Советский дальнемагистральный самолет Ил-62

СОДЕРЖАНИЕ
0
55 просмотров
31 декабря 2019

Ил-62 стал первым межконтинентальным пассажирским самолетом, разработанным в СССР. Его эксплуатация началась в 1967 году, а некоторые государственные ведомства используют его до сих пор. Популярность авиалайнера отчасти связана с наличием нескольких модификаций, расширяющих возможности и повышающих характеристики самолета. Ил 62 выпускался почти в 10 версиях.

История создания самолета

В конце 1950 годов был представлен новый пассажирский авиалайнер Ту-114. Поначалу он полностью справлялся с пассажиропотоком и обеспечивал авиакомпаниям необходимые темпы авиаперевозок на большие дистанции. Но вскоре требования к вместимости самолетов резко возросли, а салона Ту-114 стало недостаточно. Поэтому правительством было вынесено постановление о необходимости разработать новый пассажирский авиалайнер для выполнения дальних авиаперевозок.

История создания самолета ИЛ-62

Изначально за самолет должно было взяться конструкторское бюро Туполева, но загруженность другими проектами не позволила работникам выделить на это достаточно времени. Подходящий авиалайнер, получивший название Ил-62, уже начали разрабатывать в ОКБ Ильюшина еще в феврале 1960 года. Именно он и стал считаться реализацией постановления Правительства. Требовалось, чтобы машина вмещала до 165 пассажиров, работала на двигателях НК-8 и выполняла перевозки на дальние расстояния.

Пассажирский самолет ИЛ-62

Разработка велась в ускоренном темпе. Уже в 1962 году конструкторы представили тестовый образец самолета Ил-62 для проведения испытаний. Вместо двигателей модели НК-8 на него установили АЛ-7. В начале 1963 года авиалайнер совершил первый полет, который был успешно завершен. После этого выпустили еще несколько опытных машин, но уже на двигателях НК-8. Испытания проводились 4 года, а в 1967 на авиалайнере совершили первый полет с пассажирами из Москвы в Алма-Ату.

Испытания ИЛ-62

К 1970 году была представлена улучшенная версия самолета Ил модели 62М. Все испытания были завершены довольно быстро. С 1973 года он начал выполнять регулярные рейсы на популярных маршрутах большой протяженности. В 1975 на нем был поставлен рекорд по дальности перелета – авиалайнер долетел из Москвы в Сиэтл, причем маршрут был проложен через Северный полюс. Этим он доказал свою надежность и безопасность.

Технические и летные характеристики Ил-62

Размеры авиалайнера типичны для пассажирской авиации того периода. Его длина составляет 53,12 м при высоте 12,35 м. Размах крыла достигает 43,2 м, а площадь равна 279,55 м². Нормальный взлетный вес – 161 т. Коммерческая нагрузка ограничена 23 т.

Технические и летные характеристики Ил-62

Ил-62 получил привлекательные технические характеристики, добиться которых удалось с помощью установки четырех двигателей НК-8-4 с тягой по 10500 кгс. Он разгоняется до 870 км/ч, но крейсерская скорость равна 850 км/ч. Авиалайнер может пролететь до 7550 км при предельной весовой нагрузке, при умеренной – до 9200 км. Практический потолок ограничен 12000 м. При взлете Ил-62 потребуется разбег 2930 м, а при посадке ему нужен пробег до 1000 м.

Конструкция

При проектировании было рассмотрено множество вариантов компоновки самолета. Итоговая версия стала монопланом с четырьмя двигателями, монтированными на пилоны в корме фюзеляжа, который выполнен по типу монокока.

Чертеж ИЛ-62

Крыло авиалайнера низкорасположенное трехлонжеронное стреловидной формы. Элероны имеют по два триммера. Основные элементы защищены противообледенительной системой, предотвращающей образование льда на важных деталях.

Схема самолета ИЛ-62

Шасси самолета состоит из трех опор. Передняя включает два колеса и расположена в начале фюзеляжа. Она может управляться пилотами и имеет тормозную систему. Две основных опоры состоят из четырех колес и расположены под крылом. Они имеют встроенные дисковые тормоза повышенной мощности. Если возникает необходимость, то может быть применена дополнительная аварийная система торможения.

Внутри крыла установлены топливные баки. Всего их семь, но три выполняют роль дополнительных и передают топливо в основные с помощью насосов. Общая вместимость баков составляет 100 тыс. л.

Салон

Внутри салона Ил-62 может присутствовать от 168 до 195 кресел для пассажиров. Точное количество зависит от компоновки и модификации авиалайнера. Также на борту имеется кухня, гардероб, пять туалетов и два специальных служебных отсека.

Салон ИЛ-62

Эконом класс ИЛ-62

Стандартная схема салона Ил-62 подразумевает наличие трех классов. Все они расположены в отдельных частях самолета. В начале размещаются пассажиры первого класса, отличающегося высочайшим уровнем комфорта. Для них установлено три ряда кресел по четыре в каждом, а между собой они разделены по два.

Компоновка салона ИЛ-62

 

После идет бизнес-класс. Он включает три ряда кресел по шесть в каждом с разделением по 3. И в конце выделена зона под экономкласс, включающий 17 рядов по шесть кресел, которые также разделены по три.

Вы летали на пассажирском самолете ИЛ-62
ДаНет

Кабина

Кабина экипажа включает пять рабочих мест. Два предназначены для пилотов, остальные принадлежат бортинженеру, штурману и радисту. Расположены они стандартным образом. Кресло командира воздушного судна размещено слева, второго – справа. Между ними располагается место бортинженера. А следующим рядом установлены кресла штурмана и радиста. Дополнительно есть два откидывающихся сиденья. Подобное распределение экипажа по кабине дает наибольшие эффективность и слаженность его работы.

Кабина ИЛ-62

Перед пилотами находится приборная доска со штурвалами и педалями, а также пульты с другими элементами управления. В кабине имеются дополнительные системы, включая навигационную, радиолокационную и связную. Перед бортинженером, радистом и штурманом установлены специализированные приборы, позволяющие им выполнять свою работу.

Приборная панель кабины ИЛ-62

Остекление фонаря выполнено с упором на хороший обзор для пилотов. В отделке использованы светло-серые тона, а основные элементы управления и приборной панели покрыты специальной эмалью матового оттенка. Световая индикация и освещение кабины включает красный и белый свет. Свободные от приборов элементы корпуса покрыты специальными панелями, которые обиты декоративной тканью.

Достоинства и недостатки модели

Первым достоинством самолета, которое было приметно еще до официального запуска в эксплуатацию, стал его класс. Ил-62 – первый в Советском Союзе реактивный авиалайнер межконтинентального типа. Многие конструкторские решения, примененные при его создании, использовались и в дальнейшем при проектировании других самолетов.

Достоинства и недостатки модели ИЛ-62

Вторым достоинством считаются его двигатели, которые способны работать в реверсном режиме, давая авиалайнеру возможность приземляться на укороченных ВПП. В качестве третьего достоинства выступает уровень надежности, которым в период выпуска и активной эксплуатации Ил-62 не могли похвастаться другие самолеты.

Главный недостаток авиалайнера – нестандартная центровка. Центр тяжести у него смещен и находится после стоек шасси, что создает дополнительные трудности риски при взлете и посадке.

Поэтому пилоты, управляющие Ил-62, должны обладать хорошим опытом. Вторым недостатком стала низкая эксплуатационная экономичность. Обслуживание самолета требовало больших финансовых затрат, что заставляло авиаперевозчиков постепенно начать отказываться от его использования и закупать другие машины.

Модификации Ил-62

Самолет выпускался в нескольких модификациях. Наиболее популярным стал Ил версии 62М, который выступал в роли основного авиалайнера. На его основе также были созданы отдельные модели.

Модификации Ил-62

 

Выпущенные модификации:

  • Ил-62 с двигателями АЛ-7ПБ – первый опытный образец самолета, вместо планируемых НК-8 на него были установлены двигатели АЛ-7;
  • Ил-62 с двигателями НК-8-2 – базовая модель с вместимостью до 186 пассажиров, работала на двигателях НК-8-2, выпускалась со 2 по 12 машину;
  • Ил-62 с двигателями НК-8-4 – базовая версия самолета, начиная с тринадцатой, выпускалась на улучшенных НК-8-4;
  • Ил-62Гр – грузовая модификация, выпущенная для удовлетворения возросшего спроса на авиаперевозки различных грузов умеренных габаритов;
  • Ил-62М с двигателями Д-30КУ – Ил-62 с новыми двигателями Д-30КУ, улучшенными техническими характеристиками и проработанным корпусом;
  • Ил-62М-200 – удлиненная версия Ил-62М с повышенной пассажировместимостью, осталась на стадии проекта, также носила название Ил-62МА;
  • Ил-62М-250 – переработанная версия авиалайнера с увеличенной пассажировместимостью, проект был закрыт до начала серийного производства;
  • Ил-62МК – модифицированный Ил-62М с вместимостью до 196 пассажиров, новой базой шасси и усиленным крылом, проект не был реализован;
  • Ил-62МГр – грузовая модификация на основе Ил-62М с силовой установкой Д-30КУ и повышенной допустимой коммерческой нагрузкой для перевозки более тяжелых грузов;
  • Ид-62Д – модель с дополнительными топливными баками, увеличенной дальностью полета, улучшенными характеристиками и сокращенным до 100 количеством мест.

Также была выпущена специальная версия Ил-62М «Салон» для использования правительством СССР. Внутри самолета были: комнаты отдыха, зал для совещаний, служебные помещения и продвинутое оборудование. Авиалайнер использовался российским правительством в качестве основного до 1996 года.

Чем отличается Ил-62М от базовой модели

Главное отличие Ил модели 62М от базовой заключается в новых двигателях Д-30КУ. Они позволили, сохранив параметры крыла и фюзеляжа, улучшить технические характеристики самолета. Он стал быстрее, повысились грузоподъемность и дальность полета, а требуемый разбег уменьшился до 2250 м.

Чем отличается Ил-62М от базовой модели

Новый аналог базовой модели в лице Ил-62М отличается и по другим параметрам:

  • улучшенная поперечная управляемость;
  • установка новых продвинутых штурвалов;
  • изменение приборной панели для большего удобства;
  • усиление корпуса для повышения надежности;
  • износоустойчивое переработанное крыло;
  • новый интерьер с красивыми материалами.

Ил-62М был заказан сразу многими крупными авиаперевозчиками, а потом заменил уже устаревшие Ил-62. Его характеристик хватало, чтобы конкурировать с более новыми моделями, которые выпускались даже спустя 20 лет после начала его эксплуатации.

История эксплуатации

Первые же рейсы продемонстрировали хорошую управляемость самолета, а также его надежность и неприхотливость. Параллельно с распространением машины начались работы по созданию новых модификаций. Активная эксплуатация авиалайнера продолжалась до 1990-х годов.

История эксплуатации ИЛ-62

К тому моменту Ил-62 успел заметно устареть, из-за чего авиакомпании начали постепенно отказываться от его использования. К концу 1990-х самолета везде выводят из эксплуатации. Последним перевозчиком, отказавшимся от Ил-62, стала фирма «Интеравиа». Она использовала его до 2009 года.

Самолет поставлялся в Венгрию, Германию, Польшу, Кубу и некоторые другие государства. Сейчас он используется в некоммерческих целях на территории России, Украины, КНДР и отдельных стран Африки. Главным применением для авиалайнера в РФ стало выполнение работы федеральных ведомств, включая МЧС. Всего выпущено более 250 самолетов, из которых 193 – версия Ил-62М. За рубеж была продана 51 машина.

Ил-62 стал одним из лучших проектов советских конструкторов. Он был первым отечественным авиалайнером такого типа и смог продемонстрировать хорошие технические характеристики, выделяющие его на фоне других машин. А более успешная модификация Ил-62М привлекла еще больше внимания, став основой всего модельного ряда. Самолет эксплуатировался для перевозки пассажиров более 30 лет, что можно считать главным доказательством его успешности и надежности.

Комментировать
0
55 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно