Самолеты

Как стать летчиком на пассажирском самолете

Многих привлекает небо. Летчик — романтическая профессия, престижная и хорошо оплачиваемая, но связанная с огромными рисками. Отбор кандидатов жесткий, требования к физической подготовке высоки, а без практики стать пилотом невозможно. Это трудный путь, и детская мечта о покорении неба подходит не всем, так как ответственность здесь очень большая.

В стране сложная ситуация с недостатком пилотов на рынке труда. Однако, просто закончить специализированный ВУЗ не гарантирует трудоустройства. Как стать летчиком? Необходимо разобраться подробнее.

как стать пилотом гражданской авиации

Критерии выбора претендентов

Большинство мест в ВУЗе предоставляются на бюджетной основе, но поступление туда не так просто из-за строгой медицинской комиссии. Важно, чтобы все системы были в порядке.

  1. Сердце.
  2. Легкие.
  3. Сосуды.
  4. Нормальное артериальное давление.
  5. Вестибулярный аппарат в норме.
  6. Отличное зрение.

Комиссии следует проводить регулярно на каждом этапе обучения. Небольшие нарушения могут привести к отчислению. Если вы стремитесь стать пилотом пассажирского самолета, то необходимо понимать, что комиссии будут проводиться перед каждым вылетом. Пилот отвечает за безопасность не только свою, но и пассажиров, поэтому подготовка должна быть максимально ответственной.

Как проходит обучение?

Будущим студентам важно знать, как будет проходить их обучение. В обучении пилотов гражданской авиации первым этапом является изучение строения и комплектации самолетов. Также в программе курсов входят:

  • изучение способов и возможностей эксплуатации самолетов;
  • теория и практика управления самолетом;
  • маршрутизация и понимание карт;
  • аэродинамика;
  • метеорология;
  • конструкция двигателей;
  • прыжки с парашютом;
  • первая помощь и медицинские навыки;
  • иностранный язык для работы на иностранных рейсах.

Обучение на специализированных тренажерах, имитирующих реальные полеты и кабину пилота, также является частью практики.

стать пилотом пассажирского самолета

Что ждет выпускников?

Не все компании готовы принимать на работу молодых выпускников с дипломом, ведь такие сотрудники несут высокую ответственность и не имеют достаточного опыта. Однако, если говорить о пилотах, то есть возможность начать карьеру в Аэрофлоте с нуля. Но такой путь не всегда доступен, так как выпускникам необходимо собрать опыт и получить специальные лицензии. Чем больше часов пилот проведет в воздухе, тем лучше для него. Многие компании готовы принять на работу людей, которые прошли практику в течение двух лет.

Для молодых специалистов это является проблемой, так как у них не всегда есть собственный самолет и взлетная полоса для практики. Однако существуют учебные организации, которые предоставляют частные небольшие полигоны и самолеты за плату. Это требует больших финансовых затрат, так как топливо для воздушных судов стоит дорого, а также необходим уход за техникой и ремонт в случае необходимости.

Что нужно чтобы стать пилотом без образования?

Не все готовы учиться в ВУЗе, так как после 6 лет обучения нужно еще долго наращивать опыт. Но этот вопрос интересен тем, кто уже получил высшее образование и хочет летать, даже если ему уже далеко за 30. Для них существуют коммерческие аэроклубы, которые выдают лицензии после обучения. Обучение проходит по разным уровням.

  • на первой ступени выдается сертификат летчика-любителя, с ним можно летать, но работать запрещено. Вы можете летать, например, на собственном небольшом самолете с друзьями или родными;
  • после первой ступени доступно звание пилота коммерческой организации. Такая лицензия позволяет управлять легкими самолетами, участвовать в коммерческих рейсах на судне с одним двигателем, вылетать на короткие расстояния;
  • на последней ступени доступно звание линейного пилота со всеми вытекающими последствиями в виде разрешения водить любые самолеты.

Отличительно, что такие эксперты имеют значительно больше летного опыта, чем выпускники ВУЗов, в некоторых случаях втрое или более, что делает их более привлекательными для работы в крупных авиакомпаниях.

как стать летчиком

Любой пилот отлично знает, за что отвечает каждая кнопка

Обучение на пилота гражданской авиации России стоит дорого, но если вы стремитесь устроиться на работу сразу после получения лицензии, то оно оправдано. Крупные компании борются за таких специалистов, потому что каждый год в России на пенсию уходит вдвое больше пилотов, чем устраивается на работу. Это приводит к недостатку кадров. Поэтому, прошедши все три ступени обучения, можно быстро окупить его стоимость.

Для молодежи также доступны зарубежные курсы, где система обучения отличается от отечественной. Получив лицензию коммерческого пилота, специалист может не тратить деньги на оплату следующей ступени, а наоборот — зарабатывать и дополнительно получать летные часы. В США распространена практика работы инструктором, так как самолеты здесь пользуются большой популярностью и их можно свободно покупать. Эта ситуация постепенно устанавливается и в России, но далеко не каждый может позволить себе такое средство передвижения.

Кто может стать частным пилотом

Чтобы управлять самолетом, не нужно обладать какими-то особыми характеристиками и показателями здоровья, как у космонавтов. Зачастую получение лицензии частного пилота мало чем отличается от получения водительских прав, только вместо автомобиля — самолет. К начинающим пилотам предъявляется всего три критерия: достижение совершеннолетия, наличие диплома о среднем профессиональном или высшем образовании, справка о прохождении медицинской комиссии ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия).

При рассмотрении трудностей, с которыми сталкивается новичок во время практики (которая начнется только после успешной защиты теории и множества часов тренировок на авиасимуляторе), следует отметить неприятное состояние, известное авиалюбителями как воздушная болезнь. Ее проявления включают общее недомогание, тошноту и головокружение. Все это не говорит о непригодности к полетам и исчезает благодаря регулярной практике.

Девушки в малой авиации не редкость. Наталья Дмитриева уже более семи лет в авиации. Летчица облетела на легкомоторном самолете чуть ли не всю Россию и уж точно пол-Европы, побывала в Антарктиде и теперь готовится к кругосветному путешествию: «Авиация для меня — это свобода. В любое время я могу запрыгнуть в самолет и полететь туда, куда хочется. По делам или просто так — не имеет значения. Меня вдохновляет каждый полет. Сейчас летаю на самолетах-амфибиях Borey и ЛА-8 — готовлюсь к кругосветному путешествию женским экипажем в 2022 году. Умею управлять Як-18Т и Ceccna 172, а в собственности у меня советский самолет Ан-2. Путешествую в основном по России, но, если оказываюсь в Европе или США, не упускаю возможности взять самолет в аренду и осмотреть все с высоты».

Первая леди авиации: как Олив Энн Бич обеспечила своими самолетами армию США и работала с NASA

Будни пилота гражданской авиации

Я могу начинать работу в разное время — вечером, днем или ночью. Информацию о моих полетах и партнерах можно найти в интернет-системе, где записан мой расписание. На каждом рейсе я работаю с новым экипажем.

Я прибываю в аэропорт за два часа до вылета, захожу в комнату предполетной подготовки, где встречаюсь с командиром и старшим бортпроводником и получаю необходимые документы.

В списке заданий находится определение маршрута полета, включающее пункты вылета и прибытия, тип самолета и количество пассажиров. Также необходима распечатка маршрута, которая включает в себя все точки полета с соответствующими высотами, силой ветра и другими характеристиками. Не менее важен документ НОТА, который содержит информацию об ограничениях в аэропортах, как временных, так и постоянных. Например, в определенное время проводятся ремонтные работы на взлетно-посадочной полосе.

Я прохожу медосмотр перед полетом. Иногда пилотов отстраняют от полета из-за учащенного пульса или высокого давления, и их заменяют резервными пилотами из гостиницы.

У нас есть «резервные» дежурства, дневные и ночные: с 9:00 до 21:00 или с 21:00 до 9:00 ты обязан находиться в гостинице на случай, если один из пилотов авиакомпании не будет допущен к полету. Не очень приятно, когда тебя вызывают на аэродром посреди ночи, но ты к этому готов, ведь это твое рабочее время.

После медосмотра пилоты идут к метеорологу, который рассказывает о погоде в аэропортах вылета и прибытия. Документ, где указаны метеорологические условия — ветер, видимость, температура, солнечность и так далее, пилоты берут с собой в самолет. Все данные представлены в виде длинной строки цифр и латинских букв, расшифровку которых пилоты обязаны знать. Посмотреть погоду по аэропорту в том виде, в каком ее получают пилоты, может любой желающий, просто набрав в поисковой строке в интернете TAF METAR.

После беседы с метеорологом я прохожу проверку, как и остальные пассажиры, но для членов команды существует отдельный вход. Потом специальный автобус отвозит меня к самолету.

Перед полетом командир осматривает воздушное судно снаружи на предмет наличия дефектов, а я готовлю кабину к вылету: включаю приборы, проверяю их показания. Затем ввожу в компьютер данные по полету — маршрут, температуру, давление, высоты и скорости в различных точках. А также контролирую заправку самолета топливом.

После этого нам сообщают, что бортпроводники готовы, и мы начинаем посадку пассажиров, проверив их количество по документам. Если все верно, мы закрываем двери и вылетаем.

Если не отключить сеть, это может повлиять на радиосвязь и навигационное оборудование. Хотя самолет не упадет, но правила могут быть написаны по причине возможных помех. Полет на высоте 10 тысяч метров уже достаточно сложен, поэтому нет смысла усложнять его лишними правилами.

Автоматический режим возможен только после ручного взлета и посадки. Автопилот включается только после достижения определенной высоты, которая для «Боинга-737» составляет 400 футов. Но это не значит, что пилоты не следят за работой автопилота — ведь это машина и всегда есть риск отказа.

Иногда непилотирующий пилот ненадолго берет управление на себя, чтобы у пилотирующего была возможность заполнить документы. У второго пилота бумаг традиционно больше: документы о маршруте, количестве топлива, показаниях высотомеров и так далее. Но и командир обязан заполнить некоторые, например паспорт полетной информации и бортжурнал. Документы я уже воспринимаю как неотъемлемую часть полета.

Наша авиакомпания предоставляет еду пилотам во время полета, что отличает нас от других компаний. Меню состоит из мясных блюд, рыбы, курицы и различных гарниров и соответствует стандартному меню для пассажиров. Питание меняется раз в пять дней.

После посадки пилоты не заканчивают свой рабочий день. Обычно они заправляют топливо, готовят самолет к следующему полету и сразу же вылетают обратно. Если это командировка и обратно лететь не нужно, то они передают самолет следующей команде или технике, а сами отправляются в гостиницу.

Мне не надоедает путешествовать и открывать для себя новые города и страны, даже если я бываю в них часто. Однако, не всегда удается посетить все местные достопримечательности.

Если до следующего вылета остается всего 10 часов, то пилоту необходимо предоставить минимальное время для отдыха. В таком случае я просто отдыхаю, ем, сплю и занимаюсь спортом. Однако, если у меня есть 1-2 свободных дня в командировке, я стараюсь использовать их, чтобы посетить новые места и увидеть новые страны.

Я уже посетил Армению, Грецию, Индию, Таиланд, Турцию, Тунис и Вьетнам. В Арабских Эмиратах я проводил самые долгие командировки и имел возможность насладиться 2-3 или даже 4 свободными днями, которые я использовал для экскурсий. Особенно запомнилось сафари на джипах по пустыне.

Я люблю открывать для себя традиционные блюда в каждой стране — это самый быстрый и приятный способ погрузиться в местную культуру. В Таиланде я не пропускаю возможности попробовать тайский массаж и посетить местные рестораны и пляжи. В конце концов, каждая страна имеет свой уникальный рецепт отдыха.

Пилоты лайнера могут наслаждаться потрясающими видами из окна почти каждый день. Иногда мы фотографируем красивый закат, как и пассажиры. У меня есть несколько кадров на телефоне, возможно, такое не надоедает.

Меня всегда удивляют мощные кучевые облака — они красивы, но опасны для самолетов. Внутри таких облаков происходят сильные восходящие и нисходящие потоки воздуха, а также активные осадки, что приводит к плохой видимости и высокой турбулентности. Такие облака обозначаются на локаторе красным цветом и в них запрещено лететь. Я всегда восхищаюсь этим зрелищем.

Сколько зарабатывает пилот и как начисляется зарплата

Я получаю от 230 до 350 тысяч рублей каждый месяц. Зарплата пилота включает в себя фиксированную часть, оплату полетного времени и бонусы.

Заработная плата пилота зависит от должности и типа самолета и выплачивается ежемесячно. Моя заработная плата составляет 90 000 рублей.

Налет рассчитывается по количеству часов, которые я отработал в месяц: за каждый час платят 2500 рублей. Начиная с 81-го часа полета каждый час стоит дороже — 5000—6000, то есть за 10 часов я могу заработать больше половины своего оклада.

Если летать менее 30 часов в месяц, то можно не получить выплату за налет, особенно во время кризиса в компании. Однако, в России такое не происходит, так как ситуация в гражданской авиации стабильная.

Некоторым летчикам хочется иметь больше часов в расписании, чтобы зарабатывать больше, но я отношусь к этому философски. Чем больше летишь, тем больше денег, но тем хуже для здоровья.

Получение премии в размере 40 000—50 000 рублей зависит от соблюдения дисциплины и отсутствия ошибок. Нарушения, такие как не сдача английского языка или пропуск рейса без уважительной причины, могут привести к потере премии.

Ступени в карьере пилота

Как часто пилот меняет работу зависит от его характера и личных предпочтений. Некоторые выбирают место работы по зарплате, другие — по интересным маршрутам или удобному графику. Я не собираюсь менять авиакомпанию и хочу продолжать расти в текущей.

Я стремлюсь стать командиром и для этого необходимо успешно завершить 1500 часов налета, а у меня на данный момент 1000. Также нужно доказать свою пригодность для повышения. Если я продемонстрирую свою компетентность, авиакомпания может отправить меня на обучение для получения статуса командира, когда появится соответствующая вакансия.

Я сейчас готовлюсь. Много книг и документов нужно изучить, чтобы удовлетворить требования командира. Иногда кажется, что все их прочитать практически невозможно.

Следующая ступень после должности командира — командир-инструктор. Затем идет разветвление: можно пойти в командно-летный состав — это руководящий персонал авиакомпании, или в летно-методический отдел, который занимается разработкой методических пособий и документации. Но так далеко я пока не загадываю.

Мне бы хотелось поработать за границей, особенно в странах Азии, например, во Вьетнаме.

В чем заключаются непосредственные обязанности пилотов?

Пилот должен контролировать воздушное судно во время перелета, подготавливаться к полету, осматривать самолет перед вылетом и уметь руководить экипажем.

Главный приоритет — обеспечить безопасность каждого пассажира на борту. Это огромная ответственность, которая возлагается на пилота, особенно на КВС.

Где в России учат на пилота гражданской авиации?

В РФ немного учебных заведений, где готовят будущих летчиков. Поступить туда непросто. Требуются отличное здоровье (необходима медкомиссия перед поступлением) и сдача экзаменов по техническим дисциплинам.

В случае ухудшения здоровья во время обучения, даже по одному показателю, возможно отстранение от обучения.

Лучшие учебные заведения для летной подготовки — Ульяновское высшее авиационное училище и Санкт-Петербургская академия Гражданской авиации, где учатся в течение 5 лет.

Список учебных заведений, где длительность обучения составляет три года, включает Омский ЛТ колледж ГА, Сасовское летное училище ГА, Краснокутское летное училище и Бугурусланское летное училище.

Необходимо не только поступить в эту сферу, но и успешно её закончить. Теоретические знания не равнозначны практическому опыту в настоящей кабине.

Зарплата пилота: из чего она складывается, сколько зарабатывает пилот

Две основные части ежемесячной зарплаты пилота гражданской авиации – это оклад (фиксированная сумма) и часы налета как переменная часть заработка. Оклад зависит от конкретной должности (например, командир воздушного судна и второй пилот получают по-разному) и авиакомпании, в которой трудится летчик. Чем известнее, крупнее и богаче перевозчик, тем лучше будет и оклад. Кроме того, к вышеперечисленным частям заработка может быть добавлена ежемесячная премиальная часть.

Количество фактических рабочих (полетных) часов может меняться в зависимости от востребованности направлений, услуг самой авиакомпании и от сезона. По правилам пилот может проводить в воздухе не более 90 часов в месяц, 80 часов – средняя «норма», 65 – нижняя граница нормы, в летний сезон рейсов обычно больше, чем в зимний, соответственно, и рабочих часов. Получается, что в общем в календарном году количество часов не превышает 900 часов.

Влияет на уровень заработной платы и тип судна, на котором работает пилот: «ценники» на Airbus, Boeing и Sukhoi Superjet будут отличаться. Опыт и общий стаж работы также имеет значение.

А вот география полетов – внутренние рейсы или международные, как и их «статус» – регулярные или чартерные, значения не имеют и никак не отражаются на зарплате пилота. Авиакомпания может ставить летчика на любые направления и типы перелетов, впрочем, так же и снимать с определенного рейса.

В среднем зарплата командира воздушного судна (КВС) по России составляет примерно 200 тысяч рублей в месяц, доходит и до полумиллиона и даже выше в крупнейшей авиакомпании страны, однако в среднем по стране – около 150 тысяч для КВС (1,8 миллиона в год). В маленьких частных фирмах (например, организующих «прогулочные», экскурсионные полеты или работающие на очень ограниченном количестве направлений внутри одного региона) бывает и так, что летчик зарабатывает 30-50 тысяч ежемесячно.

Необходимо также принимать во внимание и некоторые обязательные расходы: например, пилот получил дополнительное образование на определенном типе самолета за счет самой авиакомпании, куда его взяли на работу (это стандартная практика), а обучение это стоит больших денег – около миллиона рублей на одного летчика. Стоимость этого образования «в рассрочку» вычитается фиксированной (и посильной) суммой из общей ежемесячной зарплаты пилота.

Сколько получает второй пилот

Второй пилот может стать командиром воздушного судна при общем налете не менее 1500 часов – так что для «смены кресла» в кабине понадобится, как минимум, два года стажа работы. Высокой заработной платой второго пилота в России считается та, что составляет от 200 до 350 тысяч рублей в месяц, но здесь применимы все те же коэффициенты и условия, что и к КВС (налет в часах, статус и «богатство» авиакомпании, столица или регион).

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах