Самолеты

Малоизвестный проект штурмовика Ил-44

Проект Ил-44 был создан в 1950-е годы конструкторским бюро имени Ильюшина и оставался малоизвестным. Его целью было исправить ошибки неудачного Ил-20, над которым работали до 1949 года. Разработка Ил-44 заняла значительное количество времени и ресурсов, однако проект не успел стать актуальным и был закрыт по решению правительства.

История

В марте 1947 года Совмин СССР приказал конструкторскому бюро имени Ильюшина создать новый штурмовик с возможностью сброса бомб и усиленной броней. Через несколько месяцев был создан эскизный проект, который был одобрен правительством для дальнейшей реализации.

Самолет Ил-20
Самолет Ил-20

Ил-20 — однокилевой низкоплан, способный вместить двух человек. Он оснащен одним двигателем М-47 и имеет кабину летчика, обеспечивающую широкий обзор. Кроме того, важные элементы защищены бронированными панелями. В задней части корпуса находится дополнительная кабина для стрелка.

В конце осени 1948 года был создан первый экспериментальный образец. В начале декабря он был впервые опробован в полете, который прошел успешно. Однако летчики заметили чрезмерную вибрацию, вызванную двигателем. К моменту выпуска тестовой версии самолет уже был устаревшим и имел значительные недостатки, которые могли негативно повлиять на его эксплуатацию. Работы над Ил-20 были остановлены после получения соответствующего постановления от Совмина конструкторским бюро.

История самолета ИЛ-20
Самолет ИЛ-20

Многие авиастроительные компании сталкивались с подобными неудачами, но несмотря на это они продолжали разрабатывать улучшенные версии самолетов с усиленной броней. Критические недостатки у проектов были схожими, и поэтому ОКБ имени Ильюшина и бюро Сухого решили сконцентрироваться на их устранении. Каждое предприятие планировало выпустить два разных штурмовика.

ОКБ Ильюшина разрабатывало машину с использованием нового двигателя ВД-3ТК, который был развитием предыдущей модели М-250. Он имел комбинированный наддув и был оснащен водяной системой охлаждения. Двигатель был выпущен в начале 1949 года, и общее количество собранных установок составило 34. Его мощность достигала 3500 л. с., что было достаточно для самолета данного типа. Второй вариант штурмовика планировался с использованием турбовинтового двигателя, однако изначально бюро сосредоточилось только на первом проекте.

Конструкторам было поручено исправить недостатки Ил-20, такие как низкие летные характеристики, низкая боевая эффективность, слабая защита и не надежность двигателя. Остальные проблемы были не так важны.

Планировалось выпустить тестовый образец самолета в ближайшие пару лет, но проект неожиданно закрыли из-за неактуальности штурмовика и общих проблем в авиастроительной сфере. Все самолеты переводились на реактивные двигатели, а конструкторские бюро сталкивались с финансовыми сложностями.

В 1953 году на предприятии был разработан новый проект реактивного штурмовика с улучшенными характеристиками. Но он не был завершен и не был продемонстрирован в виде готового самолета.

Конструкция

О конструкции самолета Ил-44 мало известно, так как никакой открытый источник не содержит подробной информации о нем. Однако известно, что он должен был быть низкопланом с прямой передней кромкой крыла и отрицательной стреловидностью задней кромки. Габариты корпуса могли быть подобными боевому Ил-20. Кабина самолета планировалась разделенной на две части, предназначенной для пилота и стрелка.

Конструкция ИЛ-44
Конструкция ИЛ-44

Двигатель был установлен в передней части самолета и оснащен двумя винтами. Между двигателем и кабиной можно было установить топливные баки. Шасси самолета имело две основные опоры с одной дополнительной. Основные опоры должны были быть установлены под крылом на специальных креплениях и имели одиночные колеса. Дополнительная опора была установлена в хвостовой части и представляла собой маленькое колесико. Во время полета все опоры, кроме дополнительной, должны были складываться внутрь корпуса или прижиматься к крылу.

Для создания самолета необходимы инновационные системы и продвинутое оборудование. На борту должны быть базовые средства связи и навигации, а управление должно осуществляться с помощью классического штурвала.

Технические характеристики Ил-44

Документы не содержали информации о технических характеристиках Ила-44, поэтому можно только предполагать их возможные параметры. Скорее всего, штурмовик был бы похож на Ил-20 по большинству критериев, так как длина Ил-20 составляла 13,58 м, крыло было вытянуто на 15,43 м, а его площадь была 44 м². Ил-44 должен был быть легче Ил-20 из-за менее высокого фюзеляжа, его масса составляла бы около 6 тонн.

Технические характеристики Ил-20
Технические характеристики Ил-20

Скорость Ил-20 была ограничена 515 км/ч, как и Ил-44. Скоростные показатели могли меняться. Практический потолок превышал 7000 метров, а дальность перелета могла достигать 1700 км. Радиус боевого вылета не превышал 750 км.

Официально не рассматривались вопросы, связанные с вооружением штурмовика. У любого самолета такого типа было пушечное и бомбовое оружие. Ил-44, вероятно, был оснащен двумя пушечными установками НС-23 калибра 23 мм. Масса бомб зависит от многих неизвестных факторов, поэтому ее сложно определить, но не должна превышать 600 кг. Кроме того, бомбы можно заменить на ракетные снаряды, используя дополнительные подвески.

Проект Ил-44 из ОКБ имени Ильюшина был малоизвестным и непримечательным. О нем существует мало информации, но все указывает на то, что он не имел бы успеха. Это объясняется его поздним созданием и переходом авиации на реактивные двигатели, которые дали новым самолетам значительное преимущество.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах