины крушения

Как сообщает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров: когда самолет шел по траектории снижения, его скорость для посадки пустого лайнера уже превышала допустимую норму. Учитывая такие события единственным верным решением экипажа на тот момент было – отправиться на второй круг. Пустой самолет стал причиной возникновения таких сложностей при торможении.

Приземление пустого самолета с высокой скоростью вызвало качание лайнера и удары шасси об асфальт, что привело к неодновременному обжатию стоек и неработоспособности реверса. Во избежание авиакатастрофы реверс был изначально отключен во время полета, и сбой системы произошел при попытке включения обратной тяги бортинженером при заблокированном торможении и отсутствии сигнала о приземлении.

Во времена Советского Союза разработчики предусмотрели функцию «малый реверс», которая использовалась для проверки системы автоматического торможения перед запуском полного реверса. Это позволяло убедиться в готовности лайнера к автоматическому приземлению.

Если система выходит из строя после включения, необходимо немедленно переходить к механической остановке, нажимая на педаль тормоза, и не активировать полный реверс. Экипаж игнорировал эти основы пилотирования и просто активировал полный реверс, увеличив скорость до взлетной — 240 км/час, по неизвестным причинам.

Таким образом, высокая скорость при посадке, послужила вынужденному переходу двигателей на повышенные обороты. Специалисты утверждают, что ошибка бортинженера заключалась в отсутствии перевода и контроля выпуска интерцепторов в ручной режим.

Крушение Ту-204 во Внуково

Жертвы трагедии и материальная поддержка пострадавшим

Во Внуково разбился пассажирский самолет Ту-204, в результате чего погибло пять человек. Четверо из них скончались на месте, стюардесса Татьяна Пенкина боролась за жизнь в больнице, но умерла через сутки после крушения. В больницу доставили водителя автомобиля с множественными переломами и сотрясением мозга. Его автомобиль не подлежит восстановлению. Экипаж состоял из:

  • командир Шмелев Г.В. (кол-во часов полета: 14.975);
  • второй пилот Асташенков Е.И. (10.222);
  • бортинженер Фисенко И.Н. (10.714);
  • бортпроводники: Изосимов Алексей – 2589; Баранова Кристина – 3035; Винокуров Дмитрий – 1180; Жигалина Евгения – 466; Пенкина Татьяна – 2772 часа.

Таким обазом, Ту-204, отечественный пассажирский самолет, выпущенный в 1990 году заводом «Авиастар – СП» в городе Ульяновске, потерпел крушение прямо в аэропорту столицы. Основной компанией перевозчиком, эксплуатирующей данный самолет на тот момент являлась компания Red Wings Airlines. Количество ТУ-204 в эксплуатации данной компании насчитывается свыше восьми самолетов, но именно 29 декабря 2012 года трагедия случилась с этим лайнером.

Поиск виновного в этой трагедии был бесполезен, поскольку количество полетов, выполненных членами экипажа, свидетельствует о высоком профессиональном уровне их подготовки, не вызывающем сомнения. Их квалификация соответствовала всем требованиям российского воздушного законодательства.

Согласно сводкам Интерфакса, для компании Red Wing это далеко не первый случай, когда подобные ситуации случаются за пределами взлетно–посадочной полосы. Было зафиксировано два подобных происшествия (выезд за границы ввп) с участием аналогичной модели самолета – ТУ-204. В 2012 году 5 ноября произошел инцидент в аэропорту «Кольцево» города Екатеринбурга и 20 декабря, накануне трагедии в «Толмачево» города Новосибирска. К счастью, никто не пострадал.

Близким родственникам погибших и пострадавшим в трагедии аэропорта «Внуково» были выплачены компенсации в размере 2 миллионов рублей для семей погибших, а также оплачены расходы на погребение. Семьям пострадавших были выделены по 1 миллиону рублей на лечение и восстановление.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах