Самолеты

Как посадить пассажирский самолет

Когда-нибудь задумывались, что делать, если вам придется посадить самолет, потому что пилот авиакомпании упал в обморок, получил травму или возникли другие причины? Ваша задача — посадить летящую машину так, чтобы все выжили.

Первоначальные действия

Сначала зайдите в кабину пилота и займите место капитана. Распознать его можно по множеству контрольных элементов, расположенных рядом. Обычно он находится слева, что облегчает доступ к многим функциям самолета. Садитесь в кресло штурмана и пристегнитесь ремнем безопасности или плечевым, если он имеется.

Многие модели оснащены парным управлением, что делает посадку и управление проще, независимо от места нахождения. Нет необходимости касаться панели управления вручную.

Нажатие лишних кнопок в сложной машине может привести к непредсказуемым результатам. Если сотрудник потерял сознание, то необходимо убедиться, что его тело не перекрывает кнопки управления. Если вы случайно коснулись или переместили рычаг при посадке на кресло, то это может привести к отключению автопилота, который может быть включен с помощью нажатия на соответствующую кнопку.

Самолет как посадить

Вы, находясь в стрессовом состоянии, должны сконцентрироваться и глубоко вдохнуть. Следует контролировать свои эмоции и движения. Постарайтесь выровнять аэроплан, при необходимости, тяните руль на себя, опуская перед воздушного борта, т. е. нос. Это как играть в компьютерную приставку, штурвал от себя — самолет опускается вниз, а на себя — вверх. Если плоскость увеличилась или, наоборот, уменьшилась, начните выравнивать линию горизонта при содействии авиадиспетчеров.

Требуется отыскать авиагоризонт, который включает в себя крылья и изображение горизонта. На изображении небо располагается в верхней части и имеет голубой цвет, тогда как земля, находящаяся в нижней части, обозначена коричневым цветом. Размещение этого элемента зависит от типа самолета и может быть на дисплее в центре верхнего ряда, где расположены инструменты. Здесь отображается важная информация, связанная с работой автопилота.

Если нужно, измените угол наклона, поворачивая рулевое устройство влево или вправо.

Соответствие крыльев прибора искусственному горизонту гарантирует стабильность положения. Повороты допустимы, но важно сохранять высоту.

Читайте также: Вместимость пассажиров Боинг 777 и другие характеристики

Если происходили попытки корректировки полета крылатым кораблем или имеются отклонения, то автопилот был отключен. Необходимо нажать кнопку автоматического пилотирования, чтобы сохранить нормальный уровень полета.

Аэробус не в состоянии кружить все время в воздушном пространстве и Вам придется посадить пассажирский самолет.

Обращение за помощью и посадка

Первым делом потребуется обратиться за помощью. Связь с работниками авиавышки есть на панели управления, там, где штурвал. И лучше его не использовать. При помощи радиопередачи, которое расположено в левой части от кресла пилота есть ручной микрофон. Берите микрофон или гарнитуру, которая принадлежит пилоту. В использовании она простая. Нажимайте клавишу, чтобы рассказывать о сложившейся ситуации, что пилот в данный момент без сознания. И отпускайте, чтобы слышать ответ.

При управлении и посадке необходимо внимательно слушать оператора, который окажет содействие.

Советуем связаться с диспетчером на текущей частоте, а если невозможно, переключить приемник на частоту 121,5 МГц — ее используют спасательные службы. В случае потери связи можно воспользоваться транспондером, нажав комбинацию 7700. Если находитесь в облаках, используйте указатель пространственного положения.

При перелете за границу общайтесь на международном языке, чтобы оператор мог вас понять и ответить. Диспетчеры, с которыми вы связались, уточнят, включена ли автоматическая система контроля. Они также помогут вам посадить самолет на автопилоте и поддерживать комфортные параметры полета. При общении, используйте позывной воздушного судна, который должен быть указан на панели и начинаться с буквы «Н» на английском языке. Если связь плохая, назовите какое-нибудь существительное на эту букву, например, «норка».

Посадить пассажирский самолет

Удерживайте безопасную скорость, следите за прибором, расположенным в верхней левой части панели управления, и корректируйте скорость полета при необходимости.

Диспетчеры сообщат о процедуре посадки и укажут место для высадки. Обычно вы будете вынуждены использовать полосу взлета и посадки в аэропорту, но иногда приходится приземлиться в других местах, например, на поле. Если вам необходимо экстренно приземлиться вне аэродрома, избегайте высоких сооружений и других препятствий.

Современные авиалайнеры могут быть полностью автоматизированы, что позволяет им совершать приземление без участия пилота, а также вывести на осевую линию полосы. Вам остается только произвести посадку с высоты 30 метров. Следуя инструкциям, вы получите не слишком комфортное, но безопасное приземление.

Для того чтобы начать приземления опустите дроссель, пока не услышите, что произошло изменение звука двигателей, а затем они полностью прекратят работу. Необходимо держать скорость полета в пределах желтой или зеленой зоны. Носовая часть без давления на штурвал должна опуститься самостоятельно.

Триммер помогает сохранить стабильное положение воздушного судна. Штурвал управления — это колесо диаметром 150-200 мм, которое вращается в одном направлении с шасси и часто расположено по обе стороны от колен.

Необходимо уменьшить скорость самолета, сохраняя равновесие при работе с разными типами сопротивления. При выдвижении шасси его следует опустить. Если шасси в рабочем состоянии, не требуется никаких дополнительных действий. Если вы вынуждены приземлиться на воду, шасси следует оставить в верхнем положении.

Посадить пассажирский самолет

Этапы посадки

Перед посадкой нужно поднять переднюю часть самолета, когда он приземлится на подушку и когда главные колеса коснутся земли. Отключите двигатель, переведя рычаг в заднее положение.

Осторожно нажимайте на верхнюю тормозную педаль. Они находятся под ногами и используются для направления самолета на землю. Поэтому не следует их использовать, если он не отклоняется от посадочной полосы.

Ан-28 совершил жесткую посадку

Около 15:00 мск (19:00 по томскому времени) источник в экстренных службах сообщил, что пропавший Ан-28 обнаружен. По предварительным данным, все пассажиры живы.

По словам представителей авиации региона, они заметили место жесткой посадки Ан-28 из воздуха, где рядом с самолетом находились люди. К счастью, экипаж и пассажиры не получили серьезных травм, но самолет получил значительные повреждения. В данный момент, вертолеты эвакуируют всех находившихся на борту в Томск.

По данным «Известий», пилот Анатолий Прытков сломал ногу, находившиеся на борту не получили серьезных травм, только ссадины и небольшие повреждения.

Посадка Ил-12 на Волге

Эта история приводнения самолета с 23 пассажирами на борту произошла 30 апреля 1953 года. Пассажирский самолет выполнял рейс «Москва-Новосибирск» с посадкой в аэропорту Казани. Как раз перед заходом на промежуточную посадку у самолета отказали оба двигателя. Как выяснилось позже, эта аварийная ситуация возникла из-за встречи со стаей уток, которые попали в двигатель. Самолет стал быстро терять высоту, и в сложившихся непростых условиях экипаж принял решение посадить самолет на воду. Аварийная посадка была совершена в районе Казанского речного порта. Так как это произошло довольно далеко от берега (глубина места посадки составляла около 18 метров), то самолет стал заполняться водой и медленно погружаться. Спасательную операцию осложнял тот факт, что посадка произошла в 21.37 по местному времени и было уже темно. Всем пассажирам и членам экипажа удалось выбраться из тонущего самолета. Местные жители на лодках доставили до берега всех пострадавших, кроме одного пассажира, который, к сожалению, утонул, став единственной жертвой этой авиакатастрофы.

Посадка Боинг-377 в Тихом океане

В 1956 году произошел второй удачный случай посадки самолета на воду. На борту лайнера, летевшего из Гонолулу в Сан-Франциско, находилось 24 пассажира и 7 членов экипажа. Когда два из четырех двигателей перестали работать, командир решил совершить посадку на воду. Никто из пассажиров не пострадал в результате успешной посадки, и их были спасены службой береговой охраны.

Посадка Ту-124 на Неву

Этот случай произошел 21 августа 1963 года в небе над Ленинградом. Воздушное судно совершало перелет по маршруту «Таллин – Москва». На борту находились 52 человека: 45 пассажиров и 7 членов экипажа. Спустя некоторое время после вылета из аэропорта Таллина экипаж обнаружил, что заклинило опору шасси. После переговоров с диспетчерами было принято решение посадить самолет в ближайшем аэропорту, которым оказался «Пулково» в Ленинграде. Из-за проблем с шасси стало сразу ясно, что посадка будет аварийной и для того, чтобы избежать возгорания и взрыва, необходимо было выработать топливо. После часа кружения над Ленинградом, когда топлива оставалось уже немного, возникли проблемы с двигателем. Один за другим отказали оба двигателя, и единственным шансом спасти экипаж и самолет оказалась посадка на водную гладь Невы. Если бы в составе экипажа не было второго пилота Василия Григорьевича Чеченева, который имел опыт посадки воздушных судов на воду, то неизвестно, чем бы все закончилось. В считанные секунды капитан передал управление самолетом Чеченеву, который, благодаря своему опыту работы в морской авиации, сумел сбалансировать положение самолета для посадки на воду. Самолет благополучно приводнился на Неве напротив Александро-Невской Лавры, где его уже ждали спасатели и службы эвакуации. Все пассажиры и члены экипажа остались живы.

Посадка японского лайнера в Тихом океане

Эта аварийная посадка произошла 22 ноября 1968 года недалеко от Сан-Франциско. Воздушное судно DC-8 авиакомпании Japan Airlines, на борту которого находились 96 пассажиров и 11 членов экипажа, совершало рейс Токио – Сан-Франциско. На этот раз причиной аварийной посадки стал плотный туман, окутавший район посадки. Из-за плохой видимости и ошибки приборов, на которые ориентировался капитан судна, экипаж совершил посадку на воду вместо взлетно-посадочной полосы. Причем пилоты до последнего думали, что они садятся в аэропорту. Возможно, отсутствие паники и обеспечило успех всей операции. Никто из пассажиров не пострадал.

Посадка А 320-214 на Гудзон

Крупному пассажирскому авиалайнеру пришлось совершить посадку вскоре после взлета 15 января 2009 года. На борту было 150 пассажиров и 5 членов экипажа, летящих из Нью-Йорка в Сиэтл. Через 1,5 минуты после взлета лайнер столкнулся со стаей птиц, что привело к остановке обоих двигателей. Но у пилотов было достаточно времени, чтобы развернуть самолет и совершить удачную посадку на поверхность реки Гудзон напротив 48-ой улицы Манхэттена. Все 155 пассажиров были спасены, хотя некоторые получили травмы. Это событие можно назвать чудом, ведь все остались живы.

Благодаря мастерству экипажа удалось избежать жертв во всех описанных случаях. К сожалению, после таких приземлений все самолеты больше не летали. Специалисты отмечают, что успешная аварийная посадка на воду зависит от состояния водной поверхности (наличия волн или преград), типа воздушного судна (крупные авиалайнеры легче посадить на воду) и мастерства экипажа. Решающим фактором является мастерство экипажа.

1963 год. Посадка Ту-124 на Неву

Ранее гражданская авиация только один раз смогла успешно приземлить пассажирский самолет на воде. В остальных случаях это приводило к гибели самолета и людей на борту.

21 августа 1963 года пассажирский авиалайнер Ту-124 совершал рейс Таллин – Москва. Он вылетел из аэропорта Юлемисте и взял курс на Москву. Однако почти сразу после взлета выяснилось, что носовую стойку шасси заклинило в не до конца убранном положении. При такой неполадке совершать полет было нельзя. Но и в Юлемисте вернуться тоже не получилось, так как посадке мешал густой туман. Ближайшим аэропортом, где имелась возможность посадить авиалайнер «на брюхо», оказался ленинградский аэропорт «Пулково».

Там аварийную Ту-шку уже ждали: все экстренные службы были приведены в боевую готовность: к выделенной для посадки полосе прибыли пожарные машины и автомобили скорой помощи. Подлетев к Ленинграду, самолет принялся на небольшой высоте (около 500 м) «нарезать круги» вокруг города, чтобы выработать топливо и минимизировать риск взрыва при посадке. Одновременно экипаж не оставлял попыток устранить неполадку. Для этого в полу кабины пробили дырку, и с помощью шеста пытались справиться с заклинившей стойкой шасси.

Экипаж борта СССР-45021. Слева направо: бортмеханик Смирнов, штурман Царёв, бортрадист Беремин, КВС Мостовой и второй пилот Чеченев. Фото: Н.Комаров/Википедия

Инструменты показали, что в резервуарах еще достаточно топлива, но левый двигатель внезапно выключился. Это создало критическую ситуацию, поэтому экипажу разрешили напрямую лететь в аэропорт Пулково над городом. Однако на полпути, над историческим центром, практически над Исаакиевским собором, правый двигатель остановился. Самолет начал планирование на высоте 500 метров, теряя высоту. Было ясно, что до аэропорта не хватит. Единственный способ выжить и не упасть на жилые здания — совершить посадку на Неву.

Молодые, но опытные летчики Виктор Мостовой и Василий Чеченев, командир и второй пилот соответственно, передали управление самолетом друг другу. Чеченев ранее служил в военно-морской авиации и имел опыт приводнения.

Посадка на воду – сложное маневрирование, даже на широкой морской глади. Сначала нужно приблизиться к воде, подняв нос машины, и дождаться касания хвоста самолета водной поверхности. Затем нужно плавно опустить носик, следя за тем, чтобы моторы не коснулись воды. Неосторожное движение может привести к резкому погружению самолета и его разрушению. Но представьте, что вам нужно сесть на реку в черте города, где множество мостов пересекают эту водную артерию.

Ту-124 пролетел на высоте 90 метров над Литейным мостом, в 30 метрах над Большеохтинским и коснулся воды перед Финляндским мостом. Переднюю стойку сразу оторвало. Самолет коснулся Невы хвостом, поднырнул под воду и поплыл вперед, теряя скорость. Паровой буксир 1898 года постройки с командой из четырех человек подошел на помощь. Его капитан Юрий Поршин подвел свое судно к Ту-шке. Летчики зацепили трос за буксир, который оттянул самолет к причалу завода «Северный пресс».

Авиалайнер приземлился на них и получились сходни. Вначале двух детей передали через верхний люк, затем остальные пассажиры эвакуировались без паники. Все 45 пассажиров и 6 членов экипажа благополучно покинули воздушное судно до того, как оно начало медленно заполняться водой и затонуло. После этого самолет использовали как тренажер в одном из летных училищ страны.

Малоизвестный факт: среди пассажиров был будущий патриарх Всея Руси Алексий II, тогда еще молодой Таллиннский епископ.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах