Самолеты

Яковлев Як-12

Легкомоторный самолет Як-12 был создан по поручению Сталина в ОКБ Яковлева и использовался для различных целей. Разработка машины началась немедленно после окончания войны. КБ, возглавляемое известным конструктором, уже имело большой опыт в создании не только легких самолетов, но и тяжело вооруженных истребителей, что требовало решения более сложных задач.

Як-12 был одним из самых широко используемых легкомоторных самолетов в послевоенные годы, его использовали как в гражданской, так и в военной авиации. За почти 20 лет выпуска было произведено около 5 тыс. машин и разработано более 10 модификаций. Самолет производился не только в СССР, но и в Китае и Польше по лицензии. Як-12 до сих пор используется в летных школах для обучения пилотов и прыжков с парашютом.

Исторические данные о создании Як-12

Вместо устаревших У-2 был разработан самолёт Як-12. После окончания войны страну нужно было восстанавливать, в том числе и развивать малую авиацию. Легкомоторные самолеты были идеальными для местных авиалиний, сельского хозяйства, перевозки раненых и почты. Военным требовалась надежная и недорогая в эксплуатации машина с хорошими характеристиками. Перед созданием Як-12 ОКБ Яковлева занималось легкомоторными моделями, такими как низкоплан Як-13 и высокоплан Як-14, которые планировалось оснастить моторами М-11ФМ с воздушным охлаждением.

Самолет Як-12

Два самолета были созданы для одного пилота и 2–3 пассажиров, их кабина была закрыта. По техническим характеристикам они оба были достаточно хороши, Як-13 был лучше по ТТХ, в то время как Як-14 был проще в эксплуатации и управлении. Решено было остановиться на Як-14, его переименовали в Як-10 и начали производство в серию. Но советская авиация не остановилась на этом и было создано несколько модификаций, включая транспортный, двухместный и санитарный варианты.

На базе Як-10 было создано новое воздушное судно, соответствующее современным требованиям. Так возникла идея Як-12, первый экспериментальный образец которого был разработан с апреля по октябрь 1947 года.

Кабина пилота была застекленной, крылья были меньше по площади и уменьшился их размах, основные стойки шасси были изменены, фары были добавлены для посадки в темное время суток. Масса самолета почти не изменилась. Опытный образец использовал мотор М-11ФР-1.

Были проведены испытания, которые показали отличную управляемость самолета, его устойчивость. Оказалось, что даже без управления он может продолжать лететь. По сравнению со своим предшественником Як-12 показывал лучшие ЛТХ. Например, для пробега самолета достаточно было 49 метров, а для его разбега —75. Учитывая, что самолет разрабатывался для работы в районах, где нет хороших впп, эти показатели имели первостепенное значение.

В 1948 году машина отправилась на Госиспытания, которые закончились зимой. Результаты испытаний позволили внести некоторые доработки в конструкцию, после чего началось серийное производство в мае. В ноябре того же года проводились военные испытания Як-12, которые были положительно оценены военными, хотя также были замечания.

  • небольшая дальность полета;
  • невысокая скорость;
  • слабый двигатель;
  • нет противообледенительной системы;
  • обшивка крыла из полотна ухудшает условия эксплуатации самолета, особенно под открытым небом.

В мае 1948 года был протестирован двигатель М-14 на 250 л. с. с 9 цилиндрами на Запорожском заводе и принят для массового производства. Его установили на Як-12, что значительно улучшило характеристики самолета. После успешных испытаний машины с этим двигателем она была отправлена в массовое производство.

В 1956 года ЯК-12 стали выпускать в Польше, за три года поляки выпустили более тысячи машин, разработанных в СССР модификаций А и М. Кроме того, они создали и свою модификацию, PZL-101, которую направили для выполнения сельскохозяйственных нужд. Эта польская модификация самолета сильно отличается от предыдущих. Фото Як-12 представлено на рисунке ниже.

Фото Як-12

Описание конструктивных особенностей ЯК-12

Як-12 имеет конструкцию с высоко расположенными крыльями, крепящимися к фюзеляжу с помощью подкосов, с одним мотором и неретрактируемым шасси. В хвостовой части используется подкосно-расчалочное оперение. Для создания самолета используются различные материалы. Каркас корпуса изготавливается из трубок из стали, скрепленных сварными швами. Передняя часть обшивается дюралюминием, а хвостовая часть — полотном. Шасси является трехопорным, колесо в хвостовой части крепится на амортизационной стойке.

Мотор самолета устанавливается на мотораму, и закрывается капотом с жалюзи, которые можно регулировать для охлаждения двигателя. Вначале использовали М-11ФР, но позже заменили на более мощный М-14. Ниже представлен чертеж Як-12.

Характеристики ТТХ Як-12

Ниже приведены технические характеристики самолета для наглядной демонстрации его достоинств. Ознакомьтесь с ними.

Технические характеристики

Модификации самолета

В процессе массового производства, самолет неоднократно модифицировали, чтобы сделать его более подходящим для нужд страны. Основные модификации включают:

  1. Як-12. Первая базовая модель, точная копия опытного образца. Такая модель использовалась, в основном, военными, их было выпущено 300 штук.
  2. Як-12С. Санитарный самолет, который мог перевозить больного на носилках и сопровождающего врача. Также на борту обязательно предусматривалась аптечка и медицинский стол. Основное отличие состояло в переоборудовании выхлопной системы с тем, чтобы никакие газы не попали в медотсек. Эта модель появилась и прошла испытания весной 1949 года.
  3. Як-12СХ. Сельскохозяйственная модель самолета. Под корпусом располагался бак с ядохимикатами, также эту модель можно было применять для засеивания полей. Як-12Р. Эта модель самолета предназначалась для организации связи между ВВС и гражданским флотом. Она претерпела большие изменения в конструкции, а главное, на ней был установлен новый двигатель – М14. Машина получила гораздо лучшие летно-технические характеристики, чем базовая модель. Однако, эта модель вначале не получила развитие, поскольку И. В. Сталин запретил ее выпуск по личным соображениям. И только после его смерти начали выпускать этот самолет, произведено было около 2 тыс.
  4. Як-12М. Одна из наиболее массово используемых моделей, созданная в 1953 году. Использовался как пассажирский, с/х, санитарный и связной самолет. Разработан на базе Як-12Р.
  5. Як-12ММ. Использовался в основном, как санитарный, со специальным оборудованием для выгрузки и погрузки лежачих раненных. Разработан на базе Як-12М.
  6. Як-12А. Эта вариация самолета с улучшенными аэродинамическими характеристиками и более высокой скоростью. Характерной особенностью этой модели была хорошо обустроенная кабина пассажиров с мягкой мебелью и красивой обивкой. Модель заказывалась ГВФ и использовалась как воздушное такси.
  7. Як-12МС. Спасательная модель самолета, изготовленная на основе Як-12М, оснащена была радиооборудованием, позволяющим найти тонущих людей и корабли. Кроме того, модель была оснащена спасательным парашютом.
  8. Як-12УТ. Учебно-тренировочный самолет предназначался для тренировки будущих пилотов, он имел 2 комплекта управления машиной. Однако, в серию эта модель не поступила.
Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах