Самолеты

Как устроен самолет — разбираемся в основных системах

Системы в самолетах обеспечивают работоспособность всех составляющих. Они гарантируют возможность взлета, поддерживают полет и помогают при посадке. Использование некоторых систем летательных аппаратов повышает безопасность при эксплуатации самолетов и отвечает за связь с землей. Поэтому их исправность крайне важна. Системы в большинстве самолетов одинаковы.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Гидравлическая система

Системы управления самолетами через гидравлику обеспечивают безопасность и функционирование всех механизмов полета. Они отличаются долговечностью, надежностью, малым весом и небольшими габаритами, что делает их единственным вариантом использования.

Гидравлические приводы используются для управления механизмами и зафиксированных положений исполнительных элементов, таких как рули, стабилизаторы, система шасси и другие детали.

Самолетная гидросистема состоит из гидродвигателя, гидрораспределителя, масляного фильтра, аварийного клапана сброса давления, насоса, бака и трубопровода. Весь принцип работы системы основывается на этих элементах. Приводной двигатель передает вращение на насос, далее рабочая жидкость проходит через трубопровод к гидродвигателю, где гидравлическая энергия преобразуется в механическую.

На крупных самолетах используются несколько гидравлических установок для обеспечения безопасности жидкостно-газовой системы, которая направляет жидкость или газ обратно к насосу или баку.

Часто для работы используется авиационное гидравлическое масло «АМГ-10», которое не повреждает стальные детали и не изменяет свои качественные характеристики при изменении температуры. Когда давление рабочей жидкости снижается, автоматически активируется насос.

Если имеется избыток ее количества, то лишнее уходит в бак с помощью аварийного клапана. Если основные насосы не работают, то запасные трансформаторы используются системой управления.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Навигационная система самолета

Для обеспечения информации о курсе, местоположении, угловой ориентации и скорости используется инерциальная система наведения. Она полностью автономна и не уменьшает скрытность авиации для систем обнаружения. Она основана на стандартных законах механики.

Навигационная система моделирует перемещение самолета, учитывая изменения ускорения, скорости и координат, используя процесс движения пространственного акселерометра. Для этого система использует время разгона самолета.

При двойном интегрировании этой величины можно получить информацию, из которой вычисляются скорость и координаты. Сама навигационная система никак не связана с получением информации извне – все сведения исходят от специальных устройств.

Для работы инерциальной системы навигации необходимо предоставить начальные данные о координатах старта и скорости до вылета. Производство и эксплуатация такой системы достаточно сложны, поскольку она выполняет сложные функции. Большинство приборов подобного типа с течением времени теряют точность, и уже через первый час полета погрешность может достигать 5 км. Для уменьшения таких отклонений необходимо использовать дополнительные средства.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Существуют навигационные системы инерциального типа с гигроскопическими и астрономическими платформами, а также бесплатформенные. Стандартные системы относятся к первому типу, а новые системы характеризуются высокой точностью и относятся ко второму типу. Они могут быть классифицированы по ориентации осей чувствительности и способу вычисления вертикалей.

Воздушная система

Главная задача воздушной системы самолета заключается в запуске двигателя. Также она отвечает за управление шасси, посадочным щитком и колесными тормозами. В нее входят две системы: основная и аварийная. Обе питаются сжатым воздухом из индивидуальных баллонов, расположенных на борту. Для основной предусмотрен объем 11 л, а для аварийной – 3 л. Давление контролируется с помощью манометров.

Безопасность эксплуатации обеспечивается предохранительным клапаном, который отвечает за исключение перегрузок всей системы путем выпуска переизбытка воздуха в атмосферу. Заряжаются оба баллона на аэродромах специальным штуцером.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Воздушная система автомобиля срабатывает сразу после нажатия кнопки старта двигателя. Сначала открывается электрический клапан, а затем в распределительной системе поступает воздух. После этого двигатель начинает работу. Аналогичная система используется для управления шасси, но воздух поступает в цилиндры замков и подъемников. Это дает возможность пилоту выпускать или поднимать их.

Воздушные системы не имеют прямых аналогов, которые могли бы их заменить. Это связано с быстродействием их работы, минимальным влиянием на давление, отсутствием гидроударов, сочетаемостью с узкими трубопроводами и абсолютной пожарной безопасностью. Из минусов примечательны 4 фактора: управление не совсем плавное, создавать систему сложно, все взаимодействующие детали требуют смазки, конденсат может замерзать, приводя к сбоям.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Топливная система

Самолеты не могут взлетать без работающей топливной системы. Она обеспечивает наличие необходимого количества топлива на борту и его подачу к двигателям во время полета. Обычно для этого используется различные марки авиационного керосина. При разработке топливной системы необходимо учитывать ряд требований.

  • обеспечение бесперебойного питания двигателей;
  • поддержание полета при отказе насоса на высоте до 2 км с сохранением управления;
  • выполнение аварийного слива топлива при необходимости;
  • отсутствие влияния на центровку ВС при выработке топлива;
  • объем топлива, достаточный для дальнего полета, включая аварийный запас на 45 минут;
  • пожарная безопасность, отсутствие риска возгорания;
  • возможность заправки, наличие приспособления для наполнения бака под давлением;
  • полноценный контроль над очередностью и объемом выработки топлива.

В топливной системе есть дренаж баков, централизованная заправка, подача и передача топлива, централизованный слив отстоя топлива и сигнализация водного отстоя. Она включает в себя баки и элементы управления и контроля, которые обычно размещаются в крыльях или фюзеляже. Баки могут быть внутренними, подвесными, фюзеляжными, центропланными или консольными и представляют собой герметичные отсеки.

На эксплуатируемой авиации запасы топлива составляют до 50% от допустимой взлетной массы самолета. Принцип их работы прост: при запуске всех систем открываются клапаны и с помощью насосов керосин начинает поступать к двигателю.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Противопожарная система

Система противопожарной защиты в самолетах предназначена для тушения возгораний, возникающих во время полета. Хотя большинство отдельных компонентов авиатехники считаются безопасными, общая сложность летательного аппарата значительно повышает риск пожара. Это связано с наличием больших объемов топлива, гидравлической жидкости, кислорода, масел и даже электронных систем на борту. Локальное возгорание может быстро распространиться по всему самолету, что может привести к его полному сгоранию за несколько минут, в связи с наличием магниевых сплавов и пластмассы.

Отделения двигателей и топливных баков считаются самыми опасными местами. Специальные противопожарные перегородки устанавливаются для замедления распространения огня на этих участках. Электропроводка имеет теплоизоляцию, отсеки покрыты отражающим покрытием, а пространство над топливом заполнено нейтральным газом, который подавляет горение.

На этапе разработки схемы самолета учитывается система предотвращения пожаров. Для тушения возгорания используется специальный состав, преимущественно хладон 114В2, который хранится в баллонах, распределенных по очередям от первого до третьего. Баллоны оснащены специальными кранами, которые автоматически открываются при получении соответствующего сигнала. Далее, состав для тушения передается в коллектор, расположенный над местом возгорания, и распыляется на огонь.

Если возникло возгорание, система сигнализации сработает, либо летчик запустит ее вручную. После активации системы пожаротушения подача топлива к двигателю будет прервана.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Тормозная система

Использование тормозной системы на самолете позволяет сократить длину пробега при посадке, что позволяет использовать более маленькие аэродромы. Колеса на таких самолетах обладают улучшенной управляемостью, что повышает маневренность машины на земле. Для улучшения эффективности тормозных систем можно установить специальные автоматы, которые предотвращают скольжение поверхности шасси, что также сокращает скорость износа покрышек.

Существуют три типа тормозных устройств.

  1. Колодочные. Основной деталью выступает колодка из легкого сплава, к ней устанавливают тормозную пластиковую ленту, которая выдерживает повышенное трение при высоких температурах. При торможении она прижимается к барабану, что приводит к замедлению самолета.
  2. Дисковые. Торможение осуществляется за счет трения между двумя дисками. Первые неподвижны и установлены на тормозах, вторые вращаются и расположены на колесе. В конструкции также присутствует поршень, который отвечает за сжатие дисков. Он движется при подаче жидкости, приводя к снижению скорости.
  3. Камерные. Главными компонентами в такой тормозной системе считаются колодки и барабан колеса. При торможении первые сдвигаются под воздействием жидкости. В результате они прижимают барабан, замедляя машину. Когда давление снижается, колодки возвращаются в начальную позицию.

Вид тормозов определяется типом и моделью самолета. Дисковые тормоза наиболее распространены на транспортных, но возможны исключения с камерными или колодочными вариантами.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Система предупреждения столкновения самолётов в воздухе

Система TCAS также называется системой предупреждения столкновения самолетов в воздухе. Она предназначена для снижения вероятности аварий между летательными аппаратами во время полета. Принцип работы заключается в постоянном исследовании воздушного пространства вокруг судна с целью обнаружения другой авиационной техники.

Если вблизи находятся самолеты, с которыми возможен столкновение, система немедленно оповещает пилота. Она является обязательной частью судна при весе более 5,7 тонн или при перевозке 19 и более пассажиров.

TCAS первого поколения изучает воздушное пространство в радиусе 65 км вокруг самолета. Она дает сведения о примерном направлении полета и высоте других самолетов. Второе поколение системы отличается тем, что она выдает пилоту прямые команды на то, как именно действовать, чтобы предотвратить столкновение. Указания выдаются только после согласования решений между TCAS обоих самолетов, чтобы пилоты не начали выполнять идентичные действия, подводя транспорт к столкновению.

Также в разработке находится система третьего поколения. Она отличается тем, что учитывает маневры в горизонтальной оси. Иногда используется пассивный вариант системы, который получает информацию только от транспондеров другой авиации при их взаимодействии с землей.

Главный недостаток TCAS заключается в необходимости наличия такой системы на всех судах. Если к самолету будет подлетать другой, не имеющий на борту соответствующего оборудования, то обнаружить его не удастся. Также существует проблема с возможной несогласованностью действий, так как авиадиспетчеры могут не знать о командах системы и начнут давать противоречащие указания.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Система посадки

Для посадки самолетов используется курсо-глиссадная система. Она представляет собой радионавигацию, обеспечивающую безопасное приземление авиации. КГС бывает метрового и сантиметрового диапазонов. Она включает два типа радиомаяков: курсовой и глиссадный. Первый состоит из решетки с линейным рядом антенн метрового диапазона.

Данная система создает две горизонтальные диаграммы излучения, которые используются для определения отклонения от осевой линии. Глиссадный маяк содержит решетку, состоящую из двух антенн, которые отражают радиоволны от земли и позволяют вычислить линию земли.

Системой КГС с помощью курсового маяка также передается идентификационный код самолета. Осуществляется это через азбуку Морзе. А для большей точности на земле располагаются маркерные радиомаяки. Дальний находится в 3,5 км от ВПП, ближний – в 1 км от ВПП, внутренний – на 10 метрах от торца ВПП.

Система посылает сигнал при отклонениях. Маяки очень чувствительны к помехам, поэтому использование их на борту самолетов запрещено.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Система радиолокационного опознавания

Комплекс для автоматического различения своих войск от вражеских, называемый «Свой-чужой», это радиолокационная система опознавания, которая также применяется в гражданской авиации. Для ее работы необходимо специальное оборудование, включающее запросчик и ответчик. Комплекс подает сигнал при обнаружении самолета в воздухе. Если это «свой» самолет, то он передает соответствующий ответ.

Если его нет, самолет считается вражеским или иностранным в случае гражданской авиации. Система также может отправлять сигнал бедствия, который будет распространяться на любые радиолокационные устройства.

«Свой-чужой» обычно производят на своих заводах из-за жестких требований и связи его эксплуатации с безопасностью государственных границ. Перед установкой необходимо проверить соответствие технических характеристик и способности выполнения задач.

Противообледенительная система

Противообледенительная система — это совокупность оборудования, которое препятствует образованию льда на поверхности самолета и обеспечивает безопасный полет в любых условиях. Такая система может быть электротепловой, воздушно-тепловой, химической или механической.

В самолете используются специальные нагревательные элементы, установленные под обшивкой и в передней части винтов. Они работают по заданной программе с перерывами и требуют только постоянного доступа к электроэнергии. В некоторых случаях также обогреваются датчики и стекла.

Метод воздушно-теплового обогрева не требует специальных устройств для его реализации, так как он основан на использовании горячего воздуха, выделяемого двигателями. Этот метод применяется для предотвращения образования льда на различных частях судна.

Для использования химической системы необходимо применять специальный реагент, который чаще всего представляет собой смесь этилового спирта с водой. Просто обработав поверхность самолета перед вылетом с аэродрома, можно достичь желаемого эффекта. Однако, эффективность такого метода далеко не идеальна, поэтому он используется только иногда и только для очистки стекол.

Механическая система работает за счет деформации обшивки, под которой находится сжатый воздух. При подъеме самолета в воздух и образовании ледяного слоя на его поверхности, обшивка начинает изменяться, что приводит к трескам льда.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Система кондиционирования воздуха

Для обеспечения комфортной температуры и нормального давления на борту используется система кондиционирования воздуха, которая работает благодаря специальному оборудованию и герметичности кабины.

Отсутствие кондиционирования на высоте более 3 км приводит к кислородному голоданию у пассажиров самолета, а на высоте до 9 км начинается выделение газов. Поэтому кондиционирование необходимо.

Воздух, охлаждённый кондиционером, поступает в технические отсеки, чтобы сохранять нужную температуру оборудования.

Кондиционирование воздуха на борту самолета осуществляется путем использования воздуха, выходящего из компрессоров двигателя. Этот воздух разделяется на два потока, которые охлаждаются до разных температур в соответствии с их назначением. После этого потоки вновь смешиваются и поступают в кабину для обеспечения комфортных условий на борту. Если это необходимо, часть воздуха, поступающего в горячую линию, может быть направлена на противообледенительную систему самолета.

Для охлаждения воздуха на самолетах могут использоваться воздухо-воздушные и топливно-воздушные радиаторы, а также турбохолодильники. Некоторые модели имеют многоступенчатые системы кондиционирования, которые повышают эффективность работы. Для контроля температуры воздуха используется автоматический регулятор, а для регулирования давления воздуха — специализированные программы и отдельный регулятор.

При возникновении пожара на борту дым может попадать в кабину через систему кондиционирования. Для предотвращения этого автоматически срабатывают специальные заслонки, которые закрывают трубопроводы.

При задымлении кабины на низких высотах можно использовать отдельную вентиляцию, которая очищает воздух в кабине.

Масляная система

Масляная система обеспечивает смазку трущихся деталей и охлаждение регулятора оборотов мотора через передачу смазки. Для этого используют масло МК-22 или МС-20, которые можно смешивать. В систему входят насос, бак, фильтр, радиатор, трубопроводы, приемники и датчики.

Рабочий принцип является принудительным. Движение масла обеспечивается работой насоса, который перекачивает масло через трубопроводы, представленные в виде шлангов. Перед этим масляная смесь из бака поступает в фильтр во время работы двигателя, а затем поступает к основным элементам.

Масло, поступая в двигатель, проникает во все зазоры механизмов, трением которых они изнашиваются, а затем стекает в специальный резервуар, откуда насос перекачивает его для очистки и повторного применения в двигателе.

Масляный бак изготовлен из металла, его конструкция состоит из основы, обечайки и двух днищ. В верхней части бака приварена горловина с герметичной крышкой, а в нижней части имеются отверстия для подключения шлангов, которые передают масло к насосу. Бак обычно размещается на двух подложках, покрытых войлоком, вверху противопожарной перегородки.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Система электроснабжения

Для обеспечения электроэнергией бортового оборудования применяется электроснабжающая система. Она состоит из различных элементов, которые генерируют и распределяют электрический ток в нужных направлениях. В ее состав входят источники электротока, оборудование для регулирования, управления и защиты, бортовая сеть с устройствами и защитными механизмами. Электроэнергия может быть первичной, если источником являются электрогенераторы или аккумуляторы, или вторичной, если используются трансформаторы или преобразователи.

Система должна быть надежной, чтобы обеспечить безопасность полета. Чтобы избежать аварийных ситуаций, связанных с отказом электроники, в самолетах установлены резервные источники электроэнергии.

Они работают как резервные, если основные системы частично не работают. На борту также есть аварийные источники питания, обеспечивающие работу только самых важных систем, необходимых для полета.

Электрооборудование может выйти из строя из-за вибраций, перепадов температуры, давления, ударных нагрузок и паров топлива. Если элементы источника электрического тока обладают высоким качеством, прочностью и пожарной безопасностью, риск поломок минимизируется.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Система автоматического регулирования давления

Для обеспечения комфортности в кабине самолета необходимо автоматическое регулирование давления на высоте более 3 км. Перед вылетом на специальном агрегате настраиваются все параметры, включая отметку давления воздуха на аэродроме.

Необходимо указать разницу показателей внутри кабины и на улице, а также скорость их изменения в самолете. После взлета включается кондиционирование, которое обеспечивает комфортные условия для экипажа. Затем запускается САРД, которая регулирует давление, выпуская воздух из кабины через выпускные клапаны в атмосферу.

При взлете уши закладываются из-за работы автоматического регулирования давления. Эта система постоянно корректирует давление, чтобы сохранить заданные параметры.

Перед высадкой команда должна получить данные о воздухе от диспетчера, чтобы подстроить САРД под нужное давление и избежать проблем при открытии дверей. Если не учесть этого, то возможны проблемы с замками и дверями.

Система управления

Система управления полетом включает в себя все устройства и механизмы, которые позволяют пилоту контролировать самолет и управлять направлением полета. Основными элементами являются педали и штурвал с колонкой, а также иногда могут использоваться другие органы управления, например, ручки регулировки закрылок. Существует 4 типа управления.

  • неавтоматическое – элементы управляются только вручную, любые изменения полета требуют действий пилота;
  • полуавтоматическое – основные составляющие управляются вручную, но после этого указания передаются на электронные системы, которые их выполняют;
  • автоматическое – все управляется в автоматическом режиме, ручной контроль не требуется, обычно запускается при автопилоте;
  • комбинированное – сочетание нескольких типов управления самолетов в одном, чаще всего неавтоматическое или полуавтоматическое и автоматическое.

Система управления самолетом включает в себя различные механизмы и элементы, такие как рули, рычаги, тяги, качалки, проводка, гидроусилители, тросы и прочее. Компоненты могут значительно отличаться в зависимости от типа и конструкции самолета.

Как устроен самолет - разбираемся в основных системах

Авиационные системы радиосвязи

Для оперативной связи между пилотами и центром управления полетами важна радиосвязь. Она используется для передачи сигналов о чрезвычайных ситуациях, а также для получения необходимой информации во время взлета, полета и посадки. Радиосвязь отличается высокой надежностью и работает в любых условиях. Канал связи может передавать голосовую, текстовую и пакетную информацию.

Он может быть проводным или беспроводным. В первом случае организация связи требует проводов и антенн. Во втором используются электромагнитные волны. Обычно проводные каналы применяются для переговоров на борту самолета и могут быть ближними или дальними, а беспроводные – для связи с землей или другими летательными аппаратами.

Авиационная радиосвязь состоит из передатчиков и приемников. Передатчики создают электромагнитные волны на определенной частоте и направляют их в нужном направлении. Приемники отвечают за получение таких волн.

Колебания преобразуются в звук или текст с сообщением после их приема. Расшифровка происходит быстро. Чувствительность приемника зависит от его мощности, а на борту могут использоваться несколько антенн.

Функциональные системы являются главным элементом воздушного транспорта, отвечающим за все параметры полета и комфортность экипажа. Каждая из систем имеет высокую степень важности, так как наличие неисправностей может привести к опасным последствиям во время полета.

Из самолетов – в автомобили: эволюция и преимущества инжекторных систем

Сегодня карбюраторные системы впрыска остаются актуальными разве что для любителей покопаться в старом автомобильном «железе»: последние 20–30 лет их заменяет инжекторная система подачи топлива. И сдавать позиции она не собирается. Вместе с компанией Bosch разбираемся в преимуществах, которые обеспечивают подобные системы, а также в тонкостях их эксплуатации и обслуживания.

Главный недостаток карбюраторных двигателей — сложности с точностью дозирования топливовоздушной смеси. Изза этого в некоторых условиях мотору может недоставать мощности. А порой — напротив, в него поступают излишки топлива, которые, помимо прочего, ухудшают показатели выбросов CO2 — настолько, что сегодня двигатели этого типа уже попросту не соответствуют действующим экологическим стандартам.

Инжекторные двигатели избавились от перечисленных недостатков. Электронный блок управления контролирует дозирование топлива, которое поступает в камеру сгорания. С помощью системы датчиков он отслеживает важные параметры, такие как расход воздуха, количество свободного кислорода в отработавших газах, температура двигателя, положение коленвала и дроссельной заслонки. Впрыск топлива в воздушный поток осуществляется принудительно через форсунки.

Первоначально системы впрыска нашли применение в авиационных двигателях. Произошло это еще в 1916 году, а в 1951-м системы впрыска начали применяться в автомобилестроении. Первыми были механические системы впрыска производства компании Bosch. Активное развитие инжекторных систем подачи топлива началось в 70е годы XX века. К началу 2000х они практически полностью вытеснили карбюраторные.

Основными причинами доминирующего положения инжекторных систем в современном автомобилестроении в Bosch называют их надежность и долговечность; более низкий расход топлива (примерно на 20% по сравнению с карбюраторными двигателями сопоставимой мощности) за счет точного дозирования топливовоздушной смеси; снижение токсичности выхлопных газов за счет оптимизации состава топливовоздушной смеси и контроля ее сгорания; увеличение мощности двигателя и повышение крутящего момента за счет более оптимального наполнения цилиндров; улучшение динамики двигателя за счет возможности отслеживать изменения нагрузки и гибко менять параметры топливовоздушной смеси; более легкий запуск в любую погоду и сокращение времени предварительного прогрева двигателя за счет точной дозировки топлива.

В зависимости от способа подачи топлива все существующие сегодня инжекторные двигатели можно разделить на три основных типа. Это системы центрального (одноточечного), распределенного и непосредственного (прямого) впрыска.

Простые инжекторные системы начинались с одноточечного впрыска, где топливо впрыскивалось в впускной коллектор, а затем распределялось по цилиндрам двигателя. Однако равномерное распределение топлива в цилиндрах было сложно достичь, что привело к замене моновпрыска на более совершенные системы распределенного и непосредственного впрыска.

В системах с распределенным впрыском количество форсунок соответствует количеству цилиндров двигателя: впрыск происходит отдельно для каждого, хотя и осуществляется во все тот же впускной коллектор. В зависимости от режима работы форсунок впрыск может происходить одновременно, попарнопараллельно или фазированно.

Системы непосредственного впрыска отличаются от других тем, что они подают топливо непосредственно в цилиндры двигателя, а не во впускной коллектор. Это очень эффективный, но технически сложный и требовательный к качеству топлива способ, который стоит недешево.

О неполадках в работе системы впрыска водителя предупреждает сигнальная лампочка Check Engine на приборной панели. По данным Bosch, большинство поломок инжекторных систем вызваны проблемами в работе датчиков и состоянием форсунок, которые могут выйти из строя изза некачественного топлива или отсутствия привычки сливать остатки топлива вместе с водой и грязью из бензобака. Что касается датчиков, то сами эти устройства ломаются редко, гораздо чаще случаются проблемы с электроцепью — вроде поврежденной проводки или перегоревших предохранителей.

Самостоятельно выявить и устранить неисправности инжекторных систем не получится, вне зависимости от их точной причины. Устройство таких систем достаточно сложно, поэтому для ремонта и диагностики требуется помощь специалистов. Если двигатель начал работать неровно, стал хуже заводиться, дергаться при езде или потреблять больше топлива, то лучше не откладывать посещение станции техобслуживания. Однако следует выбирать станцию, на которой имеется необходимое оборудование для диагностики и ремонта инжекторных систем.

Bosch является одним из основных поставщиков систем впрыска на конвейеры различных автопроизводителей, а также производит инструменты для их обслуживания. Одна из недавних новинок — набор BTG 5120, с помощью которого можно производить профессиональное обслуживание и ремонт распространенных клапанных форсунок HDEV5 и HDEV6.

Схема гидросистемы самолета Airbus A320

Пойдем по порядку. За создание давления в гидросистемах отвечают насосы. Два основных установлены на двигателях и они создают давление в зеленой (двигатель N1 — левый) и желтой (двигатель N2 — правый) системах. За давление в синей отвечает электрический насос, а кроме него еще и RAT (Ram Air Turbine) — аварийная турбинка, которая раскручивается набегающим потоком. Кроме того, электрический насос есть и в желтой гидросистеме (а вот на ручной не стоит обращать внимание — он используется только на земле). Получается так: при отказе двигателя N2 — не происходит (с точки зрения гидравлики) вообще ничего, давление в желтой системе продолжает создавать электронасос. При отказе двигателя N1 — давление в зеленой системе создавать вроде бы нечему, но… Но между желтой и зеленой системами находится PTU (Power Transfer Unit) — блок передачи мощности.

Отклонение в давлении топливной системы

У ВАЗа может возникнуть большой расход бензина из-за низкого давления в системе подачи топлива, и это неисправность, которая может возникнуть и у автомобилей других производителей.

Недостаток давления в топливной системе снижает качество распыла и количество топлива, что приводит к уменьшению мощности двигателя. Даже при максимальной длительности импульса, впрыскивается недостаточное количество топлива, если давление в системе не соответствует требуемому уровню.

У машин марок «Ниссан», «Тойота» и прочих с автоматической коробкой передач часто возникает проблема повышенного расхода топлива из-за низкого давления в системе. При работе на низких передачах, когда эффективность двигателя уменьшается, автоматическая коробка передач работает дольше, что приводит к увеличению расхода горючего.

Дополнительные сервисы и системы аналитики

Бесспорно, ЯМ и GA хороши и полезны. Но это бесплатные инструменты для массового использования, а значит, их возможности объективно ограничены. Если ваш бизнес предполагает использование сразу нескольких каналов коммуникации с клиентурой, потребуются дополнительные аналитические сервисы. Для их использования нужно пройти курс обучения или хотя бы почитать гайды и справки, но оно того стоит.

Если квантовая механика прекрасно описывает систему мироздания в целом, почему тогда мы не наблюдаем эти принципы в повседневной жизни?

Понимание этого явления связано с термином «декогеренция». Декогеренция возникает, когда квантовая система взаимодействует с окружающей средой, что приводит к появлению хаоса неопределенности состояния окружения, который непредсказуемо изменяет саму квантовую систему. К примеру, известен «эффект наблюдателя», когда даже пассивное наблюдение за квантовыми реакциями может изменить результат измерения. Эта концепция объясняет, почему электрон может находиться в разных точках пространства одновременно, а человек не может, поскольку постоянно находится в контакте с окружающей средой.

Взлётно-посадочные системы 2280

В эксплуатации самолета взлет и посадка считаются ответственными периодами, когда возникают максимальные нагрузки на всю конструкцию. Надежно сконструированные стойки шасси гарантируют приемлемый разгон для поднятия в небо и мягкое касание поверхности посадочной полосы. В полете они также служат дополнительным элементом для придания жесткости крыльям.

Основные элементы конструкции шасси наиболее популярных моделей включают:

  • подкос складной, компенсирующий лотовые нагрузки;
  • амортизатор (группа), обеспечивает плавность хода самолёта при движении по взлетно-посадочной полосе, компенсирует удары во время контакта с землёй, может устанавливаться в комплекте с демпферами-стабилизаторами;
  • раскосы, выполняющие роль усилителя жесткости конструкции, могут называться стержнями, располагаются диагонально по отношению к стойке;
  • траверсы, крепящиеся к конструкции фюзеляжа и крыльям стойки шасси;
  • механизм ориентирования – для управления направлением движения на полосе;
  • замочные системы, обеспечивающие крепление стойки в необходимом положении;
  • цилиндры, предназначенные для выпуска и убирания шасси.

Стойка шасси самолёта

Какое количество колес у самолета зависит от его модели, веса и назначения. Чаще всего устанавливают две основные стойки с по двум колесам. Тяжелые модели используют три стойки (два колеса под носовой частью и на крыльях) или четыре стойки (две основные и две дополнительные опорные колеса).

Взлетно-посадочные системы

Взлет и посадка в полете — этапы, где на конструкцию самолета приходят сильные нагрузки. Шасси является надежной системой, которая обеспечивает приемлемый разгон для поднятия большого судна в воздух и мягкую посадку на полосу. Эта система необходима также для стоянки и руления машины на аэропорту.

Для А-320 и Ту-154 используется две основные и одна передняя стойки.

  • Три основных стойки и одна передняя (Ил-96).
  • 4 основные стойки и 1 передняя у лайнера «Боинг-747».
  • Две основных стойки и две передних (В-52).

Ранние самолеты Ли-2 имели пару основных стоек и заднее вращающееся колесо без стойки. Модель Ил-62 имела необычную схему шасси с одной передней стойкой, парой основных стоек и выдвигающейся штангой с парой колес в самом хвосте. На начальных моделях самолетов колеса крепились на оси, без использования стоек. Количество колесных пар на колесной тележке может варьироваться от одной на А-320 до семи на Ан-225.

Во время земной стоянки самолета управление осуществляется через переднюю стойку шасси. Для многомоторных судов может использоваться дифференциация режима работы двигателей. В полете шасси складывается в специальные отсеки для уменьшения аэродинамического сопротивления.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Диана

    Глядя в небо на летящий самолет весом в 200-400 тонн, невозможно представить, насколько он сложно устроен. Восхищает ум учёных, которым Бог дал талант создать такое чудо.