Самолеты

Як-142 технические характеристики

ОКБ А. С. Яковлева занималось созданием спортивных, учебно-тренировочных и военных самолетов различного назначения, имея огромный опыт в этой области. Разработанные проекты были оригинальными и высокотехнологичными, содержащими новаторские идеи, опережающие своё время. В каталоге авиамашин компании также были проекты небольших пассажирских самолетов, но опыт в создании больших пассажирских лайнеров отсутствовал.

Пассажирские самолеты, разработанные в КБ Яковлева, оказались удачными и заняли прочное место в авиаперевозках страны, конкурируя с известными марками «Ту» и «Ил». Более того, они стали первыми среди реактивных пассажирских самолетов, обеспечивая комфорт и скорость на внутренних авиалиниях.

Самолет Як-142

Удачные предшественники

Создание самолета Як-142 было основано на проекте Як-40 и прошло через целую серию улучшений. Новый самолет унаследовал от Як-40 лучшие свойства, такие как отличные пилотажные характеристики, устойчивость и легкость управления, безопасность полетов в сложных метеоусловиях, удобное размещение приборов на борту и высокую энерговооруженность. Кроме того, он сохраняет хорошую репутацию своих предшественников на зарубежных авиалиниях и пользуется спросом на международном рынке. Проект Як-40 был постоянно усовершенствован до появления модификации Як-142.

  • Як-40 – первый отечественный самолет, получивший сертификацию годности по нормам США (FAR-25) и Англии (BCAR), экспортировался за рубеж.
  • Як-42 — улучшенная версия для ближних перелетов с увеличенными до 120 пассажиро-местами, более экономичная и рентабельная, благодаря чему при переходе к рыночной экономике самолет обошел многих своих конкурентов. Однако в его летной истории было несколько аварий с гибелью людей. Не смотря на то, что проведенные расследования не подтвердили ошибки в конструкции, было принято решение об его модернизации.
  • Як-42Д – был создан и сертифицирован в 1987 году; на нем установлена система автоматического управления (САУ) для приземления в сложных метеоусловиях; также по требованиям зарубежных авиакомпаний он был укомплектован системами навигации GPS и TCAS II предотвращения столкновения в воздухе; были улучшены салоны эконом- и бизнескласса. Однако череда постоянных сбоев в работе бортовых устройств потребовала создания нового варианта самолета.

Як-142 был создан в ОКБ имени А. С. Яковлева в 1987 году, а первый экземпляр был изготовлен в декабре 1992 года. Изначально он был назван Як-42А, но в 1993 году получил свое текущее обозначение — Як-142. Ниже приведены фотографии Як-142.

В году он впервые был показан публике на Московском аэрокосмическом салоне (МАКС), а затем представлялся на авиасалонах Ле-Бурже и Берлина.

Фото Як-142

Конструкция и ее особенности

Як-142 – самолет, предназначенный для перевозки пассажиров на коротких дистанциях.

Новый самолет имеет измененный дизайн, более длинный корпус, улучшенные аэродинамические и экономические характеристики, а также лучшие показатели полетных характеристик, чем его предшественники.

Низкопланная модель с Т-образным оперением выполнена по аэродинамической схеме. Фюзеляж изготовлен из цельнометаллических сплавов, обеспечивающих прочность и легкость. Крылья имеют стреловидную форму, несъемные и имеют размах в 38 метров.

Шасси включает в себя убирающиеся колеса, управляемое переднее колесо и систему тормозов. Силовая установка состоит из трех двухконтурных турбореактивных двигателей Д-36, произведенных Пермским НПО «Прогресс», которые обеспечивают доставку тяжелых грузов. Для снижения шума требуется установка на двигатели. На борту обязательно имеются следующие приборы:

  1. ЦПНК-42 — цифровой пилотажно-навигационный комплекс;
  2. система автопилотирования в различных режимах полета, включая заход на посадку и приземление; самолет имеет программу на 70 различных маршрутов (вплоть до времени прибытия по расписанию), которые могут быть выполнены «автопилотом» с минимальным участием летчиков;
  3. 5-режимная система работы двигателей, управляемых автоматикой с отображением информации обо всех режимах на электронном табло в кабине пилотов;
  4. система предотвращения сваливания в критические режимы полета;
  5. система электродистанционного управления, обеспечивающая продольную устойчивость машины на крейсерских скоростях.

Установленные системы автопилотирования обеспечивают управление лайнером двумя пилотами, без привычных штурмана и бортинженера. По требованию заказчика на самолёте могут быть установлены другие системы, например, навигации GPS по спутнику или TCAS предупреждения столкновений в полете с другим воздушным судном. Самолет имеет следующие летные параметры. Подробно технические характеристики приведены ниже в таблице.

  • крейсерская скорость — 750 км/ч;
  • высота полета –до 10 км;
  • дальность полета — от 1,6 тыс до 2,7 тыс. км.; при максимальной заправке дальность полета возрастала до 5 тыс.км.

Самолеты Яковлева Як-142 и его ранние версии имеют свой собственный трап, что позволяет использовать их на аэродромах 3-го класса, где нет наземных трапов по статусу аэропорта. Это также делает самолеты более независимыми от наземного обслуживания.

Технические характеристики

Неосуществленные планы

При создании проекта Як-142 у конструкторов было несколько вариантов размещения салона для пассажиров. Как результат, были разработаны версии салонов, в которых можно разместить от 39 до 120 и более пассажирских кресел. Было предполагаемо создание следующих вариантов машины:

  • вариант туристического класса на 156 ,162, 180 пассажиров (регулируется расстоянием между рядами кресел);
  • двух-салонный вариант позволял размещение 12 пассажиров в первом салоне и 126 пассажиров во втором;
  • вариант с 3-мя пассажирскими салонами предусматривал размещение 12 пассажиров в первом салоне, 24 пассажира — во втором, и 96 — в третьем салоне.

Заказчики выбирали сопутствующие устройства и компоновку салона в соответствии с планами на самолет. Машины должны были производиться на Саратовском авиазаводе, но из-за экономического кризиса, вызванного распадом СССР, проект не был реализован.

Закрытие многих перспективных проектов, в числе которых оказался проект Як-142, связано с прекращением финансирования. Лайнер был построен в единственном экземпляре Як-142 (борт RA-42424) и в настоящее время является собственностью авиакомпании «Лукойл». В архив неосуществленных планов КБ им. А. С. Яковлева добавился еще один проект. Вот такая очередная невеселая история.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах