Крушение Як-42 под Ярославлем
В 2011 году 7 сентября произошла ужасная трагедия под Ярославлем. Хоккейная команда «Локомотив» летела на чартерном рейсе из Ярославля в Минск на самолете Як-42Д, принадлежащем авиакомпании «Як Сервис». Погодные условия были нормальные, но самолет не взлетел со взлетно-посадочной полосы, а только за её пределами на расстоянии 400 метров, и, поднявшись всего на 5-6 метров, потерпел крушение.
Полностью разбился самолет около реки Туношонки, его части упали в воду. Выжил только инженер Александр Сизов, погибли 8 членов экипажа и 44 пассажира.
Характеристики самолета
В 1993 году авиационный завод в Саратове изготовил самолет Як-42Д. После этого он использовался различными авиакомпаниями до катастрофы. Самолет принадлежал центру имени М.В. Хруничева, а в 2009 году компания «Як Сервис» арендовала его. Срок эксплуатации закончился в октябре 2016 года. Перед катастрофой Як-42 прошел техническое обслуживание в августе.
Самолет этой модификации имеет три 2-контурных двигателя Д-36 ЗМКБ, на дату, когда произошла авария, он имел 6 тысяч 490 часов налета и выполнил 3 тыс. 112 взлетов и посадок. Компоновка самолета состояла из двух классов обслуживания, один класс — на 16 мест, второй — на 60 (экономкласс). На самолете было надписано «Протон», это реклама ракеты, изготавливаемой в центре Хруничева. Команда и раньше была пассажиром именно этого авиалайнера, последний раз она вернулась на нем 27 августа этого же года.
Компания «Як Сервис» использовала Як-42 и Як-40 в качестве воздушных судов, однако после происшествия в 2011 году она прекратила свою деятельность.
Экипаж самолета
Экипаж самолета считается опытным, так как все его участники проработали в авиакомпании не один год. Однако команда была создана недавно и до катастрофы выполнила всего два полета.
- Андрей Анатольевич Соломенцев, возраст 44 года — командир экипажа, в «Як Сервис» работал 11 лет, имел 6954 часа налета, из них более 1550 именно на ЯК-42.
- Игорь Константинович Жевелов, возраст 49 лет — второй пилот, работал в компании более 7 лет, летал и на Як-40 и на Як-42, налетал 13 492 часа.
- Сергей Валерьевич Журавлёв, возраст 42 года.— бортмеханик, в авиакомпании работал полтора года, до этого сначала был авиатехником, затем прошел переобучение на бортмеханика и имел опыт самостоятельных полетов, имел 568 часов налета.
- На заднем ряду самолета сидели Владимир Юрьевич Матюшкин и Александр Борисович Сизов, инженеры обслуживания, одному из них посчастливилось выжить.
- На борту самолета были три стюардессы — Е. А. Сарматова, Н. М. Максумова и Е. М. Шалина.
Как произошла катастрофа
В день авиакатастрофы Як-42 в Ярославле, самолет направился из аэропорта Внуково в Ярославль для загрузки багажа и посадки пассажиров, после чего продолжил полет в соответствии с расписанием. Пилоты получили информацию о погодных условиях, изменили номер рейса и выполнили все необходимые процедуры по обслуживанию самолета перед вылетом.
Самолет летел при нормальных метеоусловиях, видимость составляла 10 км, температура воздуха была 18 градусов, а небо было немного облачным.
Самолет поднялся в воздух с ВПП, расположенной на расстоянии 400 метров от места взлета. Высота лайнера не превышала 6 метров, когда крыло задело радиомаяк, и он кренился влево, столкнувшись со светосигнальной системой и деревьями, а затем упав на землю в 600 метрах от ВПП. В результате аварии самолет был полностью разрушен, а обломки разбросаны на расстоянии 800 метров от полосы.
На борту самолета было 45 человек, 43 из них умерли сразу, в основном от удара о землю, а три человека утонули, один получил сильные ожоги. Инженеры, которые сидели на самом последнем ряду, не были пристегнуты ремнями, поэтому при ударе они вылетели в реку. Их забрали автомобилями «Скорой помощи», но через несколько дней Галимов умер, а Сизов был вначале введен в медикаментозную кому, а позже его жизнь удалось спасти. Команда «Локомотив» направлялась в Минск для участия в Континентальной хоккейной лиге, на следующий день они должны были играть с местной командой «Динамо».
Вечером того же дня в Ярославле возле спортивного комплекса «Арена 2000» состоялись массовые собрания людей. В мероприятии приняли участие около 10-12 тыс. человек, многие из них принесли цветы и свечи. Аналогичные поминальные акции были организованы в Риге, Праге, Каловых Варах и Тренчине, где жители оплакивали ушедших членов команд из этих городов.
Матч на честь открытия нового сезона Континентальной хоккейной лиги в Уфе был прерван 7 сентября из-за сообщения о гибели игроков «Локомотива». Открытие сезона перенесли на 12 сентября, а 8 сентября канал КХЛ-ТВ провел вечер памяти по погибшим и показал матчи «Локомотива». В Ярославской области объявили траур на 3 дня, с 9 по 11 сентября.
Расследование катастрофы
На следующее утро были найдены тела всех жертв катастрофы, поэтому началось уголовное дело. Рассматривались два варианта гибели самолета.
- неисправность машины;
- ошибки летчиков.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) занимался расследованием аварии Як-42 в Ярославле. На месте катастрофы собирали остатки самолета и создавали макет. Также были привезены самописцы в лабораторию. Гипотеза о недостаточной длине ВПП была высказана, но признана несостоятельной. Топливо было проверено и соответствовало нормативам.
При анализе причин неисправности автомобиля МАК заметила, что после взлета двигателей самолета скорость роста ускорения прекратилась. Это может указывать на наличие силы, которая препятствует увеличению скорости.
Спасатели работают на месте крушения самолета ЯК-42 под Ярославлем
Для выяснения происхождения силы, вызвавшей эту ситуацию, были отправлены остатки тормозной системы самолета в специализированную компанию. Инженер Сизов, единственный выживший в катастрофе, дал свои показания, заявив, что никаких проблем с техникой не было замечено до полета.
Во время взлета Сизов не помнил, кто управлял самолетом, но запомнил момент, когда они взлетели. Позже он очнулся в воде, окруженной пламенем, вызванным загоревшимся керосином. Он сообщил, что пассажиры размещались в заднем багажнике, что опровергает версию о том, что много людей находилось в передней части самолета и это могло привести к смещению центровки. Руководящий состав команды находился в передней части, а сама команда разместилась в экономклассе.
Было проведено несколько экспериментов для воссоздания условий полета и поведения команды в них без дополнительной тормозной силы. Какие выводы были сделаны в результате моделирования полета? МАК пришел к выводу, что непроизвольное нажимание ногой на тормозные педали самолета стало причиной аварии.
Неизвестно, кто именно совершил указанные действия — командир экипажа или второй пилот. В результате самолет не смог своевременно оторваться от взлетно-посадочной полосы, но, несмотря на это, экипаж продолжил поднимать самолет в воздух. Необходимо установить причины возникшей нештатной ситуации.
Кроме того, комиссия установила, что в крови второго пилота обнаружен фенобарбитал, который воздействует на центральную нервную систему. Принимать такой препарат перед полетом запрещено. В медицинских картах летчика замечена запись о наличии полинейропатического синдрома, который приводит к нарушению координации движений ног. В связи с этим заболеванием также запрещено летать.
Родственники членов экипажа намеревались оспорить выводы комиссии в суде, но были отклонены, поскольку МАК не подчиняется российскому суду. Были поданы иски в ЕСПЧ, Конституционный суд РФ и ИКАО. В результате расследования катастрофы в 2014 году В. Тимофеев, заместитель генерального директора «Як Сервис», был обвинен в нарушении принципов эксплуатации воздушных судов, что привело к серьезным последствиям. Было установлено, что в компании «Як-Сервис» отсутствует надлежащая система безопасности полетов.
Тимофеев получил приговор к 5 годам тюремного заключения за признанную вину, но не признал свою вину. Позже он был освобожден благодаря амнистии, связанной с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Авиакомпания «Як Сервис» прекратила свою деятельность. Судебно-медицинская экспертиза показала, что нога второго пилота функционировала нормально, что противоречило выводам МАК.
Страховые выплаты
Компания «Лексгарант» выплатила 2000000 рублей на каждого погибшего. Команда была застрахована в компании «СОГАЗ», где выплаты зависели от контракта. Также каждый хоккеист получил 100000 рублей от компании «УралСиб». Родственники подавали иски против авиакомпании «Як Сервис», некоторые из них получили 14 млн рублей.
Выводы после происшествия
Российская Федерация хоккея перестала использовать Як-42 после произошедшей аварии.
Д. Медведев, когда он был Президентом России, заявил, что маленькие авиакомпании, у которых на балансе не более 20 машин, будут ликвидированы или поглощены более крупными. Он также поддержал идею закупки качественных иностранных авиалайнеров даже за счет отечественного производителя.