Самолеты

Крушение Ан-124 в Иркутске

В конце 1997 года произошла ужасная авиакатастрофа — крушение Ан-124 в Иркутске. Субботним днем, 6 декабря 1997 года из местного аэродрома Иркутск-2 вылетел огромный военно-транспортный самолет Ан-124-100 «Руслан», нагруженный 2-мя истребителями Cy-27УБK, которые собирают на авиазаводе города, и их необходимо было транспортировать по контракту во Вьетнам.

Самолет должен был выполнить полет через Владивосток в Камрань (Вьетнам). Сразу после взлета из трех из четырех двигателей «Руслана» отказали первый и третий, а затем — второй. Невозможно было перезапустить двигатели, и на одном двигателе самолет накренился и упал в населенный пункт.

Причина катастрофы до сих пор неизвестна.

Хронология катастрофы

Экспериментальный аэропорт Иркутск-2 имеет взлетно-посадочную полосу, расположенную в пределах городской черты. Жители поселка авиастроителей привыкли к низколетящим самолетам.

Хроника событий катастрофы Ан-124 в Иркутске уложилась всего в три десятка секунд, но последствия оказались ужасающими. 6 декабря, штиль, температура — 20 о , видимость 3 километра. В 14:42 по местному времени самолет весом в 350 тонн поднялся в воздух. Впереди многочасовой рейс на Вьетнам. Как только самолет отрывается от земли, третий двигатель начинает «чихать» пламенем. Практически сразу после взлета диспетчер получает сообщение о том, что у «Руслана» отказали три двигателя, первый через три секунды на высоте пяти метров, через шесть секунд отказал третий двигатель на высоте 22 метра и тогда же останавливается второй.

6 декабря 1997 года

Силовая установка корабля вышла из строя, поэтому его невозможно перезапустить. Впереди находятся многоэтажные жилые дома, детский садик и детдом. Командир пытается доставить самолет на нежилую территорию, чтобы защитить дома, где люди остались в выходной день. Но из-за перегрузки истребителей «Руслана», которые весят в общей массе 40 тонн, это невозможно.

Самолет резко наклоняется и падает на землю. Он зацепляется за деревянный детский дом, который находится под его крылом. Самолет поворачивается на 180 градусов и сталкивается с жилым пятиэтажным домом № 45 на улице Гражданской. Дом полностью разрушен, и только немногие выжили. В доме проходила свадьба, и все гости погибли.

От удара самолет разваливается на две части, и хвостом падает на дом № 120 по ул. Мира. Остальные осколки самолета «достаются» детдому. Топливные баки Ан-124 заправлены по максимуму, воздушное судно готовили к длительному перелету. Как только «Руслан» развалился на части, 180 тонн топлива выплескивается и вспыхивает. Вокруг все полыхает — земля, дома, деревья…

Люди, которые пережили крушение самолета, боролись за свои жизни, чтобы выбраться из огня домов. Некоторые из них даже прыгали с пятого этажа. Ударная волна была настолько сильной, что выбивала окна в домах в радиусе одного километра. Топливо также затронуло детский дом, где загорелась проводка, и трое детей погибли.

Катастрофа Ан-124 в Иркутске

Группа молодых людей отдыхала в бассейне в выходной день, а некоторые дети посетили концерт в доме культуры. Если бы это был рабочий день, количество жертв, возможно, было бы гораздо больше.

Службы спасения быстро прибывают на место происшествия, оцепляют территорию, эвакуируют людей из близлежащих домов и оказывают помощь пострадавшим. Железнодорожное сообщение с остальной частью города было прервано. Пожарные используют легкие лестницы, чтобы спасти людей из огня. Были спасены 27 человек, которые оказались в самом эпицентре пожара.

На месте авиакатастрофы проводилась спасательная операция, к которой были привлечены пожарные, скорые, а также боевые и аварийно-спасательные службы России и курсанты Высшей Школы МВД и МЧС г. Иркутска. Через несколько часов после катастрофы Ан-124 «Руслан» оперативная группа под предводительством главы Министерства по чрезвычайным ситуациям России Сергея Шайгу прибыла в Иркутск.

После 12 часов наконец удалось потушить огонь, а к утру 7 числа пожар был практически под контролем. Остался только дым и иногда вспыхивали отдельные перекрытия домов и остатки несгоревшего топлива. Те, кто выжил, в основном были жильцами дома с окнами, выходящими на противоположную от огня сторону. Хвост самолета, который почти не пострадал и опирался на здание дома № 120, создавал угрозу для служб спасения. В этот же день было решено сбить его на землю.

Спасательные работы длились четверо суток и не прекращались ни на минуту, хотя к концу операции было понятно, что под оплавившимися остатками домов уже нет живых.

Жильцы близлежащих домов помогли детям из детдома, которые были почти без одежды, когда их вывели на улицу в мороз. Они одевали, кормили, согревали и давали им ночлег.

Катастрофа Ан-124 Руслан в Иркутске

Последствия трагедии

В результате страшной авиакатастрофы, произошедшей в 1999 году, жизни потеряли более 70 человек, включая 8 членов экипажа и 15 пассажиров. Кроме того, 14 детей и другие люди, находившиеся на земле, также погибли. Пострадавшие дома были полностью разрушены, а на месте происшествия был построен храм Рождества Христова. Более 70 семей остались без крова.

Сведения о самолете

Ан-124 — один из самых надежных и безопасных воздушных судов. Легко эксплуатируется и не требует особых усилий. За 30 лет эксплуатации произошло всего две аварии, обе из-за ошибок экипажа.

  • создан в 1985 г.
  • Передан на эксплуатацию Военно-воздушным силам Советского Союза в 1988 г.
  • К моменту катастрофы провел в воздухе 1034 часа.

Крушение Ан-124 в Иркутске

Экипаж самолета

В 2003 году по указу Президента России всем членам экипажа был посмертно присужден орден Мужества. В Сеще установлены мемориальные доски с биографиями команды самолета.

  1. Командир самолета В.А. Федоров.
  2. Помощник командира М.Ю. Брюханов.
  3. Пилот-инструктор В.В. Иванов.
  4. Два штурмана А.И. Батяев и А.А. Пристенский.
  5. Три бортинженера И.С. Бессонов, В.П. Олефир и И.И. Артюхин.
  6. Бортрадист А.А. Ворошилов.
Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах