Самолеты

Ил-18 пассажирский самолет для дальних перелетов

Ил-18 – это пассажирский самолет средней дальности, который был разработан в СССР и стал первым турбовинтовым самолетом на территории страны. История его создания по-прежнему актуальна, поскольку он до сих пор используется. Это подтверждает надежность конструкции самолета Ил и успешность его модели.

История создания Ил-18

В послевоенный период пассажирские авиаперевозки стали расти. В 1950-х годах руководство страны обнаружило, что существующие поршневые лайнеры не способны обеспечить требуемый объем и скорость перевозки людей. Поэтому они поручили конструкторам разработать авиацию с повышенной вместимостью пассажиров и увеличенной скоростью полета. Тогда уже были новые возможности для достижения необходимой производительности.

История создания Ил-18

Авиационные двигатели стали главной составляющей для решения проблемы. Избраны были газотурбинные модели — турбовинтовые и турбореактивные. Поршневые двигатели, использованные ранее, были отвергнуты. Однако применение газотурбинных двигателей было затруднительным, поскольку их использовали только в военной авиации, где экономичность не была приоритетом. В гражданской авиации расход топлива оставался ключевым вопросом.

Первым авиалайнером на газотурбинном реактивном двигателе стал Ту-104, представленный в 1956 году. Он был основан на бомбардировщике Ту-16 и решал проблемы с пассажировместимостью и скоростью полета. Но он отличался недостаточной экономичностью, из-за чего не мог удовлетворить запросы авиаперевозчиков.

История создания самолета Ил-18

Ранее возникавший вопрос о создании авиалайнера для «Аэрофлота» был повторно обсужден. Представители советского правительства и конструкторы согласились на выпуск многоцелевого самолета, который сможет перевозить пассажиров и грузы.

С. В. Ильюшин выступил против этой идеи и настоял на разработке экономичного специализированного авиалайнера по классической схеме с целью достижения максимальных показателей и исключения недостатков, связанных с универсальностью. Его мнение было признано правильным, и его конструкторское бюро получило поручение заняться созданием обсуждаемого проекта.

Самолет Ил-18

Конструкторы начали разработку самолета Ил-18 сразу после переговоров. В сентябре 1956 года был построен первый опытный образец, который получил имя «Москва» после официального осмотра руководством СССР в июне 1957 года. Первый полет на самолете состоялся 4 августа, вместе с испытанием нескольких вариантов двигателей на других машинах.

Определили, какая модель — более надежная — АИ-20. За последующие два года конструкторы работали над другими версиями самолета, включая увеличение количества пассажирских мест и грузовых перевозок. Ил-18 начал эксплуатироваться в 1959 году и стал основой для среднемагистральной гражданской авиации, обеспечивая большинство внутренних рейсов. Ленинскую премию получили конструкторы за его создание.

Где производился самолет

Внутри страны производился самолет заводом под названием «Знамя труда», расположенным в Москве. Он существует с 1893 года, но в 2018 проводилась оптимизация, которая привела к сокращению штата и закрытию производственных помещений.

Где производился самолет

Ил-18 был создан до 1978 года. Выпущено 719 самолетов, из которых 514 были пассажирскими, а 205 имели специальное назначение.

Летно-технические характеристики Ил-18

Выпущенный Ил-18 характеристиками изначально превосходил всю имеющуюся авиацию. Он был крупнее и по габаритам: длина составляет 35,9 м при высоте 10,2 м. Крыло вытянуто на 37,4 м, а его площадь равна 140 м². Салон имеет ширину 3,23 м и длину 24 м. Пустым авиалайнер весит 35 т, предельная взлетная масса ограничена 64 т, из которых 22,7 или 30 т заняты топливом. Грузоподъемность зависит от модификации и может достигать 15 т.

Летно-технические характеристики Ил-18

Четыре двигателя АИ-20М обеспечивают мощность 4252 л. с. Максимальная скорость Ил-18 составляет 685 км/ч, крейсерская скорость — 625 км/ч, а посадочная — 200 км/ч. Для взлета нужен разгон до 1000 м, а для посадки — пробег до 800 м. Дальность полета зависит от конкретной модификации, коммерческой нагрузки и наличия дополнительных топливных баков и составляет 7100 км. Максимальная высота полета ограничена 10000 м.

Конструктивные особенности самолета

Ил-18 выполнен в соответствии с классической схемой. Это моноплан из цельных металлических конструкций с низко расположенным крылом и оперением, расположенным на палубе. Аэродинамический дизайн самолета разработан с упором на максимальный уровень безопасности и экономичности.

Конструктивные особенности самолета Ил-18

Основное внимание при создании авиалайнера было уделено крылу, которое имеет нестреловидную форму с удлинением 10 и сужением 3. Благодаря продуманной аэродинамике удалось достичь высоких скоростных показателей, устойчивости в полете и безопасности маневрирования на любых углах отклонения носовой части от горизонта. На крыле установлены четыре турбовинтовых двигателя АИ-20, выбор которых обусловлен повышенной экономичностью. Топливная система состоит из 22 небольших баков, расположенных в плоскости крыла, включая основную группу между внутренним и внешним двигателем, а также дополнительные.

У хвостового оперения есть трилонжеронный киль со стреловидностью 22° и стабилизатор с площадью 27,79 м². Шасси имеет трехопорный тип. Стойки взлетного шасси убираются внутрь специальных отсеков, используя гидравлическую систему. Передняя опора может отклоняться на 43° и имеет два парных колеса, а остальные имеют по четыре колеса. Для торможения используется гидравлическая система с антиюзовым автоматом растормаживания.

Управление самолетом осуществляется механически без использования бустеров. Рулевые усилия передаются через трубчатые тяги. Элероны и триммеры управляются тросовой проводкой. Большинство механизмов работает за счет гидроазотной системы. В кабине установлен кондиционер, который поддерживает нужное давление.

У нас есть система противопожарной защиты, которая включает специальные титановые перегородки между важными компонентами самолета и другие элементы. При возникновении пожара тушение осуществляется автоматически и вручную. Ручное тушение необходимо в случае быстрого распространения огня или отказа автоматической системы. Кроме того, Ил-18 оснащен системой противообледенения, которая обеспечивает электрообогрев передней части крыла и хвостового оперения, чтобы предотвратить образование ледяного покрова.

Схема салона Ил-18
Схема салона Ил-18

В авиалайнере электричество поступает через централизованную бортовую сеть постоянного тока и восемь генераторов, разделенных на две группы. На борту установлены две розетки для аэродромного питания, обеспечивающие машину электричеством на земле. Кроме того, на Ил-18 установлена сеть переменного однофазного тока, используемая для освещения, состоящего из 21 плафона, работы пилотажно-навигационного и радиооборудования.

Последние представлены на борту в большом количестве. Точные сведения о технических приборах пилот может изучить с помощью РЛЭ от Ил-18. К ним относятся: автопилот, курсовая система, радиокомпас, РСБ, РЛС и другие составляющие.

Салон Ил-18

Ил-18 был создан для выполнения регулярных пассажирских рейсов, поэтому особое внимание уделялось его салону. Схема салона может меняться в зависимости от модификации или заказа авиаперевозчика, но все самолеты этого типа имеют только эконом-класс. Вместимость салона составляет 80, 100 или 122 места, а расположение кресел — 3+2 с единственным проходом между рядами. Конструкторы разделили салон Ил-18 на три части, каждая выполнена в едином стиле.

Салон Ил-18

Салон для пассажиров оснащен удобными креслами, которые не вызывают дискомфорта во время полета на средние расстояния. Проход между рядами покрыт ковровой дорожкой, а над креслами расположены багажные полки. Отделка выполнена с помощью дизайнеров, что позволило добиться правильного сочетания цветов и элементов.

Кабина

Кабина Ил-18 находится между первым и четвертым шпангоутом и предназначена для пяти членов экипажа, включая командира, второго пилота, бортмеханика, штурмана и радиста. Ее остекление выполнено в двухрядном типе и оборудовано форточками по бокам. При посадке Ил-18 пилотам обеспечивается отличная видимость и ориентация в пространстве.

Кабина Ил-18

В кабину пилотов отделена герметичной перегородкой, которая позволяет сохранить кислород при разгерметизации и посадить самолет на ближайшем аэродроме. Возле нее расположен отсек для радиоэлектронного оборудования.

Фюзеляж

Главным нововведением в самолете стало использование герметичного фюзеляжа с задействованием систем наддува и кондиционирования. Такое решение позволило сохранить хорошее самочувствие пассажиров на любой высоте. Сам фюзеляж был разделен на несколько частей: кабина пилотов, первый салон, вестибюль, основной салон, хвостовой вестибюль, задний салон и багажный отсек. Компоновка многократно переделывалась под нужды определенных авиакомпаний или в ходе создания новых модификаций Ил-18.

Вам приходилось летать на самолете Ил-18?
ДаНет

Длина фюзеляжа составляет 35,9 м. Он сделан в виде полумонокока и включает 78 шпангоутов, стрингеров и обшивку. Основная часть фюзеляжа — гермокабина, которая имеет длину 28 м.

Безопасность самолета

Конструкторам пришлось проработать различные конструктивные решения и методики испытаний фюзеляжа для поддержания высокого уровня безопасности. Результаты исследований показали необходимость учета множества нюансов при создании массовой версии самолета. Одним из важных требований является использование компонентов повышенной прочности и дублирующих элементов в конструкции.

Крыло Ил-18

Механизация крыла была разработана для обеспечения возможности взлета и посадки на маленьких аэродромах с достаточной скоростью. Были использованы шины с низким давлением, которые позволяют использовать грунтовые ВПП. Максимальная скорость при посадке Ил-18 была ограничена до 200 км/ч, что еще больше повысило безопасность и исключило возможность выезда за пределы короткой ВПП.

Пожароопасные компоненты были отделены специальными титановыми плитами, выхлопные трубы провели над крылом, а вентиляцию гондол сделали более интенсивной – такие решения позволили значительно сократить вероятность возникновения пожара на борту. Если возгорание все же произойдет, то решить проблему должна улучшенная система пожаротушения.

Безопасность самолета Ил-18

На носовой части лайнера установлен специальный радар, который повышает безопасность полетов. Он предупреждает пилотов о возможных препятствиях, авиации и грозовых фронтах. Противообледенительная система также помогает избежать образования льда на важных компонентах самолета, включая воздухозаборники двигателя, радиаторы кондиционирования, винты и стекла кабины пилотов.

Электроника Ил-18

Электрооборудование работает с помощью кольцевой многоканальной системы. Его работоспособность будет сохраняться до отключения последнего из всех источников энергии. Также на борту установлена продвинутая пилотажно-навигационная система, помогающая пилотам летать даже при сложных метеорологических условиях и плохой видимости.

Используя автоматический режим, возможно произвести посадку на самолете. Ил-18 был первым советским самолетом, который получил сертификат на посадку в условиях минимальных требований первой категории, где высота принятия решения равняется 60 метрам, а дальность видимости на взлетно-посадочной полосе составляет до 800 метров.

Модификации

2 вида модификаций Ил-18 существуют и для гражданских, и для военных самолетов.

  • Конструктивные (изменение конструкции, двигателя, фюзеляжа, шасси, добавление дополнительных баков и т.д.)
  • Салонные (установка специального оборудования, гондолы, радара, лидера радио и т.д.)

Существовали серии А, Б, В, Д и ДМ, в которых происходили модификации салона и конструкции.

Первую серийную модель Ил-18 сняли с эксплуатации в 1959 году. К тому времени наладили выпуск самолетов новых серий. В последующие годы конструкторами было разработано еще больше вариантов для различных целей.

Модификации Ил-18

Выпущенные серии и модификации:

  1. Ил-18А – первый серийный самолет этой модели, он работал на двигателях НК-4, которые имели высокий процент отказа;
  2. Ил-18Б – базовая модель для пассажирских перевозок на двигателях АИ-20, изначально стала основной для «Аэрофлота»;
  3. Ил-18В – улучшенная версия модели 18Б с разделением пассажирского салона на три отдельных части;
  4. Ил-18Д – модель на двигателях АИ-20М с повышенной дальностью полета и увеличенной коммерческой нагрузкой;
  5. Ил-18Е – пассажирский авиалайнер с повышенным количеством кресел до 110 единиц и улучшенной отделкой;
  6. Ил-18И – еще одна версия авиалайнера на новых двигателях АИ-20М без изменений в конструкции и устройстве;
  7. Ил-18В-26А – вариант авиалайнера для дальних перелетов с увеличенными топливными баками и уменьшенным салоном до 20 мест;
  8. Ил-18Гр – транспортный самолет с усиленной напольной конструкцией, был выпущен только к 1978 году;
  9. Ил-18ГрМ – модифицированная грузовая модель с установленной крупной дверью по левому борту и напольной механизацией;
  10. Ил-18ДОРР – второй разведывательный самолет для поиска рыбных ресурсов, предназначен для работы на дальних расстояниях;
  11. Ил-18ДЦ «Циклон» – модель для проведения метеорологической разведки и различной исследовательской деятельности;
  12. Ил-18Д «Помор» – специальная модель, переработанная для выполнения рыбной разведки;
  13. Ил-18Д «Тесла» – салонная модификация для обеспечения дальней, правительственной связи. Когда первое лицо страны находилось где-либо (даже в другой стране) над этим местом постоянно барражировали, несколько самолетов, обеспечивая защищённые каналы связи;
  14. Ил-18 «Салон» – специальная версия самолета для выполнения деловых перевозок высших лиц государства;
  15. Ил-18 «Полоса» – тестовая модель с продвинутым навигационным оборудованием для выполнения рейсов в автоматическом режиме;
  16. Ил-18ЛЛ – воздушная лаборатория, созданная для проведения разных научных исследований;
  17. Ил-18РТ (Ил-18СИП) – измерительный пункт с аппаратурой приема и анализа телеметрической информации;
  18. Ил-18РТЛ – тестовая версия ИЛ-20РТ с обтекателем антенн над фюзеляжем;
  19. Ил-18Т – транспортно-санитарная модель для перевозки больных и раненых, а также поиска пострадавших;
  20. Ил-18ТД – новый военный транспортно-десантный самолет для военно-воздушных сил, был переоборудован и усилен;
  21. Ил-18УШ – штурманская учебная машина с двадцатью креслами для штурманов внутри салона;
  22. Ил-20 – переработанная военная модель для ведения радиоэлектронной борьбы в воздухе;
  23. Ил-22 – специальная версия самолета, представляющая собой воздушный командный пункт;
  24. Ил-24 – улучшенная модель для регулярного проведения ледовой разведки в северных широтах;
  25. Ил-38 – противолодочный Ил-18, предназначенный для поиска и устранения вражеского подводного флота.

Некоторые модифицированные модели были улучшены после выпуска. Например, Ил-18В был переоборудован для полетов в Антарктиду, добавлен дополнительный топливный бак в кабине пилотов.

Совсем другой самолет Ил-18 (1946)

Второй самолет модели Ил-18 был выпущен в 1957 году. Ранее, в 1946 году, уже создавали авиалайнер с таким же названием. Он был задуман как дальнемагистральный пассажирский самолет на четырех двигателях, который мог перевозить до 65 человек. Предполагалось, что он сможет преодолевать расстояния до 5000 км и летать на скорости крейсера, равной 450 км/ч.

Совсем другой самолет Ил-18 (1946)
Самолет Ил-18 (1946)

В 1945 году для «Аэрофлота» был разработан самолет с установкой двигателей АЧ-72, однако конструкторы заменили их на АШ-73. Несмотря на хорошие технические характеристики, самолет не пошел в серию. Он был использован в тестовом режиме до 1950 года, но было принято решение отказаться от его дальнейшей реализации из-за плохих двигателей и быстрого устаревания.

История эксплуатации

Началом эксплуатации самолета – 1959 год. Главным заказчиком модели стал советский «Аэрофлот», где авиалайнер оставался основным до середины 1970 годов. В то же время Ил-18 активно использовался Германией, Польшей, Венгрией и некоторыми другими странами. Самолет отличался высокой надежностью. За время эксплуатации он попал в небольшое количество авиакатастроф, большинство которых произошло по причине ненадлежащего обслуживания или ошибок пилотов.


Массовое списание Ил-18 началось в 1980 годах. Тем не менее многие машины остались в рабочем состоянии и используются до сих пор. Самолет пережил Ту-104 и Ан-10, которые были выпущены в то же время, но давно не используются ни одной страной. Оставшиеся в эксплуатации авиалайнеры относятся к пассажирским или транспортным версиям. Государственный реестр содержит информацию о девяти Ил-18Д и одном Ил-18В, используемых ВВС и ВМФ России, а также двух Ил-18Д у НПП «Мир». Датируется она 2016 годом, поэтому количество самолетов уже могло сократиться. Также авиалайнер до сих пор используется в КНДР, Украине, Шри-Ланке, Сомали, ОАЭ и Казахстане.

Ил-18 – самый массовый самолет первого поколения на газотурбинных двигателях, который был создан более 60 лет назад. Он по-прежнему эксплуатируется некоторыми компаниями и военными благодаря своей высочайшей надежности и эффективности, которые опережали свое время. Вероятно, в ближайшие годы все оставшиеся авиалайнеры будут списаны и заменены другими современными самолетами.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Валерий

    Я считаю, что модификации приведены абсолютно неправильно. Я как человек полжизни пролетавший на Ил-18, Арктика, Антарктида, рыба Сев. Рыб.Пром. рыба Даль. Рыб. Пром. Все океаны. Я разобрался. Потому что, я понимаю разницу, между салонной модификацией и модификации мамонта,т.е изменения в конструкции, двигателе или ещё в чем-то. Один вопрос, Циклон, ДОРР, Тесла, Салон, сделаны на бзе чего? Да это один и тот же Ил-18 «Д». А Вы все перемешали в кучу и ввели в заблуждение людей. Неудобно как-то.

    1. Игорь Ласьков автор

      Валерий, спасибо за уточнение! Благодаря Вам мы доработали информацию по модификациям.
      Мы тщательно следим за качеством публикуемой информации и для нас очень ценны комментарии людей, которые в теме.

  2. NIKOLAI

    а жаль такой самолёт пригодился бы и в наши дни