Самолеты

Ил-86 первый массовый широкофюзеляжный аэробус СССР

Ил-86 был разработан как широкофюзеляжный авиалайнер для перевозки пассажиров на средние дистанции. Этот самолет стал самым массовым в своем классе среди советских лайнеров и выпускался с 1980 года. Всего было произведено 106 машин. Неофициально Ил-86 называли «первым советским аэробусом». Некоторые из них до сих пор используются, несмотря на то, что они уже выведены из эксплуатации.

История создания Ил-86

Ил-86 был создан в 1967 году для «Аэрофлота» в качестве нового пассажирского самолета для перевозки множества людей.

История создания Ил-86

Для удовлетворения потребностей компаний требовался самолет, который мог бы перевозить от 250 до 300 пассажиров на средних расстояниях. Совмин СССР вынес соответствующее постановление о начале разработки нового авиалайнера конструкторским бюро имени Ильюшина, учитывая эти требования.

Сначала предполагали проработать модификацию Ил-62, которая будет вмещать до 250 пассажиров и получит увеличенный по длине фюзеляж. Позже было предложено создать на базе той же модели двухпалубную версию, чтобы она могла перевозить до 350 человек. Также рассматривался вариант разработки однопалубного Ил-62 с фюзеляжем овального сечения и двумя кабинами.

Самолет Ил-86

Все три проекта позднее были отклонены, как неудовлетворительные и сомнительные. Параллельно иностранные авиастроительные компании разрабатывали широкофюзеляжные самолеты с большой вместимостью и повышенным уровнем комфорта. Тогда были выпущены популярные Boeing 747, Airbus A300 и DC-10.

В 1970 году было составлено техническое задание на создание нового самолета, вместимостью не менее 350 пассажиров и с широким фюзеляжом. В 1972 году Совмин СССР выпустил приказ о начале разработки самолета Ил-86 в соответствии с этим заданием. Авиалайнер должен был иметь возможность перевозки малогабаритного багажа в основном салоне и три входные двери с трапами.

ИЛ-86

Конструкторы провели множество исследований для определения оптимальных габаритов фюзеляжа, чтобы обеспечить комфортный перелет клиентам авиакомпании и избавить службы аэропортов от необходимости подгонять специальную технику при посадке и высадке пассажиров. Их расчеты были признаны подходящими.

Фюзеляж самолета был спроектирован на девять кресел, разделенных на три ряда с двумя проходами между ними. Кроме того, была разработана механизация крыла, которая обеспечивала высокую подъемную силу, позволяющую взлетать с коротких ВПП. При проектировании учитывалось также состояние аэродромов по всей стране.

Опытный образец, созданный конструкторским бюро после нескольких лет разработки, был представлен в декабре 1976 года. В июне 1977 года он был продемонстрирован на международной авиационной выставке в Париже. К завершению заводских испытаний осенью 1978 года, Ил-86 получил сертификат летной годности в декабре 1980 года, после прохождения государственных тестов. 26 декабря 1980 года он выполнил первый регулярный рейс из Москвы в Ташкент. В 1981 году на этом самолете было установлено 18 мировых рекордов.

Первый полет ИЛ-86
Первый полет ИЛ-86

После запуска серийного производства и начала выполнения на нем регулярных рейсов конструкторы стали прорабатывать модификации. В последующие годы ОКБ представило еще три варианта этого авиалайнера, отличающихся некоторыми деталями и назначением. В конце 1990 годов предлагалось монтировать на Ил-86 новую силовую установку, которая могла бы увеличить дальность полета, но идея осталась нереализованной. В 2000 годах авиакомпании начали постепенно выводить самолет из эксплуатации.

Схема пассажирского салона

При разработке Ил-86 внимание уделяли схеме салона, чтобы обеспечить максимальный уровень комфорта для пассажиров. Кабина пилотов предназначалась для трех-пяти членов экипажа, поэтому салон был разделен на отдельные зоны.

Были три варианта размещения пассажиров в самолете.

  • одноклассовая – 350;
  • двухклассовая – 234;
  • трехклассовая – 214.

В бизнес-классе наиболее комфортные места находятся в начале салона. Каждый ряд состоит из шести удобных кресел, которые разделены двумя проходами и окружены много свободного пространства. Количество таких мест на борту может варьироваться от 10 до 50. Остальные места отведены под эконом-класс. В эконом-классе наиболее удобными местами считаются кресла на 15 и 33 рядах, которые имеют возможность откинуть спинку.

Буфет и техническая зона располагаются на границе классов. Туалеты расположены в передней и задней части салона, иногда есть дополнительный в середине. Три выхода находятся по бокам для посадки и высадки пассажиров. Нижняя палуба содержит основную кухню и грузовые отсеки.

Летно-технические характеристики Ил-86

Первый широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86 был создан советскими конструкторами и отличался крупными габаритами для вмещения до 350 пассажиров. Для этого высота самолета была увеличена до 15,81 м, а длина – до 59,94 м.

Летно-технические характеристики Ил-86

Крылья Ил-86 имеют размах 48,06 м² при площади в 320 м². Вес базовой модели Ил-86 с полным снаряжением составляет 111,5 тонн, а грузоподъемность — 42 тонны. Максимальная взлетная масса ограничена 215 тоннами, включая 88 тонн топлива.

Техническими характеристиками Ил-86 привлек многих покупателей. Он работает на четырех турбореактивных двигателях НК-86, каждый из которых обеспечивает тягу 13000 кгс. На борту также присутствует вспомогательная установка ВСУ-10.

Технические характеристики Ил-86

Максимальная скорость самолета составляет 950 км/ч, а крейсерская скорость — 900 км/ч. Дальность полета ограничена 3800 км, а практический потолок — 12000 м. Удельный расход топлива в полете равен 34,5 г/ (пасс. км), а часовой достигает 9900 кг/ч. Для взлета авиалайнеру необходимо разбег длиной 2800 м, а для посадки — пробег до 2300 м.

Описание конструкции

Самолет Ил-86 был создан на основе схемы низкоплана со стреловидным крылом. Благодаря широкому фюзеляжу, была достигнута большая вместимость пассажиров. Крыло авиалайнера имеет стреловидность 35°, что обеспечивает хорошие аэродинамические свойства. Механизм крыла включает в себя дополнительные элементы, которые обеспечивают комфортное и точное управление при взлете и посадке. Оперение авиалайнера имеет один киль.

Описание конструкции ИЛ-86

Тип шасси — трехопорный. Боковые стойки расположены под крыльями, а средняя — под днищем фюзеляжа. Все они состоят из четырех колес и равномерно распределяют давление по ВПП. В передней части корпуса находится вспомогательная стойка с двумя колесами.

Авиалайнер имеет четыре двигателя НК-86, специально разработанные для него, которые являются модификацией модели НК-8, используемой на Ил-62. На борту также установлена дополнительная ВСУ-10, расположенная внутри специального отсека в корме машины. Каждый основной двигатель имеет одну гидравлическую систему, которая управляет рулевыми элементами, выпуском шасси, торможением и другими механическими функциями.

В кабине пилотов установлены необходимые приборы для точной навигации и связи с землей. Управление самолетом осуществляется двумя пилотами, используя штурвалы. Дополнительное оборудование позволяет ориентироваться в воздухе даже при неблагоприятных погодных условиях и в темное время суток.

Вы летали на самолете ИЛ-86?
ДаНет

Безопасность самолета

Конструкторы при создании самолета уделяли большое внимание безопасности, что проявляется в качестве машины и использовании современных электронных систем, включая улучшенный автопилот. Ил-86 считается одним из самых безопасных авиалайнеров в мире, но на нем случались аварии, в которых были жертвы или чудом обошлось без них. Все эти рейсы осуществлялись российскими перевозчиками.

Безопасность самолета ИЛ-86

Четыре крупных аварии:

  1. март, 1994 – самолет стоял на территории аэропорта в Дели и был поврежден попавшим в аварийную ситуацию Boeing 737, в результате удара Ил-86 загорелся, что привело к гибели восьми сотрудников обслуживания;
  2. июнь, 1998 – при выполнении регулярного рейса до Шереметьево на Ил-86 была произведена грубая посадка, обошлось без пострадавших, но уже через месяц самолет списали и вывели из эксплуатации;
  3. сентябрь, 2001 – экипаж авиалайнера допустил грубые ошибки во время посадки в Дубае и не выпустил шасси, при касании взлетно-посадочной полосы Ил-86 воспламенился, никто не пострадал, аварийная ситуация была быстро разрешена;
  4. июль, 2002 – при взлете возникли проблемы со стабилизатором, что привело к сваливанию и падению самолета, в результате катастрофы погибли 14 человек из 16, присутствовавших на борту, виновными были признаны члены экипажа.

В течение 2000 годов самолет сталкивался с частыми проблемами стабилизатора и двигателя, но не было зарегистрировано других серьезных катастроф. За все время эксплуатации на борту перевезли более трех миллионов пассажиров.

Достоинства и недостатки Ил-86

Первый широкофюзеляжный авиалайнер в СССР, Ил-86, не мог не привлечь внимание и имеет как достоинства, так и недостатки связанные с его классом.

Достоинства Ил-86

Основные преимущества:

  • увеличенная вместительность – самолет смог принимать на борт до 350 человек и перевозить их на довольно большие дистанции;
  • нестандартная продвинутая компоновка салона – вместимость стала сочетаться с высочайшим уровнем комфорта;
  • новая начинка – на борту установили современное электронное оборудование, обеспечивающее точность и надежность работы систем управления;
  • высокая безопасность – конструкторы сделали все для повышения ее уровня при полетах и сохранения человеческих жизней при авариях.

У Ил-86 есть много недостатков, но они не являются серьезными. В большинстве случаев их число даже не учитывалось и не вызывало проблем.

Недостатков Ил-86

Минусы:

  • мощность двигателей – технические показатели могли быть выше, если бы на самолет поставили другие модели;
  • взлетная масса – была очень большой, что могло создать ряд неудобств;
  • необходимый разбег – для взлета Ил-86 требовался пробег длиной 2,8 км, что мог обеспечить не каждый аэропорт;
  • расход топлива – при полетах затрачивалось много горючего, что делало авиалайнер недостаточно экономичным;
  • шум двигателей – во время работы они издавали сильный шум, уровень которого превышал допустимые рамки международных стандартов.

Ил-86, несмотря на некоторые недостатки, стал успешным опытом для советского авиастроения и способствовал развитию отрасли. Его конструктивные решения использовались при создании других самолетов.

Модификации

Ил-86 базовой версии предназначена для перевозки пассажиров на регулярных рейсах средней дальности. Далее были созданы две модификации с переработанными характеристиками. Кроме того, была разработана особая версия для военных нужд.

Модификации ИЛ-86

Выпущенные модификации:

  • Ил-86В – проект улучшенной модели с увеличенным количеством мест, она могла перевозить 450 пассажиров на расстояние до 4000 км, дополнительно планировалось внести мелкие исправления;
  • Ил-86Д – опытный образец модифицированной версии, позднее был переименован в Ил-96, улучшенная его модель может перевозить до 435 пассажиров и работает на двигателях ПС-90А-1 с тягой 16000 кгс;
  • Ил-80/87 – специальная версия самолета, представляет собой воздушный командный пункт для управления войсками с воздуха, может дозаправляться во время полета и получила дополнительный аппаратный отсек, также называется Ил-86ВКП.

Создано модифицированное Ил-96, основанное на Ил-80, для перевозки президента. Оно все еще используется правительственным авиапарком.

Места производства самолета

После разработки проекта самолета Ил потребовалось выбрать предприятие для его производства. Воронежский завод собрал опытный образец вовремя.

Места производства самолета ИЛ-86

После официальной принятии самолета комиссией началось массовое производство на том же воронежском авиастроительном заводе, где с конвейера сошло более ста машин. Ил-86 производился до 1993 года, когда его сборка была окончательно закрыта.

Авиакомпании-эксплуатанты

Ил-86 был основным самолетом, используемым советским «Аэрофлотом» для выполнения регулярных рейсов внутри СССР и периодических рейсов в ближайшие государства. В начале некоторые аэропорты не могли принимать этот тип самолета, но впоследствии были модернизированы для решения этой проблемы.

Авиакомпании-эксплуатанты ИЛ-86

Для приобретения самолета Ил-86 было заключено два контракта — один с польской авиакомпанией, другой с немецкой. Обе сделки были отменены по разным причинам. Единственная экспортная поставка произошла только в 1990 году по договору с китайской авиакомпанией. В 2003 году самолеты вернулись на родину.

Списание авиалайнеров началось в 2000 годах. Последние рейсы на Ил-86 выполнялись из Москвы в Крым, Сочи и Новосибирск от компании «Донавиа». Иногда запускались перелеты в ближайшие государства. В 2011 году самолет под бортовым номером RA-86141 произвел последний коммерческий полет в истории Ил-86 из Москвы в Турцию. Сейчас он находится на хранении.

В списке самолетов Ил-86 указано, что осталось только 15, остальные были разобраны. Два из них используются в Военно-воздушных силах России, десять находятся в хранилище, а три установлены в качестве памятников.

Ил-86 стал прорывом в советском авиастроении, продвинув гражданскую авиацию на новый уровень. Новейшие технологии, высокий уровень безопасности и большая вместимость для пассажиров – все это стало главными преимуществами нового авиалайнера. Несмотря на некоторые недостатки, его преимущества были очень значимы, поэтому самолет успешно эксплуатировался в авиаперевозках до 2011 года и стал основой для создания других моделей.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Сергей

    Ил-86 — просто шикарно смотрится. Не хочется, чтобы его дизайн переделывали. Обожаю его.