Самолеты

Советский дальнемагистральный самолет Ил-62

Первым межконтинентальным пассажирским самолетом, созданным в СССР, стал Ил-62. Его использование началось в 1967 году и до сих пор некоторые государственные организации продолжают использовать его. Популярность этого лайнера связана с наличием нескольких модификаций, расширяющих возможности и повышающих характеристики самолета. Ил-62 был выпущен почти в 10 версиях.

История создания самолета

В конце 1950-х годов был выпущен новый пассажирский самолет Ту-114. Вначале он успешно справлялся с перевозкой пассажиров на большие расстояния, обеспечивая авиакомпании необходимым темпом. Однако со временем требования к вместимости самолетов возросли, и салон Ту-114 стал недостаточным. В результате правительство приняло решение о необходимости создания нового пассажирского самолета для дальних перевозок.

История создания самолета ИЛ-62

Конструкторское бюро Туполева не смогло взять на себя разработку самолета из-за загруженности проектами. В феврале 1960 года ОКБ Ильюшина начало разработку нового авиалайнера под названием Ил-62, который был выбран Правительством для реализации. Самолет должен был вмещать до 165 пассажиров, работать на двигателях НК-8 и выполнять перевозки на дальние расстояния.

Пассажирский самолет ИЛ-62

Разработка самолета Ил-62 была ускорена. В 1962 году был представлен тестовый образец с установленными на него двигателями АЛ-7 вместо НК-8 для проведения испытаний. В начале 1963 года самолет успешно совершил первый полет. Было выпущено еще несколько опытных машин на двигателях НК-8. Испытания длились 4 года, а в 1967 году Ил-62 совершил первый полет с пассажирами из Москвы в Алма-Ату.

Испытания ИЛ-62

В 1970 году была выпущена улучшенная модель самолета Ил-62М. Испытания завершились быстро, и с 1973 года он стал выполнять регулярные рейсы на популярных дальних маршрутах. В 1975 году Ил-62М установил рекорд по дальности перелета, пролетев из Москвы в Сиэтл через Северный полюс. Это доказало его надежность и безопасность.

Технические и летные характеристики Ил-62

Размеры пассажирского авиалайнера типичны для того времени. Его длина равна 53,12 м, высота – 12,35 м. Размах крыла – 43,2 м, а площадь – 279,55 м². Нормальный взлетный вес – 161 тонна. Коммерческая нагрузка ограничена 23 тоннами.

Технические и летные характеристики Ил-62

Ил-62 имеет привлекательные технические характеристики, которые были достигнуты благодаря установке четырех двигателей НК-8-4 с тягой по 10500 кгс. Самолет может разгоняться до 870 км/ч, но его крейсерская скорость составляет 850 км/ч. При максимальной весовой нагрузке, Ил-62 может пролететь до 7550 км, а при умеренной – до 9200 км. Практический потолок ограничен 12000 м. Для взлета Ил-62 необходим разбег в 2930 м, а для посадки – пробег до 1000 м.

Конструкция

Было рассмотрено множество вариантов компоновки самолета. Окончательная версия стала монопланом с четырьмя двигателями, установленными на пилоны в корме фюзеляжа, выполненного по типу монокока.

Чертеж ИЛ-62

Авиалайнер имеет крыло с низким расположением, состоящее из трех лонжеронов и имеющее стреловидную форму. На элеронах установлены два триммера. Важные элементы крыла защищены системой противообледенения, которая предотвращает образование льда.

Схема самолета ИЛ-62

Самолетное шасси включает три опоры. Передняя опора расположена в начале фюзеляжа и имеет два колеса. Ее управляют пилоты, и она оснащена тормозной системой. Две основные опоры расположены под крылом и имеют по четыре колеса. Они оснащены встроенными дисковыми тормозами повышенной мощности. В случае необходимости может быть использована дополнительная аварийная система торможения.

Внутри крыла установлены топливные баки. Всего их семь, но три выполняют роль дополнительных и передают топливо в основные с помощью насосов. Общая вместимость баков составляет 100 тыс. л.

Салон

В салоне Ил-62 может быть размещено от 168 до 195 кресел для пассажиров, в зависимости от конфигурации и модификации самолета. Кроме того, на борту есть кухня, гардероб, пять туалетов и два служебных отсека.

Салон ИЛ-62
Эконом класс ИЛ-62

В салоне Ил-62 предусмотрены три класса. Каждый класс находится в отдельной части самолета. Первый класс располагается в начале и предоставляет высокий уровень комфорта. Каждый ряд кресел состоит из четырех мест, разделенных на группы по два.

Далее следует класс бизнеса, состоящий из трех рядов кресел по шесть в каждом, разделенных на группы по три. В конце расположена зона для эконом-класса, включающая 17 рядов по шесть кресел, также разделенных на группы по три.

Вы летали на пассажирском самолете ИЛ-62
ДаНет

Кабина

Кабина экипажа включает пять рабочих мест. Два предназначены для пилотов, остальные принадлежат бортинженеру, штурману и радисту. Расположены они стандартным образом. Кресло командира воздушного судна размещено слева, второго – справа. Между ними располагается место бортинженера. А следующим рядом установлены кресла штурмана и радиста. Дополнительно есть два откидывающихся сиденья. Подобное распределение экипажа по кабине дает наибольшие эффективность и слаженность его работы.

Кабина ИЛ-62

В передней части самолета расположена приборная панель с рулевыми колесами и педалями, а также приборы управления. Кроме того, в кабине имеются дополнительные системы, включая навигационную, радиолокационную и связную. Специализированные приборы установлены перед бортинженером, радистом и штурманом для выполнения их задач.

Приборная панель кабины ИЛ-62

Фонарь оснащен остеклением, обеспечивающим хороший обзор пилоту. Отделка выполнена в светло-серых тонах, а элементы управления и приборная панель покрыты матовой эмалью. Кабина освещена красным и белым светом. Свободные от приборов элементы корпуса защищены специальными панелями, обитыми декоративной тканью.

Достоинства и недостатки модели

Самолет Ил-62 был замечен своим классом еще до начала эксплуатации. Он был первым реактивным авиалайнером межконтинентального уровня в Советском Союзе. Многие из конструкторских решений, использованных при его создании, были применены в проектировании других самолетов.

Достоинства и недостатки модели ИЛ-62

Его двигатели способны работать в реверсном режиме, что позволяет авиалайнеру приземляться на укороченных ВПП. Также он отличается высоким уровнем надежности, что было редкостью на момент выпуска и эксплуатации Ил-62.

Авиалайнер имеет нестандартную центровку, что является его основным недостатком. Центр тяжести смещен и расположен за стойками шасси, что увеличивает риски и создает дополнительные трудности при взлете и посадке.

Поэтому для управления Ил-62 необходимо иметь достаточный опыт. Еще одним недостатком является низкая экономическая эффективность эксплуатации. Обслуживание данного самолета требует больших финансовых затрат, что заставляет авиаперевозчиков постепенно отказываться от его использования и приобретать другие модели.

Модификации Ил-62

Существуют различные варианты самолета. Наиболее распространенной модификацией является Ил-62М, который использовался как основной воздушный лайнер. Есть также отдельные модели, созданные на его основе.

Модификации Ил-62

 

Выпущенные модификации:

  • Ил-62 с двигателями АЛ-7ПБ – первый опытный образец самолета, вместо планируемых НК-8 на него были установлены двигатели АЛ-7;
  • Ил-62 с двигателями НК-8-2 – базовая модель с вместимостью до 186 пассажиров, работала на двигателях НК-8-2, выпускалась со 2 по 12 машину;
  • Ил-62 с двигателями НК-8-4 – базовая версия самолета, начиная с тринадцатой, выпускалась на улучшенных НК-8-4;
  • Ил-62Гр – грузовая модификация, выпущенная для удовлетворения возросшего спроса на авиаперевозки различных грузов умеренных габаритов;
  • Ил-62М с двигателями Д-30КУ – Ил-62 с новыми двигателями Д-30КУ, улучшенными техническими характеристиками и проработанным корпусом;
  • Ил-62М-200 – удлиненная версия Ил-62М с повышенной пассажировместимостью, осталась на стадии проекта, также носила название Ил-62МА;
  • Ил-62М-250 – переработанная версия авиалайнера с увеличенной пассажировместимостью, проект был закрыт до начала серийного производства;
  • Ил-62МК – модифицированный Ил-62М с вместимостью до 196 пассажиров, новой базой шасси и усиленным крылом, проект не был реализован;
  • Ил-62МГр – грузовая модификация на основе Ил-62М с силовой установкой Д-30КУ и повышенной допустимой коммерческой нагрузкой для перевозки более тяжелых грузов;
  • Ид-62Д – модель с дополнительными топливными баками, увеличенной дальностью полета, улучшенными характеристиками и сокращенным до 100 количеством мест.

Ил-62М «Салон» — специальная версия самолета, выпущенная для правительства СССР. Внутри были комнаты отдыха, зал для совещаний, служебные помещения и продвинутое оборудование. Российское правительство использовало этот авиалайнер в качестве основного до 1996 года.

Чем отличается Ил-62М от базовой модели

Ил-62М отличается от базовой модели новыми двигателями Д-30КУ, что позволило улучшить технические характеристики самолета без изменения параметров крыла и фюзеляжа. Самолет стал быстрее, увеличилась грузоподъемность и дальность полета, а разбег уменьшился до 2250 м.

Чем отличается Ил-62М от базовой модели

Ил-62М, новый аналог базовой модели, имеет отличия не только по основным параметрам.

  1. улучшенная поперечная управляемость;
  2. установка новых продвинутых штурвалов;
  3. изменение приборной панели для большего удобства;
  4. усиление корпуса для повышения надежности;
  5. износоустойчивое переработанное крыло;
  6. новый интерьер с красивыми материалами.

Ил-62М заказали многие крупные авиаперевозчики и он заменил устаревшие Ил-62. Его характеристики позволяли конкурировать с более новыми моделями, выпускаемыми даже спустя 20 лет после начала эксплуатации.

История эксплуатации

Ранние полеты показали, что самолет легко управляемый, надежный и не требовательный. В то же время, начали разрабатывать новые версии самолета. Эксплуатация лайнера продолжалась до 1990-х годов.

История эксплуатации ИЛ-62

Ил-62 стал устаревшим к тому времени, и авиакомпании начали постепенно отказываться от его использования. К концу 1990-х годов самолет выводили из эксплуатации. Последней компанией, которая отказалась от использования Ил-62, стала «Интеравиа». Она использовала его до 2009 года.

Самолет поставлялся в Венгрию, Германию, Польшу, Кубу и некоторые другие государства. Сейчас он используется в некоммерческих целях на территории России, Украины, КНДР и отдельных стран Африки. Главным применением для авиалайнера в РФ стало выполнение работы федеральных ведомств, включая МЧС. Всего выпущено более 250 самолетов, из которых 193 – версия Ил-62М. За рубеж была продана 51 машина.

Ил-62 — один из лучших проектов советских конструкторов, первый отечественный авиалайнер такого типа, имеющий хорошие технические характеристики. Ил-62М, более успешная модификация, привлекла еще больше внимания и стала основой модельного ряда. Самолет был эксплуатирован для перевозки пассажиров более 30 лет, что свидетельствует о его успешности и надежности.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах