Ил-46 дальний околозвуковой бомбардировщик

СОДЕРЖАНИЕ
0
36 просмотров
30 декабря 2019

Ил-46 – советский опытный околозвуковой бомбардировщик, предназначенный для поражения целей на средних дистанциях. Оснащался двумя турбореактивными двигателями и прямым крылом. Он представлял собой новую версию старого Ил-28 с увеличенными габаритами. Серийный выпуск Ил-46 не был запущен, так как самолет значительно отставал от главного конкурента в лице Ту-16.

История создания бомбардировщика

ОКБ имени Ильюшина в середине прошлого века уже было крупнейшим авиастроительным предприятием на территории СССР. Главным направлением работы его сотрудников было создание продвинутых бомбардировщиков.

История создания бомбардировщика ИЛ-46

Выпущенные машины отличались повышенной боевой мощью и эксплуатационной эффективностью, сочетающихся с умеренными габаритами и массой. Самой значимой разработкой бюро стал бомбардировщик Ил-28, выпущенный в 1947 году. Он имел хорошее вооружение и был надежно защищен броней, при этом летно-технические показатели оставались крайне высокими.

Самолет стал примечательным также по себестоимости – затраты на его постройку были идентичными созданию машины, вес которой был бы в четыре раза меньше. Ил-28 был прост в освоении и не требовал серьезной переподготовки летного состава, а также обладал легкой управляемостью, за что полюбился многим летчикам.

ИЛ-28

Бомбардировщик ИЛ-28

В 1950 году ОКБ имени Ильюшина получило государственный заказ на разработку реактивного бомбардировщика для применения на средних дистанциях. Самолет должен был иметь бомбовую нагрузку и радиус боевого вылета, которые вдвое превосходили аналогичные показатели у ранее выпущенного Ил-28. После нескольких обсуждений в конструкторском бюро приняли нестандартное решение.

По задумке главного конструктора, команде предстояло выпустить сразу два опытных образца бомбардировщика. Первый имел компоновку, схожую с версией у Ил-28, и прямое крыло. Он получил название Ил-46.

История создания ИЛ-46

Основным отличием второго опытного образца стала установка стреловидного крыла. Его назвали Ил-46С. Больше надежд возлагали на базовую версию Ил-46. Она не могла обеспечить бомбардировщик требуемой скоростью полета, которая составляла 1000 км/ч, но значительно увеличивала радиус его применения и снижала финансовые и временные затраты на производство каждой машины.

Предварительный проект самолета Ил-46 был утвержден к октябрю 1951 года, а бюро занялось подготовкой технических документов для строительства тестовых образцов. Первой планировалось выпустить основную модель под индексом Ил-46. Процесс сборки завершился в начале 1952 года, а в марте самолет уже взлетел в небо.

ИЛ-46 1952 года

По результату испытаний бомбардировщику дали положительную оценку. После этого было проведено еще несколько учебных взлетов, которые закончились успешно. Вскоре установленные двигатели АЛ-5 заменили на АЛ-5Ф с повышенной тягой, так как они полностью отработали заявленный производителем ресурс.

Первичные тесты закончились летом 1952 года. Самолет налетал почти 100 часов и продемонстрировал мягкую управляемость. Испытатели отметили, что при снижении скорости полета бомбардировщик опускает нос, но сваливания на крыло с вхождением в штопор не происходит.

Бомбардировщик ИЛ-46

Ил-46 был отправлен на государственные испытания, которые продлились до октября и завершились успешно. Параллельно бюро начало заниматься разработкой версии Ил-46С с измененным крылом. Предполагалось, что опытный образец будет подготовлен до начала зимы, но этого не произошло. Конструкторы столкнулись с рядом сложностей, из-за чего разработка затянулась.

Весной того же года ОКБ имени Туполева выпустило свой бомбардировщик Ту-16, который по многим критериям отличался от Ил-46. Главным преимуществом новой разработки стал боевой радиус, превышающий 3 тыс. км. При этом самолет мог нести больше бомбового вооружения и летать на более высокой скорости. Несмотря на успешное прохождение всех испытаний бомбардировщика Ил-46, правительство не спешило подписывать постановление о запуске серийного производства. Решили дождаться прохождения тестов нового Ту-16 и уже тогда выбрать более перспективный проект.

ИЛ-46

В конце 1952 года государственная комиссия пришла к выводу, что вариант, поступивший из ОКБ имени Туполева превосходит своего конкурента, и порекомендовала его на вооружение страны. Тогда же вышел приказ о прекращении работ над Ил-46 и закрытии разработки Ил-46С. Первый образец был отправлен на хранение, после чего его распилили на металл. Второй самолет даже не успели собрать, поэтому планер сразу разобрали в цеху.

Характеристики Ил-46

Базовая модель Ил-46 имела умеренные габариты, что было преимуществом на фоне конкурентов. Ее длина достигала 24,5 м при высоте 4,78 м. Прямое крыло было вытянуто на 29 м, его площадь составляла 105 м². Без нагрузки самолет весил 26,3 т, нормальной массой считался показатель на уровне 41,85 т. С нагрузкой максимальный вес ограничивался 52,4 т.

Характеристики Ил-46

Характеристики самолета после запуска в серийное производство могли бы несколько отличаться, но при проведении испытаний он смог разогнаться до 928 км/ч. Крейсерской скоростью был выбран полет при 700 км/ч. Работал Ил-46 на двух двигателях АЛ-5, каждый из которых имел тягу 5000 кгс.

Боевой радиус ограничивался 2475 км, перегоночная дальность составляла 4970 км. Самолет мог подниматься на высоту до 12700 м, что было оптимальным показателем для бомбардировщика такого типа.

Описание конструкции

Ил-46 представлял собой реактивный цельнометаллический бомбардировщик, выполненный по типу среднеплана с нормальной аэродинамической схемой. Несмотря на схожесть с Ил-28, он имел гораздо более крупные габариты и отличался многими деталями. При этом для самолета такого класса с продвинутыми характеристиками он считался довольно небольшим и легким, а также отличался малой энергозатратностью при производстве.

Описание конструкции ИЛ-46

Специально для Ил-46 конструкторы создали новый цельнометаллический фюзеляж, который основывался на базе целостного каркаса. Почти по всей длине было поперечное сечение эллиптического типа. Передняя часть выполнялась в оживальной форме и имела остекление с увеличенным обзором — место штурмана, отвечавшего за навигацию и сброс бомб.

Сразу после располагался каплеобразный фонарь с местом пилота. Между собой они соединялись узким проходом, расположенным в правой части фюзеляжа.

Далее были расположены: приборный отсек, грузовое отделение и зона с топливом. В конце была размещена кормовая кабина для стрелка-радиста. Все три члена экипажа надежно защищались. Их кабины были герметичными, а рабочие зоны оборудовались бронированной панелью. При критических повреждениях самолета штурман со стрелком могли покинуть свои места через люки в днище, пилот же — воспользоваться специальной системой катапультирования.

Схема ИЛ-46

Схема ИЛ-46

Основная модель самолета Ил-46 получила крыло, расположенное посередине фюзеляжа. Передняя кромка была прямой, а задняя имела отрицательную стреловидность. Рядом были установлены гондолы увеличенной длины. Их покрывали специальной обшивкой, которая частично застилала носок и кромку крыла. Закрылки и элероны были стандартными и размещались с двух сторон.

Хвостовое оперение прорабатывали на базе ранее созданных конструкций. Киль был закреплен в верхней части фюзеляжа, его передняя сторона имела высокую стреловидность и получила руль управления. При заметном превышении высоты над корпусом размещался стреловидный стабилизатор.

На бомбардировщике использовались два двигателя АЛ-5, которые позднее были заменены на АЛ-5Ф. На серийных машинах предполагалось устанавливать первую модель. Они выдавали тягу до 5000 кгс и размещались в гондолах рядом с крылом. Чтобы установить баланс веса, двигатели сдвигались ближе к передней части и оборудовались трубами для вывода газов из сопла.

Двигатель АЛ-5

Подача топлива была независимой и разделенной. К каждому двигателю были подключены отдельные баки. Последние имели усиленную защиту и оснащались оборудованием для наддува нейтральными газами, а в отсеки с ними монтировалась противопожарная система.

Самолет имел трехопорное шасси. Первая стойка размещалась в носовой части под кабиной летчика и оборудовалась двумя небольшими колесами. На время полета она складывалась внутрь фюзеляжа.

Две основных стойки были установлены под гондолами, они имели особую конструкцию, которая ранее не применялась на советских машинах. Крупные сдвоенные колеса позволяли приземляться Ил-46 даже на грунтовых аэродромах. При складывании опор каждое колесо на стойке поворачивалось в свою сторону и перемещалось внутрь ниши на фюзеляже.

На борту присутствовало продвинутое радиоэлектронное оборудование. Ил-46 стал первым советским бомбардировщиком, на который установили выделенную обзорно-прицельную РЛС. Ее антенна была закреплена на нижней части фюзеляжа. Оборудование также включало надежные средства навигации и связи. Они давали возможность сохранять контакт с наземным штабом на любом удалении от места базирования и гарантировали точное определение местонахождения с прокладыванием маршрута.

Вы видели бомбардировщик ИЛ-46 вживую?
ДаНет

Вооружение

Ил-46 получил неплохой набор вооружения, позволяющий ему проводить операции без серьезного риска даже при атаке вражеских самолетов. Для обороны на борту установлено четыре пушки модели НР-23, которые производят обстрел снарядами калибра 23 мм. Две из них были неподвижны и монтировались рядом друг с другом на левой части фюзеляжа под кабиной штурмана. Две других пушки входили в состав пушечной установки Ил-К8, обладающей дистанционным электрогидравлическим приводом, и были подвижны. Боезапас каждой составлял 320 снарядов.

Вооружение ИЛ-46

Пушки могли смещаться на 105° по горизонтальной оси, на 58° вверх и на 39° вниз. Нацеливаться с их помощью получалось достаточно быстро, так как скорость движения достигала 45° в секунду. На месте стрелка-радиста присутствовала прицельная станция, помогающая в ведении точного обстрела вражеских истребителей. Также предполагалось установить радиолокационный прицел, который бы помог стрелять по противнику в сложных погодных условиях или полной темноте.

Бомбовый отсек вмещал до 6 тонн вооружения. Нормальной массой загрузки считалось наличие нескольких бомб общим весом около 3 тонн. Это позволяло перевозить большое количество вооружения и уничтожать крупные вражеские формирования или стратегические объекты.

По словам военных летчиков, Ил-46 был крайне перспективным и имел серьезные преимущества над дальним бомбардировщиком Ту-4, который был распространен в то время. Также он превосходил по многим параметрам имеющийся и взятый за базу Ил-28.

Модификация Ил-46С

Второй опытный образец под индексом Ил-46С повторял большинство решений, использованных при создании прототипа Ил-46. Главным отличием стало применение крыла стреловидной формы. Его реализация потребовала внесения некоторых изменения в другие части конструкции.

Модификация Ил-46С

Крыло имело стреловидность 35°, расширенную площадь и переработанные элементы. Его средняя часть получила повышенную толщину для монтирования топливных баков. Это позволило увеличить размеры грузового отсека и расширить длину люка для сброса бомб. Применение стреловидного крыла с другими изменениями поспособствовало увеличению скорости – теперь самолет разгонялся до 1000 км/ч. Остальные параметры остались прежними.

Такой вариант хорошо подходил под требования заказчика и мог стать одной из основных боевых машин ВВС СССР. Выпуск Ту-16 перечеркнул эту возможность, а Ил-46С не был представлен даже в виде опытного образца.

Ил-46 – редкий случай, когда полностью готовый самолет, прошедший все испытания, не отправился в серийное производство. Этот бомбардировщик имел неплохие перспективы, как и его модификация Ил-46С. Однако ближайший конкурент в лице Ту-16 разрушил планы конструкторского бюро Ильюшина и поставил крест на проекте.

Комментировать
0
36 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно