Самолеты

Истребитель Як-1 фото, вооружение

Уже в начале 30 годов было очевидным, что парк военных самолётов в СССР устарел и необходимы были новые. Во время войны в Испании истребитель И-16 разработки конструкторского бюро Поликарпова был базовой машиной Интербригад. Но началась технологическая гонка моторов и уже в 1937 г., в конце Испанской кампании, немцы прислали в Испанию свою новинку — самолёт Bf.109, который превосходил И-16 по многим параметрам, и в первую очередь по двигателю. Конечно, это была новинка, поэтому он имел много недоработок, которые быстро выявлялись и устранялись в ходе боёв.

Начало разработки, история конкурентов

В период Второй мировой войны стало очевидным, что этот конфликт будет войной воздушных моторов. Советским конструкторам была поставлена задача создать авиалайнер, который бы не уступал самолетам противников. Коллектив конструкторского бюро Яковлева справился с этой задачей наилучшим образом, используя легкий спортивный аппарат Я-7.

Одинаково-крылый самолет с одним двигателем легко изготовить и имеет низкое сопротивление воздуху. Это, в том числе, позволяло ему достигать высокой скорости для того времени.

Самолет Як-1

Корпус и обшивка легко подвергались ремонту на месте, что немаловажно в военных условиях. Дело в том, что в корпусе был каркас из металлических труб, обшитых дюралевыми листами, а хвост и крылья состояли из деревянных деталей для облегчения машины. Трубы собирались с помощью сварки. Двигатель имел 12 цилиндров, с V-образным расположением, что позволило расположить довольно грозную пушку в развале цилиндров. Шасси складывались после взлёта, однако конструкция крыльев была несъёмная. Это усложняло транспортировку самолёта к необходимому месту. Широкая колея шасси позволяла использовать грунтовые аэродромы. Другие технические характеристики ненамного отличались от вражеских машин.

Конкуренты у вражеской армии

Самолеты потенциального противника уже были испытаны и протестированы в Испанской гражданской войне и других военных кампаниях, а эксплуатация «мессеров» началась еще в 1937 году. Одной из главных проблем СССР было отсутствие мощных и надежных двигателей. Як-1, который был разработан на основе ЛаГГ-3, был обгонен своим неудачным соперником, когда на последнем начали использовать удачный двигатель АШ-82, и тогда самолет был переименован в Ла-5. Двигатель «мессера» был на 200 лошадиных сил мощнее, чем у Як-1, и имел запас в три года для устранения недостатков и улучшений.

Быстрые сроки разработки в авральном режиме

Разработка самолета Як-1 происходила в экстренном порядке, работники трудились круглосуточно, без выходных и отпусков. Поэтому к началу войны наша авиакомпания была новичком. В отличие от немецкого самолета, наш корпус был частично сделан из дерева.

В те времена лозунгом была фраза «Больше самолетов на фронт!». Из-за этого качество производства и сборки оставляло желать лучшего. Заводы в Советском Союзе испытывали недостаток квалифицированных работников, так как большинство людей находились на фронте. На производстве работали женщины и дети, которые проходили краткосрочные курсы.

Вооружение

Боевое применение Як-1

Перед началом войны было произведено более 400 самолетов, но только под Киевом был полностью укомплектован авиаполк, который считался лучшим советским истребителем в начале войны.

Лётчики часто столкнулись с проблемой недостаточного знакомства с новыми самолётами и отсутствием радиостанции, что затрудняло их коммуникацию. Ещё одной проблемой была неустойчивость карбюратора двигателя Як-1, который мог выйти из строя после одного попадания пули, в то время как немецкие самолёты легко выдерживали огневую мощь тяжёлого пулемёта.

В битве за Москву самолеты использовались наиболее широко. 11 авиаполков, включая женский полк, были оснащены этими самолетами. В начале войны истребитель Як-1 был лидером в своем классе в армии. Однако на северном фронте он использовался меньше, возможно из-за ограничений по температуре в технике того времени.

Во время военных действий самолеты были широко использованы, в том числе и в боях в воздухе, где многие известные асы, такие как Покрышкин, Колдунов, Алелюхин, Ахмет-Хан Султан и другие, успешно сражались на них. Кроме советских пилотов, на этих самолетах воевали также асы эскадрильи «Нормандия-Неман» и польские лётчики в конце войны. На фото изображен Як-1 старшего лейтенанта Е.В. Петренко из 20-го истребительного авиаполка ВВС Северного флота на аэродроме Ваенга-1.

Самолет Як-1

Развитие тактики воздушных боёв, в которых участвовали самолёты Як-1

В начале войны часто использовался боевой приём: подход к противнику со стороны солнца. В те времена не было радаров на каждом самолёте, на закате, на рассвете это было очень эффективной тактикой, и машины красили блестящей краской. Уже в первых боях выяснилось, что имеющегося боезапаса снарядов мало для эффективного боя. Это привело к практике массовых атак противника. При этом нападали на противника по сигналам разведчика, но для этого необходимы радиостанции на каждом авиалайнере, и процент радиофицированных машин возрастал с каждым выпуском самолётов. Для усложнения контратак противника применялась тактика набора высоты с последующим пикированием и набором скорости.

Атаковать противника всегда выгодней с меньшей массой. Юркие Яки-1 старались нападать на немецкие группы самолётов как можно глубже за линией фронта, когда у машин противника полные баки топлива, и люки полные бомб. Фашисты летали тремя этажами, а то и четырьмя: на первом этаже – первая группа бомбардировщиков, на втором – истребители, на третьем — вторая группа бомбардировщиков, а ещё выше – опять истребители. Однако советские лётчики нападали снизу, маскируясь на фоне земли летом зелёной краской, а на фоне снега – белой.

Яки увеличили мощность двигателя и начали применять облака для неожиданных нападений на группы вражеских летательных аппаратов.

Нашим лётчикам было известно много приёмов, в том числе использование восходящих потоков возле горных хребтов. Этот приём позволял подниматься на большую высоту и, спустившись с неё, атаковать врага с большой скоростью, не теряя своих самолётов. Многие пилоты шли на таран и рисковали своей жизнью и машиной, но многие и спасались на парашюте. Один из вариантов атаки заключался в длинном подлёте на низкой высоте между холмами к вражескому аэродрому с последующей атакой на самолёты, стоящие на земле.

Истребитель Як-1

Этапы усовершенствования

Во время использования на передовой были выявлены следующие недостатки модели:

  • Перегрев масла и воды при включении СУ на номинальной мощности из-за плохой работы системы охлаждения.
  • Утечка масла через плохую изоляцию в двигателе. Весь фюзеляж, а главное, переднее стекло часто забрызгивалось маслом.
  • Неравномерная выработка топлива слева и справа из баков.
  • Пневмосистема cамолета иногда давала утечки, из-за чего шасси плохо закрывалось или раскрывалось.
  • Случались заклинивания патронных лент у пулеметов.
  • За счет вибрации происходило самопроизвольное откручивание шурупов корпуса.

Истребитель Як-1

В результате сражений были улучшены конструкция и оснащение Як-1. Важно отметить, что…

  1. Двигатель 1941 г. — М-105ПА такой же мощности.
  2. Вооружение —20-мм мотор-пушка LUBAK (боекомплект 130 снарядов), 2 7,62-мм синхронных пулемета ШКАС (боекомплект 1500 патронов).
  3. Часть машин оснащалась подвеской для 6 82-мм НАР. Як-1 с мотором М-105ПФ выпускался с 1942 г.
  4. Двигатель имел более низкую высотность, но большую мощность (1180 л. с.).
  5. Часть машин изготавливалась в облегченном варианте, без пулеметов и радиостанции.
  6. Як-1 с лучшими аэродинамическими характеристиками выпускался с декабря 1942 г.
  7. Вооружение — 1 пушка ШВАК (140 снарядов), 1 12,7-мм синхронный пулемет УБС (220 патронов).
  8. Увеличена бронезащита кабины пилота.
  9. Кабина — поставили каплевидный фонарь.
Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах