Самолеты

Ил-276 перспективный многоцелевой транспортный самолёт

Ил-276 — новый российский военно-транспортный самолет, разработанный для замены устаревшей авиации аналогичного типа. Несколько проектов грузовых самолетов для армии были разработаны конструкторским бюро Ильюшина в течение последних 30 лет, но не были реализованы и закрыты из-за конкуренции. Однако Ил-276 имеет большие шансы стать основой грузовой авиации ВВС и отправиться в массовое производство.

История развития проекта

Российские ВВС все еще используют Ан-12 как главный средний военно-транспортный самолет, который был создан в СССР в 1959 году и производится на иркутском авиационном заводе имени Антонова. Этот самолет имеет свободнонесущий высокоплан и работает на четырех турбовинтовых моторах АИ-20М.

Самолет АН-12 в СССР
Самолет АН-12 в СССР

Самолет имеет однокилевое вертикальное оперение, в грузовом отсеке нет герметичности. Вооружение состоит из двух пушек АМ-23 калибра 23 мм с боезапасом в 700 патронов и бомбардировочного оружия, на борту которого может быть до 70 бомб — фотографических, ориентировочных или боевых.

В течение более 60 лет средний военно-транспортный самолет Ан-12 активно использовался и был задействован во многих важных событиях за рубежом. Эти машины использовались для переброски военных сил, оказания помощи в чрезвычайных ситуациях и проведении спасательных операций. Они также использовались во время военных действий в Афганистане, в том числе для перевозки советских солдат в 1986 году.

Самолет АН-12
Самолет АН-12

В 1972 году на Ан-12 доставляли гуманитарную помощь в Бангладеш, а в 1969 году он использовался для перевозки продовольственного груза и почты на полярную станцию. Ан-12 был считался лучшим транспортным самолетом в мире. В настоящее время используется около 70 самолетов этой модели, однако некоторые из них нуждаются в серьезном ремонте. Ресурс Ан-12 составляет 55 лет, но в 1980-х годах бюро Ильюшина начало разработку улучшенной версии этого типа самолета.

Известен как Ил-88, новый СВТС не имел заметных преимуществ перед аналогами от ОКБ Туполева и Антонова, хотя мог привлечь к себе внимание. Однако правительство отдало предпочтение более перспективной разработке — Ан-70.

Самолет АН-70
Самолет АН-70

Кабина, которая была растянута на четыре метра, считалась крайне привлекательной в самолете, продемонстрированном на московском авиасалоне в 1997 году. После этого самолет посетил МАКС-2003, где показал свои летные качества, участвуя в специальной программе. Ан-70 вызывал приятные впечатления и имел большие перспективы, но проблемы в отношениях между Россией и Украиной в 2005 году оказались фатальными для проекта. Тем не менее, украинская сторона позднее объявила, что самолет станет основой для нового Ан-77.

В то же время, когда проект Ан-70 стал сталкиваться с риском провала, Россия заключила сделку с Индией. В 2001 году был подписан контракт на разработку МТС — многоцелевого транспортного самолета.

Модель Ил-276 на Международном авиационно-космическом салоне
Модель Ил-276 на Международном авиационно-космическом салоне

Машина должна была перевозить груз массой до 30 тонн. Ожидалось, что ее разработка будет проведена быстро и она будет использоваться в обеих странах для выполнения задач. Однако проект двигался очень медленно, и полное техническое задание было разработано только в 2014 году. Тогда стало ясно, что новые запросы со стороны Индии представляют огромные риски, которые не оправдываются. Решение было принято закрыть проект.

Минобороны заказало у КБ имени Ильюшина новый средний военный транспортёр, соответствующий российским стандартам. В 2017 году проект получил название Ил-214, а затем был переименован в Ил-276. В конце 2019 года на конкурсе замены Ан-12 стало известно, что Ил-276 – самый перспективный в своём классе. Потребность в таком самолёте продолжает расти.

Особенности Ил-276

Новый самолет займет промежуточное место между Ил-112В и Ил-76МД-90А и будет оптимальным для перевозки средних грузов. Он будет выполнен по классической аэродинамической схеме и иметь высокие крылья. Его хвостовое оперение будет иметь Т-образную форму.

Особенности Ил-276

В задней части фюзеляжа будет установлен механизированный люк, который можно опустить до земли для загрузки крупногабаритных грузов. Для полета самолет будет использовать два турбореактивных двигателя, установленных на пилоны под крылом. Возможным выбором является установка модели ПС-90А-76, которая обеспечивает силовую тягу до 16000 кгс.

Грузовая кабина нового самолета будет иметь параметры, соответствующие модели Ил-76МД. Это позволит использовать все необходимые средства для разгрузки, погрузки и транспортировки продовольствия, оборудования или оружия. Большая часть грузов будут перевозиться в контейнерах или ящиках. Новый самолет сможет автономно выполнять все грузовые задачи и взлетать без помощи наземных служб.

Технические характеристики Ил-276

Министерство обороны требует, чтобы Ил-276 выполнял свыше 80% военных перевозок и был пригоден для использования в различных целях.

  • десантирование отдельных частей ВДВ;
  • переброска солдат, вооружения, припасов и другого военного груза;
  • перевозка боеприпасов, продовольствия и оружия войскам в тылу врага;
  • помощь в передислокации авиационных частей;
  • эвакуационные мероприятия для больных и раненых;
  • проведение спасательных вылетов, включая вывоз войск при отступлении;
  • оказание первичной помощи миротворческим силам.

Минобороны требует, чтобы самолет имел возможность приземляться на грунтовые аэродромы, иначе он не сможет выполнить большую часть задач. Поэтому это будет включено в первую базовую модификацию. Для повышения безопасности на борту самолета будет установлено только российское радиолокационное оборудование, созданное из отечественных компонентов.

Летные и технические характеристики

Ил-276 по габаритам соответствует стандартным размерам средней транспортной авиации. Его длина составляет 37,7 м, высота — 12,95 м, размах крыла — 35,5 м, а площадь — 160 м². Максимальная взлетная масса — 72 т, полезная нагрузка — до 20 т. Объем топливных баков — 30700 л.

Летные и технические характеристики Ил-276

Для достижения каждой характеристики используется мощность двух двигателей, общей величиной 32000 кгс. Крейсерская скорость составляет 800 км/ч, а максимальная ограничена на уровне 870 км/ч.

Самолет может подниматься на высоту до 12100 м, при этом дальность полета с полной нагрузкой достигает 2000 км. Для взлета и посадки требуется взлетно-посадочная полоса длиной не менее 1530 м. Ресурс самолета должен составлять 35 лет, 24000 вылетов и 30000 часов полета.

 

Когда ждать серийный выпуск модели

Ан-12 — основной средний транспортный самолет, который уже устарел морально. В 2027 году большинство таких самолетов будут списаны, так как их ресурс истечет. Поэтому Министерству обороны важно подготовить замену в ближайшие годы. Предполагается, что в 2023 году начнутся испытания Ил-276, а к 2026 году он будет выпущен в серию. Первые поставки будут сделаны только для российских военно-воздушных сил.

Согласно исследованиям, государство может закупать до 12 самолетов Ил-276 ежегодно. Существующие заводы могут обеспечить необходимую производственную мощность, но производство машин для иностранных заказчиков более не возможно. Поэтому до 2034 года Ил-276 будет производиться только для российского рынка. Кроме того, предполагается развивать самолет путем создания различных модификаций на его базе.

Ил-276 — новый проект военного транспортного самолета, который должен заменить Ан-12 и стать основным транспортом Военно-воздушных сил России. Он будет использоваться для большей части грузовых перевозок, и если не возникнут проблемы при тестировании, войска могут получить этот самолет уже в 2026 году.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах