Самолеты

Ил-52 неизвестный бомбардировщик

Ил-52 – это проект советского бомбардировщика, предназначенного для атак на вражеские формирования на больших расстояниях, включая другие материки. Внешний вид самолета должен был напоминать «летающее крыло». Несмотря на потребность армии в такой машине, проект Ил-52 не был реализован и закрылся.

История проекта

С. В. Ильюшин был важнейшей фигурой в авиастроении СССР. Он создал известный штурмовик Ил-2, который известен по всему миру, а также другие самолеты. Его бюро конструкторов обеспечивало авиацию армии во время Второй мировой войны и сыграло важную роль в ее исходе. Многие проекты, разработанные группами конструкторов под руководством Ильюшина, были перспективными и могли потрясти мировой авиационный рынок, как, например, Ил-52.

История создания проекта ИЛ-52

Конструкторское бюро Ильюшина описывалось во многих советских статьях и работах Таликова и Егорова, которые рассказывали о руководителе и интересных проектах, но не упоминали бомбардировщик Ил-52. Возможно, это связано с тем, что проект не был официальным и не получил поручения от правительства. Тем не менее, его важность не уменьшалась.

Вопрос создания скоростного бомбардировщика для межконтинентальных радиусов применения возник еще в конце 1940-х годов, в частности, в связи с появлением атомных бомб. Наличие возможности сброса ядерного оружия в любой точке мира было важным для военного потенциала. Особое внимание было уделено США, так как отношения между двумя странами уже начали обостряться. СССР стремился продемонстрировать свою способность применить ядерное оружие на американской территории в случае необходимости и показать свою силу.

Проект схема бомбардировщика ИЛ-52

По некоторым историческим источникам, Сталин после окончания Второй мировой войны провел конфиденциальный разговор с Хруничевым, который занимал должность министра авиапромышленности. Основным вопросом была возможность создания стратегического бомбардировщика на базе Ту-16, оснащенного двумя дополнительными двигателями и увеличенных габаритов. Однако обсуждение зашло в тупик, когда Хруничев отказался от этой идеи.

Сталин провел встречу с главой ОКБ Туполева, которая закончилась так же, как и предыдущая. Туполев отметил, что Мясищев может заняться проектом. После переговоров было решено восстановить конструкторское бюро, расформированное в 1946 году. Через несколько лет работы был представлен бомбардировщик М-4, который мог лететь на расстояние до 8100 км и нести до 24 т боевой нагрузки. Однако он был принят на вооружение только в 1955 году.

Бомбардировщик М-4
Бомбардировщик М-4

Другие страны также начали создавать дальние бомбардировщики с использованием ядерного оружия. Эти самолеты требовали большой надежности и высоких летных качеств. США и Великобритания уделяли наибольшее внимание таким проектам, организовав научно-исследовательские мероприятия сразу после окончания войны для создания стратегической авиации дальнего действия.

В США представили машины YB-60 и B-52 от компаний Convair и Boeing. Оба самолета были межконтинентальными, но второй имел ряд преимуществ, из-за чего государство выбрало именно его. Производство началось в 1955 году. Также ранее представили варианты XB-46 от Convair, XB-47 от Boeing и XB-48 от Martin. Из них выбрали B-47, который начал поступать в войска с 1951 года. В Великобритании стартовало производство сразу трех стратегических бомбардировщиков, среди которых были Avro Vulcan, Vickers Valiant и Handley Page.

Советское правительство было очень обеспокоено происходящим. Массовый выпуск М-4 займет несколько лет, и его надежность не гарантирована. Поэтому требовался аналог, способный нести ядерное вооружение, и нужно было это сделать срочно.

Главным кандидатом на эту роль стал Ту-4, но было понятно, что он будет лишь временным решением из-за своих недостаточных летно-технических характеристик, которые уже тогда отставали от зарубежных аналогов. Ту-4 был переходным бомбардировщиком между двумя принципиально разными поколениями, но тем не менее производство самолета было запущено очень быстро.

Бомбардировщик ТУ-4
Бомбардировщик ТУ-4

Стремительное развитие авиации делало Ту-4 еще менее актуальным. Уже к 1950 стало понятно, что группы поршневых бомбардировщиков не могут скидывать бомбы на вражеские формирования – они просто не в состоянии преодолеть противовоздушную оборону противника, включающую наземные средства и истребительную авиацию. Этот факт наглядно подтвердили во время Корейской войны, когда американские B-29 и B-50 регулярно сбивались советскими МиГ-15, из-за чего они выполняли атаки только в темное время суток.

Создать тяжелый бомбардировщик для дальних полетов с возможностью сброса атомных бомб в конце 1940 годов было очень трудно. Перед конструкторами стояла сложнейшая задача по решению массы проблем. Возникла необходимость перехода от поршневой авиации, чья взлетная масса не превышала 50 тонн, на реактивную, которая сможет летать с весом до 200 тонн. При этом требовалось увеличить скорость с 600 км/ч до 900 км/ч и более.

Чертеж ИЛ-52

Конструкторы сталкивались с проблемами прочности конструкций и их аэроупругости, что вызывало много споров. Они вынуждены были искать новые материалы, использовать продвинутое оборудование и разрабатывать нестандартные варианты компоновки самолетов. Вопрос использования турбореактивных двигателей также был сложным, так как первые модели не были мощными, имели низкую надежность и небольшой ресурс, при этом удельный расход топлива был высоким.

Ильюшин узнал о разговоре Сталина с Хруничевым и Туполевым. Несмотря на попытки государства создать свой стратегический бомбардировщик Ту-4 и запустить проект М-4, он решил заняться разработкой своего собственного самолета. Ильюшин считал, что выпустить подобную машину практически невозможно, но решил использовать имеющиеся возможности и попробовать добиться результата. Преимуществом его работы стало отсутствие каких-либо технических заданий и требований со стороны правительства.

Конструкторы самостоятельно работали и не были обязаны следовать излишним спискам. Главным критерием была межконтинентальная дальность полета с возможностью сброса атомных бомб. Изначально проект ограничивался схемами и набросками, которые были одобрены Ильюшиным.

Созданный проект включал в себя разработку бомбардировщика, основанного на концепции «летающего крыла». Несмотря на свой потенциал в военной авиации, проект так и не был реализован. Причины отказа от продолжения работ неизвестны, но возможно это связано с недостатком государственной поддержки, перегруженностью другими проектами и сложностями в реализации.

Вы видели редкий бомбардировщик ИЛ-52?
ДаНет

Главные конкуренты

Ил-52 имел пять конкурентов, способных превзойти его по отдельным параметрам. Каждый из них имел свои преимущества и недостатки, но все они создавались в ускоренном режиме, что приводило к отказу от внедрения продвинутых решений и упрощениям.

Конкуренты Ил-52:

  • B-47. Реактивный бомбардировщик был разработан в США компанией Boeing еще в середине 1940-х, а поступил в армию к 1951 году. В нем впервые было применено размещение двигателей на пилонах под крылом, что позднее стало стандартом для гражданской авиации. Он был высокопланом с классической аэродинамической схемой и стреловидными крыльями. Работал самолет на шести реактивных двигателях. Его допустимая взлетная масса составляла 104 тонны, а пролететь он мог 4000 км на скорости до 978 км/ч.
    B-47
  • B-52. Стратегический бомбардировщик фирмы Boeing начал поступать в армию в 1955 году. Он был предназначен для замены устаревших B-36 и мог нести множество разного оружия, включая термоядерные бомбы. При создании самолета учитывалось, что он должен быть способен нанести удар по любой точке СССР. B-52 эксплуатируется более 60 лет и будет оставаться в строю до 2030 года. Его взлетная масса достигает 229 тонн, а пролететь он способен до 7210 км, разгоняясь до 957 км/ч.
    В-52
  • Avro Vulcan. Стратегический бомбардировщик Великобритании поступил на вооружение к 1956 году. Он выполнил несколько боевых вылетов во время Фолклендской войны. К 2015 году двигатели самолетов модельного ряда выработали ресурс, но их замена невозможна. Допустимая взлетная масса ограничена 91 тонной, пролетать он может до 3700 км при скорости 980 км/ч.
    Vulcan Bomber
  • Vickers Valiant. Первый стратегический бомбардировщик в серии, выпущенный Великобританией. Начал эксплуатироваться в 1955 году, участвовал в Суэцкой войне. Единственный самолет в Британии, применявшийся в ходе ядерных испытаний. Взлетная масса ограничена 79 тоннами, радиус действия составляет 7240 км, скорость достигает 910 км/ч.
    Vickers Valiant
  • Handley Page. Реактивный стратегический бомбардировщик Великобритании. Последний в V-серии, состоящей также из Valiant и Vulcan. Принят на вооружение в 1958, но к 1968 году уже был исключен из действующих бомбардировщиков. Некоторые самолеты переоборудовали для выполнения иных задач. Взлетная масса ограничена 86 тоннами, дальность полета составляет 7000 км, а скорость достигает 925 км/ч.
    Handley Page

Советский М-4 является конкурентом Ил-52. Он был принят на вооружение в 1955 году и имел взлетную массу 181 тонн. Дальность полета составляла 5600 км, а разгон достигал 947 км/ч.

О характеристиках бомбардировщика известно немного

Требования к характеристикам будущего истребителя были практически отсутствующими для конструкторов. Главным условием было способность перевозить ядерное оружие и преодоление больших расстояний. Взлетная масса Ил-52 составляла 150-200 тонн, а общие требования к новым бомбардировщикам подразумевали развитие скорости не менее 900 км/ч и боевой радиус от 7000 до 10000 км.

Двигатель ИЛ-52

На Ил-52 планировали поставить два улучшенных турбореактивных двигателя, которые могли бы обеспечить повышенную тягу и экономичное расходование топлива. При этом были учтены различные нюансы и использованы новые материалы для сохранения желаемых характеристик конструкции самолета.

Внешний вид и схемы Ил-52

По внешнему виду бомбардировщика Ил-52 можно было понять, что он опережает время. На тот момент уже выпускались похожие самолеты, которые также выполнялись по схеме «летающее крыло», но они значительно отличались. Внешность Ил-52 соответствовала машинам, которые начали создаваться только к концу XX века. Его крыло занимало большую часть площади всей поверхности. На концах располагались два турбореактивных двигателя, а на дне имелись отсеки под бомбы.

Внешний вид Ил-52

Такой тип самолета отличается тем, что крыло, внутри которого находится оборудование, выполняет также функции фюзеляжа. Преимущество такого решения заключается в создании подъемной силы всем самолетом, а не только его части. Это позволяет снизить радарную видимость авиации.

Проект Ил-52 был очень перспективным и мог изменить авиационную отрасль. Он превосходил существующие модели, но из-за неофициальности разработки и других проблем конструкторы приняли решение прекратить работу над этим бомбардировщиком.

У американского бомбардировщика B-52 в полете отвалился двигатель

Американский стратегический бомбардировщик B-52 «потерял» в полете один из своих двигателей. К счастью, оружия на борту не было, а самолет смог успешно вернуться на базу.

У самолета Boeing B-52H Stratofortress в полете отвалился один из восьми турбореактивных двигателей Pratt & Whitney TF33-P/103. В это время бомбардировщик выполнял учебный полет в районе базы ВВС США «Минот», что в штате Северная Дакота. На борту самолета находились пять человек: никто из них в результате инцидента не пострадал. Важно отметить, что никакого вооружения в момент полета на борту самолета не было.

Вскоре после инцидента военными был послан поисковый вертолет: обломки двигателя удалось обнаружить в 40 км от базы «Минот». Причина ЧП пока что неизвестна. После проведенного расследования будет принято решение о дальнейшей эксплуатации двигателей Pratt & Whitney TF33-P/103.

Потеря двигателя стала однозначно не самым пугающим ЧП в истории эксплуатации B-52. Так, в 60-е годы произошло несколько крушений этих бомбардировщиков, имеющих на борту термоядерные бомбы. Последняя же крупная авария с участием B-52 случилась 18 мая 2016 года. Тогда самолет разбился вскоре после взлета с авиабазы Андерсен на острове Гуам, экипаж выжил.

Несмотря на очень солидный возраст, модернизированный B-52 даже сейчас является весьма совершенной и очень эффективной боевой машиной, способной применять почти весь спектр высокоточных вооружений класса «воздух-поверхность», имеющихся в арсенале ВВС США. К тому же B-52 – единственный американский стратегический бомбардировщик, который несет ядерное оружие. Военные США планируют эксплуатировать Stratofortress примерно до 2040 года.

Напомним, не так давно преемник B-52 получил имя. Перспективный бомбардировщик американцы назвали B-21.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах