Ил-24 самолет ледовой разведки

СОДЕРЖАНИЕ
0
30 просмотров
16 января 2020

Ил-24 – советский самолет, разработанный для проведения мероприятий, связанных с ледовой разведкой. Он был основан на базе уже имевшегося Ил-18Д. На борту присутствовало специальное радиолокационное оборудование, позволяющее изучать обледенелые участки Земли и сопровождать различные суда по Северному морскому пути. Ил модели 24 так и не поступил в серийное производство, оставшись экспериментом.

История создания Ил-24Н

В 1968 году был представлен военный авиалайнер Ил-20, предназначенный для проведения разведки. При его создании реализовали много нестандартных идей, которые позднее стали использовать в народном хозяйстве. В 1965 году для гражданской авиации заказали специальное оснащение.

Ил-24 самолет ледовой разведки

Первым проектом стала переработка самолета Ил-18 с установкой на него радиолокационного оборудования для отслеживания наиболее безопасных и подходящих маршрутовдля проведения караванов морских судов по Северному пути. Основные функции должны были обеспечиваться радиостанцией «Торос», которая уже прошла все испытания и может быстро проводить анализ ледяной поверхности. Но реализация проекта замедлилась, а необходимая аппаратура установлена не была. Вскоре производство модификации Ил-18 отменили.

К 1979 году возникла серьезная необходимость создания нового авиалайнера для анализа ледяной поверхности северных морских участков. Правительство выступило с постановлением, требующим разработать на основе Ил-18Д другой самолет под названием Ил-24Н. Согласно заданию, конструкторам предстояло установить в новой машине специальное оборудование ледовой разведки «Нить-К».

История создания Ил-24Н

Размещать его решили аналогично местоположению радиолокационной станции «Игла» на Ил-20 – систему монтировали внутрь гондолы под фюзеляжем. При проведении анализа все сведения передавались шести операторам, анализирующим ледовую поверхность. На борту Ил 24 также устанавливали продвинутую навигационную аппаратуру под названием «Мальва-4», радиолокационную систему для отслеживания положения на разных дистанциях «Ирис» и электронные вычислительные элементы.

Необходимость быстрого получения такого самолета поспособствовала ускорению темпов разработки. Поэтому в 1979 году Ил-24 уже активно проектировался, а главой группы выступил Г. В. Новожилов. Предполагалось, что готовый вариант авиалайнера будет представлен в ближайшие годы и практически сразу отправится в серийное производство. Самолет должен был не только сопровождать морские суда по Северному пути, но и собирать информацию о состоянии льда на водных участках Арктики с целью изучения возможности прокладывания дополнительных маршрутов для кораблей.

Схема Ил-24Н

Также на Ил-24 можно было заниматься поиском полезных ископаемых, в чем помогала все та же радиолокационная система. Во время анализа ледовой поверхности экипаж имел возможность составлять карту замерзших водных участков, причем учитывались все параметры льда. Полученные сведения могли сразу передаваться командным центрам морского управления для дальнейшего применения судами, вышедшими в море.

Самолет ИЛ-24Н на бале ИЛ-18

Несмотря на важность самолета и неплохие перспективы, серийного производства Ил-24Н так и не запустили. Все ограничилось переработкой двух имеющихся Ил-18Д. На самолеты установили новое оборудование, которое должно было присутствовать на будущей машине, и провели на них несколько испытаний с привлечением опытного экипажа. Тесты успешно завершили.

Вскоре оба самолета были применены для проведения спецоперации по прокладыванию маршрута для ледокола «Сибирь» по морским путям Арктики. С задачей они справились без каких-либо проблем.

Самолет Ил-24Н

Планировалось запустить самолеты в массовое производство, но внезапный топливный кризис в стране заставил отказаться от такой идеи. Также отметили, что спрос на эту модель будет ниже ожидаемого. Поэтому вопрос о дальнейших тестах или одобрении проекта для запуска серии бесповоротно закрыли.

Система «Нить»

К началу 1970 годов стало ясно, что требуется создать новую продвинутую радиолокационную аппаратуру для авиации. Проработкой всех элементов занимались четыре года. После этого были утверждены детали составленного технического задания и согласованы все нюансы, касающиеся будущей РЛС бокового обзора, которая к тому моменту уже получила название «Нить». Финансированием проекта занимались заказчики: Министерство морского флота, Министерство геологии и Главное управление гидрометеорологической службы. Исполнителем было выбрано предприятие «Ленинец».

Система «Нить» в самолетах ИЛ-24Н

Первый образец оборудования представили в 1978 году. Его установили на Ан-24 и провели необходимые тесты, включая полет над Арктикой. Одним из заданий было сопровождение атомного ледокола и транспортного судна по высокоширотному маршруту. Примечательно, что проход осуществлялся в мае, что было новшеством. «Нить» продемонстрировала успешное выполнение своих функций и ее тепло приняли заказчики.

Усовершенствованная РЛС использовала параметры, которые были аналогичны системе «Торос», но имела ряд серьезных нововведений. Она также включала бортовое оборудование «Нить-С» и комплекс «Нить-Л». Последний размещался на атомных ледоколах и предназначался для получения информации из самолета. Передача сведений осуществлялась на расстоянии до 350 км, причем никакой задержки в ее поступлении не было.

«Нить-С» могла работать в шести режимах и проводить анализ ледовой поверхности с учетом мельчайших деталей. Качество распознавания и глубина изучения превосходили все ожидания. Изображение покрова льда одновременно отображалось как внутри самолета, так и на морских судах. Если применялась диффузная фотохимическая обработка фотопленки, то получение картинки задерживалось на 4–8 минут.

Использование новой радиолокационной системы «Нить» в сочетании с имеющейся «Торос» привело к росту интенсивности грузовых морских перевозок через Арктику. Это помогло обеспечивать растущие темпы производства на промышленных предприятиях необходимыми материалами. Поэтому к 1980 годам было решено развивать Северный морской путь и сделать его транспортной магистралью для регулярного проведения кораблей. Обеспечивать движение судов должны были самолеты с системой «Нить».

Вы когда нибудь видели самолет ИЛ-24?
ДаНет

Характеристики Ил-24Н

Габариты самолета Ил-24Н соответствовали базовому Ил-18, на котором и был основан авиалайнер. Длина составляла 35,9 м, высота – 10,17 м. Размах крыла достигал 37,42 м при его площади 140 м². Масса со снаряжением составляла 33760 кг, а максимальный взлетный вес ограничивался 64000 кг.

Характеристики Ил-24Н

Работал Ил-24Н на четырех двигателях АИ-20М, каждый из которых выдавал мощность до 4250 л. с. Крейсерская скорость составляла 610 км/ч, максимальная – 685 км/ч. Практическую дальность ограничили 6500 км, чего было достаточно для выполнения самолетом основной функции. Потолком стала высота 12000 м.

Ил-24Н – узкоспециализированный авиалайнер, который получил продвинутое радиолокационное оборудование «Нить». Несмотря на важность функции, для которой он был предназначен, спрос на самолет оказался недостаточным. А топливный кризис только ухудшил положение дел. В результате от Ил-24Н отказались.

Комментировать
0
30 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно