Во время Великой Отечественной войны самыми эффективными воздушными боевыми машинами были Ил-2 и Ил-4. Однако, конструкторское бюро С. В. Ильюшина продолжало работу над новыми штурмовыми самолетами, а также улучшением уже существующих. Один из таких проектов — Ил-6, новый торпедоносец-бомбардировщик, который планировалось использовать вместо Ил-4 в составе ВМФ.
История создания Ил-6
Создание нового бомбардировщика, который заменит Ил-4, началось в середине 1942 года в ОКБ С. В. Ильюшина. К тому времени уже был опыт использования Ил-4 в боевых действиях.
В боевых условиях у Ил-4 были обнаружены различные недостатки, которые требовалось исправить. Особенно нуждались в доработках оборонительное вооружение на борту, недостаточная защита экипажа и их неполное снабжение.
В 1942 году С.В. Ильюшин предложил создать новый тип самолета — дальнего бомбардировщика-торпедоносца с крейсерской скоростью, превышающей скорость предшественника на 100 км/ч, но с сохранением дальности полета и бомбовой нагрузки. Этот самолет был назван Ил-6. Представители ВВС одобрили проект, но рекомендовали использовать в качестве двигателей два авиационных дизельных двигателя мощностью 1500 л.с. с жидкостным охлаждением вместо М-71. После согласия конструкторов, ОКБ получило заказ на постройку опытного образца Ил-6.
Особенности конструкции
Самолет Ил-6 был разработан по схеме однокилевого низкоплана с двумя двигателями с вертикальным оперением обычной конструкции. Основные летные параметры новой машины совпадали с соответствующими параметрами ДБ-4, кроме крейсерской скорости. Внешне Ил-6 отличался от самолета Ил-4 крылом более увеличенной стреловидности. Изменились такие технические параметры, как сужение и удлинение.
Самолет стал обладать улучшенными аэродинамическими характеристиками благодаря конструкции крыла, которая предотвращает одностороннее сваливание на одно крыло и последующий срыв в штопор. По требованию военных на самолет были установлены дизельные двигатели с системой охлаждения водой, что обеспечило целый ряд преимуществ.
- Во-первых, они были более экономичными, расходовали меньший объем топлива (почти на 40%), чем бензиновые той же мощности.
- Во-вторых, они могли работать на дешевом топливе, например, керосине, который имея низкую летучесть, снижал пожароопасность при боевых действиях, не детонировали.
- В-третьих, большая плотность керосина позволяла уменьшить объем топливных баков, следовательно, снижался вес самолета.
Читайте также: Антонов Ан-158
Проектные расчеты подтвердили, что дизельные двигатели оказываются выгодными для полетов длительностью от 5 часов и более. При таких полетах самолеты могут перевозить бомбовое вооружение, в два раза превышающее нормы. В дальнейшем, испытания самолета подтвердили эти расчеты.
Были внесены некоторые изменения во внешнюю форму конструкции машины: изменена форма ниш для шасси, изменена форма руля направления, убрали поручень с левого борта корпуса и другие внешние доработки. Фото Ил-6 приведены ниже.
Экипаж самолета Ил-6 теперь состоит из шести человек.
- 2-х пилотов, командира экипажа и второго пилота, размещавшихся рядом друг с другом в одной кабине;
- 1-го стрелка-радиста;
- 2-х бортовых стрелков, размещенных в середине корпуса;
- 1-го штурмана, кабина которого размещалась в носовой части корпуса и была оборудована как в ДБ-3Ф;
- Кабины всех членов экипажа были защищены броней весом 400 кг.
Улучшилась защита самолета и членов экипажа от атак противника оборонительным вооружением. Для оборонительных действий на Ил-6 были размещены пять установок для пушек 20 мм калибра модели Ш-20: в носовой, нижней, обеих боковых и верхней турельной частях фюзеляжа.
В наличии было 850 боевых единиц снарядов. Бомбовые отсеки на Ил-6 были выполнены по схожей с ДБ-3 конструкции. Новый дизайн крыла позволил увеличить длину бомбовых отсеков и подвешивать бомбы массой до 100 кг в два ряда. Внутри самолета можно было разместить 20, 8 или 4 бомбы весом 100 кг, 250 кг и 500 кг соответственно. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 2,5 т. Кроме того, самолет мог нести 2 бомбы весом 1 т или 2 торпеды на наружных бомбовых подвесках.
Затянувшийся проект
Ил-6 был создан для использования дизельного двигателя АЧ-30БФ, который обладал мощностью 1900 л. с. и имел форсаж. Однако во время испытаний этот двигатель еще находился в разработке, поэтому на Ил-6 был установлен менее мощный мотор АЧ-30Б, который не был достаточен для поднятия взлетного веса самолета. В связи с этим на заводские испытания Ил-6 был отправлен без вооружения и с неполным экипажем.
Первый испытательный полет Ил-6 произошел в августе 1943 года. Летчик-испытатель В. К. Коккинаки проводил трудные испытания, в результате которых многократно возвращался на доработку. Испытания на заводе-изготовителе продолжались в течение 8 месяцев и выявили много недостатков. Основные нарекания касались неустойчивой работы дизеля и плохой управляемости, особенно при посадке. После этого машину передали в ЛИИ, где продолжились испытательные полеты.
После испытаний в ЛИИ были обнаружены конструкционные недоработки.
Летом 1944 года на прототип были установлены новые двигатели АЧ-30 БФ с форсажем. С новым ДВС доработанный самолет продемонстрировал проектные летные характеристики и удовлетворительную управляемость. Однако из-за большого веса при приземлении у него была высокая скорость, поэтому испытания можно было проводить только на длинных ВПП.
Читайте также: Локхид C-5 Гэлэкси: фото, характеристики
Уже с новым двигателем машину еще раз отправили на испытания в ЛИИ. Испытания в ЛИИ указали на сложность обслуживания дизеля во фронтовых условиях. Стало понятно, что для доведения программы по Ил-6 требовалось длительное время, и на войну с немцами самолет опоздал. Работы по нему были прекращены. Бомбардировщик-торпедоносец Ил-6 стал последним проектом ОКБ
С. В. Ильюшина самолетов такого класса.
В конце войны стало ясно, что самолеты-бомбардировщики и торпедоносцы, а также другие типы авиации в составе ВМФ, действовали эффективно только с 1945 года. На самом деле, ВВС во флоте не справились с возложенными на них задачами — препятствовать…
- обстрелу военными кораблями противника наступающих частей советской армии;
- эвакуации немецких войск на запад;
- снабжению морскими коммуникациями окруженных группировок противника.
Вместо окончания
В ОКБ продолжали заниматься разработкой дальних бомбардировщиков с поршневыми двигателями, несмотря на появление реактивных самолетов. Их эффективность объяснялась возможностью использования при любых погодных условиях и в темноте. Установленные на них ПНК позволяли обнаруживать цели даже при плохой видимости.
Илы, выведенные из употребления давно, продолжают жить не только в памяти ветеранов и военных. Авиалюбители возрождают Ильюшинские штурмовики. Создаваемые модели полностью копируют не только контуры самолета, но и его вооружение и оборудование. Благодаря авиамоделистам, эти легендарные самолеты можно увидеть в небе во время мирных мероприятий.