Самолеты

История создания Як-41 в деталях

Як-41 — первый советский палубный самолет, который достигал скорости звука. Его главной особенностью было вертикальное взлетание, что облегчало его использование на авианосцах. Планировалось, что он заменит Як-38 и станет серьезным конкурентом иностранным самолетам.

История создания Як-41 в деталях

История создания Як-41

Як-41 был создан с большими трудностями для обеспечения защиты морского флота, достижения превосходства в воздухе и нанесения ударов по различным целям. Все это привело к сложностям в конструкции и технических характеристиках, что затянуло процесс разработки на несколько лет, несмотря на ожидания быстрого ввода в эксплуатацию и серийного производства.

Причины создания

После Второй Мировой войны СССР и США стали сверхдержавами, имеющими возможность создавать мощное оружие, способное противостоять своим конкурентам. Это привело к противостоянию, затронувшему военно-морские и военно-воздушные силы. Однако страны по-разному относились к использованию авианесущих кораблей.

Американцы рассматривали авианосцы как главное оружие, которое принесло им победу над Японией, и поэтому США считали их ядром своего флота. В то же время Советский Союз был скептически настроен по отношению к любым авианосцам в своем военно-морском флоте, так как его военная доктрина была направлена на оборону и предполагала использование ВМФ и ВВС вблизи границ. Поэтому создание авианосцев в СССР было практически бессмысленным.

Впоследствии, когда стали возможны разработка атомных авианосцев и подводных лодок с ядерным вооружением, правительство изменило свою позицию. Считалось, что для защиты границ необходимо использовать флот на более дальних расстояниях. Для этого были использованы корабельные вертолеты, такие как Ка-10, Ка-15 и Ка-25, которые были предназначены для борьбы с вражескими подводными лодками.

Стало понятно, что вертолетами не обойтись. Самолеты возможны, но требуют огромных авианосцев, которые стране не по карману. Правительство поставило задачу создать самолет, который может взлетать по вертикальной оси.

Аналогичная машина под названием Harrier в то же время разрабатывалась британской Hawker Siddeley и американской Northrop Corporation. Этот факт тоже сыграл роль в решении создать подобный самолет, ведь СССР должен был показать свое превосходство над США, а риск отставания в военной сфере казался крайне критичным. Поэтому началась разработка Як-36.

История создания Як-41 в деталях

История разработки

В 1972 году Як-36 был модернизирован и начал проходить испытания. Вскоре после этого он был переделан в улучшенный палубный Як-38 и начал серийное производство в 1974 году. Хотя у самолета были неплохие характеристики и он мог подниматься вертикально, он оказался недостаточно эффективным в военном отношении.

Модель 38 была принята на вооружение и стала основным самолетом авиационных групп тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.

Основным недостатком самолета была его низкая взлетная масса, что ограничивало объем топлива и оружия. Это сильно снижало радиус боевого применения и вызывало серьезные проблемы.

Як-38 не мог преодолеть звуковой барьер, что не повлияло на его функциональность, но мешало использованию в качестве перехватчика. Кроме того, отсутствие бортовой РЛС со среднедальнобойными ракетами также негативно сказывалось на эффективности.

В 1974 году конструкторы начали разработку нового самолета, учитывая все недостатки Як-38. Новая машина должна была быть такой же по размерам, как легкие истребители, чтобы иметь более высокую полезную нагрузку, улучшенное вооружение и большой запас топлива. Внутри самолета должно было быть достаточно места и доступной массы для размещения необходимого оборудования. Двигатель должен был быть способен развивать сверхзвуковую скорость, но при этом экономичным для расширения радиуса боевого действия.

Самолет должен был соответствовать легким истребителям четвертого поколения, которые также были в разработке, а также взлетать вертикально. Аналогичные требования были предъявлены к вооружению.

Официально разработка была зафиксирована 26 июня того же года соответствующим постановлением ЦК КПСС. Согласно ему, конструкторы московского машиностроительного завода обязывались представить завершенный проект на обозрение макетной комиссии в ближайшее время. ОКБ Яковлева провело анализ всевозможных вариантов конструкции и технической составляющей будущего палубного самолета.

История создания Як-41 в деталях

Главный конструктор А. С. Яковлев считал, что использование одной силовой установки является оптимальным. Она была надежной и простой в управлении в любых режимах полета, в том числе вертикального взлета. Однако, такая установка имела большие размеры и вес, что отрицательно влияло на общую конструкцию истребителя и уменьшало его боевую эффективность.

Для установки ее ближе к центру тяжести самолета пришлось изменить компоновку и возможность беспрепятственного запуска форсажного режима двигателя. Эти недостатки заставили рассмотреть использование комбинированной силовой установки, аналогичной истребителю Як-38.

В ноябре 1977 года было выпущено постановление правительства, требующее от завода представить тестовый образец самолета для испытаний к 1982 году. Этот самолет получил обозначение Як-41. Научно-технический комплекс «Союз» также должен был предоставить новый двигатель Р79В-300, который был запланирован для использования в новом самолете.

По третьему предписанию постановления было необходимо разработать технические документы для создания ударной модели истребителя и учебной машины на базе Як-41. Сроки подготовки первых документов были до 1978 года, а вторых – до 1983 года. Было понятно, что такие сжатые сроки могут негативно повлиять на итоговый вариант самолета или даже привести к провалу проекта. До середины 1980 года не было окончательно утвержденного варианта компоновки и аэродинамической составляющей разрабатываемого истребителя.

Для решения этой проблемы конструктору пришлось изучить авианосцы ТАКР «Новороссийск» и ТАКР «Баку», которые были разработаны для базирования Як-41. Для возможности использования их вместе с новыми истребителями потребовалось внести конструктивные изменения в оба крейсера. Одним из главных изменений была временная установка специальных газоотводящих устройств на стартовых позициях, что также привело к перепланировке внутренних помещений корабля.

Конструкторы поняли, что создание самолета с одной силовой установкой невозможно, поэтому был выбран вариант с комбинированной системой. После проведения множества тестов было решено использовать стандартную аэродинамическую схему с осесимметричным поворотным соплом главного двигателя и двумя подъемными за спиной летчика.

Требования к Як-41 были усовершенствованы после тестирования взлета Як-38 в 1979 году.

Произошли изменения в требованиях к новому истребителю. Теперь он должен уметь взлетать не только вертикально, но и с коротким разбегом до 130 метров. Это должно быть возможно как с помощью трамплина, так и по прямой.

Следующие изменения в разрабатываемом Як-41 были внесены после изучения применения Англией аналогичного истребителя Harrier в ходе конфликта с Аргентиной. Изначально самолет задумывался полноценным палубным истребителем без лишних возможностей, но с учетом дополнений, добавленных к проекту, он стал более универсальной машиной. Як-41 мог наносить удары по водным и наземным целям, а также взлетать несколькими способами.

История создания Як-41 в деталях

Разрабатывая самолет Як, был создан двигатель, который должен был стать его сердцем. Проект этого двигателя неоднократно корректировался в соответствии с новыми требованиями к самолету и его эксплуатационным качествам. В результате, сроки выпуска двигателя, установленные на 1983 год, не были выполнены и были перенесены на 1985 год.

Первый прототип Як-41 был представлен в 1984 году, за ним последовал второй.

В 1986 году правительство выпустило постановление о создании Яка 41М — улучшенной версии базовой модели. Новый самолет должен был стать многоцелевым истребителем для авианесущих крейсеров.

История создания Як-41 в деталях

Испытания Як-41

В начале 1984 года создали первый опытный образец Як-41 — «Изделие 48-1». Однако, до июня не был установлен двигатель. Испытания самолета начались 26 сентября, когда его закрепили на стенде сил и моментов. С 1984 по 1987 год было проведено 94 наземных теста машины из-за сложностей в работе мотора и управления.

Пока проводились основные испытания, в 1985 году была выпущена версия самолета 48-2. Полноценные ее испытания начались только в 1986 году, когда на завод поступил первый двигатель Р79В-300. Отчасти такую медлительность эксперты связывают со смертью маршала Устинова, который поддерживал формирование авианесущих групп крейсеров.

В 1986 году было принято новое постановление, которое потребовало от конструкторов разработать версию 48-3. Этот самолет стал последним экспериментальным образцом, а на саратовском авиазаводе начались работы по установке оборудования для серийного производства. Планировалось создать два Як-41М и два учебных Як-41УТ на основе «изделия 48-3». После их испытаний самолет должен был начать серийное производство.

Первым истребителем из 41 модели, который поднялся в воздух, стал изделие 48-2. Начальные полеты проводились с классическим взлетом на Раменском аэродроме. Результаты тестов были удовлетворительными, так как самолет соответствовал техническим характеристикам.

В апреле 1987 года испытания были приостановлены из-за недоработок в самолетном двигателе, который был снят с прототипа и отправлен на завод для обязательных изменений.

Через месяц, в июне 1987 года, в небо поднялся самолет версии 48-3. Он уже имел ряд изменений и улучшений, которые были внесены по результатам тестов двух предыдущих машин. Струйный руль был перенесен в носовую часть, конструкция была частично улучшена, а вентиляция подверглась доработке. Поэтому самолет советовал всем требованиям к серийному Як-41М и даже имел на борту РЛС С-41М.

Весной 1989 года на все опытные образцы были установлены переработанные двигатели. Третья версия самолета прошла испытания, которые включали проезд по аэродрому, взлет, посадку классическим способом и зависание в воздухе. Летом были протестированы функции короткого и вертикального взлета.

В апреле 1991 года самолет «Як-141» установил несколько мировых рекордов после успешных испытаний. Название было выбрано из-за секретности проекта.

На самолете было установлено 12 рекордов. Он был представлен на международной выставке в Ле-Бурже в 1991 году под новым именем, но только в масштабированном макете.

В тот же год самолет прошел испытания на палубе авианесущего крейсера «Баку», включая короткий и вертикальный взлет, которые были успешно завершены.

История создания Як-41 в деталях

Завершение работ и дальнейшие перспективы

Уникальные характеристики самолета могли сделать его лидером на рынке, но кризис в стране помешал запустить производство. После аварии, проект был приостановлен. Несмотря на готовность к серийному выпуску и полученный опыт, создание самолета было отменено.

В конце 1991 года работы на саратовском заводе, где должно было стартовать серийное производство самолета, было уничтожено все соответствующее оборудование. Само предприятие осталось без финансирования.

ОКБ продолжило доработку самолета за счет собственных средств с целью экспорта его в другие страны.

База могла использоваться для создания эффективной оборонной системы, способной защитить страну от массированных атак противника. Однако планы не были реализованы, и проект был закрыт.

Некоторые эксперты утверждают, что самолеты с вертикальным взлетом стали ошибкой авиастроения, так как они никогда не смогут конкурировать по характеристикам с обычными истребителями. Но Як-41 и Harrier показали, что это не так. Если в дальнем бою они проигрывали, то на ближней дистанции превосходили классическую авиацию двукратно.

Разработка продвинутых аэродинамических схем для создания таких самолетов была проведена. Эти схемы могут быть использованы в качестве базы для многих истребителей. Изначально планировалось использовать их на Як-141М и Як-43, но этот проект не был реализован.

История создания Як-41 в деталях

Як-41 и Як-141 являются одним и тем же самолетом?

Як-141 превосходит Як-38 благодаря множеству преимуществ. Основным достоинством является способность к быстрому взлету с поврежденной площадки аэродрома или с авианосца.

Як-141 отличается от Як-41 только тем, что он основан на модели Як-41М. На самом деле, модель 141 полностью идентична версии 41М.

Новая модель, Як-141, является усовершенствованным вариантом Як-41, известным ранее как 41М. Таким образом, Як-141 можно считать улучшенной версией 41-го образца.

Такая смена наименований связана с двумя факторами. Во-первых, самолет представили на выставке под кодовым именем Як-141. Во-вторых, сроки производства были сорваны. В результате за самолетом Як-41М закрепилось новое название – Як-141.

Як-41 мог стать одним из лучших истребителей, способных справиться с конкуренцией на ближних дистанциях. Однако финансовые проблемы привели к закрытию проекта, и все усилия конструкторов остались только опытом для будущих разработок.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах