Самолеты

Истребитель Як-25

Советский Союз — огромная страна с длинными границами, которая давно нуждалась в создании тяжелого истребителя-перехватчика. Однако до конца 40-х годов создать такой самолет было невозможно из-за требования летать на большие расстояния, длительного пребывания в воздухе и наличия независимой радиолокационной станции на борту.

В 1951 году в конструкторском бюро Яковлева начали работать над созданием воздушного судна, удовлетворяющего всем требованиям. Правительство оказало поддержку этой инициативе. Изготавливаемый Як-25 должен был быть двухместным истребителем с двигателем, способным длительное время находиться над охраняемой зоной, то есть барражирующим.

История создания

В 1951 году на совещании у Сталина были обсуждены вопросы разработки двух истребителей. Микояну было дано задание спроектировать двухмоторный истребитель для сопровождения с двигателем АМ-5 мощностью до 2000 кгс, а Яковлеву поручили создание двухместного 2-моторного истребителя-перехватчика также с двигателем АМ-5 мощностью до 2000 кгс.

ОКБ Яковлева получило задание от правительства разработать истребитель для перехвата Як-120 и на его основе создать разведчика Як-125 для фронта. Первый самолет должен был быть готов к испытаниям в августе следующего года, а второй — в октябре 1952 года. К концу осени 1951 года были завершены работы по проектированию обоих изделий, а к декабрю были изготовлены макеты самолетов. М. И. Леонов был назначен ведущим по заказу для изготовления самолетов по чертежам.

Фото Як-25

Як-120 отличалась от остальных истребителей конструкторских бюро. Главной задачей было увеличение дальности полета за счет установки двигателей под консолями крыльев, что позволило освободить место для топлива. Шасси было выполнено по велосипедной схеме с задней и передней главными опорами, а также с дополнительными опорами на законцовках крыльев. Между главными опорами была возможность размещения дополнительного топливного бака.

Радиостанция «Сокол» была размещена в передней части корпуса, под головным обтекателем. Сиденья летчиков находились в герметизированной кабине, расположенной под общей крышей фонаря и могли быть убраны назад. Крылья самолета имели стреловидную форму. В состав авиационного вооружения входили две 37-мм пушки с запасом по 50 ядер на каждую, расположенные в нижней части корпуса. Кроме того, была возможность подвесить под крылом два крупных реактивных авиабомбардировщика типа АРС-212.

Специфическим отличием у изделия Як-120 было присутствие противообледенительной системы, которая защищала впереди крылья, оперение и воздухозаборники.

Радиолокационное и навигационное оборудование обеспечивало возможность перехвата в любых погодных условиях на разных высотах. Несмотря на то, что оснащение самолета было довольно громоздким, сам самолет оказался легким по сравнению с 2-моторными машинами.

Благодаря хорошо продуманной конструктивной схеме самолета удалось создать несколько вариантов машины.

Первый полет машины состоялся в июне 1952 года, но радиолокационная станция на тот момент еще не была готова, поэтому был установлен идентичный элемент по весу. Кроме того, первый самолет был оснащен другим радиовысотомером. Заводские испытания были проведены под руководством пилота В. М. Волкова и успешно завершены в ноябре. Взлетная масса самолета составляла 8530 кг. Благодаря малогабаритным моторам и отлично разработанной аэродинамической схеме удалось достичь высоких технических характеристик, которые представлены в таблице ниже.

Вес самолета составлял 7650 кг. Он достиг высоты 10 тыс. метров за 4,3 минуты и летел на этой высоте со скоростью более тысячи км в час. В то же время, по дальности полетов и продолжительности он был немного хуже, чем другие, но в остальных показателях показывал лучшие результаты. Благодаря этому самолет мог работать на больших расстояниях от аэродромов.

Изделие хорошо пилотировалось и давало возможность пилотам совершать фигуры сложного пилотажа. И лишь все еще отсутствовавшая радиолокационная станция задерживала госиспытания самолета. Поэтому вместо заявленной станции решили в конце 1952 года решили его снастить РП-1 «Изумруд».

После годичных государственных испытаний было решено запустить в серийное производство самолет, который получил название истребитель Як-25. Вначале изделие требовало многочисленных доработок.

Як-25

Использование Як-25

В конце 1954 года истребитель начинает поступать на баланс вооруженных сил, а в 1955 году он был продемонстрирован людям на параде в Тушино. Иностранцы заметили, что самолет немного похож на Vautour, французскую воздушную машину. В следующем году самолет использовался в Москве на параде 1 Мая, а затем снова в Тушино в августе.

Летчики, переучивающиеся на Як-25, ранее обучались на Миг-15 и Миг-17. Несмотря на значительные отличия от предыдущих самолетов, обучение проходило легко благодаря наличию двух полноценных управлений на борту и подготовке летчиков-операторов в военных частях.

Пилот Як-25 ценил за легкость управления и хорошую маневренность при взлете и посадке. Кабина была удобной для пилота, а двойное управление облегчало работу при долгих полетах. Техники, занимавшиеся обслуживанием самолета, отмечали простоту доступа ко всем узлам и отсутствие необходимости применять сложные маневры.

Однако у самолёта было большой минус, это то, что двигатели очень были близко расположены к земле, и при посадке в мотор попадали мелкие камешки и другой мусор со взлетно-посадочной полосы.

Частые отказы двигателей происходили при взлете и наборе высоты. В некоторых случаях отказывал один двигатель, хотя самолет мог продолжить полет на другом, но такие поломки были распространенными и происходили почти у всех экипажей.

В армии часто применяли Як-25 с дополнительными баками для топлива. Они летали вместе с истребителями НАТО вдоль границы, защищая территорию страны. Однако ни одного серьезного воздушного боя с участием Як-25 не произошло.

В середине 50-х годов этот самолет считался современным, но к 60-м годам стал устаревшим из-за появления новых моделей на вооружении в СССР и на Западе. Однако, до 63 года его не заменили, и он продолжал использоваться. С 63 года его стали выводить из эксплуатации и отправлять на хранение в базы. Всего было построено 480 Як-25 с 53 по 57 год. Этот самолет не поставлялся на вооружение другим странам, он использовался только в своей стране.

Описание конструкции Як-25

Як-25 — истребитель с полумонококовым корпусом, длиной 14,6 м и диаметром фюзеляжа 1,45 м. У него круглое сечение, переходящее в овальное в хвостовой части. В носовой части самолета установлено радарное оборудование РП-6. Кабина летчиков располагается посередине и является герметичной. Сверху находится обтекающий элемент, внутри которого проходят коммуникации различных систем.

У автомобиля есть крыло, которое имеет форму трапеции с удлинением в виде стрелы. Система двигателя состоит из двух длинных балок, 36 нервюр, силовой балки и обшивки. Крыло оснащено элеронами и щитками-закрылками, при этом угол отклонения элеронов вверх и вниз составляет 25 градусов, а угол щитков-закрылок на взлете и посадке — 25 и 50 градусов соответственно.

Истребитель Як-25 имеет стреловидное однокилевое оперение. Киль — двухлонжеронный, на законцовке которого помещены антенны и радиостанции. Шасси самолета было велосипедного типа, переднее колесо управлялось, как и опоры под крыльями оно не было тормозным. Задняя опора оснащалась 2-х камерными тормозами.

Установка имеет 2 турбореактивных мотора типа РД-5А с тягой до 2600 кгс, расположенных в гондолах под крыльями. Топливо хранится в 4 баках и в дополнительном подвесном баке. Вооружение включает 2 пушки калибром 37 мм с запасом до 50 ядер для каждой. Огонь может вестись залпом. Перед кабиной пилота находится стальная бронеплита, а фонарь защищен бронестеклом. Дополнительно установлены бронеспинки у кресел и дюралюминиевые плиты по бокам.

Самолет Як-25

Модификации самолета

Множество моделей машины было создано благодаря удачно разработанной конструкции.

  • Як-25 — основной самолет, выпущено 77 штук.
  • Як-25М — вариант самолета с РЛС «Сокол». Изготовление данных модернизированных истребителей производилось с конструктивными улучшениями двигателей. Изготовлено 406 таких моделей. Иногда они назывались Як-25МГ, из-за того, что на них установлена система наведения «Горизонт».
  • Як-25K — перехватчик с новейшим вооружением на борту. Радиолокационная станция была заменена на «Изумруд-2», разместили подвески ракет по 2 с каждой стороны, пушки убрали, вместо них поместили другое оборудование. Модель производилась в небольшом количестве, при испытаниях получил положительную оценку, но на баланс вооруженных сил не ставился.
  • Як-25МШ — изготовлен на основе Як-25М, лишен был его военной оснастки и основного оборудования, зато установлена другая аппаратура. Так был изготовлен беспилотный аппарат, управление которым производилось с помощью летящей рядом машины. В серию не поступал.
  • Як-25Л — модель самолета, которая использовалась в качестве летающей лаборатории для отработки катапультирования кресла летчика, и испытания новых моторов, которые применялись в последующих сериях самолетов. Всего было построено 2 такие лаборатории.
  • Як-25Р — модель самолета, разработанная как изделие Як-120 и отданная на баланс вооруженных сил. Самолет имел много фотооборудования, из-за чего была удлинена его носовая часть. Из вооружения была установлена одна пушка HP-23 с 80 снарядами на борту. Всего было изготовлено 10 таких моделей.
  • Як-25Б — ядерный бомбардировщик, изготовлен лишь опытный образец, испытания проходили в 1955 году. Бомбоотсек находился в средней части корпуса самолета, изменения произошли в конструкции шасси, кабина пилота была размещена в передней части машины. Самолет оснащался прицелом РММ-2 «Рубидий».
  • Як-25РМ — морской разведчик, его проектирование и изготовление велось в 1954-55 гг. Назначение этой модели самолета: обнаружение кораблей противника. Установлено много фотооборудования, радиолокационная станция, снята пушка Н-37Л с левой стороны. В серию самолет не поступал из-за того, что устарел и появились лучшие машины такого типа.
  • Як-25РВ — самолет-разведчик на дальние расстояния с мотором Р-11Ф-300, его тяга превосходила в 2 раза двигатели, ранее установленные в таких самолетах. Машина предназначалась для полетов на огромной высоте, поэтому у него был большой размах крыла. Фото Як-25РВ вы можете видеть на рисунке ниже.

Истребитель Як-25

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах