Самолеты

Ил-214 перспективный военно-транспортный самолет

Ил-214 – проект грузового самолета, создаваемый Россией и Индией. Запуск в серийное производство планировался на 2015 год, однако возникли трудности в реализации, что привело к отказу индийской стороны от проекта в 2019 году. Разработка теперь полностью лежит на российских конструкторах, но выпуск серийного Ил-214 находится под вопросом.

История создания самолета

Необходимость создания нового самолета для грузоперевозок возникла еще в 1990 годах. Он должен был заменить устаревшие машины, которые не соответствовали новым стандартам и не могли конкурировать с более продвинутыми иностранными моделями. С тех пор ничего не изменилось, а основу транспортной авиации России представляют те же самолеты. Все они выпущены украинской ОКБ имени Антонова. В эксплуатации находятся три модели: Ан-12, Ан-26 и Ан-72.

Ан-12
Ан-12

Первые два прекратили производство еще в 1970-х и 1980-х годах, а последний был в производстве до начала 1990-х годов. Использование таких машин на постоянной основе затруднительно и даже опасно, из-за чего отказ от них является срочной необходимостью. Также важную роль играют отношения между Москвой и Киевом, что усиливает сложности в сотрудничестве стран по вопросам закупки, обслуживания и ремонта приобретенных самолетов.

С похожей ситуацией столкнулась Индия, чей парк транспортников состоит из Ан-32, представляющего собой улучшенный вариант Ан-26. Самолет морально устарел и не справляется с предъявляемыми к нему требованиями по грузоподъемности.

Самолет Ан-26

 

Перед распадом СССР основным направлением развития авиатранспорта был считаемый лучшим для перевозки грузов самолет Ан-12. Советское руководство предпочитало модернизировать эту модель, а не приобретать новые машины. Однако к концу 1980-х годов было решено отказаться от Ан-12 и готовиться к списанию имеющихся экземпляров. Планировалось заменить их на Ан-70, но развал СССР и задержки в создании новой машины не позволили этому произойти.

Самолет все же был выпущен в виде опытного образца и начал летать к 2015 году. Он стал намного тяжелее и может перевозить грузы весом до 47 тонн. Несмотря на перспективы, уже через год от его серийного выпуска отказались и решили использовать его в качестве базы для более продвинутых моделей.

Ан-26

Российское правительство задумалось о создании грузового самолета еще в 1990 годах, несмотря на финансовые трудности. В то же время, Индия также рассматривала эту идею, но не могла реализовать ее из-за низкого уровня авиастроительной отрасли.

Поэтому правительство хотело организовать совместную разработку и открыть производство на территории своей страны, воспользовавшись специальной программой. Россия, как один из самых надежных партнеров, стала для индийских военных лучшим вариантом. И уже в 2001 ОКБ имени Ильюшина, НПК «Иркут» и индийская HAL подписали контракт о старте совместного проекта по созданию многоцелевого транспортного самолета Ил-214.

В 2006 году автомобиль был добавлен в список государственной программы по модернизации российской армии. Ожидаемая стоимость самолета составляла около 40 миллионов долларов, а его прототип должен был быть запущен в 2015 году.

Ил-214
Самолет Ил-214

Правительство России заявило о готовности приобретать более 100 единиц Ил-214 начиная с 2019 года. Хотя компании подписали основной договор еще в 2001 году, государственное соглашение между странами было заключено лишь в 2007 году. В этом соглашении было установлено, что первый полет экспериментального образца должен состояться в 2008 году. Основной проблемой при разработке проекта стало выполнение минимального заказа на старте.

После запуска производства, Индия намерена была приобрести не менее 40 самолетов, в то время как Российское правительство оттягивало сроки из-за отсутствия средств на закупку авиации и не рассчитывало на быстрый старт серийного выпуска машины. В конкурсе на новые транспортники, где Ил-214 и Ту-330 были главными конкурентами, победу одержал первый.

Самолет Ту-330
Самолет Ту-330

В 2009 году Ильюшинское конструкторское бюро представило концепцию нового самолета. Его оценила положительно правительственная комиссия и дала разрешение на продолжение работ. Однако уже тогда было ясно, что задержки могут быть несколько лет и точную дату выпуска нельзя предсказать.

Авиастроительные компании, работающие вместе, заключили новое соглашение в 2010 году, согласно которому Россия и Индия должны были вложить по 600 миллионов долларов, а производство самолетов должно было быть организовано на территории обеих стран. НПК «Иркут» должен был отвечать за производство в России.

К 2012 году был подписан еще один контракт, где подробно расписывалось количество выпускаемых машин на каждом заводе. Там также было прописано, что Россия приобретет не менее 100 самолетов, а Индия закупит 45 единиц. Предполагалось, что дополнительно будет выпущено 200 машин для продажи другим странам. Тогда же было решено, что ответственной за производство будет созданная обеими сторонами компания Mutilrole Transport Aircraft Limited.

Последующие оценки экспертов были довольно оптимистичными. По их подсчетам, до 2030 года другие страны могли приобрести до 300 новых машин. Предполагалось, что Ил-214 сможет покрыть не менее 60% всего рынка транспортной авиации на территории государств, где традиционно принято закупать советско-российскую технику. Также эксперты были уверены, что у проекта есть шансы заинтересовать покупателей, которые предпочитают западные самолеты.

Макет самолета ИЛ-214
Макет самолета ИЛ-214

Продажи были несколько ниже, однако автомобиль мог бы получить дополнительную популярность и изменить мнение некоторых стран о российской авиации. Финансовые перспективы оказались гораздо лучше, чем предполагалось. В 2019 году стало известно, что индийская сторона выходит из совместной разработки, и с января создание Ил-214 было заморожено.

Вы видели современный самолет ИЛ-214?
ДаНет

Планируемые характеристики Ил-214

Конструкторы, работая над Ил-214, стремились достичь максимальной универсальности самолета, чтобы он мог перевозить практически любую военную технику, используемую в российской армии. В одном рейсе транспорт должен был перевозить не менее 140 солдат или 90 десантников, а также две БМП, оснащенные парашютными системами для воздушного сброса.

Планируемые характеристики Ил-214

Максимальный вес груза для транспортировки должен быть не менее 20 тонн, некоторые источники утверждают, что проект включает в себя возможность перевозки веса даже до 27 тонн. При взлете, вес самолета ограничен 68 тоннами.

Габариты Ил-214 стандартны. Его длина составляет 37,7 м, высота – 12,51 м. Размах крыла равен 12,51 м. Сердцем самолета должны выступать два двигателя ПС-90А1, чья взлетная тяга достигает 17400 кгс. Согласно другим источникам, силовая установка должна быть представлена двумя ПД-14М с тягой 15600 кгс.

Чертеж ИЛ-214

Летные характеристики ориентировочные, но финальная версия должна была получить именно их. Максимальная скорость ограничивается 870 км/ч, крейсерская – 800 км/ч. Ил-214 должен быть в состоянии пролететь не менее 2000 км при предельной нагрузке, перегоночная дальность же достигает 7300 км. Практический потолок составляет 12000 м. Для взлета самолету потребуется разгон до 1350 м, а при посадке – пробег до 1450 м.

На борту должно быть до 25 тонн топлива, а над кабиной пилотов расположена специальная заправочная штанга. Если нужно, самолет можно легко дозаправить в воздухе, не садясь на землю. Такой фактор делает машину экономичнее и быстрее в доставке грузов.

Описание конструкции

Самолет Ил-214 имеет классическую компоновку, которая применяется в большинстве моделей транспортной авиации за последние десятилетия. Он относится к категории высокопланов, так как крыло установлено в верхней части фюзеляжа, а киль выполнен в форме буквы «Т». Крыло оснащено продвинутой механизацией, включающей предкрылки, закрылки, элероны и интерцепторы. Две мощные турбовентиляторные двигатели установлены под крылом.

Конструкторы выбрали высокое расположение крыла и силовых установок, чтобы обеспечить возможность самолету приземляться и взлетать с грунтовых аэродромов, избегая риска попадания посторонних предметов внутрь двигателей. Шасси, состоящее из трех опор, может быть убрано в фюзеляж сразу после взлета.

Экипаж Ил-214 включает в себя двух пилотов и одного бортового инженера. Кабина оснащена современной электроникой и индикационными системами, которые предоставляют экипажу информацию о полете. Приборная панель может содержать до шести экранов и световую индикацию, отражающую важные показатели на лобовом стекле. Габаритное радиолокационное оборудование может быть установлено на носовой части самолета.

Схема ИЛ-214

Ил-214 был задуман как частично унифицированный с Ил-76МД, который является успешным проектом. Фюзеляжи обоих машин практически идентичны. Однако, в новой модели основное внимание уделено грузовому отсеку, который оборудован широкой рампой и лебедкой для приема грузов без помощи извне, что особенно важно при работе с неподготовленными аэродромами.

Внутренняя зона загрузки должна была быть достаточно большой, чтобы вместить до четырех контейнеров УАК-5. Самолет имеет высокую грузоподъемность и является хорошим выбором между легкими и тяжелыми транспортными авиационными средствами.

Основные конкуренты

Подготовка к разработке, сложные первичные шаги и различные трудности отняли у российско-индийских конструкторов слишком много времени. Пока они пытались создать первый образец машины, другие крупные компании активно готовили серьезных конкурентов. Сейчас у Ил-214, который до сих пор ни разу не взлетал в небо, их три: Ан-178, KC-390 и C-130. Причем последний был создан более 60 лет назад, но до сих пор остается важным игроком на рынке транспортной авиации.

Ан-178
Самолет Ан-178

Ан-178 – новинка от украинского конструкторского бюро, которая является продолжением предыдущих разработок и должна заменить устаревшую авиацию страны. Разработка самолета заняла четыре года, что на фоне выпуска Ил-214 выглядит впечатляюще. В 2019 году самолет был официально представлен, однако серийное производство будет запущено не сразу.

Самолет Ан-178

В 2020–2022 гг. запустят производство украинского транспортного самолета Ан-178, который имеет много сходства с Ил-214. Он может перевозить грузы до 20 тонн на расстояние 1000 км, а габариты рабочего отсека позволяют загружать контейнеры типа 1С. Для работы используются два двигателя Д-436-148ФМ, созданные специально для этого самолета. Ан-178 имеет хорошие перспективы на международном рынке и может конкурировать с российскими разработками.

KC-390
Самолет KC-390

Вторым конкурентом Ил-214 стал бразильский KC-390, разрабатываемый компанией Embraer. Проект начали прорабатывать еще в 2007 году после подробного изучения рынка транспортной авиации. Через несколько лет после этого к разрабатываемой машине начали проявлять большой интерес представители разных стран.

В 2012 году проект смог привлечь внимание даже крупнейшей авиастроительной компании Boeing. Представители американского гиганта возложили большие надежды на бразильскую разработку и пообещали оказать помощь с применением новых технологий и последующим распространением машины. Серийное производство запущено в упрощенном режиме, бразильские военные получили в эксплуатацию два самолета.

Самолет KC-390

Главным преимуществом KC-390 стала грузоподъемность, которая составляет 24 тонны, и дальность полета, достигающая 2500 км. Он способен приземляться на неподготовленные взлетные полосы без асфальтированного покрытия. У машины имеется продвинутый грузовой отсек прямоугольной формы, занимающий большую часть фюзеляжа. Внутри можно разместить военную технику. Поместится три Humvee или один БТР. Недостаток KC-390 заключается в его стоимости – он в два раза дороже Ан-128 и Ил-214.

C-130
Самолет C-130

C-130 разрабатывался в США еще в середине прошлого века. Он предназначался для замены устаревших C-46, C-47 и C-119. Первый полет самолет совершил в 1954 году. Машина перевозит до 72 вооруженных солдат или груз весом до 18 тонн на расстояние не более 5250 км.

Она представлена в виде высокоплана и работает на четырех турбовинтовых двигателях Allison T56, разработанных специально для нее. За время эксплуатации было выпущено большое количество модификаций, включая ударные варианты. Базовая модель периодически улучшается, получая продвинутое современное электронное оборудование, чтобы самолет мог полноценно применяться в любых условиях.

Самолет C-130

C-130 стал наиболее распространенным транспортником в мире и используется 65 странами. Несмотря на возраст, самолеты этой модели отлично справляются с поставленными задачами и могут конкурировать со многими современными транспортниками. На 2019 год никакой информации об окончании производства до сих пор не поступало. Предполагается, что C-130 будет выпускаться в последних модификациях еще более десяти лет или дольше, пока не будет сконструирована полноценная замена.

Перспективы: будет ли выпущен Ил-214

Когда Индия заключила договор с Россией о создании Ил-214, успех проекта не вызывал сомнений. Обе стороны надеялись, что совместные усилия позволят избежать проблем и добиться быстрого успеха. Однако разработка затянулась.

В 2017 году не было готовых проектных документов для создания макета самолета. Началась активная работа и проект был переименован в Ил-276. Через год Индия заинтересовалась украинским Ан-178 и объявила о расторжении договора с Россией. Разработка была заморожена на неопределенный срок в 2019 году.

Россия могла закрыть проект или вложить в него больше усилий, чтобы достичь результатов. В 2017 году было решено отказаться от Ил-214 и переименовать его в Ил-276, начав разработку на основе удачных схем.

По последним новостям, российское правительство выбрало второй вариант. Ил-276 принимает участие в конкурсе на создание нового транспортного средства, которое заменит устаревшие Ан-12. Первый полет самолета запланирован на 2023 год, а серийные модели будут выпущены к 2026 году.

Ил-214 — сложный проект, который требовал больших финансовых и временных вложений от России и Индии. Несмотря на риски срыва и закрытия проекта, машина была возрождена под новым именем и активно изучается конструкторами, чтобы быть готовой к представлению публике в ближайшие годы. Если все пройдет успешно, Ил-214 под новым названием Ил-276 сможет серьезно конкурировать с другими транспортными самолетами.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Владимир

    Самолет Ан-178 – это дальнейшее продолжение линейки антоновских машин Ан-148 и Ан-158. Он был разработан украинскими конструкторами в кратчайшие сроки (около четырех лет). В 2019 году состоялась презентация этой машины. В настоящее время самолет проходит испытания. По своим характеристикам Ан-178 во многом похож на Ил-214, он может перевозить груз весом около 20 тонн на расстояние в 1 тыс. км. При этом конструкция грузовой кабины позволяет Ан-178 принимать на борт даже крупногабаритные морские контейнеры 1С. У ильюшинской машины несколько больше перегоночная дальность и двигатели имеют большую тягу. Стоимость Ан-178 составляет 40 млн долларов. В 2019 году в Запорожье был проведен первый запуск нового двигателя Д-436-148ФМ, который разрабатывался специально для этого самолета.

  2. Александр

    Почему разработка этой машины длилась так долго и завершилась неудачей? Технически, создание подобного самолета для специалистов ОКБ им. Ильюшина, не является слишком уж сложной задачей.

  3. Алина

    Почему Индия захотела расторгнуть договор с Россией? Почему Индию привлек больше Украинский проект с АН-178? Насколько я знаю при конструкции самолетов важную роль играет импортозамещение. Потому что многие детали мы не можем производить.