Ил-52 неизвестный бомбардировщик

СОДЕРЖАНИЕ
0
55 просмотров
01 января 2020

Ил-52 – проект советского бомбардировщика межконтинентального радиуса действия. Он был предназначен для выполнения атаки вражеских формирований на больших расстояниях, включая другие материки. Главной особенностью самолета стал внешний вид – он должен был выполняться по типу «летающее крыло». Несмотря на перспективность разработки и потребность армии в машине такого класса, проект Ил 52 остался нереализованным и закрылся.

История проекта

С. В. Ильюшин стал одной из самых значимых фигур в советском авиастроении. Он разработал известный штурмовик Ил-2, который знают во всем мире, и множество других самолетов. Его конструкторское бюро обеспечивало армию авиацией во время Второй мировой войны и сыграло большую роль в ее итогах. Многие проекты, разрабатываемые группами конструкторов под руководством Ильюшина, имели большие перспективы и могли потрясти международный авиационный рынок. Таким стал Ил модели 52.

История создания проекта ИЛ-52

История конструкторского бюро имени Ильюшина была многократно описана в тысячах советских статей и даже серьезных работах Таликова и Егорова. Эти труды подробно рассказывали не только о гениальном руководителе, но и о примечательных проектах. Несмотря на это, упоминаний о бомбардировщике Ил-52 в них нет. Причиной тому могло послужить то, что проект прорабатывался неофициально и без поручения правительственных структур. Тем не менее важность проекта от этого не уменьшалась.

Вопрос о создании нового скоростного бомбардировщика для межконтинентальных радиусов применения встал еще в конце 1940 годов. Отчасти это можно связать с появлением атомных бомб. Для военного потенциала было важным наличие возможности их сброса в любой точке планеты. Особенное внимание при этом уделялось США, отношения с которыми уже начали обостряться. СССР требовалось показать, что при первой необходимости ВВС смогут применить ядерное оружие на американской территории, и продемонстрировать силу.

Проект схема бомбардировщика ИЛ-52

Согласно некоторым историческим источникам, после окончания Второй мировой войны Сталин провел секретную беседу с Хруничевым, занимавшим пост министра по авиапромышленности. Главным вопросом тогда стала возможность создания стратегического бомбардировщика на базе Ту-16 с установкой на него двух дополнительных двигателей и увеличением габаритов. Обсуждение зашло в тупик, так как Хруничев дал категоричный отрицательный ответ.

После Сталин провел беседу с Туполевым, главой одноименного ОКБ, которая завершилась аналогичным образом. Однако собеседник подчеркнул, что за подобный проект может взяться конструктор Мясищев. После переговоров решили вновь открыть его конструкторское бюро, которое было расформировано в 1946 году по экономическим соображениям. После нескольких лет работ представили бомбардировщик М-4. Он мог преодолевать расстояние до 8100 км и нести до 24 т боевой нагрузки, но поступил на вооружение только к 1955 году.

Бомбардировщик М-4

Бомбардировщик М-4

Параллельно с этим другие страны тоже начали разработку дальних бомбардировщиков с упором на применение ядерного оружия. Самолеты требовали повышенной надежности и особых летных качеств. Наибольшее внимание таким проектам уделялось в США и Великобритании. Обе страны сразу после окончания войны организовали научно-исследовательские мероприятия по созданию стратегической авиации дальнего действия.

В США представили машины YB-60 и B-52 от компаний Convair и Boeing. Оба самолета были межконтинентальными, но второй имел ряд преимуществ, из-за чего государство выбрало именно его. Производство началось в 1955 году. Также ранее представили варианты XB-46 от Convair, XB-47 от Boeing и XB-48 от Martin. Из них выбрали B-47, который начал поступать в войска с 1951 года. В Великобритании стартовало производство сразу трех стратегических бомбардировщиков, среди которых были Avro Vulcan, Vickers Valiant и Handley Page.

Происходящее вызывало серьезную обеспокоенность у советского правительства. Массовый выпуск М-4 могли наладить только через несколько лет и уверенности в нем не было. Поэтому требовалось срочно найти аналог, который сможет нести ядерное вооружение.

Главным претендентом на эту роль стал Ту-4. Было ясно, что он станет только временным решением. Причиной тому послужили его летно-технические характеристики. Уже тогда они не были удовлетворительными и отставали от зарубежных аналогов. Ту-4 был переходным бомбардировщиком между двумя принципиально разными поколениями. Несмотря на это, производство самолета запустили очень быстро.

Бомбардировщик ТУ-4

Бомбардировщик ТУ-4

Стремительное развитие авиации делало Ту-4 еще менее актуальным. Уже к 1950 стало понятно, что группы поршневых бомбардировщиков не могут скидывать бомбы на вражеские формирования – они просто не в состоянии преодолеть противовоздушную оборону противника, включающую наземные средства и истребительную авиацию. Этот факт наглядно подтвердили во время Корейской войны, когда американские B-29 и B-50 регулярно сбивались советскими МиГ-15, из-за чего они выполняли атаки только в темное время суток.

Создать тяжелый бомбардировщик для дальних полетов с возможностью сброса атомных бомб в конце 1940 годов было очень трудно. Перед конструкторами стояла сложнейшая задача по решению массы проблем. Возникла необходимость перехода от поршневой авиации, чья взлетная масса не превышала 50 тонн, на реактивную, которая сможет летать с весом до 200 тонн. При этом требовалось увеличить скорость с 600 км/ч до 900 км/ч и более.

Чертеж ИЛ-52

Много споров вызывали прочность конструкций и их аэроупругость – конструкторам приходилось продумывать нестандартные варианты компоновки самолетов, выбирать новые материалы и применять продвинутое оборудование. Не менее сложным стал вопрос использования турбореактивных двигателей. Первые модели не отличались мощностью, характеризовались небольшим ресурсом и низкой надежностью, при этом удельный расход топлива был высок.

О разговоре Сталина с Хруничевым и Туполевым узнал Ильюшин. Несмотря на попытку использовать государством в качестве стратегического бомбардировщика Ту-4 и запуск проекта по созданию М-4, он решил заняться разработкой своего самолета. Ильюшин считал, что выпустить подобную машину практически нереально, но решил использовать имеющиеся возможности и попробовать добиться результата. Преимуществом работы стало полное отсутствие технических заданий и правительственных требований.

Конструкторы работали по собственной инициативе и не должны были придерживаться лишних списков. Нужно было лишь межконтинентальная дальность полета с возможностью сброса атомных бомб. Изначально проект ограничивался схемами и набросками, которые вскоре были положительно оценены Ильюшиным.

Результат проведенной работы – полноценный проект, подразумевающий создание бомбардировщика по типу «летающее крыло». Самолет мог стать прорывом в военной авиации, но проект остался нереализованным. Точные причины отказа от дальнейших работ неизвестны. Вероятнее всего, это связано с загруженностью другими проектами, отсутствием государственной поддержки и сложностями в реализации.

Вы видели редкий бомбардировщик ИЛ-52?
ДаНет

Главные конкуренты

У разрабатываемого Ил-52 было пять конкурентов, которые могли превзойти его по отдельным параметрам. Каждый имел преимущества и недостатки, но все они разрабатывались в ускоренных темпах, что приводило к отказу от реализации продвинутых решений и упрощениям.

Конкуренты Ил-52:

  • B-47. Реактивный бомбардировщик был разработан в США компанией Boeing еще в середине 1940-х, а поступил в армию к 1951 году. В нем впервые было применено размещение двигателей на пилонах под крылом, что позднее стало стандартом для гражданской авиации. Он был высокопланом с классической аэродинамической схемой и стреловидными крыльями. Работал самолет на шести реактивных двигателях. Его допустимая взлетная масса составляла 104 тонны, а пролететь он мог 4000 км на скорости до 978 км/ч.
    B-47
  • B-52. Стратегический бомбардировщик фирмы Boeing начал поступать в армию в 1955 году. Он был предназначен для замены устаревших B-36 и мог нести множество разного оружия, включая термоядерные бомбы. При создании самолета учитывалось, что он должен быть способен нанести удар по любой точке СССР. B-52 эксплуатируется более 60 лет и будет оставаться в строю до 2030 года. Его взлетная масса достигает 229 тонн, а пролететь он способен до 7210 км, разгоняясь до 957 км/ч.
    В-52
  • Avro Vulcan. Стратегический бомбардировщик Великобритании поступил на вооружение к 1956 году. Он выполнил несколько боевых вылетов во время Фолклендской войны. К 2015 году двигатели самолетов модельного ряда выработали ресурс, но их замена невозможна. Допустимая взлетная масса ограничена 91 тонной, пролетать он может до 3700 км при скорости 980 км/ч.
    Vulcan Bomber
  • Vickers Valiant. Первый стратегический бомбардировщик в серии, выпущенный Великобританией. Начал эксплуатироваться в 1955 году, участвовал в Суэцкой войне. Единственный самолет в Британии, применявшийся в ходе ядерных испытаний. Взлетная масса ограничена 79 тоннами, радиус действия составляет 7240 км, скорость достигает 910 км/ч.
    Vickers Valiant
  • Handley Page. Реактивный стратегический бомбардировщик Великобритании. Последний в V-серии, состоящей также из Valiant и Vulcan. Принят на вооружение в 1958, но к 1968 году уже был исключен из действующих бомбардировщиков. Некоторые самолеты переоборудовали для выполнения иных задач. Взлетная масса ограничена 86 тоннами, дальность полета составляет 7000 км, а скорость достигает 925 км/ч.
    Handley Page

Конкурентом Ил-52 можно назвать также советский М-4. Он поступил в военно-воздушные силы в 1955 году. Взлетная масса машины ограничивалась 181 тонной, а дальность полета составляла 5600 км. Разгон до 947 км/ч.

О характеристиках бомбардировщика известно немного

Конструкторы не имели почти никаких требований, касающихся характеристик будущего самолета. Предполагалось, что он сможет перевозить ядерное оружие и преодолевать большие расстояния. Взлетная масса Ил-52 должна была составлять от 150 до 200 тонн. При этом общие требования к новым бомбардировщикам такого типа подразумевали, что им необходимо развивать скорость не менее 900 км/ч. Боевой радиус самолета должен был составлять от 7000 до 10000 км.

Двигатель ИЛ-52

На Ил-52 предполагалось установить два турбореактивных двигателя. Они должны были стать улучшенной модификацией имеющихся вариантов, чтобы выдавать повышенную тягу и расходовать меньше топлива. При этом для сохранения желаемых характеристик конструкцию самолета следовало выполнить с учетом различных нюансов и с применением новых материалов.

Внешний вид и схемы Ил-52

По внешнему виду бомбардировщика Ил-52 можно было понять, что он опережает время. На тот момент уже выпускались похожие самолеты, которые также выполнялись по схеме «летающее крыло», но они значительно отличались. Внешность Ил-52 соответствовала машинам, которые начали создаваться только к концу XX века. Его крыло занимало большую часть площади всей поверхности. На концах располагались два турбореактивных двигателя, а на дне имелись отсеки под бомбы.

Внешний вид Ил-52

Особенность такого типа построения самолета заключается в том, что роль фюзеляжа выполняет также и крыло, внутри которого расположено оборудование. Преимущество подобных решений в том, что подъемная сила создается всем бомбардировщиком, а не только одной частью. С помощью такой схемы построения удается снизить радиолокационную заметность авиации на радарах.

Ил-52 – крайне перспективный проект, который значительно опережал время и мог произвести переворот в сфере авиастроения. Он превосходил имеющуюся авиацию, но ряд сложностей, включая неофициальность разработки, заставили конструкторское бюро отказаться от дальнейшей работы по этому бомбардировщику.

Комментировать
0
55 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно