Самолеты

Забытый малоизвестный проект Ил-72

Проект Ил-72 был представлен конструкторским бюро имени Ильюшина в 1964 году. Главной особенностью было размещение двигателей в хвостовой части, что придавало ему сходство с Ил-62. Было рассмотрено несколько вариантов конструкции и силовых установок, но проект Ил-72 оказался устаревшим и не конкурентоспособным. К сожалению, разработка была прекращена.

История проекта Ил-72

В ОКБ имени Ильюшина решили разработать сверхзвуковый пассажирский самолет после закрытия проекта П-20. Это стало важным опытом для предприятия. Конструкторы выбрали использовать прочные сплавы для создания нового авиалайнера, который сможет перевозить более 100 человек на большие расстояния и достигать скорости до 3000 км/ч.

Имеющийся в наличии самолет мог бы решить множество проблем, связанных с длительными перелетами и повышенным расходом топлива, благодаря чему можно было бы значительно сократить время затрат. Новый авиалайнер, который разрабатывается, получил название Ил-66. Его конструкция базируется на аэродинамической схеме «утка» с треугольным крылом. Двигатели рассчитаны на монтаж в задней части корпуса.

История проекта Ил-72
Схема самолета ИЛ-66

В 1960 году Ильюшин обратился в Совмин с просьбой внести свой самолет в список будущего строительства и заявил о возможности представить опытный образец машины к 1963 году. Государственный комитет провел исследования и назвал разработку Ил-66 чрезмерно сложной задачей, однако проект не был отменен.

Предложили создать авиалайнер с использованием стандартных сплавов и уменьшенной скоростью полета. В 1962 году были готовы исправленные проектные документы. В итоге самолет мог перевозить 60 человек на расстояние 4500 км и разгоняться до 2690 км/ч.

После этого конструкторское бюро столкнулось с нехваткой ресурсов для дальнейших работ по Ил-66. Все имеющиеся силы были заняты созданием других проектов. Вскоре ОКБ Туполева представило аналогичный самолет Ту-135П. Руководство воздушного флота однозначно поддержало новый проект, несмотря на наличие почти готового варианта Ил-66.

Производство авиалайнера от ОКБ Ильюшина было окончательно прекращено. Проект Ту-135П не стал главным флотом и был закрыт, вместо него начали разработку другой машины.

Ту-135П
Ту-135П

Конструкторское бюро начало разработку нового авиалайнера после отказа от использования Ил-66. Это было вызвано необходимостью замены устаревших моделей самолетов, которые не могли справиться со своими задачами. В гражданском воздушном флоте требовался авиалайнер с повышенной пассажировместимостью для перевозки людей на средние расстояния и замены Ту-104 и Ил-18.

Новая машина должна была быть более экономичной, с минимальной себестоимостью перелетов, и иметь возможность использоваться на взлетно-посадочных полосах длиной не более 2 км. Разработку соответствующих проектов взяли на себя несколько предприятий, включая бюро Ильюшина, Туполева и Антонова.

Ил-70
Ил-70

Ил-70 был одним из первых вариантов. Он не мог соответствовать требованиям и значительно отставал по некоторым параметрам. Его представили только потому, что он был разработан параллельно с Як-40, который уже был утвержден и должен был стать его конкурентом.

В ОКБ решили продемонстрировать свою работу, заменив двигатели Р19М на АИ-25, чтобы сделать авиалайнер среднемагистральным пассажирским на турбореактивных двигателях. Однако это не привело к успеху и самолет не вызвал интереса. В 1963 году началась разработка модели Ил-72 с несколькими типами компоновки, отличающимися деталями.

Компоновка самолета ИЛ-62
Компоновка самолета ИЛ-62

Наиболее перспективным казалось повторение аэродинамики от Ил-62. Согласно схеме, на авиалайнер планировали установить четыре турбореактивных двигателя Д20П-125М в хвостовой части. При таком варианте машина могла бы обеспечить перевозку до 18 тонн коммерческой нагрузки на расстояние 3500 км. В 1964 году проект прошел через доработки, которые несколько изменили компоновку. Теперь на Ил-72 предполагалось установить три турбореактивных двигателя АИ-35 в хвостовой части.

Двигатель АИ-35
Двигатель АИ-35

Работы по созданию Ил-72 были приостановлены в 1965 году из-за запуска Ил-74, который оснащен двигателями Д-30И. Новый самолет имел похожую компоновку, вмещал до 144 пассажиров и был еще более экономичным, что давало надежды на успех на авиационном рынке. Скорость полета достигала 900 км/ч, а дальность была ограничена 2750 км.

Короткие взлетно-посадочные полосы, длиной не более 2 км, позволяли осуществлять взлет и посадку. Однако проект был закрыт в 1965 году после демонстрации Ту-154, который превосходил Ил-72 и Ил-74 во всех параметрах. Новый проект ОКБ Туполева удовлетворял всем требованиям гражданской авиации и вызвал большой интерес. Про последние проекты пассажирских авиалайнеров Ильюшина уже забыли.

Конструкция

Ил-72 задумывался как самолет, имеющий много общих черт с Ил-62, и планировалось, что он будет низкопланом с хорошей несущей способностью. В фюзеляже было рассчитано на установку двух дверей на левой стороне салона для посадки и высадки пассажиров, а также на запасную дверь и специальную для обслуживания кухни справа. Возможно, были бы предусмотрены аварийные выходы на крыло, как у Ил-62. Самолет мог вместить до 159 пассажиров.

Конструкция ИЛ-62
Конструкция ИЛ-62

Крыло Ил-72 имело стреловидную форму и состояло из трех лонжеронов. Крыло было оснащено продвинутой механизацией, включающей закрылки и предкрылки, расположенные по всей длине крыла. Двигатели были расположены в хвостовой части, один сверху и два по бокам в варианте с тремя установками. Если бы была использована схема с четырьмя двигателями, то они могли бы быть установлены попарно.

Проект подразумевал установку трехопорного шасси. Передняя опора состояла из двух колес и размещалась в носовой части корпуса. Пара основных монтировалась бы под крылом вблизи фюзеляжа. Они включали две пары сдвоенных колес. Тип складывания шасси неизвестен, но предполагалось их убирание внутрь крыла и фюзеляжа.

Вы видели редкий самолет ИЛ-72?
ДаНет

Планировавшиеся характеристики

Информации об особенностях летательного аппарата мало. Размеры должны были соответствовать стандартам для среднемагистральных самолетов, которые могут перевозить до 159 пассажиров. Максимальная взлетная масса составляла 73 тонны, а вес самого самолета — 35,6 тонны. После замены двигателей максимально допустимая коммерческая нагрузка составляла 14 тонн.

Планировавшиеся характеристики ИЛ-72

Самолет Ил-72 имел возможность пролететь до 4850 км, при крейсерской скорости 900 км/ч и предельной высоте 11000 м. Расход топлива не превышал 0,79 кг/(кгс·ч). Для взлета или посадки необходима была взлетно-посадочная полоса длиной не менее 1930 м.

Ил-72 — не плохой проект, он имел преимущества перед другими самолетами, но был выпущен слишком поздно. Если бы его представили на пять лет раньше, он мог стать основой гражданского флота СССР без конкуренции.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Андрей

    Интересный и правда мало известный проект. С большим удовольствием и интересом прочитал. Спасибо!