Самолеты

Как устроен иллюминатор самолета?

Причина выбора округлой формы иллюминатора в самолете заключается в его способности выдерживать нагрузки при изменении высоты полета. Эта конструкция обеспечивает защиту обшивки лайнера и компонентов внутри от сильного воздействия различия внутреннего и внешнего давления. Более надежными считаются самолеты с множеством маленьких округлых окон и небольшим количеством больших панорамных.

Что представляет собой иллюминатор?

Иллюминаторы — это окна, которые устанавливаются в круглой или овальной форме на корпусе самолета. Эта форма отверстия не ослабляет конструкцию, так как плавно распределяет нагрузку, возникающую из-за разницы в давлении и температуре снаружи и внутри лайнера.

Иллюминатор самолета

Круглые иллюминаторы предотвращают трещины, которые могут привести к разрушению самолета в воздухе. Во время полета на больших высотах давление снаружи резко падает, в то время как давление внутри почти не меняется, что приводит к расширению корпуса. Однако благодаря круглой форме не только иллюминаторов, но и люков и дверей, борт не лопается.

Конструкция окошка

Круглое окно на борту самолета не просто стекло, а целый стеклопакет, состоящий из двух или трех стеклянных слоев, разделенных воздушным промежутком. Оба стекла могут выдержать перепад давления. Если одно из них треснет во время полета, другое справится с нагрузкой самостоятельно. Пассажирам виден только пластиковый слой, который покрывает силовые стекла и утепляет салон.

Число окошек на борту корабля зависит от его конструкции. Они располагаются в разделениях между поперечными металлическими балками, которые являются основой для обшивки борта.

Ни один пассажир не сможет разбить иллюминатор. Стеклопакет может выдержать нагрузку в 4 тонны. Окошки сделаны из очень прочного материала. Например, в Airbus А-320 они изготовлены из прозрачного акрилового пластика.

Строение иллюминатора самолета

Иллюминаторы в других салонах для пассажиров также сделаны из органического стекла и имеют овальную форму размером 270х380 мм. Они вставлены в рамы, которые штампуются с вырезами на боках борта. Толщина наружного стекла составляет 10 мм, а внутреннего — 4 мм.

Почему иллюминаторы обтекаемой формы?

Авиапассажиры любят смотреть во время полёта в иллюминаторы. Неудивительно, ведь из окна самолёта открывается самый красивый и панорамный вид на землю и проплывающие совсем близко облака. Правда, некоторых пассажиров смущает слишком маленькие окошки в боковой части корпуса. Почему бы их не сделать чуть больше и другой формы?

В начале эры пассажирской авиации иллюминаторы на корпусе самолета были квадратными, похожими на окна домов. В 1954 году два лайнера «Комета» английской авиастроительной компании развалились в воздухе, и более 50 пассажиров погибли.

Авиаконструкторы допустили ошибку, из-за которой погибло несколько десятков людей. Они решили сделать иллюминаторы в самолете квадратными, но при этом забыли о том, что четыре угла такого окна являются самыми слабыми местами. При сильном давлении трещины появляются именно в углах. Если бы они сделали иллюминаторы круглыми, то это предотвратило бы возможность разорвать лайнер на куски. Это обеспечило бы равномерное распределение силы давления по всему салону и предотвратило бы концентрацию давления в угле прямоугольного окна.

Зачем нужна дырка в окошке?

Во внутреннем стекле есть маленькое отверстие диаметром 0,5 мм, которое выполняет важные функции. Оно выравнивает давление внутри стеклопакета с давлением в салоне, выводит влагу и конденсат. Некоторые авиапассажиры могут ошибочно принять отверстие за заводской брак, но оно не только предотвращает резкие перепады давления, но и увеличивает прочность иллюминатора и убирает влагу между стеклами, что помогает предотвратить образование конденсата на поверхности.

Вы когда-нибудь замечали маленькую дырочку стекле иллюминатора?
ДаНет

Внутри лайнера +22 градуса, за бортом -22. Воздух между стеклопакетами расширяется или сжимается. Воздух проникает внутрь через маленькую дырочку во внутреннем стекле, когда внешняя температура понижается. Если температура за бортом растет, воздух выходит в салон. Без отверстий стекла бы треснули.

 

Отверстие в иллюминаторе самолета

В старых моделях самолетов не было отверстий. Стекла были герметичными и соединялись с резиновой камерой, расположенной между обшивками фюзеляжа, через трубочку. Это обеспечивало постоянное давление между стеклами.

Могут ли разбиться иллюминаторы при жёстком приземлении?

При жесткой посадке окно на борту самолета сохранит целостность, так как оно изготовлено из сверхпрочных материалов, выдерживающих нагрузку до 4 тонн. Однако, если пассажиры не поднимут шторки, материал штор может разорваться при жесткой посадке и нанести травмы людям.

При взрыве двигателя и повреждении обшивки самолета, обломки могут разбить иллюминаторы, если попадут в стекло. В случае жесткой посадки такое редко происходит, так как обломки не летят вблизи окон. Однако, рекомендуется отойти подальше от иллюминаторов на всякий случай.

Почему при взлёте или посадке самолёта необходимо открывать иллюминаторы?

На пассажирских самолетах установлены шторки на иллюминаторах, которые можно закрыть по желанию. Чаще всего пассажиры опускают их для того, чтобы не смотреть на вид из иллюминатора или чтобы не мешал солнечный свет во время сна. Однако, во время взлета и посадки шторки остаются открытыми из соображений безопасности, так как именно в эти моменты наиболее вероятны аварии. Открытые иллюминаторы также помогают стюардессам наблюдать за происходящим за бортом. В случае поломки или задымления двигателя, бортпроводники мгновенно информируют пилотов о ситуации.

Пассажиру при аварийной ситуации важно быстро ориентироваться и знать, что делать. Поэтому перед посадкой открывают шторки и гасят свет. Глаза пассажиров должны привыкнуть к естественному освещению, так как ночью вид из окна отличается от ярко освещенного салона. Вначале пассажир может ничего не видеть, но через несколько секунд глаза приспособятся к темноте и он сможет наблюдать за происходящим внутри и за бортом самолета.

При вылете и приземлении самолета нужно открывать иллюминаторы, чтобы в случае чрезвычайной ситуации спасатели могли увидеть, что происходит внутри салона. При посадке необходимо открыть шторки, чтобы предотвратить возможный разрыв пластикового материала из которых они сделаны, который может причинить травмы пассажирам в случае жесткой посадки.

Как сделать иллюминатор еще надежнее?

От безопасности полета зависит не только уровень квалификации пилотов, но и конструкция самого лайнера. Особое внимание уделяется окошкам, которые вынуждены выдерживать сильные перепады давления и температур в полете.

В иллюминаторе создан специальный микроклимат, который сохраняет одинаковое давление между стеклом и кабиной самолета. Если бы давление было разным, стекло разбилось бы и пассажиры могли бы получить ранения. При этом характеристики полета не пострадали бы.

С изменением конструкции самолета, иллюминатор можно сделать ещё более надёжным. Согласно современным стандартам, форма окон на авиалайнерах считается идеальной.

Реактивные лайнеры считаются безопасным способом перевозки пассажиров. На борту имеется множество датчиков, которые информируют пилота о возможных поломках и работе всех систем. Взлет и посадка разрешаются при благоприятных погодных условиях, а действия пилота согласовываются с диспетчерами аэропорта. Лайнеры оснащены автопилотом, который поддерживает определенную высоту и скорость на протяжении нескольких часов, и пилоты могут только следить за ним. Перед каждым полетом проверяется техническое состояние самолета и здоровье пилотов. Пассажиры могут не волноваться, поскольку безопасность полета всегда на контроле.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Денис

    Очень познавательно, буду теперь спокойнее ₽

  2. Виктор

    А почему нельзя сделать прямоугольные окна в самолетах? Я всегда думал, что разницы вообще нет.

  3. Виктор

    Пару раз летал, и почему-то страшно было у иллюминатора сидеть. Казалось, что сейчас упаду вниз.

  4. Артем

    Никогда не полумал бы ,что форма иллюминатора играет важнейшую роль для безопасности лайнера и пассажиров.А информация ,что иллюминатор выдерживает нагрузку в 4 тонны повергла в шок.