Самолеты

Ил-24 самолет ледовой разведки

Ил-24 – советский самолет, созданный для изучения ледовых участков Земли и сопровождения судов на Северном морском пути. Он был разработан на базе Ил-18Д и оснащен специальным радиолокационным оборудованием. Несмотря на проведенные эксперименты, модель Ил-24 не была запущена в серийное производство.

История создания Ил-24Н

В 1968 году появился Ил-20 — боевой самолет для разведки, который был создан с применением нестандартных конструкций. Позже эти идеи были использованы в других областях экономики. В 1965 году было заказано специальное оборудование для гражданской авиации.

Ил-24 самолет ледовой разведки

Первым проектом была модернизация самолета Ил-18 с установкой радиолокационного оборудования для отслеживания безопасных маршрутов для караванов морских судов по Северному пути. Главной задачей была радиостанция «Торос», которая успешно прошла испытания и могла быстро анализировать ледяную поверхность. Однако проект замедлился, а необходимое оборудование не было установлено. Скоро модификацию Ил-18 отменили.

К 1979 году возникла серьезная необходимость создания нового авиалайнера для анализа ледяной поверхности северных морских участков. Правительство выступило с постановлением, требующим разработать на основе Ил-18Д другой самолет под названием Ил-24Н. Согласно заданию, конструкторам предстояло установить в новой машине специальное оборудование ледовой разведки «Нить-К».

История создания Ил-24Н

Систему разместили внутри гондолы под фюзеляжем, аналогично местоположению радиолокационной станции «Игла» на Ил-20. Шесть операторов анализировали все данные, передаваемые при проведении анализа ледовой поверхности. На борту Ил-24 также была установлена навигационная аппаратура «Мальва-4», радиолокационная система «Ирис» для отслеживания положения на разных дистанциях и электронные вычислительные элементы.

Ускоренная разработка Ил-24 была обусловлена необходимостью быстрого получения такого самолета. Группу, возглавляемую Г. В. Новожиловым, начали активно проектировать в 1979 году. Ожидалось, что готовый вариант авиалайнера будет представлен в ближайшие годы и сразу отправится в серийное производство. Он должен был не только сопровождать морские суда по Северному пути, но и собирать информацию о состоянии льда на водных участках Арктики для изучения возможности прокладывания дополнительных маршрутов для кораблей.

Ил-24 также использовался для поиска полезных ископаемых. В этом помогала радиолокационная система. Экипаж мог составлять карту замерзших водных участков во время анализа ледовой поверхности, учитывая все параметры льда. Полученные данные могли передаваться командным центрам морского управления для дальнейшего использования судами, вышедшими в море.

Самолет ИЛ-24Н на бале ИЛ-18

Серийного производства Ил-24Н не было, хотя самолет важен и обладает хорошими перспективами. Были переработаны два Ил-18Д, на которые установили новое оборудование, предназначенное для будущей машины. Были проведены испытания с опытным экипажем, которые завершились успешно.

Вскоре оба самолета были применены для проведения спецоперации по прокладыванию маршрута для ледокола «Сибирь» по морским путям Арктики. С задачей они справились без каких-либо проблем.

Самолет Ил-24Н

Из-за топливного кризиса в стране было решено отказаться от запуска самолетов в массовое производство. Кроме того, было замечено, что спрос на данную модель будет ниже, чем ожидалось. В связи с этим, вопрос о продолжении тестирования или одобрении проекта для запуска серии был окончательно закрыт.

Система «Нить»

К началу 1970 годов стало ясно, что требуется создать новую продвинутую радиолокационную аппаратуру для авиации. Проработкой всех элементов занимались четыре года. После этого были утверждены детали составленного технического задания и согласованы все нюансы, касающиеся будущей РЛС бокового обзора, которая к тому моменту уже получила название «Нить». Финансированием проекта занимались заказчики: Министерство морского флота, Министерство геологии и Главное управление гидрометеорологической службы. Исполнителем было выбрано предприятие «Ленинец».

Система «Нить» в самолетах ИЛ-24Н

Первый пример оборудования был показан в 1978-м году. Его установили на Ан-24 и провели необходимые испытания, включая полет над Арктикой. Одной из задач было сопровождение атомного ледокола и транспортного судна по высокоширотному маршруту. Заметно, что проход осуществлялся в мае, что являлось новым. «Нить» успешно выполнила свои функции, и ее заказчики ее одобрили.

Улучшенная РЛС использовала параметры, аналогичные системе «Торос», но имела новшества, включая бортовое оборудование «Нить-С» и комплекс «Нить-Л», который устанавливался на атомных ледоколах и служил для получения информации из самолетов. Передача данных осуществлялась на расстоянии до 350 км без задержек.

«Нить-С» имела шесть режимов работы и могла анализировать ледовую поверхность с учетом мельчайших деталей. Качество распознавания и глубина исследования превосходили все ожидания. Изображение покрова льда одновременно отображалось как внутри самолета, так и на морских судах. Если использовалась диффузная фотохимическая обработка фотопленки, то получение изображения занимало от 4 до 8 минут.

Сочетание системы «Нить» с радиолокацией «Торос» способствовало росту грузоперевозок через Арктику, что обеспечивало нужными материалами промышленные предприятия. В результате было решено развивать Северный морской путь и использовать его как транспортную магистраль для регулярного движения кораблей. Система «Нить» была установлена на самолетах для обеспечения движения судов.

Вы когда нибудь видели самолет ИЛ-24?
ДаНет

Характеристики Ил-24Н

Габариты Ил-24Н соответствовали базовому самолету Ил-18. Длина составляла 35,9 м, высота – 10,17 м, а размах крыла – 37,42 м при площади 140 м². Масса со снаряжением – 33760 кг, а максимальный взлетный вес ограничивался 64000 кг.

Характеристики Ил-24Н

Ил-24Н использовал четыре двигателя АИ-20М, каждый из которых мог развивать мощность до 4250 л.с. Самолет мог развивать крейсерскую скорость 610 км/ч и максимальную скорость 685 км/ч. Максимальная дальность полета составляла 6500 км, что достаточно для выполнения основной функции. Максимальная высота полета составляла 12000 м.

Авиалайнер Ил-24Н оснащен продвинутым радиолокационным оборудованием «Нить», но спрос на этот узкоспециализированный самолет был недостаточным, несмотря на его важную функцию. Топливный кризис ухудшил ситуацию, и в итоге Ил-24Н был отказан.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Сергей

    Прекрасные самолеты ИЛ. ИЛ-24 повезло увидеть в 80_х годах в Красноярске!