Самолеты

Самые известные кладбища самолетов в России и мире

Специальные места, куда доставляют неиспользуемую авиацию, называются кладбищами самолетов. Эти места привлекают внимание местных жителей и туристов, поэтому необходимо устанавливать ограждения и охрану. Однако, посещение таких мест может быть опасным из-за большого количества металла, который может причинить травмы. Кладбища самолетов находятся по всему миру, но наиболее интересные расположены в России, Украине и США.

Кладбище самолетов в пустыне Мохавэ в Аризоне на базе Девис-Монтен

На территории США имеется множество достопримечательностей, таких как Долина Смерти и множество национальных заповедников, расположенных в штате Аризона. Также на территории Аризоны находится кладбище авиации, расположенное в пустыне Мохаве, которое находится на расстоянии около 100 км от Лос-Анджелеса. Проехав по шоссе 395, невозможно не заметить этого кладбища, так как самолеты видны издалека.

Кладбище самолетов в пустыне Мохавэ в Аризоне на базе Девис-Монтен

Авиацию решили доставить в пустыню Мохаве, так как близлежащие территории необитаемы, а жаркое климатическое условие с редкими осадками может защитить технику от коррозии. Область с кладбищем авиации защищена колючей проволокой и постоянно патрулируется. Поэтому, чтобы увидеть авиацию, нужно смотреть через забор. Тем не менее, не гарантируется, что охрана не попросит уйти немедленно.

На огромной площади свалки находится множество самолетов, которые туда свозят с 1970-х годов. В 2002 году было достигнуто максимальное число техники, превысившее 1000 единиц. В тот момент старые самолеты были отправлены на кладбище, чтобы минимизировать риск повторения теракта 11 сентября.

Здесь можно увидеть модели разных марок, включая Boeing, Airbus, Lockheed и ряд других. Некоторые из них до сих пор находятся в рабочем состоянии и выставлены на аукцион. А те, что уже никогда не взлетят, отправляются к могильнику в отдаленной стороне кладбища, где их разбирают, отправляя полученный материал на переработку. Эта процедура длительная. Поэтому большинство самолетов стоят полуразобранными годами.

Кладбище машин в Чернобыле

Чернобыльская катастрофа принесла множество проблем миллионам советских граждан. При ликвидации последствий аварии техника получила огромные дозы радиации, что привело к закрытию ее эксплуатации. Изначально планировалось законсервировать машины, но было решено создать могильник рядом с деревней Рассоха, куда и переместили зараженную технику по поручению правительства.

Кладбище машин в Чернобыле

Площадь кладбища сравнима с аэродромом. Здесь размещалось более 1300 единиц техники различного вида, включая автомобили, автобусы, бульдозеры и БТР. Особое внимание привлекали вертолеты, которые использовались в большом количестве для тушения пожара на АЭС. Со временем запчасти, которые были дефицитными, начали исчезать со свалки, а затем двигатели были сняты с машин, и в конечном итоге они были разобраны на металлолом. Чем меньше радиации оставалось в технике, тем больше было желающих заработать на ней.

В 2013 году было решено уничтожить кладбище. Сейчас это пустынное поле без техники, которую увезли на ликвидацию. Пройдя дальше, можно найти свалку остатков грузовиков и других машин, которые были оставлены здесь.

Кладбище самолетов в Лаишевском районе Казани

Кладбище самолетов в Казани стало популярным благодаря визиту известных блогеров, которые поделились захватывающими фотографиями с подписчиками. Это привело к тому, что некоторые местные жители также захотели посетить это место. Кладбище находится рядом с казанским аэропортом, но это не остановило любителей фотографировать технику и делать необычные снимки.

Кладбище самолетов в Лаишевском районе Казани

На кладбище находятся три Ту-154 и один Ил-62, их состояние хорошее. Однако, они огорожены и недоступны для посещения из-за соображений безопасности. МЧС и администрация аэропорта предупреждают о крайней опасности посещения таких мест.

Люди могут получить травмы не только по неосторожности, но также от контакта с электрическими проводами, разрушения корпусов самолетов или воздействия опасных веществ, которыми может быть пропитана поверхность авиатехники. Теперь посмотреть на эту технику получится только из-за забора. Позднее аэропорт планирует перенести это кладбище на другой участок либо выделить средства на организацию территории на этом же месте.

 

Кладбище или музей авиации в Монино (Подмосковье)

Государственный музей ВВС расположен на известном кладбище самолетов в Подмосковье. Несколько лет назад он стал федеральным учреждением и находится в п. Монино рядом с Москвой. Ранее на этом месте находился старейший российский аэродром, но его забросили. Чтобы предотвратить его превращение в свалку, было решено создать на территории музей под открытым небом.

Кладбище или музей авиации в Монино (Подмосковье)

Монинское кладбище сложно назвать кладбищем, так как оно имеет статус музея. Это означает, что авиационная техника находится в хорошем состоянии, а территория музея регулярно убирается и охраняется. Музей имеет множество экспонатов авиационной техники, включая гражданские и военные самолеты и вертолеты. Внутри зданий можно увидеть космическую технику, включая аппарат БОР-5. Каждый экспонат имеет документальное подтверждение его происхождения. За время работы музея его посетили более 3 миллионов человек, в том числе иностранные туристы.

Заброшенный Смышляевский аэродром в Самаре

Смышляевский аэродром находится на территории Самары и считается известным авиационным кладбищем. Он давно заброшен, однако принадлежит местному аэрокосмическому университету. Студенты университета регулярно проходят обучение на аэродроме, знакомятся с устройством техники и обучаются инженерным специальностям. Для этих целей используются несколько самолетов и вертолетов, в то время как остальные техника списана и непригодна к эксплуатации, даже в учебных целях.

Заброшенный Смышляевский аэродром в Самаре

Попасть на территорию аэродрома человеку без пропуска будет затруднительно, так как он охраняется. Если охрана откажет, то пройти туда уже не удастся. У тех, кого пустят, будет возможность посмотреть несколько типов самолетов и вертолетов. Всего их более двадцати. Примечательны шесть авиационных машин: Ан-12, Ту-104, Ту-144, Ту-154, Ми-8, Ми-24.

Ли-2 стал самым старым самолетом в Смышлявке. Он был выпущен в 1939 году и был одним из самых массовых на тот момент, создано почти 5000 единиц. На аэродроме также находятся нерабочие автомобили специальных служб. Вся техника на этом аэродроме цела и не подвергалась разбору. Исключением могут быть только дорогостоящие элементы электронной начинки.

Кладбище самолетов в Калининградской области: 150-й авиационный ремонтный завод

150-й авиационный ремонтный завод считается одним из самых старых предприятий Калининграда. Он сформировался на основе 11-й и 308-й ремонтных баз в 1954 году. После военной реформы 2008 года завод перешел в состав компании «Авиаремонт». Он до сих пор функционирует. Основное направление деятельности: восстановление сломанной авиатехники и авиационных двигателей. Также он занимается утилизацией, если машины или оборудование невозможно отремонтировать.

Кладбище самолетов в Калининградской области

Вблизи завода расположено кладбище авиации, отличающееся от других тем, что на нем хранятся новейшие самолеты и вертолеты. Эти летательные аппараты требуют серьезного ремонта, однако некоторые из них уже списаны и не подлежат восстановлению. На территории кладбища можно увидеть МиГ-29, Су-27, Ан-24, Ту-22, Ми-8, Ми-24 и другие. Однако, чтобы их увидеть, необходимо разрешение, т.к. они находятся под военной охраной. Не стоит надеяться на получение пропуска, поскольку некоторые из авиационной техники все еще работоспособны, и посещение гражданским запрещено.

Кладбище самолетов в Воронежской области

В Воронежской области находится кладбище самолетов, расположенное под селом Гремячье. Оно огорожено и считается запретной зоной. Здесь находится авиация в различном состоянии, некоторые машины выглядят работоспособными, а другие полностью разрушены. Важные элементы сняты с большинства самолетов, включая те, которые были повреждены в боевых действиях. На кладбище есть даже обгоревшие самолеты.

Несколько техник, включая МиГ-25 и Ми-2, можно рассмотреть изнутри. Рядом находится маленький ангар с охранной вышкой, откуда можно насладиться красивым видом на всю площадку. В солнечную погоду здесь можно сделать замечательные фотографии самолетов и природы. Вход на территорию запрещен и охраняется, проникновение может привести к аресту.

Места, где хранятся списанные самолеты, могут быть очень интересными. Однако большинство из них опасны для туристов, поэтому крупные свалки быстро огораживаются. Если вы хотите узнать больше о списанных самолетах, лучше всего посетить музей, например, расположенный в Монино.

Постсоветские кладбища

Американский авиационный эксперт Ник Веронико убежден, что кладбища для военного и гражданского воздушного флота будут необходимы, пока существуют самолеты. Он сам лично посетил несколько таких кладбищ, включая «Дэвис-Монтану» и пустыню Мохаве на юго-западе США.

«Я летал на самолетах, которые потом оказались на складе и стали источником запчастей для воздушного флота, — рассказывает Веронико. — Мне довелось наблюдать за тем, как годные детали извлекают из самолета, а потом летать на самолете, на который были установлены эти детали — те самые, которые при мне доставали, хранили и устанавливали”.

Советский вертолет МИ-6, побывавший в Чернобыле

В России существуют кладбища техники, где хранятся старые советские военные самолеты, которые уже не могут летать. Ранее на авиабазе «Воздвиженка», расположенной примерно в 100 километрах к северу от Владивостока, размещались советские сверхзвуковые бомбардировщики. Однако после окончания холодной войны самолеты оказались ненужными и просто остались там же, где стояли. Сейчас некогда секретная база заброшена, и лишь фотографы, перелезающие через ржавые заборы в поисках эффектных кадров, интересуются призрачной эскадрильей.

Еще одна свалка, оставшаяся с советских времен, находится в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, откуда после аварии были эвакуированы все жители. Техника, которая использовалась для устранения последствий катастрофы, была загрязнена радиацией, и несколько больших советских вертолетов так и остались ржаветь в поле.

В 2006 году, в 20-ю годовщину аварии на АЭС, редактор фотоотдела BBC News Фил Кумс посетил место катастрофы. “После аварии на Чернобыльской АЭС множество загрязненной техники, которая использовалась для устранения последствий, было помещено в могильники, разбросанные по огромной зоне отчуждения вокруг реактора, — рассказывает он. — Некоторые машины находятся там и по сей день. В самом большом могильнике на месте села Рассоха ржавеют останки вертолетов, пожарных машин, военной и гражданской техники. Свалка занимает огромное пространство, но за прошедшие годы некоторые машины были пущены на запчасти, хотя уровень радиации здесь везде разный, и охотникам за сувенирами лучше все-таки держаться подальше”.

Из вертолетов изымают годные детали, несмотря на опасность радиационного поражения. С каждым годом скелетообразные останки уменьшаются в размерах.

Списанные лайнеры в аэропорту в пустыне Мохаве

В США для гражданских самолетов, чей срок эксплуатации подошел к концу, последним пристанищем служит аэропорт Мохаве, расположенный в пустынной восточной части американского штата Калифорния. Вот уже несколько десятилетий сюда свозят авиалайнеры и держат их в знойной пустыне до переработки на металлолом.

Фотограф Трой Пайва писал о свалке самолетов в Мохаве, которую можно увидеть издалека, когда едешь через калифорнийскую пустыню. Он снимал здесь самолеты в 1990-е и 2000-е годы, но зона была закрыта из соображений безопасности. Взгляд на свалку создает впечатление, будто длинные ряды выцветших хвостов тянутся до самого горизонта.

Кит Мэйнард, член Королевского авиационного общества, утверждает, что разборка самолетов гораздо проще, чем других видов транспорта. Этот процесс не такой сложный, как может показаться, и все соединения могут быть разъединены. Кроме того, в самолетах гораздо меньше тяжелых и опасных материалов, чем на кораблях. Современные самолеты используют все меньше перерабатываемых металлов, поэтому возможно уменьшение масштабов свалок в пустынях.

“Использование композитных материалов в будущем может затруднить окончательную утилизацию, но существуют специальные отраслевые протоколы, позволяющие решить этот вопрос. Впрочем, склады еще могут пригодиться в качестве мест парковки самолетов в периоды колебаний спроса. На самом деле, по количеству переданных на хранение самолетов иногда можно судить о состоянии экономики, поэтому аналитики отслеживают этот показатель”.

В аэропорту «Дэвис-Монтана» длинные ряды самолетов продолжают греться на солнце в Аризоне. Большинство из них стали домом для пенсионеров, но некоторые из них могут снова подняться в небо в любой момент.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future

Самое большое кладбище самолетов в мире

Если вам доведется ехать в Аризоне по Саут-Колб-роуд в Тусоне, вы сможете заметить, что жилые дома вскоре уступают место чему-то гораздо более странному: множество рядов самолетов, размером от массивных грузовых лифтов до тяжелых бомбардировщиков, вытянулись неподвижно, загорая под палящим солнцем пустыни.

Это крупнейший в мире объект по хранению и консервации самолетов, называемый 309-й группой аэрокосмического обслуживания и регенерации (309-й AMARG), часто известный как Кладбище, которое находится на базе ВВС в Дэвис-Монтане.

Расположенное примерно на 2600 акрах (10,5 квадратных километров), это место является домом для почти 4 000 самолетов и 13 аэрокосмических аппаратов Военно-воздушных сил Соединенных Штатов, армии, береговой охраны, Военно-морского флота, Корпуса морской пехоты и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), согласно данным Airplane Boneyards.

Большинство сохранившихся самолетов в Дэвис-Монтане относятся к военной авиации, несмотря на наличие различных типов воздушных судов.

Некоторые самолеты выглядят новыми, а другие защищены чехлами от песка и пыли. Некоторые из них не смогли выйти на пенсию в целости и сохранности и были превращены в коробки с запасными частями, отправляемые в разные места мира для использования в других самолетах.

Кладбища самолётов в России

Что касается российских «кладбищ самолетов», то самым известным было кладбище на Ходынском поле, где в начале 1900х годов был построен аэродром. В 2003 году, когда из аэродрома взлетел последний самолет, планировалось устроить «Музей авиации на Ходынском поле». Но, не сложилось, и часть экспонатов была сдана в металлолом. Сейчас здесь находится парк.

В Казани имеется еще одно известное кладбище самолетов. Его легко найти — на аэропортовом кольце нужно свернуть направо, а не налево (к терминалам). Через 200 метров можно увидеть место, где размещаются нерабочие самолеты без ценных деталей, только фюзеляжи. Однако любой желающий может посмотреть и даже залезть внутрь.

Музей истории гражданской авиации был создан на территории бывшего кладбища самолетов в Ульяновске. Посетители могут зайти внутрь самолетов, сесть за штурвал и почувствовать себя капитаном.

На территории Домодедово также имеется место, где размещаются отработавшие свой срок самолеты. Эта зона расположена на открытой площадке рядом с терминалом Домодедово. Наблюдать за ними можно во время взлета или посадки. Кроме того, авиалайнеры можно увидеть и из окон терминала московского аэропорта.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Возможно, Вас заинтересуют другие наши статьи:Топ-20 фактов о самолётахЧеловеческий фактор в авиации

Железнодорожное кладбище

Десятки лет на периферии Салоников, второго по величине города в Греции, сотни вагонов остаются заброшенными на железнодорожных путях, покрытые ржавчиной.

Первые вагоны появились здесь около 40 лет назад в начале 80-х годов. С тех пор место, известное как «железнодорожное кладбище», только увеличивалось. Существует легенда о том, что здесь когда-то стоял тепловоз с огромной красной звездой, которую воинствующие антикоммунисты закрасили. Однако эксперты считают, что это просто миф для туристов.

Местные пейзажи напоминают фильмы о постапокалиптическом мире. Тысячи вагонов и локомотивов ржавеют под открытым небом. Здесь даже растет дикий виноград. Европа имеет особые правила утилизации устаревшей техники, что является долгим и дорогим процессом. Именно поэтому здесь образуются подобные кладбища, которые для нас становятся еще одной туристической достопримечательностью.

Кладбище самолетов (Тусон, штат Аризона, США, авиабаза Девис-Монтен)

На территории Аризоны находится кладбище самолетов, которое претендует на звание крупнейшего авиационного некрополя в мире. Его площадь составляет более 6500 гектаров. Здесь находятся около 40 различных космических аппаратов и более 4000 самолетов, которые медленно разрушаются. Кладбище было создано после Второй мировой войны, но это не результат небрежности или нежелания утилизировать военную технику. Это своеобразный музей-хранилище, выбранное из соображений безопасности – здесь сухой климат и большая высота над уровнем моря, чтобы самолеты не сталкивались с неблагоприятными погодными условиями.

Во ВВС США каждая модель самолета представлена на аризонском кладбище. Некоторые из них там не на постоянной основе, а лишь на временной парковке. Однако каждый пятый самолет за последние 25 лет вернулся на летное поле. Эксперты оценивают общую стоимость объектов, находящихся на аризонском кладбище, в примерно 35 миллиардов долларов.

Кладбище кораблей (Нуадибу, Мавритания)

В маленьком городке Нуадибу, который является вторым по величине городом в стране, находится самое большое кладбище кораблей. Это место малоизвестно за пределами Мавритании. Более 300 кораблей стоят здесь вдоль береговой линии, проржавев или уже лежа на боку. Оставлять их здесь начали сравнительно недавно — в середине 1980-х. Мавританцы поняли, что рыболовный промысел не приносит желаемого дохода, и переключились на другие виды деятельности. Многие корабли были просто брошены вдоль берега Нуадибу, пользуясь тем, что местные чиновники закрывают на это глаза за небольшую плату.

Недавно Европейский союз приступил к финансированию программы по очистке залива. Программа включала в себя восстановление и использование лучше сохранившихся судов, а также утилизацию тех, которые не могут быть восстановлены. Однако этого пока не произошло, и вода в заливе до сих пор остается грязной, содержащей ржавчину, масло и топливо. Но вечером, на закате, когда цвет воды не играет роли, кладбище кораблей становится одним из самых романтических мест на земле.

Кладбище автомобилей (Финикс, штат Аризона, США)

Машино-кладбища довольно распространены и отличаются друг от друга. Есть кладбища, которые являются всего лишь местом для выброса старых автомобилей, а есть такие, где собрана коллекция раритетных машин. К музейным кладбищам относится и машино-кладбище в Финиксе, расположенное в засушливом месте.

На пустыре площадью более 12 гектаров разбросано более 5000 автомобилей, выпущенных до 1980 года, в том числе в хорошем состоянии. Найти сокровища здесь непросто из-за несистематичности и огромного масштаба кладбища. Тем не менее, они существуют. Если вы готовы заплатить за свои желания, то помогут вам найти объект вашей мечты, если вы укажете свои предпочтения.

Это не мусорная свалка, а успешное предприятие — автомобильный секонд-хенд. Здесь можно купить как раритетный автомобиль целиком, так и любые запчасти. Большинство автомобилей здесь находятся в разобранном состоянии для удобства выбора запчастей. Однако, все продается, но покупка не обязательна. Особенно для тех, кто просто хочет прогуляться или посидеть в американских автомобилях прошлого.

Кладбище военной техники (Кабул, Афганистан)

В Афганистане есть кладбище заброшенной техники — кладбище танков, которые оставили советские войска после выхода из страны. Солдаты не задумывались о том, что делать со сгоревшими, сломавшимися и никому уже не нужными танками. Более 20 лет техника гниет в горах, становясь памятником бессмысленной войне.

Многие танки сломаны и покрыты граффити. Дети гуляют среди этого ржавого железа, не задумываясь о том, где они играют в домики.

Кладбище аттракционов в Spreepark (Берлин, Германия)

Самое невероятное по красоте и загадочности кладбище — это кладбище аттракционов, расположенное в заброшенном Spreepark в Берлине. Когда-то весьма процветающий, парк был закрыт после того, как его владелец обанкротился. И с тех пор, вот уже более 15 лет, он зарастает зеленью в ожидании, когда же его, наконец, отреставрируют — или пустят под снос.

Этот парк заинтересует любителей экстремальных ощущений. Здесь можно обнаружить ржавые американские горки, колесо обозрения и огромных динозавров, скрывающихся в густой траве и уходящих в подземные тоннели, которые можно исследовать.

Парк официально считается частной собственностью и охраняется полицией. Однако, некоторые люди могут проникнуть на территорию, перелезая через забор. Те, кто не нарушает закон, могут посетить парк в выходные дни за небольшую плату. Сторож или даже бывший владелец парка проведут экскурсию и покатают на не заржавевшей технике.

Кладбище паровозов (Уюни, Боливия)

Кладбище паровозов в Боливии является одной из главных достопримечательностей страны, подобной Диснейленду во Франции. Туристические гиды всегда рекомендуют посетить это место. Ранее это был транспортный узел рядом с городом Уюни, но индейцы племени аймара не позволили городу расширяться и развиваться. Теперь это место является свалкой старых локомотивов, которые государству не стоит сохранять. Они оставлены на уничтожение природными условиями.

На кладбище поездов время останавливается, и вы как будто оказываетесь внутри стоп-кадра из какого-нибудь вестерна — ощущение ни с чем не сравнимое. Поэтому это место так и притягивает людей — местные дети любят там играть, а приезжие — делать эффектные фотографии, воображая себя по меньшей мере Клинтом Иствудом.

Кладбище велосипедов (Сасагури, Япония)

Почти все в Японии ездят на велосипедах — независимо от наличия машины в семье. Велосипеды меняются так же легко, как перчатки — старые бросают где попало, не заботясь об окружающей среде. Количество велосипедных свалок в Японии довольно велико.

Одна из самых живописных находится в поселке Сасагури. Мало того, что там полно велосипедов в хорошем рабочем состоянии, но нетрудно найти и массу раритетных моделей, до которых японцам просто нет никакого дела: трехколесные велосипеды, тандемы, велосипеды с колясками, спортивные, гоночные и необычные изящные городские велосипеды с маленькими колесиками. Дело за малым — доехать до Сасагури, а уж двухколесный транспорт будет обеспечен любому. Впрочем, возможно, он потребует легкого ремонта или покраски.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Полина

    Большое спасибо за полезную информацию

  2. Виталий

    Я бы на месте администрации открывал там музеи. Жуткие места, можно там хорроры снимать.

  3. Виктория

    Жуткое на самом деле зрелище. Конечно, это уникальная память о великих исторических событиях, что дух захватывает. Но все равно такого рода места не для всех и следует быть начеку. Возможно, когда-нибудь посещу один из таких кладбищ.

  4. Макс

    А какой смысл складировать самолеты на кладбищах? Восстановить их не получится, а в них много цветных металлов, да и иного, что отлично подойдет для переработки.