Самолеты

Ил-2 штурмовик-легенда

Ил-2 был самым известным и массовым боевым самолетом времен Второй мировой войны. Советские заводы произвели около 40 тысяч машин этой модели. Немецкие солдаты дали Илу-2 особые прозвища — «бетонный танк» и «чума». Штурмовик сыграл решающую роль в победе над фашизмом и позволил СССР сохранить свои территории, став сверхдержавой.

История создания штурмовика

В 1930-х годах ВВС СССР участвовали в боевых действиях в Испании. Полученный опыт показал, что сильная противовоздушная оборона создает проблемы для истребителей и приводит к потерям. Ильюшин написал доклад для Сталина, указав на недостаток брони имеющихся самолетов и разрабатываемых штурмовиков. Он предложил создать новый усиленный самолет, проект которого он уже подготовил.

История создания штурмовика ИЛ-2

Машина, созданная по его плану, имела четыре крыльевых пулемета и могла нести до 200 кг бомбовой нагрузки. Боевой радиус составлял 400 км, а скорость достигала 400 км/ч. Основным новшеством в разработке было использование несущего бронированного корпуса с дополнительными бронекапсулами внутри фюзеляжа, чтобы защитить важные элементы конструкции. Ильюшин назвал этот самолет «летающим танком».

История ИЛ-2

Совнарком одобрил предложение немедленно. Штурмовой самолет был назван БШ-2 и получил заводское обозначение ЦКБ-55. Это стало началом создания самого массового самолета Второй мировой войны. Первый образец машины планировалось подготовить к концу 1938 года, но вместо этого в январе 1939 года был продемонстрирован только макет будущего штурмовика.

Сроки были сорваны по причине несоответствия параметров двигателя АМ-34ФРН заявленным требованиям. Готовый вариант самолета появился к октябрю. Он работал на силовой установке АМ-35 и не успел пройти летные испытания, из-за чего при полете было выявлено немало недостатков. Самым серьезным стал хронический перегрев двигателя. Решить проблему позднее получилось путем установки переработанной системы охлаждения.

Самолет ИЛ-2

Испытания начались в марте 1940 года, но закончились неудачно из-за несоответствия техническому заданию по нескольким параметрам. Тем не менее, комиссия дала проекту положительную оценку и предложила заменить двигатель АМ-35 на АМ-38, исправить недоработки и усилить вооружение.

Второй вариант штурмовика Ил-2

В октябре был запущен второй вариант штурмовика Ил-2, который обозначался как ЦКБ-57. В нём были учтены все замечания комиссии, и он стал одноместным. Причины удаления места стрелка не были сообщены, однако предполагается, что это было сделано для облегчения самолёта, увеличения запаса топлива и улучшения летно-технических показателей. В декабре этот штурмовик получил официальное название Ил-2. К январю 1941 года все работы были завершены, и началась подготовка к запуску самолёта в серийное производство.

Первые версии скоро получили реактивные снаряды, что улучшило их боевые возможности. Во время войны штурмовые самолеты стали активно использоваться для нападения на немецкие войска. Сразу же стало явным главное ограничение — отсутствие стрелка.

Пилоты попросили пересмотреть распределение мест в самолете и добавить еще одно место. Несмотря на неприятие этого решения, Ильюшин под давлением Наркомата и ВВС создал двухместную версию. Впоследствии были выпущены еще несколько модификаций этого самолета.

Тактико-технические и летные характеристики Ил-2

Размеры Ил-2 были небольшими. Длина составляла 11,6 м при высоте 4,17 м. Размах крыла был равен 14,6 м, его площадь занимала 38,5 м². Взлетный вес для базовой модели ограничивался 5,31 т, для двухместной – 6,16 т. Пустыми самолеты весили 3,99 т и 4,36 т соответственно. При этом на броню приходилось 990 кг.

Тактико-технические и летные характеристики Ил-2

 

Во время боевых действий применялись штурмовики Ил-2, оснащенные двигателем АМ-38. Мощность двигателя могла варьироваться в зависимости от модификации. В одноместной версии была установлена мощность 1575 л. с., в то время как в двухместной версии было установлено 1720 л. с. Первая модификация позволяла достигать скорости до 450 км/ч, тогда как вторая не позволяла лететь быстрее 414 км/ч. Дальность полета одноместного самолета составляла 638 км, а максимальная высота полета была ограничена 7800 м.

Самолет мог лететь на расстояние до 720 километров и не мог подниматься выше 5500 метров. Для взлета ему требовалось 335 метров при максимальной бомбовой нагрузке до 400 килограмм.

Конструкция самолета

При создании самолета чертежи, разработанные Ильюшиным еще до официального старта проекта, практически не изменились. Ил-2 остался свободнонесущим монопланом. Его конструкция была смешанной

Планер

Бронированный корпус передней части фюзеляжа защищал кабину, топливные баки и двигатель. Толщина брони колебалась от 4 до 6 мм и включала в себя сварные и клепанные элементы. Задняя часть фюзеляжа была выполнена из алюминиевых сплавов, но в более новых версиях самолета использовали фанеру и шпон.

Планер ИЛ-2

Кабина закрыта. Фонарь состоит из стекол, которые могут фиксироваться и сдвигаться. Крыло самолета — двухлонжеронного типа, включающее в себя центроплан и две консоли с элеронами и закрылками. Хвостовое оперение — свободнонесущее и включает в себя киль со стабилизатором.

Элементы управления полетом выполнялись из полотна, набитого поверх металлического каркаса. Поздние модели штурмовика получали только деревянные компоненты, что связано с возникшей нехваткой алюминия. Шасси самолета состояли из двух передних подкрыльных стоек и вспомогательного колеса. Они складывались назад, убирались внутрь крыла и закрывались обтекателями. Заднее дополнительное колесо оставалось в своем положении всегда.

Вы видели штурмовик Ил-2 вживую?
ДаНет

Двигатель

Ил-2 — одномоторный самолет, оснащенный поршневым двигателем с водяным охлаждением. Он работал на двигателе АМ-38, но на более новых моделях был заменен на АМ-38Ф.

Двигатель ИЛ-2

Две модели были созданы Микулинским заводом. Двигатель был размещен за бронированным покрытием, а масляный радиатор находился внутри защищенной емкости.

Вооружение Ил-2

Ил-2 был лучше вооружен, чем любая другая авиация. Советский штурмовик имел такую же бомбовую нагрузку, но продвинутое огнестрельное оружие позволяло ему противостоять любым угрозам. Благодаря сочетанию такого вооружения и усиленного бронированного корпуса летчики имели серьезное преимущество.

Компоновка ИЛ-2

На борту были размещены две пушки. Сначала использовались 20-мм ШВАК, но затем были заменены на 23-мм ВЯ. Также были попытки установить 37-мм и 45-мм пушки с повышенной убойной силой для уничтожения танков противника, но они не были успешными. На крыльях самолета было установлено два пулемета ШКАС.

Специально для них был разработан новый тип патрона калибра 7,62 мм, основанный на винтовочных пулях. На двухместных моделях Ил-2 присутствовал оборонительный пулемет УБТ калибра 12,7 мм.

Вооружение Ил-2

Для увеличения силы удара использовались авиационные ракетные снаряды. Ил-2 мог перевозить до 8 единиц вооружения моделей РС-82 и РС-132, а также до 600 кг авиационных бомб в контейнерах ПТАБ. Они выбрасывались из специального отсека, расположенного в нижней части корпуса.

Тактика боя Ил-2

Ил-2 имел оптимальную высоту ведения боя, что являлось его большим преимуществом. Он мог наносить удары по наземным войскам противника на высоте 400…1000 м, а также обстреливать позиции врага на высоте до 50 м. Зенитные орудия не могли точно поразить штурмовик, летящий так низко, а стрелковое оружие пехоты не пробивало усиленную броню. В то же время вражеская авиация, разгоняющаяся только до 300 км/ч, не могла догнать Ил-2.

Тактика боя Ил-2

После бомбардировки наземных целей самолет переходил к следующей фазе боя, нацеливался на вражеские штурмовики и уничтожал их при помощи пулеметов и пушек. Советские летчики иногда использовали сходство Ил-2 с немецким бомбардировщиком, чтобы максимально приблизиться к вражеским авиагруппам.

История боевого применения

В начале Великой Отечественной войны возникли значительные трудности с производством военной техники, включая компоненты для авиации. Эта проблема затронула также авиастроительную отрасль. После перевода всех заводов на Урал производственные темпы заметно упали. Советские Военно-воздушные силы получали всего по одному самолету Ил-2 в день, что было недостаточно.

История боевого применения ИЛ-2

Несмотря на отсутствие новых самолетов, Ил-2 продолжал активно использоваться в боевых действиях на фронте. Штурмовики Ил-2 совершили множество вылетов, в результате чего многие из них были сбиты либо получили серьезные повреждения. Но именно эти самолеты оказали огромное влияние на ход войны и принимали участие в ключевых событиях. Немцы называли Ил-2 «черной смертью», так как множество вражеских солдат были уничтожены при помощи этих штурмовиков.

Сталинградская битва

Бои за Сталинград были крайне жестокими, и многие солдаты и техника были потеряны. Тем не менее, советские войска сумели победить, благодаря активной поддержке истребителей Ил-2 из воздуха.

Сталинградская битва ИЛ-2

Немецкие транспортные самолеты, направленные для помощи окруженной группе войск генерала Паулюса, были атакованы штурмовиками. В результате армия СССР победила и Сталинград был освобожден.

Курская дуга

Во время Великой Отечественной войны произошло знаменитое сражение под названием «Курская дуга». Оно было признано крупнейшим танковым боем, однако не все знают о воздушных боях, которые происходили до начала напрямую земных боев.

Курская дуга ИЛ-2

Ил-2 советских воздушных сил атаковали немецкие базы еще до начала боевых действий, застигнув противника врасплох. Несмотря на большие потери самолетов, это имело решающее значение для последующих боев. Именно в битве под Курском летчики штурмовиков впервые начали использовать тактические уловки.

Самолеты кружили над полем боя друг за другом, закрывая хвосты от возможного нападения сзади, и периодически вылетали по одному для бомбардировки пехоты. Такую тактику называли «каруселью смерти». Применение нестандартных решение помогло добиться знаковой победы для всего мира.

Плюсы и минусы штурмовика Ил-2

В начале боевых вылетов стало ясно, какие преимущества и недостатки есть у штурмовиков. Качества проявлялись не только у пилотов, но и у механиков, занимающихся обслуживанием и ремонтом машин.

Плюсы и минусы штурмовика Ил-2

Преимущества:

  • простая конструкция – этот фактор позволил запустить серийное производство самолетов за короткие сроки;
  • защита – штурмовик выдерживал обстрелы из стрелкового оружия и мог выйти из боя даже после атаки вражеского истребителя;
  • ударная сила – на самолете можно было легко поражать любые цели, включая объекты инфраструктуры, пехоту, наземную технику и авиацию.

Такие преимущества были очень значимы на поле боя и способствовали достижению больших успехов. Хотя недостатки были менее важными, они все же вызывали проблемы.

Недостатки:

  1. неповоротливость – на самолете сложно было выполнять маневры, требующие резких движений с частой сменой траектории;
  2. сложность наведения – штурмовик оснащался простыми прицелами, а бомбардировочные отсутствовали, при заходе на цель вид перекрывался двигателем;
  3. слабая защита стрелка – заднюю кабину вынесли за основной бронекорпус, из-за чего количество погибших пилотов было невероятно большим;
  4. аварийность – более 10000 машин были потеряны при летных происшествиях, не связанных с боевыми действиями.

Самолет имел недостатки, но он сыграл важную роль в победе над фашизмом и достижении победы в войне.

Модификации

Конструкторы начали создавать модификации Ил-2 сразу после выпуска базовой модели. Они предназначались для устранения недостатков и расширения возможностей штурмовика. Некоторые модификации не были запущены в серию и остались на этапе проектирования.

Модификации ИЛ-2

Модификации:

  • Ил-2 одноместный – базовая модель самолета с двигателем мощностью 1575 л. с., некоторые позднее вручную переоборудовались в двухместные;
  • Ил-2 двухместный – первая модификация с двигателем мощностью 1720 л. с. и установкой дополнительного места для стрелка;
  • Ил-2 М3 – модификация Ил модели 2М3 иногда называется КСС, расшифровывающееся, как «крыло со стрелкой», отличалась измененной формой крыла;
  • Ил-2 АМ-38Ф – серийная модель с улучшенным форсированным двигателем, повышающим технические характеристики штурмовика;
  • Ил-2КР – специальная модификация для корректировки артиллерийского огня и проведения фоторазведки;
  • Ил-2 НС-37 – улучшенная модель самолета с пушками НС-37, стреляющими калибром 37 мм, вместо старых ВЯ-23;
  • Ил-2У – учебная модель, где место стрелка занимал инструктор, предназначалась для первичного обучения пилотов;
  • Ил-2 НС-45 – нереализованный проект противотанковой модификации с усиленными пушками НС-45, стреляющими снарядами калибра 45 мм;
  • Ил-2И – несерийная одноместная облегченная версия штурмовика, предназначенная для уничтожения транспортной авиации;
  • Ил-2 М-82 – опытный образец с двигателем воздушного охлаждения М-82, улучшающим отдельные показатели, но сохраняющим основные характеристики;
  • Ил-2 ШФК-37 – единственный одноместный переделанный Ил-2 с пушками ШФК-37, серийно не производился.

Известно, что Ил-2Т был разработан конструкторами на основе Ил-2 М3, но без крыльевых пушек. Его главное отличие — установленные под фюзеляжем торпеды 45-36АН. Не сохранились никакие документы об этой модели.

Дальнейшая судьба самолета

Ил-2 был широко использован для уничтожения вражеских сил до конца Великой Отечественной войны. После войны были отремонтированы поврежденные штурмовики. Казалось бы, что слава самолета закончилась, но позднее они были задействованы в нескольких крупных боевых действиях по всему миру. Ил-2 остался на вооружении в СССР, Польше, Монголии и Югославии. Он также был отправлен в дружественные государства в небольшом количестве.

Дальнейшая судьба самолета ИЛ-2

Во время Корейской войны Ил-2 были задействованы северокорейскими войсками, однако были разрушены американскими бомбардировщиками. Позднее Китай также использовал эти самолеты в местных конфликтах. СССР затем прекратил использование Ил-2 и начал разработку новой машины — Су-25. Этот самолет до сих пор используется российской армией.

В 2018 году на бывшем северном фронте Второй мировой войны в Луостари, расположенном в Мурманской области, на дне озера был обнаружен Ил-2. Самолет относится к ранним моделям и считается крайне редким. Несмотря на возраст, некоторые его элементы хорошо сохранились, что позволяет в будущем восстановить его и использовать в качестве экспоната.

Ил-2 стал легендой, внесший серьезный вклад в победу над фашизмом и помогший советским войскам сохранить родину. Несмотря на недостатки самолета и сложности, связанные с его производством, конструкторы и рабочие заводов справились с задачей и добились невероятных результатов. Ил-2 до сих пор считается известным самолетом в истории авиации.

ШТУРМОВИК ИЛ-2 В ЛЕГЕНДАХ И НА ПОЛЕ БОЯ

Легендарный штурмовик ИЛ-2. Трудно писать о легенде. Особенно трудно писать правду и анализировать легенду с технической точки зрения. Сразу набегут ура — патриоты и заорут — Родину не любишь. Поэтому давайте отдельно рассмотрим ПОДВИГ лётчиков летающих на штурмовиках, технические и боевые возможности самолёта и тупость военного руководства.

Лётчики считались особыми людьми. Перед гибелью самолёта они успевали совершить всего несколько боевых вылетов. Такой трудный выбор сделать мог только настоящий патриот, который искренне любит свою Родину. Больше всего в жертвы уходили бортовые стрелки, но об этом расскажем позже.

Боевые возможности и легенды

Создание штурмовика ИЛ-2 — первая легенда. Илюшин создал самолет со стрелком в задней кабине, но военные не обратили на него внимания и заставили убрать вторую кабину. Благодаря просьбе фронтовиков оборонительный пулемет был установлен, и самолет стал успешным. Без тупых военных мы бы не имели этого самолета.

На самом деле всё было немного не так. Начнём с Илюшина. Да шесть моделей его самолётов находились в серийном производстве но кто знает сколько самолётов у него просто не получилось — очень много. Что касается бронированного штурмовика (так в постановлениях обозначался будущий ИЛ-2) то его официальная разработка началась в начале тридцать восьмого года. И военные очень даже торопили конструктора. Но ни чем путным проектирование штурмовика ИЛ-2 в то время закончиться не могло потому что двигатель Микулина АМ-34ФРН развивал мощность у земли всего 1050 лошадиных сил. В начале тридцать девятого года появился двигатель АМ-35 мощностью 1350 лошадиных сил. Но тут стал чудить сам Илюшин. Пытаясь закрыть бронёй двигатель, водный и масляный радиаторы он, не слушая мнения специалистов по охлаждению, сам конструировал экзотические системы. В результате двигатели горели один за другим срывая испытания самолёта. Вот что писал про него не менее легендарный конструктор двигателей Микулин — «Сплошные изобретения Илюшина в части винтомоторной группы и самодельных радиаторов привели к задержке выхода бронированного штурмовика на испытания более чем на год ….это чванство, вреднейшее с государственной точки зрения».

Испытания штурмовика ИЛ-2 в мае 1940 года завершились неутешительно. Комиссия сделала выводы о неверной центровке самолета, что приводило к проблемам при управлении. Кроме того, самолет не соответствовал требованиям технического задания по скорости, дальности и маневренности. В то время штурмовик ИЛ-2 имел всего пять пулеметов винтовочного калибра, поскольку пушки калибра 23 мм не были доступны.

Возникло предложение поставить на самолёт новый двигатель АМ-38 мощностью 1600 лошадиных сил, которого реально тоже ещё не было. А тут ещё две беды свалились на Илюшина. Бомбардировщик ДБ-3 собрались снимать с производства как устаревший и конструктор Сухой стал наступать на пятки со своим вариантом штурмовика. Возникла реальная опасность остаться без серийного завода и поехать в гости к Туполеву в тюрьму. Поэтому Илюшин пошёл на маленькую хитрость и предложил на ряду с двухместным испытать и одноместный образец. Обратите внимание, что тупые военные не отменяли заказа на производство и испытания двухместного образца. Одноместный образец с новым мотором прошёл испытания и был запущен в мизерную серию предназначенную для войсковых испытаний. Про двухместный вариант штурмовика ИЛ-2 Илюшин немного «забыл», а тут война и остальное вы знаете.

Ещё одно упоминание о личности Илюшина. Стоит сказать, что гильза — это дорогостоящий предмет, который многократно используется. Даже богатые американцы перевозили гильзы на аэродромы. Сбор гильз не является сложной системой. Во время всей войны ИЛ-2 оставлял гильзы от двадцати трёх миллиметровых пушек на полях боя.

Вторая легенда — штурмовик ИЛ-2 очень эффективная боевая машина и немцы его жутко боялись. Очень хорошо боевые возможности ИЛ-2 описал Марк Солонин в своей книге «На мирно спящих аэродромах». Я только кратко повторю основные выводы. Из ИЛ-2 плохо видно поле боя, бомбить он может только не прицельно, для танков он практически безопасен. Принятие на вооружение кумулятивных бомб увеличило угрозу для танков но есть такая противная вещь СТАТИСТИКА. Она утверждает что восемьдесят процентов танков уничтожила артиллерия. Да при бое в городе большой процент танков уничтожался из противотанковых гранатомётов. В определённые моменты авиация наносила большие потери танкам. Ещё были минные заграждения, бутылки с зажигательной смесью и противотанковые ружья. Но общий итог остаётся неизменным — во время Второй Мировой Войны самолёт вообще и ИЛ-2 в частности не очень пугал танки. А вот танкисты их боялись. Вот как один наш танкист описывает этот парадокс. За всю войну нас бомбили огромное количество раз, подбили всего три танка. Умом понимаешь, что бомбёжка для тебя практически безопасна, но страшно так как будто на тигра в лобовую идёшь. Что касается немцев, то достаточно посмотреть на документальные фотографии. Вряд ли танкисты ставящие свои танки такими плотными группами сильно боялись авиации.

Кто нибудь слышал про немецкие кумулятивные бомбы?

Немецкие военные имели лидирующие позиции в производстве кумулятивных боеприпасов. Кроме того, они умели выбирать лучшие образцы оружия для изучения. Возможно, вы не слышали о кумулятивных бомбах, созданных немцами, потому что они не были настолько эффективны, чтобы начать массовое производство. Однако у немецких военных были ракеты с кумулятивным зарядом, в отличие от наших.

Если у вас есть какая-либо информация по этому вопросу, свяжитесь с администратором сайта.

Как рождаются легенды?

Фотография с подписью «Ура-ура! Как наши штурмовики изрешетили танк» на самом деле изображает испытания орудий различных калибров и снарядов разных типов на тигре. Это подтверждается отчётом, где видно, что на танке есть следы попадания от трёх снарядов калибра 122 мм и около пяти попаданий снарядов калибра 85 мм. Отчётливо видны также следы попадания подкалиберных снарядов, которые выглядят как маленькая вмятина с маленьким отверстием в центре.

Ну вернёмся к нашим легендам.

Третья легенда — неуязвимость летающего танка. Максимальная броня была толщиной всего восемь миллиметров, а большая часть бортовой брони имела толщину пять миллиметров. То есть броня реально защищала только от осколков зенитных снарядов. А был ещё деревянный хвост с не дублированными тягами управления. А ещё масляный радиатор . Тут надо было выбирать, или закрыть перед боем броневую заслонку радиатора и получить заклинивший двигатель, или заслонку не закрывать и ждать пулю. Самый надёжный показатель живучести это в среднем двадцать шесть боевых вылетов на самолёт до его уничтожения зимой сорок второго года.

Сравнение потерь ИЛ-2 и старых, но более маневренных самолетов И-152 с воздушно-охлаждаемым двигателем показало, что при одинаковых условиях И-152 имели в два раза меньше потерь, чем ИЛ-2.

Установка оборонительного пулемета — четвертая легенда, которая обещала улучшить обстановку. Однако, во время воздушных боев, истребители все еще имели преимущество в одном к десяти побед. Хотя ситуация стала лучше, но не значительно. Главным источником потерь для штурмовиков оставался зенитный огонь с земли — семьдесят процентов.

А был ли он нужен?

Многие возмущены обсуждением Сталина. Однако, мы проанализируем ситуацию самостоятельно, не опираясь на мнение бывшего семинариста. Для начала, посмотрим на цели, которые ставились на поле боя и определим, какие из них являются наиболее уязвимыми. Для этого, мы обратимся к воспоминаниям ветеранов.

Основная задача заключается в уничтожении железнодорожной станции, где стоят поезда. Штурмовикам это не под силу, поэтому цель должны атаковать пикирующие бомбардировщики.

Артиллерийские батареи являются второй целью. Использование авиационных пушек не позволит уничтожить эту цель, только временно заставит орудийную команду замолчать. Более логичным решением будет бомбардировка с пикировщиков.

Это также относится к укрепленному пункту.

Охота на поезда противника — не за эшелонами, а за ПАРОВОЗАМИ. Важны не бронирование, а дальность полета, скорость и наличие ракет. ТАНДЕРБОЛТ был самым известным и успешным охотником на паровозы в США.

ЛА-5 лучше подходит для этой задачи, чем ИЛ-2, благодаря своей высокой скорости, маневренности и двигателю с воздушным охлаждением.

Если колонна противника движется, то наиболее точным и безопасным способом будет бомбардировка с пикирующего бомбардировщика. Если использовать пушки, потери у ЛА-5 и штурмовиков будут примерно одинаковыми или даже меньшими, как в случае с И-152. Использование ракет будет одинаково эффективным, будь то с пикирующего бомбардировщика, штурмовика или истребителя. Истребитель после запуска ракет перестает быть добычей для вражеских самолетов, что дает ему явное преимущество.

Цель штурмовки переднего края является самой любимой. Уничтожение пехоты в окопах практически невозможно. Для её уничтожения необходимо перепахать передний край, но штурмовик не имеет на это средств. Американцы попытались прорвать оборону немцев бомбардировкой, собрав огромное количество самолётов и высыпав все бомбы на переднюю линию обороны. Это привело к огромному взрыву, но танки не смогли войти в прорыв из-за воронок. Необходимо было использовать сотки бомб, так как это идеальный калибр для уничтожения землянок и преодоления воронок на танках. Штурмовик в этом случае не имел значения.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах