Самолеты

Ил-46 дальний околозвуковой бомбардировщик

Ил-46 — опытный бомбардировщик советского производства, который способен поражать цели на средних расстояниях со скоростью близкой к звуковой. Он оснащен двумя турбореактивными двигателями и имеет прямое крыло. Этот самолет представляет собой увеличенную версию старого Ил-28. Однако, серийное производство Ил-46 не было запущено, поскольку он значительно уступал главному конкуренту — Ту-16.

История создания бомбардировщика

В прошлом веке ОКБ Ильюшина было крупнейшим авиастроительным предприятием в СССР, занимаясь созданием современных бомбардировщиков.

История создания бомбардировщика ИЛ-46

Машины, которые выпускалось, отличались боевой мощью и эксплуатационной эффективностью, при этом имели умеренные габариты и массу. Самой важной разработкой бюро стал Ил-28 — бомбардировщик, выпущенный в 1947 году. Он имел хорошее вооружение, был надежно защищен броней, а летно-технические показатели оставались на высоком уровне.

Построенный самолет был заметным своей себестоимостью, которая соответствовала затратам на создание автомобиля вчетверо меньшей массы. Ил-28 был прост в обучении и не требовал значительной переобучения пилотов, также был легко управляемым, что понравилось многим летчикам.

ИЛ-28
Бомбардировщик ИЛ-28

В 1950 году ОКБ Ильюшина получило государственный заказ на разработку реактивного бомбардировщика для применения на средних дистанциях. Новый самолет должен был обладать более высокими показателями бомбовой нагрузки и радиуса боевого вылета, чем у выпущенного ранее Ил-28. Конструкторское бюро приняло нестандартное решение после обсуждений.

По задумке главного конструктора, команде предстояло выпустить сразу два опытных образца бомбардировщика. Первый имел компоновку, схожую с версией у Ил-28, и прямое крыло. Он получил название Ил-46.

История создания ИЛ-46

Второй опытный образец Ил-46С отличался установкой стреловидного крыла. Базовая версия Ил-46 пользовалась большими надеждами, но не могла обеспечить требуемую скорость полета в 1000 км/ч. Однако она значительно увеличивала радиус применения бомбардировщика и уменьшала финансовые и временные затраты на его производство.

Планы на создание самолета Ил-46 были одобрены к октябрю 1951 года, и бюро начало подготовку технических документов для постройки опытных образцов. Основную модель Ил-46 планировалось выпустить первой. Сборка была завершена в начале 1952 года, и в марте самолет уже совершил свой первый полет.

ИЛ-46 1952 года

Результаты испытаний бомбардировщика были положительными. После этого были проведены еще несколько учебных взлетов, которые также прошли успешно. Двигатели АЛ-5 были заменены на АЛ-5Ф с повышенной тягой, поскольку они исчерпали свой ресурс, заявленный производителем.

Первичные тесты закончились летом 1952 года. Самолет налетал почти 100 часов и продемонстрировал мягкую управляемость. Испытатели отметили, что при снижении скорости полета бомбардировщик опускает нос, но сваливания на крыло с вхождением в штопор не происходит.

Бомбардировщик ИЛ-46

Государственные испытания Ил-46 были успешно завершены в октябре. В то же время бюро начало работу над версией Ил-46С с измененным крылом. Ожидалось, что опытный образец будет готов к началу зимы, однако конструкторы столкнулись со сложностями, что привело к затягиванию разработки.

Весной того же года ОКБ имени Туполева выпустило свой бомбардировщик Ту-16, который отличался от Ил-46 боевым радиусом, превышающим 3 тыс. км, возможностью перевозить больше бомбового вооружения и летать на более высокой скорости. Несмотря на успешное прохождение всех испытаний Ил-46, правительство не подписывало постановление о запуске серийного производства, решив дождаться прохождения тестов нового Ту-16 и выбрать более перспективный проект.

ИЛ-46

В конце 1952 года эксперты пришли к выводу, что проект от ОКБ имени Туполева лучше конкурирующего варианта и рекомендовали его для использования в вооруженных силах. Был отдан приказ о прекращении работы над Ил-46 и закрытии разработки Ил-46С. Первый прототип был отправлен на хранение и потом уничтожен. Второй самолет не был даже собран, а планер был разобран в цеху.

Характеристики Ил-46

Ил-46 имела средние размеры, что было ее преимуществом перед конкурентами. Длина составляла 24,5 м, высота — 4,78 м. Прямое крыло имело длину 29 м² и площадь 105 м². Вес без нагрузки составлял 26,3 т, нормальная масса — 41,85 т. Максимальный вес с нагрузкой был ограничен до 52,4 т.

Характеристики Ил-46

После начала серийного производства характеристики самолета могли незначительно измениться. Однако, во время испытаний его скорость достигала 928 км/ч. Крейсерская скорость составляла 700 км/ч. Ил-46 работал на двух двигателях АЛ-5, каждый из которых имел тягу 5000 кгс.

Боевой радиус ограничивался 2475 км, перегоночная дальность составляла 4970 км. Самолет мог подниматься на высоту до 12700 м, что было оптимальным показателем для бомбардировщика такого типа.

Описание конструкции

Ил-46 представлял собой реактивный цельнометаллический бомбардировщик, выполненный по типу среднеплана с нормальной аэродинамической схемой. Несмотря на схожесть с Ил-28, он имел гораздо более крупные габариты и отличался многими деталями. При этом для самолета такого класса с продвинутыми характеристиками он считался довольно небольшим и легким, а также отличался малой энергозатратностью при производстве.

Инженеры специально разработали новый металлический корпус для Ил-46, который основывался на целостном каркасе. Почти на всей длине было использовано поперечное сечение эллиптического типа. Передняя часть имела форму «оживал» и была остеклена с большим обзором, чтобы обеспечить комфортное место для штурмана, который отвечал за навигацию и сброс бомб.

Непосредственно за ним находился фонарь каплевидной формы с кабиной пилота. Они были соединены узким проходом, находящимся в правой части корпуса.

Далее были расположены: приборный отсек, грузовое отделение и зона с топливом. В конце была размещена кормовая кабина для стрелка-радиста. Все три члена экипажа надежно защищались. Их кабины были герметичными, а рабочие зоны оборудовались бронированной панелью. При критических повреждениях самолета штурман со стрелком могли покинуть свои места через люки в днище, пилот же — воспользоваться специальной системой катапультирования.

Крыло Ил-46 переместили в центр фюзеляжа. Его передняя часть была прямая, а задняя имела отрицательную стреловидность. Рядом установили удлиненные гондолы, покрытые специальной обшивкой, которая частично закрывала носок и кромку крыла. Закрылки и элероны были стандартными и располагались с двух сторон.

Хвостовое оперение прорабатывали на базе ранее созданных конструкций. Киль был закреплен в верхней части фюзеляжа, его передняя сторона имела высокую стреловидность и получила руль управления. При заметном превышении высоты над корпусом размещался стреловидный стабилизатор.

Бомбардировщик оснащался двумя двигателями АЛ-5, которые позже заменили на АЛ-5Ф. Первую модель планировали устанавливать на серийные машины. Они обеспечивали тягу до 5000 кгс и располагались в гондолах рядом с крылом. Для сбалансированности веса двигатели перемещали ближе к передней части и оснащали трубами для вывода газов из сопла.

Двигатель АЛ-5

Топливная система была разделенной и независимой, каждый двигатель имел свой отдельный бак с усиленной защитой, оборудованием для наддува нейтральными газами и противопожарной системой в отсеках с ними.

Трехопорное шасси было установлено на самолете. Первая стойка с двумя небольшими колесами находилась в носовой части под кабиной летчика и могла складываться внутрь фюзеляжа во время полета.

На гондолах Ил-46 были установлены две стойки с особой конструкцией, неприменяемой ранее на советских самолетах. Крупные колеса вдвое позволяли опускаться на грунтовые аэродромы. При складывании опор каждое колесо на стойке поворачивалось и перемещалось внутрь ниши на фюзеляже.

Ил-46 дальний околозвуковой бомбардировщик

На борту Ил-46 было продвинутое радиоэлектронное оборудование, которое включало выделенную обзорно-прицельную РЛС с антенной на нижней части фюзеляжа. Бомбардировщик стал первым в СССР, на котором установили такую систему. Также на борту имелись надежные средства связи и навигации, которые обеспечивали точное определение местонахождения и возможность контакта с наземным штабом на любом расстоянии от базирования.

Вы видели бомбардировщик ИЛ-46 вживую?
ДаНет

Вооружение

Ил-46 имеет хороший набор вооружения, который позволяет ему безопасно выполнять операции даже при нападении вражеских самолетов. На борту установлены четыре пушки НР-23, которые стреляют снарядами калибра 23 мм для обороны. Две из них фиксированы и размещены на левой стороне фюзеляжа под кабиной штурмана, а две другие являются подвижными и входят в состав пушечной установки Ил-К8 с дистанционным электрогидравлическим приводом. Каждая из них имеет боезапас в 320 снарядов.

Вооружение ИЛ-46

Пушки могли поворачиваться на 105° по горизонтали, на 58° вверх и на 39° вниз. Нацеливание было быстрым благодаря скорости движения в 45° в секунду. Для точного обстрела вражеских истребителей на месте находилась прицельная станция, а также планировалось установить радиолокационный прицел для стрельбы в сложных погодных условиях или при полной темноте.

В отсеке для бомб могло поместиться до 6 тонн оружия. Считалось, что нормальной загрузкой является несколько бомб общим весом около 3 тонн. Это позволяло перевозить много оружия и уничтожать значительные вражеские силы или стратегически важные объекты.

Летчики сообщают, что Ил-46 обладал значительными преимуществами перед Ту-4, который был широко распространен в то время, и считался крайне перспективным. Он также превосходил Ил-28 по многим параметрам.

Модификация Ил-46С

Второй опытный самолет Ил-46С повторил основные решения, примененные при создании первого прототипа. Основным отличием стало использование стреловидного крыла, что потребовало некоторых изменений в других частях конструкции.

Модификация Ил-46С

Угол стреловидности крыла составлял 35 градусов, его площадь была увеличена, а элементы переработаны. Средняя часть крыла была утолщена для установки топливных баков, что позволило увеличить грузовой отсек и длину люка для сброса бомб. Применение такого крыла в сочетании с другими изменениями привело к увеличению скорости до 1000 км/ч, остальные параметры остались прежними.

Такой вариант хорошо подходил под требования заказчика и мог стать одной из основных боевых машин ВВС СССР. Выпуск Ту-16 перечеркнул эту возможность, а Ил-46С не был представлен даже в виде опытного образца.

Ил-46 был готов к серийному производству после прохождения всех испытаний, но его разработчики из конструкторского бюро Ильюшина не смогли воплотить свои планы в жизнь из-за конкуренции со стороны Ту-16. Несмотря на перспективность модели Ил-46 и ее модификации Ил-46С, эти самолеты остались редкими случаями в авиационной истории.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах