Ил-76 Самолеты

Обзор легендарного транспортного самолета Ил-76

Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid — искренний, прямой) является легендарным отечественным самолетом, используемым для решения различных задач: как мирных, так и военных. Конструкция этой воздушной машины позволила модифицировать ее для широкого спектра применения, а ее технические характеристики по праву могут называться уникальными.

Вам доводилось летать на Ил-76?
ДаНет

История создания самолета Ил-76

В 1966 году ОКБ Ильюшина получило задание на разработку военно-транспортного самолета. В течение года техническое задание было утверждено генеральным конструктором бюро. Через несколько месяцев было принято решение о начале строительства самолета Ил-76. Г. В. Новожилов руководил строительством новой воздушной машины, а позднее сам занял место генерального конструктора в другом ОКБ — московской «Стреле».

Новожилов Генрих Васильевич
Новожилов Генрих Васильевич

В 1969 году был создан полноразмерный макет самолета. Первый тестовый экземпляр был изготовлен на московском заводе «Стрела» и уже в 1971 году он совершил свой первый полет. В тот же год самолет был представлен на авиасалоне во Франции, где он был оценен положительно.

Ил-76 проходил испытания в гарнизоне под Великим Новгородом и впоследствии был принят на вооружение. Новый самолет показал себя с лучшей стороны, что привело к окончательному решению о его принятии в ВВС СССР.

Обзор легендарного транспортного самолета Ил-76

Первый Ил-76 был выпущен в серийном производстве в 1973 году на Ташкентском авиационном заводе. Вскоре после запуска основной серийной линии началась разработка различных модификаций машины. С того времени на авиапроме им. В. П. Чкалова было произведено более тысячи самолетов, из которых не менее сотни были отправлены на экспорт.

В 1995 году была разработана новейшая модификация Ил-76МФ, отличающаяся увеличенной дальностью полета, повышенной топливной эффективностью, а также улучшенными параметрами экологичности. В 2012 году был собран первый серийный экземпляр этой модификации военного пассажирского самолета.

Характеристики

Ил-76 был создан для перевозки военнослужащих, техники и грузов. Это первый в СССР самолет с военно-транспортным назначением и турбореактивными двигателями. Технические характеристики этой машины уникальны.

Самолет Ил-76 может перевозить от 28 до 60 тонн груза. В нем может разместиться до 145 солдат с личным оружием (в двухпалубной модификации — до 225). Максимально возможное количество людей, которое можно высадить из этого самолета, составляет 126 человек. Также возможна перевозка до 4 единиц боевой техники. Грузовой отсек имеет размеры 24,5 м в длину, 3,46 м в ширину и 3,4 м в высоту.

Максимальная дальность полета Ил-76 — 6700 км при предельной загрузке топлива 109 тыс. л. Расход топлива — 9 тонн в час полета. Крейсерская скорость — до 800 км/ч (зависит от груза и модификации). Взлетная скорость — около 250 км/ч, длина разбега — 1,5-2 км.

Высота полета самолета определяется уровнем его нагрузки. Максимальная высота полета для Ил-76 — 9 км, но нужно учитывать, что высота десантирования не превышает 1 км, а для техники она в два раза меньше.

Ил-76 имеет впечатляющие размеры. Длина самолета составляет 46,7 метра, размах крыла — 50,5 метра, высота на стоянке — 14,8 метра. Угол стреловидности крыла — 25 градусов по линии четвертей хорд, которые делят каждое крыло на два полукрыла.

Ил-76

Согласно разным оценкам, стоимость самолета Ил-76 составляет 27 млн долларов. Но после случая, когда Ил-76 успешно совершил посадку на бетон без шасси и не загорелся, его экспортная стоимость значительно выросла на несколько миллионов долларов.

Ил-76МД
Ил-76МД

Конструкция Ил-76

Согласно конструкции, Ил-76 имеет однофюзеляжный высокоплановый тип. Для управления им необходимо 7 членов экипажа, хотя более новые и гражданские модификации могут обойтись 3-4 членами экипажа.

Вооружение

На большинстве изменений имеются две пулеметные пушки ГШ-23, которые управляются с места стрелка. Для бомбометания подвешивают бомбы свободного падения до 500 кг.

Гидросистема

На борту самолета имеется две подсистемы гидросистемы, каждая из которых оснащена гидронасосами. Они управляют шасси, колеса поворачиваются и тормозятся, двери и аварийные люки открываются и закрываются, и т.д. Управление гидросистемой находится в компетенции бортового инженера.

Двигатели и топливная система

На Ил-76 установлены 4 турбореактивных двигателя. Изначально производились с двигателями Д-30КП-1, затем с Д-30КП-2 с более высокой силой тяги (до 12 000 кгс). Новые версии самолета оснащены двигателями ПС-90А-76.

На Ил-76 установлено несколько систем, отвечающих за поставку топлива к двигателям из баков, а также за заправку и слив конденсата.

Ил-76

Противопожарная система

Система ППС на борту Ил-76 предназначена для тушения пожаров. Для этого используется хладон. Если самолет совершает посадку с убранными шасси, то противопожарная система автоматически запускает три огнетушителя. Кроме того, в кабинах установлены ручные огнетушители для борьбы с местными возгораниями.

Система электроснабжения

На борту Ил-76 установлена электросистема трехфазного тока СПЗС4П60В с напряжением 200/115 В, которая обеспечивает электропитание приборов. Для этого используются четыре генератора переменного тока, каждый из которых имеет свой канал. Каналы разделены на две независимые подсистемы для левого и правого борта, которые могут работать параллельно или раздельно.

Для обеспечения надежности электроснабжения установлен генератор ГТ-40ПЧ6, который является синхронным трехфазным бесконтактным и может работать на высоте 3 км или на земле в случае выхода из строя основных источников питания.

Источник переменного однофазного тока для аварийных случаев — преобразователь ПО-750А.

Светотехническое оборудование

На борту Ил-76 используются лампы белого и красного цвета для освещения внутренней части. Цвет освещения можно изменять с помощью пульта командира. Для местного освещения панелей и пультов используются красные и белые матовые лампы. Приборы освещаются индивидуально с помощью встроенных красных ламп.

Освещение

Стандартные осветительные приборы применяются в грузовой кабине. 20 плафонов используется для основного освещения, 10 – для дежурного. Для освещения рабочих поверхностей медиков специальные фары используются в соответствующих модификациях. Они также используются для освещения погрузочной площадки.

Посадочно-рулежные фары

На борту самолета имеются различные виды фар, которые выполняют различные функции. Осветительные приборы используются для подсветки погрузочной площадки, стабилизатора и в качестве рулежных фар. Также на борту есть сигнальный прожектор.

Аэронавигационные огни

На борту ИЛ-76 установлен ряд авионных навигационных оборудований, предназначенных для выполнения различных функций.

  • 3 аэронавигационных огня ХС-62: зеленый, красный и белый;
  • 2 габаритных огня ОГ-68;
  • 2 импульсных маяка СМИ-2КМ;
  • 2 хвостовых огня ХС-62;
  • Противоугонный маяк МСП-3.

Приборное оборудование

Для правильного полета и решения задач при воздушном перемещении необходимо учитывать множество параметров, таких как истинная высота полета и другие. Для этого Ил-76 оснащен системами, включая СВС1-72-1В, КЗСП и КЗВ, систему полного и статического давления и другие. С помощью этих систем экипаж самолета может контролировать угол крена, угол тангажа и другие характеристики, которые важны при выполнении маневров.

Ил-76 кабина пилота

Навигационное оборудование

Во время полета летательный аппарат функционирует с помощью ТКС-П, которая вычисляет курс и передает данные в другие системы самолета. Эта система объединяет в себе гироскопы и магнитные приборы для определения курса.

Кислородное оборудование

Оборудование для кислородоснабжения служит для поддержания жизни членов экипажа и пассажиров в случае, если кабина является герметичной или же если она потеряла герметичность. Кроме того, оно гарантирует, что люди на борту смогут дышать чистым воздухом в случае задымления или заражения воздуха в кабине.

Система регистрации режимов полёта

Используемая на Ил-76 система БСОК модели МСРП-64М-2 записывает параметры полета и работы систем самолета. Еще один важный элемент — речевой самописец МС-61Б, который фиксирует общение экипажа в кабине. Для расшифровки всех записей требуется специальное оборудование и лабораторные дешифровщики.

Система автоматического управления

Система автоматического управления САУ-1Т-2Б применяется в Ил-76. Она способна осуществлять автоматическое и ручное управление воздушным судном, выполнять посадочные маневры и автоматически совершать посадку до высоты 60 м.

Радиотехническое оборудование

Радиотехническое оборудование основано на радиолокационной системе КП-3А для переднего обзора. В дополнение к этому, используются различные радиосистемы и дальномеры, включая комплекс «Купол», который устанавливается на военных самолетах и используется для сброса бомб.

Применение

Ил-76 был задействован в боевых действиях в Афганистане, где продемонстрировал высокую эффективность в качестве военной машины. В гражданской версии самолета применяется для тушения лесных пожаров, эвакуации больных из отдаленных районов и т.д.

Ил-76 применение

Ил-76 используется для авиаперевозок в России, СНГ, Китае и других странах. Самолет находится на вооружении не только в России и соседних странах, но и в Северной Корее, Сирии, Ираке, Индии и других государствах.

Прыжки с парашютом с Ил-76

Самолет Ил-76 создавался для безопасной высадки военнослужащих. Высота выпрыгивания из него составляет 800-1000 метров. Этот самолет используется как для тренировок новобранцев ВДВ, так и для реальных боевых операций.

Прыжки с Ил-76
Прыжки с Ил-76

Полеты в невесомости на Ил-76

На борту некоторых Ил-76 возможно имитировать невесомость благодаря маневру под названием «парабола Кеплера». В течение 28 секунд достигается состояние невесомости. Данный трюк используется для подготовки космонавтов к условиям антигравитации в космической станции.

Полеты в невесомости на Ил-76

Существующие и разрабатываемые модификации самолета

Ил-76 на данный момент имеет много модификаций, и новые разрабатываются. Есть различные модификации самолета в зависимости от целей использования.

  1. Ил-76 (Candid);
  2. «Baghdad-1». Позднее выпускался под обозначением «Adnan». Всего выпущено 3 самолета данной модификации, специально для ВВС Ирака;
  3. «Adnan-2». Единственный самолет этой модификации принадлежал Ирану, пока не разбился в 2009 году;
  4. Ил-76КТ. Построено 3 самолета этой модификации, предназначенных для имитации невесомости;
  5. Ил-76ЛЛ. Единственный самолет данной модификации для испытания новых двигателей;
  6. Ил-76М. Модификация с увеличенной грузоподъемностью и усиленным фюзеляжем;
  7. Ил-76МГА. Модификация для гражданских авиаперевозок (всего построено 2 машины);
  8. Ил-76МД (Candid-B). Увеличена грузоподъемность и максимальная взлетная масса;
  9. Ил-76МД. Модификация для тушения пожаров;
  10. Ил-76МД «Скальпель». Переоборудованный воздушный госпиталь;
  11. Ил-76МД-90А. Модификация с улучшенными двигателями;
  12. Ил-76МДМ. Улучшение Ил-76МД, которому подвергнутся все самолеты на вооружении ВВС РФ;
  13. Ил-76МДК «Космос». Модификация для имитации условий невесомости. Всего выпущено 3 подобных самолета;
  14. Ил-76МФ. Увеличена длина фюзеляжа, улучшена бортовая электроника, установлены улучшенные двигатели;
  15. Ил-78МК. Модификация для воздушной дозаправки самолетов;
  16. Ил-78МК-90. Улучшенная версия предыдущей модели с более мощными двигателями;
  17. Ил-76П. Переоборудован для тушения пожаров;
  18. Ил-76ПС. Поисково-спасательный самолет;
  19. Ил-76ПП. Созданный в единственном экземпляре «постановщик помех»;
  20. Ил-76СК. Воздушный командный пункт;
  21. Ил-76Т. Гражданский транспортный самолет;
  22. Ил-76ТД. Гражданский самолет с увеличенной дальностью полета;
  23. Ил-76ТД-90ВД. Самолет для гражданских авиаперевозок с улучшенными двигателями;
  24. Ил-76ТД-90SW. Модифицирован аналогично предыдущей модели, но зарубежной компанией;
  25. Ил-76ТФ. Улучшение с заменой двигателей и меньшим количеством экипажа;
  26. Ил-78 (Midas). Дозаправщик;
  27. Ил-78М. Базовая модификация;
  28. A-50 (Mainstay). Улучшено дальнее радиолокационное управление и обнаружение;
  29. A-60 (Mainstay). Воздушная лаборатория, оборудованная лазерным оружием;
  30. KJ-2000. Китайская гражданская модификация.

Ил-76 – военный самолет, который за время своей истории получил множество модификаций, соответствующих различным требованиям и выполняющих разнообразные задачи для военных и мирных целей.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах