Самолеты

История создания миГ-29

МиГ-29 – новейший летательный аппарат, созданный еще в 70-х годах прошлого века. В конкурсе на его разработку, запущенном в 1969 году под названием «ПФИ», участвовали многие компании. Аббревиатура «ПФИ» означает перспективный фронтовой истребитель. Так началась история создания МиГ-29 с последующими модификациями.

Установлены высокие требования к техническим характеристикам.

  • возможность взлета с коротких полос;
  • увеличенный радиус действия;
  • идеальная маневренность;
  • тяжелое вооружение;
  • самая высокая скорость, которая существовала на тот момент.

Технические характеристики МиГ-29

Первый прототип «9-01»

Участники разработки проекта

В проектировании воздушного судна принимали участие сотрудники Центрального аэрогидродинамического института. Кроме них, в проекте участвовали специалисты разных профессий конструкторского бюро Сухого. Также разрабатывали проект сотрудники КБ Микояна и Гуревича, которые выиграли конкурс. Однако проект оказался настолько дорогостоящим, что его пришлось разделить на два: тяжелый и легкий перспективный истребитель. Было решено проектирование первого варианта самолета поручить специалистам КБ Сухого, а второго — сотрудникам института Гуревича и Микояна.

1974 год был ознаменован началом проектирования легкого истребителя с рабочим названием МиГ-29А. Его впервые протестировали в полете в 1977 году. Месяц спустя, его сфотографировали американские разведывательные спутники.

История создания МиГ-29

МиГ-29ОВТ на МАКС-2005

Серийное производство

Запуск МиГ-29 в массовое производство был задержан до 1982 года из-за недостаточных технических характеристик.

Связанная с крушением двух самолетов отсрочка привела к появлению первых истребителей массового производства на базе «Кубинка» через год. Через еще год машины успешно прошли массовые испытания. Инструкторский авиаполк Центра боевого применения также получил свои истребители. Первый истребительный полк, куда также поступили «МИГИ», был размещен в Ивано-Франковске. Благодаря высокой квалификации пилотов, все эти авиаполки быстро достигли оперативной готовности.

Когда были поставлены первые самолеты, руководство авиаполков распределило задачи между легкими и тяжелыми и машинами. Тяжелая модель обладала повышенным радиусом действия, поэтому могла заниматься поиском воздушных и наземных целей на достаточно больших расстояниях. В обязанности пилота тяжелого истребителя входило обнаружение и уничтожение авиационной «натовской» техники.

ТТХ МиГ-29

МиГ-29М/ОВТ — всеракурсный

Возможности и преимущества легендарного самолета

Тактико-технические характеристики истребителя

Технические характеристики МиГ-29

Модификации

МиГ-29К. Является корабельным истребителем и выполняет функции бомбардировщика. Многоцелевой самолет способен осуществлять боевые действия в любую погоду.

Модель МиГ-29КВП — промежуточный вариант, созданный для обучения пилотов взлетать с авианосцев и может служить истребителем и штурмовиком.

МиГ-29М. Данный летательный аппарат поставляется в части с улучшенным оборудованием. Турбореактивный двигатель истребителя оборудован форсажной камерой и управляемым вектором тяги.

В данном месте применяется универсальная система «Жук» с импульсно-доплеровским датчиком. Она способна распознавать цели на расстоянии до 100 км и проводить скрытое наблюдение. Максимальная скорость полета истребителя МиГ-29 равна 2450 км/ч.

Скорость истребителя МиГ-29

МиГ-29М/ОВТ

Текущая ситуация

Кабина МиГ-29, как известно, предназначена для двух пилотов, но все же физически и морально устарела, поскольку их срок службы истек. Исключение составляют 30 новых моделей МиГ-29СМТ. Устаревшие самолеты продолжают эксплуатироваться благодаря текущему ремонту, но их капитальный ремонт не имеет смысла. Несмотря на уникальные характеристики МиГ-29, решено заменить устаревшие модели истребителями МиГ-35, которые могут быть использованы одним или двумя пилотами.

Высота полета МиГ-29

МиГ-33 (или МиГ-29М) — дальнейшее развитие МиГ-29

Основные задачи перспективных истребителей

МиГ-29 может летать на высоте 18000 метров, для достижения которой необходима особая ракета. Разработчики данной модели создали истребитель с соответствующими возможностями.

  1. Вооружение ракетное и пушечное.
  2. Сопровождение тяжелых бомбардировщиков с целью защиты от истребителей противника.
  3. Полеты в разведывательных целях.
  4. Перехват воздушных целей.
  5. Надежное противодействие воздушным разведывательным средствам противника.
  6. Прикрытие сухопутных войск с воздуха.
  7. Обнаружение наземных целей.
  8. Ликвидация самолетов противника с использованием пушки и ракет.
  9. Максимальная высота полета составляет 18 километров. Благодаря этому, данную модель можно поразить не любым оружием.

Истребители «Миг» размещаются на линии фронта, чтобы обеспечить беспрепятственное продвижение моторизованных частей армии благодаря своему превосходству в воздухе. В то время считалось, что моторизованные подразделения могут быстро двигаться и наступать, защищаясь от воздушных нападений благодаря истребителям фронтовой авиации.

Это обстоятельство подразумевало задействование авиацией малоподготовленных взлетных полос. В связи с этим самолеты оборудовали закрывающимися нижними воздухозаборниками, а также усилили шасси. Кроме того, в задачу «МИГОВ» входило сопровождение бомбардировщиков и защита их от «натовских» истребителей.

Экспортный вариант истребителя на основе МиГ-29 был создан с упрощенной бортовой электроникой. Первая демонстрация модернизированных истребителей состоялась в Финляндии. В 1988 году МиГ-29 был представлен на международной английской выставке, где иностранные авиастроительные компании были поражены тем, что расход топлива этого истребителя на 15% меньше, чем у зарубежных аналогов.

Российские самолеты пользуются спросом у многих стран благодаря высоким характеристикам. Существует много различных модификаций, включая истребители для базирования на авианосцах.

Более 1600 истребителей данной серии были выпущены Российской Самолетостроительной Корпорацией, кроме 200 учебных самолетов из Нижнего Новгорода. Учебная модель не уступает в боевых характеристиках истребителю.

Этот самолет – один из лучших в своем классе и мечта любого пилота. Его создавали для того, чтобы достичь превосходства в небе. Он способен противостоять противникам в любых метеорологических условиях и в любое время суток. Кроме того, он может обнаружить и атаковать цели в воздухе, на земле и на воде. Никакая скорость или маневры не помешают ему попасть в цель ракетой.

Максимальная скорость полета МиГ-29

МиГ-29 ВВС СССР в 1989 году

Электронная система управления

Новейшие модели военных самолетов оборудованы множеством бортовых электронных систем, которые имеют непосредственную связь с вооружением и не могут быть отделены от него.

С помощью чувствительного радара можно обнаруживать неподвижные цели на земной поверхности, что невозможно без него. Прибор также выполняет функцию навигации. Еще одна электронная система способна отслеживать десять целей одновременно и детектировать их на расстоянии до 75 км.

Истребитель МиГ-29 имеет шесть подвесок — три с каждой стороны, для установки вооружений под крыльями. Наведение на цель осуществляется с помощью лазерного луча. Для уничтожения морских целей используются ракеты типа Х-31А. Общий вес реактивных снарядов, бомб и ракет, не превышает 3000 кг в модели МиГ-29, в то время как МиГ-29М может нести на своих крыльях до 4,5 тонн вооружений.

Вооружение МиГ-29

Модель самолета превосходит зарубежные аналоги по многим параметрам. Список параметров представлен ниже:

  • вооружение;
  • прекрасные аэродинамические характеристики;
  • ускоренный разгон, не требующий слишком длинной взлетно-посадочной полосы;
  • самая малая скорость истребителя у земли или взлетно-посадочной полосы составляет 1500 км/ч;
  • минимальные радиусы виражей;
  • повышенная угловая скорость разворота;
  • появилась возможность более продолжительных маневров, независимо от перегрузок.

Истребитель может сражаться как на средних, так и на ближних дистанциях, применяя пушку и ракеты. Его задачей является перехват разведывательных и боевых машин противника, а также низколетящих самолетов, летящих над землей.

32 года назад была создана первая полностью укомплектованная советская эскадрилья истребителей МиГ-29. В 1984 году она была сформирована, а через два года эти модели истребителей были почти во всех военных авиационных подразделениях страны.

У данной модели есть два мощных турбореактивных двигателя с возможностью дожигания топлива. При посадке воду впрыскивают. Крылья огромной площади обеспечивают высокую подъемную силу и не допускают перегрузки на крыло.

Машина блестяще маневрирует благодаря данному параметру, что производит впечатление на экспертов за рубежом своей удивительной скоростью и углом разворота. Крылья, оборудованные эффективными закрылками и модернизированными предкрылками, полностью открываются, что отличает их от предшественников.

Достаточно просторная и совершенно прозрачная кабина МиГ-29, оборудована большим фонарем, обеспечивая дополнительный простор и увеличенное поле зрения. Приборная панель такая же, как на самолете Су-27, благодаря чему, пилотам не нужно проходить переподготовку, пересаживаясь с одного истребителя на другой. Его угол атаки такой же, как у американского палубного штурмовика и бомбардировщика F/A-18 «Hornet». Истребитель МиГ-29 способен нести под крыльями любое вооружение, даже ракету с ядерной боеголовкой. Он признан универсальным летательным аппаратом благодаря возможности нанесения ракетно-бомбовых ударов и достижения превосходства в воздухе.

Кабина МиГ-29

Военный истребитель МИГ-29С

Данную многофункциональную машину разрабатывали с возможностью модернизации. Модель МиГ-29СМ представили на парижском авиасалоне, прошедшем в 1995 году. Ракеты этого истребителя «воздух-земля», способны уничтожать любые движущиеся цели на огромном расстоянии. Время суток значения не имеют.

У истребителя МиГ-29 есть уникальная возможность взлетать и садиться на одном двигателе.

При срочном взлете это экономит время, так как запустить один двигатель быстрее, чем два. Второй двигатель уже запускают во время полета. Боевые характеристики и маневренность летательного аппарата позволяют надеяться, что американские аналоги выпущенные в те же годы не обладают такими же качествами.

Российский истребитель может исчезать с экранов радаров благодаря своему уникальному свойству.

Важность этого особенно проявляется во время воздушных боев. Использование таких новшеств как системы управления помогли российскому авиастроению занять место среди пяти лидирующих стран в мире.

Максимальная высота полета МиГ-29

Катапульт

Для аварийного покидания летательного аппарата используется кресло для катапультирования и пиротехнический заряд для сброса фонаря. Кресло для катапультирования предназначено для спасения пилота в любых условиях, включая движение истребителя по взлетной полосе. Минимальная высота для безопасного катапультирования составляет 85 метров при скорости падения не выше 400 км/ч.

Иностранные военные летчики высоко оценивают самолеты этой отечественной марки.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах