Самолеты

Як-58: технические характеристики

Необычные самолеты в воздушном пространстве появляются не так часто. За всю историю советского аэрофлота было создано, пожалуй, несколько машин, которые поражали оригинальностью конструкции. Первый необычный самолет появился перед публикой еще в 1945 году. Его в экспериментальных целях сконструировали А. Микоян и М. Гуревич, специально для исследования аэродинамических качеств летательных аппаратов (ЛА). Ему присвоено было имя Миг-8, но в историю он вошел и запомнился авиаторам как «Утка». Еще один необычный самолет появился в небе страны совсем недавно, в 1994 году, и принадлежал конструкторскому бюро им. А.С.Яковлева

Особенности исполнения

Самолет Як-58 выделяется своей необычной конструкцией, отличающейся от других машин. Он был создан по двухбалочной схеме, которая практически не используется в российском авиастроении. За рубежом такая схема применяется, например, при создании самолетов компаний «Бичкрафт» и «Муни».

Яковлев 58

В Советском Союзе были несколько самолетов, выполненных по этой схеме. Среди них можно назвать разведчика Су-12 (1947 год) и высотный самолет специального назначения М-17 «Стратосфера» (1978 год). В 1994 году данная схема была использована при создании Як-58. Самолет был интересен своим необычным дизайном, изящной формой и продуманностью кабины-гондолы. Фюзеляж был полумонококом, цельнометаллическим, выполненным из легких алюминиевых сплавов и имел небольшой вес. Оперение было двухкилевым, с рулями направления и П-образной схемой.

Двигатель установлен с толкающим винтом в хвостовой части, что позволило увеличить свободное пространство в салоне и улучшить обзорность для пилотов. Стабилизатор имеет прямоугольную форму и выполнен из металла, расположен высоко. Крыло является цельнометаллическим, разъемным и низкорасположенным, состоит из двухлонжеронной конструкции с топливными баками объемом 250 л, произведенных из композиционных материалов, таких как стеклопластик. Кабина представляет собой 6-местную гондолу, не является герметичной, вентилируемой забортным воздухом, оснащенной двумя дверьми для пассажиров и грузов.

Дверь для грузовых перевозок открывается в процессе разгрузки, а в случае аварийного покидания самолета, она отсоединяется и отбрасывается. В кабине установлены кресло пилота, четыре кресла для пассажиров, двухместный диван и грузовой отсек за ним. Кабина застеклена оргстеклом. В грузовой версии самолета кресла для пассажиров заменяются грузовыми контейнерами, а груз размещается на полу и крепится к нему.

Технические характеристики

В специальном самолете есть возможность разместить больного и сопровождающего врача на специальных носилках. Управление осуществляется вручную, без использования усилителя, а в учебной версии есть возможность установки дополнительного управления. Шасси складывается во время полета, переднее колесо ориентируется самостоятельно, а пневматическая система сниженного давления (50 кгс/кв.см) обеспечивает запуск двигателя, управление тормозными колесами и шасси, а также возможность использования на земле. Характеристики самолета представлены в таблице ниже.

Инженер В. Баранов возглавлял разработку самолета Як-58 при поддержке главного конструктора Д. Драча и его заместителя Ю. Янкевича.

История создания

После исследования потребности в авиаперевозках в стране было принято решение о создании самолета Як-58. В результате маркетингового исследования, проведенного по инициативе КБ им. А.С. Яковлева, было выявлено, что наибольшим спросом пользуются небольшие бизнес-класс самолеты на 6-10 пассажирских мест и дальность перелета не более 1000 км.

Читайте также: Самолет Як-14

После более глубокого анализа проблемы, пришли к выводу, что для решения проблемы необходимо построить машины двух типов: для расстояний до 1000 км и 4-6 пассажирских мест мог использоваться поршневой самолет, а на расстояния в 4000-5000 км необходимо построить реактивный. После изучения вопроса в ОКБ приступили к разработке таких самолетов. В 1992 г. был построен поршневой 4-местный самолет Як-112. В 1994 г. был построен 6-местный самолет Як-58. Работы по разработке агрегатов и сборке машин начали проводиться еще в 1992 году на Тбилисском авиазаводе (ТАГО). С развалом союза проект постигла участь многих, он был приостановлен из-за отсутствия финансирования. Однако в дальнейшем работы по проекту были возобновлены, но с участием иностранных компаний совместно с российскими. В результате совместной деятельности компаний была разработана и утверждена программа НИОКР.

Согласно программе предусматривалось построение самолета и его сертификация типа в реестре Международного Авиационного Комитета (МАК) к 2005г. с дальнейшим выходом на зарубежные рынки. В рамках программы по завершении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) самолета в ближайшем будущем предполагалось переоснащение Як-58 немецким двигателем RED.

Области применения самолета

Машина легко переоборудуется в другую модификацию и экономически выгодна для использования в разных областях, от корпоративных полетов до коммерческих. Самолет изначально задумывался как универсальный, его функциональность включает:

  • Доставка небольших грузов и деловой документации.
  • Патрулирование окружающей территории.
  • Контроль за состоянием окружающей территории — линиями коммуникаций и газонефтепроводами, полями, лесами;
  • Разведка над водоемами для определения миграции рыбных скоплений;
  • Экологические исследования природной среды.
  • Геологическая разведка и поиск месторождений полезных ископаемых;
  • Для связи с труднодоступными регионами и доставки почты;.
  • Как пассажирский самолет для перелетов на расстояние до тысячи км.
  • В качестве учебной машины для обучения летчиков.

Самолет легок в управлении и надежен в эксплуатации. Он подходит для пилотов среднего уровня. Благодаря трехопорному шасси и небольшому пробегу при взлете-посадке, его можно использовать на необорудованных взлетных полосах. Это расширяет возможности использования самолета, включая труднодоступные районы.

Самолет Як-58

Служебный самолет Як-58

Модификации самолета

На базе Як-58 было создано несколько модификаций. Сначала выпустили аэротакси на 5 пассажиров. Затем появилась грузовая версия, способная перевозить до 600 кг. Позже был разработан санитарный вариант для экстренной транспортировки больных с сопровождающими. Была создана модель повышенной комфортности на 4 пассажира. Также была разработана версия для использования в сельском хозяйстве.

  1. Як-58АТ — вариант аэротакси.
  2. Як-58М — санитарный вариант.
  3. Як-58С — грузовой вариант.
  4. Як-58L – вариант повышенного комфорта.
  5. Як-58АС – сельскохозяйственный вариант.

Установлен на самолете двигатель М-14ПТ от конструктора Ивченко мощностью 360 л. с., который успешно применяется на многих самолетах из Конструкторского бюро Яковлева.

Фото Як-58

Сертификация

Предполагалось, что Як-58 будет приобретен союзными республиками, особенно Казахстаном, которому предполагалось отправить большую партию машин. Киргизстан, Туркменистан и другие среднеазиатские республики также проявляли интерес к покупке. Однако распад СССР помешал этим планам, поскольку все бывшие союзные республики, которые могли бы стать потенциальными заказчиками Як-58, перестали быть внутренними и стали заграничными.

Для экспорта автомобилей за границу требовалась обязательная сертификация типа с занесением в реестр МАК. Первоначально планировалось начать сертификационные испытания самолета в 1997 году и завершить их в начале 1998 года. Однако, сроки завершения сертификации постоянно переносились. За это время самолет неоднократно модернизировался. Любая модернизация требовала новой сертификации типа, которая продолжалась не менее полутора лет, что задерживало экспорт.

В 2009 г. на Як-58 был установлен немецкий двигатель Red-А3 мощностью 490 л.с. Кроме нового двигателя, на Яковлеве 58 планировалось установить современное бортовое и приборное оборудованием, основными из которых являются комплекс пилотажно-навигационного оборудования Garmin с системой GPS и российский комплекс ГЛОНАСС с Петербургской компании «Транзас».

Самолет должен был пройти очередную сертификацию, которая была запланирована на конец 2013 года. Однако, сертификация была продлена до 2017 года. Ситуация улучшилась благодаря созданию совместного казахско-российского предприятия «ЯК АЛАКОН» («Альянс авиационных конструкторов»), которое позволило запустить серийное производство модернизированного Як-58 в Казахстане.

Желающие купить автомобили были в Китае и Кубе. Чтобы экспортировать машины в дальние зарубежные страны, планировалось сертифицировать самолет по стандартам Америки и Европы. Неизвестно, были ли эти планы реализованы.

Вместо окончания

Человек, не чуждый личных эстетических запросов, может создавать технику, отвечающую эстетическим потребностям людей, — так можно перефразировать высказывание А.С. Яковлева из его книги. Самолет Яковлева Як-58 становится подтверждением этой идеи и вызывает эстетическое восхищение благодаря идеям его создателей. Этот пассажирский самолет является, пожалуй, единственным в истории авиации, которому удается это достичь.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах