Самолеты

Катастрофа Ту-144 под Парижем

В воскресенье, 3 июня 1973 года, на Тридцатом Международном авиакосмическом салоне Ле-Бурже недалеко от Парижа показали воздушные суда перед 350 000 зрителей. Показательный полет советского авиалайнера Ту-144 ОКБ Туполева вызвал шок у всех. Во время пике самолет развалился в воздухе и упал на жилые районы города Гуссенвиль в кусочках.

6 членов экипажа и 8 мирных жителей на земле погибли в результате первой катастрофы сверхзвукового авиалайнера в истории авиации — катастрофе Ту-144 в Ле-Бурже. Расследование происшествия было засекречено, а высказывания следственной комиссии не понравились многим. Эта катастрофа породила множество гипотез об истинных причинах произошедшего.

О самолете и экипаже

Ту-144 – это первый серийный самолет, который выпустил Воронежский авиационный завод (ВАСО) в 1972 году. 20 марта проходили испытательные полеты и отправка его в ОКБ Туполева. На борт воздушного судна нанесли надпись «Аэрофлот». Его регистрационный номер CCCP-77102, заводской 01-2, серийный 1-2. Имеет четыре турбореактивных двигателя НК-144А, которые изготовили сотрудники на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе М.В.

Катастрофа Ту-144 в Ле-Бурже

Ту-144

У самолета есть треугольное крыло, не имеющее хвостовой части, но благодаря этому он становится устойчивым и легко управляемым в любых режимах полета. Нос самолета острый и гладкий, он наклонен вниз для обеспечения переднего обзора.

Ту-144, работая на сверхзвуковых скоростях, был подвергнут множеству испытаний и мог развивать скорость до 3000 км/ч.

05.06.1969 года на высоте более 10 тысяч метров воздушное судно впервые преодолело звуковой барьер. Через два года совершил полет на высоте 16 тысяч метров со скоростью 2 150 километров в час. Катастрофа Ту-144 под Парижем привела к тому, что интерес к данной модификации резко снизился. За два года эксплуатации после данного инцидента было выявлено около 600 неполадок, поэтому после 1980 года было решено снять Ту-144 с пассажирских рейсов, объясняя тем, что звуковой барьер плохо влияет на здоровье пассажиров.

Да и неэкономичный: за час полета использует в восемь раз больше топлива, чем обычный пассажирский лайнер, а также билеты очень дорогие. И в качестве транспортного он не подходит в использовании, так как у него маленькая грузоподъемность.

В 1973 году летом самолет под кодовым названием 451 был доставлен в авиакосмический салон Париж-Ле-Бурже для демонстрации достижений в области авиаконструирования.

В субботу, 2 июня 1973 года авиалайнер совершил свой первый показательный полет, прошедший в штатном режиме, без каких-либо пререканий к работе самолета. Технических неполадок не было.

Второй день выставки и на очередной показательный полет должен был взлететь Ту-144. В экипаже были командир, второй пилот, штурман, бортинженер, заместитель генерального конструктора и ведущий инженер по испытаниям.

Катастрофа Ту-144 под Парижем

В.Н. Бендеров, Г.Н. Баженов, Б.А. Первухин, А.И. Дралин, М.В. Козлов, В.М. Молчанов.

Как все происходило

В 15 часов 19 минут авиалайнер с третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта Ле-Бурже взлетел в воздух и показал несколько маневров, после этого совершил запланированный пролет над полосой номер тридцать на малой скорости, с выпущенными шасси и передним крылом. Когда оставался километр до конца взлетно-посадочной полосы он летел на высоте 190 метров, вдруг включили полный газ двигателей, и самолет резко взял высоту, убрав при этом шасси и переднее крыло.

Набрав в высоту 1200 метров, самолет летел по горизонтали. Через некоторое время Ту-144 начал пикировать и когда до земли оставалось 750 метров, экипаж стал выводить лайнер из пике, выпустив при этом переднее крыло. При выведении самолета из отрицательного углового движения летательного аппарата на высоте 280 метров со скоростью 280 километров в час у воздушного корабля оторвалась консоль левого крыла, которая, стукнувшись об основание, пробила топливный бак. Самолет совершил полубочку и из-за мощной нагрузки развалился в воздухе на части на глазах у всех зрителей. Горящие обломки самолета упали на город Гуссенвиль (Goussainville).

Авария произошла в 6 км от аэропорта Ле-Бурже. Обломки самолета разбросаны на территории города Гуссенвиль на расстоянии 1000 метров от траектории полета. Полностью разрушены 5 домов, а 20 сильно повреждены. Все члены экипажа погибли, а на земле пострадали 8 человек, в том числе трое детей. Ранения получили 25 жителей Франции.

Остатки экипажа были опознаны с помощью судебно-медицинской экспертизы и перевезены в Москву 9 июня. Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище 12 июня.

Видео

Схема заявленного полета 2 и 3 июня 1972 г

Расследование причин катастрофы

Франко-советская комиссия была создана с целью расследования причин авиакатастрофы, а процесс длился более года.

Изучив бортовые записи, эксперты обнаружили, что главный прибор не был включен перед вылетом, а все остальные были уничтожены, включая опытный осциллографный регистратор и аварийный речевой. Для проведения расследования использовались записи, сделанные французским телевидением, любительское видео и фотографии.

После анализа обломков самолета выяснилось, что до крушения летательное средство находилось в полностью рабочем состоянии. Не было обнаружено отказа двигателей, потери контроля со стороны пилотов, а также экипаж оставался здоровым и готовым к работе. Кроме того, не было найдено признаков диверсии, террористического акта, взрыва или пожара на борту. После проведения анализа, комиссия сделала такие выводы.

  • Самолет мог разрушиться в воздухе из-за невыносимых перегрузок, которые могли случиться, когда самолет выводили из пикирования.
  • Возможно, руководитель полетных испытаний не был пристегнут, так как у него была кинокамера, которую передали от французского телеканала RTF для съемки из кабины во время полетов.
  • Неподалеку от Ту-144 находился истребитель Mirage IIIR, снимавший выступление нашего самолета.
  • Под штурвалом воздушного судна обнаружено углубление.

Катастрофа Ту-144 под Парижем

Катастрофа Ту-144

6 февраля 1974 года комиссия сделала официальное сообщение. В связи с окончанием расследования авиакатастрофы, изучив все материалы и обстоятельства дела, при полном содействии советских экспертов пришли к единому мнению:

Конструкция и системы самолета исправны, машина полностью работоспособна. Вероятнее всего, причиной катастрофы является человеческий фактор. Несколько гипотез были высказаны, но не подтверждены как причина аварии.

Слишком близко находился самолет Mirage IIIR. Конечно, для столкновения не было опасности, но для пилотов Ту-144 такая близость могла стать неожиданностью и их реакция могла стать резко маневрировать. При этом в кабине находился руководитель летных испытаний, который не был пристегнут и с кинокамерой в руках. При совершении пике он мог не удержаться на месте и упасть, при этом, помешать пилотам нормально совершать полет.

Французская комиссия и эксперты из СССР пришли к выводу, что причины авиакатастрофы остаются неизвестными и дело закрыто.

Самолеты Ту-144 перестали обслуживать пассажиров из-за печальных событий и других причин. Однако они были использованы в качестве летающих лабораторий и для установления мировых рекордов. Всего было установлено 18 рекордов, включая рекорды по скорости, быстроте взлета и дальности полета с грузом, что подтверждает их сверхзвуковые возможности.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах