Самолеты

Катастрофы Ту-134

ТУ-134 — надежный самолет, который десятилетиями эксплуатировался на территории СССР и постсоветском пространстве. Однако, несмотря на высокую надежность, происходили аварии, которые приводили к человеческим жертвам. Некоторые из них стали причиной постепенной замены данной модели на более современные суда в гражданской авиации.

Самые резонансные катастрофы

Упоминание о крупных авиакатастрофах вызывает неприятные ощущения. Наиболее громкими катастрофами были следующие происшествия:

  1. Катастрофа ТУ-134 под Петрозаводском.
  2. Крушение самолета ТУ-134 под Минском.
  3. Авария в Иваново.
  4. Падение ТУ-134 в Куйбышеве.
  5. Крушение самолета в Самаре.
  6. Падение ТУ-134 при взлете в Крыму.

Трагедия под Петрозаводском

20 июня 2011 года произошла катастрофа ТУ-134 под Петрозаводском, в результате которой самолеты этой модели были выведены из эксплуатации на территории России.

Во время приземления самолет столкнулся с деревьями и разбился на землю. Большинство пассажиров погибли в результате этой катастрофы, которая стала самой крупной на территории Карелии. Позже эксперты назовут ошибочные действия экипажа, который отказался от второго круга, чтобы избежать падения в условиях низкой видимости на посадочной полосе.

Во время полета штурман судна, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, взял на себя инициативу в принятии критических решений. Диспетчер аэропорта Петрозаводска несколько раз пытался уговорить экипаж не совершать посадку, однако безрезультатно. Трагедии способствовали неверный прогноз погоды, переданный экипажу метеорологической службой аэропорта, а также устаревшее техническое оснащение самолета.

На месте крушения был воздвигнут мемориал в память о жертвах трагедии, семь пострадавших получили компенсации. Виновными в результате судебных разбирательств были признаны чиновник Росавиации Эдуард Войтовский, начальник аэропорта Петрозаводска и руководитель метеорологической службы аэропорта.

Катастрофа ТУ-134 под Петрозаводском

Катастрофа ТУ-134 под Петрозаводском

Крушение ТУ-134 под Минском

1 февраля 1985 произошла крупная катастрофа ТУ-134 под Минском. Практически после взлета самолета, следовавшего рейсом Минск — Ленинград, у судна поочередно отказали оба двигателя, в результате чего самолет упал в лесу. Из 80 человек на борту в живых осталось 22. Расследование происшествия привело к выводу об отсутствии вины членов экипажа в данном инциденте. Спорным оставался вопрос, каким образом оба двигателя самолета пришли в негодность. ТУ-134 1977 года выпуска находился в отличном состоянии на тот момент.

Проверка показала, что причиной было попадание льда в двигатели, что вызвало их повреждение и разрушение.

Лед, возможно, попал в двигатели и растаял до аварии. Эксперименты подтвердили версию с попаданием льда на входы двигателей, но причина оледенения не выявлена.

Катастрофа ТУ-134 под Минском

Катастрофа ТУ-134 под Минском

Трагедия в Иваново

27 августа 1992 года произошла авиакатастрофа ТУ-134 в Иванове во время посадки. Самолет упал на нежилые здания поселка Лебяжий Луг, расположенного рядом с аэропортом.

В поселке никто не пострадал, но все пассажиры и члены экипажа, находившиеся на борту самолета, погибли моментально. Причины этой ужасной трагедии – неслаженные действия экипажа и нарушения правил полета и посадки. Когда диспетчер аэропорта дал команду на снижение, самолет накренился вправо и вышел за пределы воздушной трассы.

Капитан корабля пытался выровнять самолет, наклонив его влево, чтобы избавиться от крена. Однако из-за полученных перегрузок корабль не мог приготовиться к безопасной посадке. Капитан настоял на продолжении спуска без дополнительного круга. Одно из крыльев самолета коснулось деревьев, вызвав падение и столкновение с необитаемыми постройками. Таким образом, жители близлежащего поселка были спасены от того, чтобы стать жертвами катастрофы. Фактически, главной причиной этой трагедии стал человеческий фактор.

Катастрофа ТУ-134 в Иванове

Катастрофа ТУ-134 в Иванове

Падение самолета в Куйбышеве

Крупная трагедия случилась 20 октября 1986 года в Куйбышеве — катастрофа ТУ-134, которая была нелепой по своей причине.

При промежуточной посадке в аэропорту Курумоч самолет снизился на большой скорости, шасси сломалось о взлетно-посадочную полосу, судно переломилось надвое и загорелось. В результате происшествия погибло 70 человек.

Произошедшая трагедия была вызвана спором между командиром самолета и другими членами экипажа на тему того, сможет ли первый осуществить посадку в слепую. Александр Клюев, который был капитаном самолета, закрыл свое окно шторкой и начал снижение. Второй пилот не закрыл свое окно и не предупредил коллегу о возможной опасности, также не высказал идею о повторном круге перед посадкой.

Он помогал пассажирам выбраться из горящей машины после аварии, но умер от сердечного приступа в процессе перевозки в больницу. Александр Клюев был обвинен и приговорен к 15 годам тюремного заключения. Однако после пересмотра дела ему было предоставлено право на свободу после отбытых шести лет. Это является примером того, как небрежность и игра на публику на рабочем месте может привести к гибели многих людей.

Катастрофа ТУ-134 в Куйбышеве

Катастрофа ТУ-134 в Куйбышеве

Авария с участием ТУ-134 в Самаре

Подобно прежним инцидентам, авария Ту-134 в Самаре случилась при посадке.

Из-за плохих погодных условий и отсутствия видимости посадочной полосы, самолет отклонился от курса. Диспетчер аэропорта Курумоч сообщил об этом экипажу, но не вовремя и не подробно. Экипаж не решил сделать дополнительный круг, поэтому самолет приземлился вне полосы. Шасси не выдержало нагрузки, самолет перевернулся и разрушился. В результате аварии погибли шесть человек из 57.

Командир корабля и второй пилот были найдены виновными и приговорены к условному лишению свободы на 4 и 2 года соответственно. Кроме того, недостатки в нормативной документации диспетчерской службы аэропорта привели к ситуации, когда диспетчер не смог своевременно передать экипажу информацию об ухудшении погодных условий и отклонении от посадочного курса.

Катастрофа ТУ-134 в Самаре

Катастрофа ТУ-134 в Самаре

Падение ТУ-134 в Крыму

10 июля 2006 года произошла катастрофа ТУ-134 при взлете. Самолет должен был проследовать по рейсу Симферополь — Москва. При наборе скорости во время разбега в двигатель судна внезапно попала птица. Экипаж корабля экстренно принял решение прекратить полет. Самолет начал экстренное торможение, но с учетом массы судна, с поправкой на массу полной заправки топливом, остановить его сразу не удалось.

Машина выкатилась за пределы взлетной полосы, где попала в овраг стойками шасси и переломилась пополам. Топливо, вытекшее из-под разрушенной правой плоскости крыла, загорелось. К счастью, никто из пассажиров не пострадал. Само судно после полученных повреждений было списано. Еще одним удачным моментом стало то, что экипаж корабля сумел отвести самолет от зданий аэропорта, избежав жертв.

Падение ТУ-134 в Крыму

Падение ТУ-134 в Крыму

Это лишь неполный список аварий с участием самолета ТУ-134. Количество их кажется большим в сравнении с самолетами Vickers Viscount, единственная катастрофа с участием которых произошла в 1960 году под Москвой. Сложно выявить закономерности, предопределяющие крушения. Каждый подобный случай происходит из-за индивидуального набора факторов и после тщательно расследуется. К примерному перечню критических факторов можно отнести следующие причины:

  1. Резко испортившиеся погодные условия — объективная причина, предугадать возникновение которой порой не представляется возможным.
  2. Человеческий фактор — набор ошибочных действий, неправильных решений, принятых в критической ситуации, преступная халатность, предшествующая трагедии. Предупредить эти события также весьма непросто.
  3. Техническая неисправность самолетов. Как в случае с крушением под Минском, данный фактор не связан с халатностью экипажа. Обнаружить причины возникновения неполадок после аварии не всегда выходит из-за значительных повреждений корпуса и двигателей.

Самолеты до сих пор являются одним из безопасных видов транспорта. Катастрофы происходят редко, а не по правилу. ТУ-134 является значимым представителем авиационного судостроения и внес свой вклад в развитие гражданской и военной авиации СССР и России.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах