Ил-12 грузопассажирский среднемагистральный самолет

СОДЕРЖАНИЕ
0
6 просмотров
29 декабря 2019

Ил-12 – советский среднемагистральный авиалайнер, предназначенный для выполнения регулярных авиаперевозок. Он заменил устаревший Ли-2, став основным самолетом для пассажирских линий внутри страны. Позднее для Ил-12 выпустили несколько модификаций, включая грузовую, расширив возможности его применения и увеличив потенциал модели.

История создания

Разработкой пассажирских самолетов С. В. Ильюшин, чьим именем названо одно из крупнейших конструкторских бюро, занимался еще в 1930 годах. Его первым опытом стала попытка сделать авиалайнер для регулярных гражданских рейсов на основе бомбардировщика ЦКБ-26.

История создания ИЛ-12

Несмотря на перспективы, большое количество открытых проектов не позволило выделить достаточно времени для работы над новым самолетом, из-за чего от его реализации отказались. Позднее началась Вторая мировая война, а все силы авиастроительных предприятий были направлены на создание военной авиации для фронта.

Уже в 1943 году Ильюшин вновь решил вернуться к разработке пассажирского авиалайнера. Работы велись по собственной инициативе, никаких постановлений или заказов от правительства на тот момент не приходило. Согласно замыслу конструкторов, новая машина должна была многократно превосходить имеющийся Ли-2 и американский DC-3, разгоняться до 400 км/ч при коммерческой нагрузке около трех тонн и пролетать до 5000 км, поднимаясь на высоту не менее 7000 м.

Разработка самолета ИЛ-12

Решение Ильюшина заняться созданием пассажирского самолета на инициативной основе во время войны, принесшей большие потери советской армии, казалось крайне неоднозначным. По официальным источникам, работа была связана с желанием ОКБ заранее подготовить проект авиалайнера для «Аэрофлота», которому срочно понадобятся машины для гражданских перевозок после окончания боевых действий.

Предполагается, что Ильюшин все же обсуждал вопрос разработки с руководством страны, так как в самолете изначально закладывался потенциал для создания на его базе модификаций в виде военного транспортника или бомбардировщика.

Первый вариант готового проекта подразумевал установку на самолет четырех двигателей М-88В. На машине должна была появиться передняя стойка шасси, что могло значительно повысить уровень безопасности перевозок и решить ряд проблем, связанных с посадкой. Планировалось использовать герметичный фюзеляж, внутри которого должно было вмещаться до 29 пассажиров. Базовая компоновка предполагала размещение кресел в два ряда, между которыми оставался один проход.

Испытания пассажирского самолета ИЛ-12

К началу 1944 года проект был окончательно утвержден Ильюшиным под названием Ил-12 и представлен на оценку Сталину. Получив одобрение от главы государства, конструкторы продолжили работу над авиалайнером. Некоторые элементы самолета требовали внесения корректировок.

Сначала было решено заменить выбранные двигатели М-88В на два АЧ-31, что улучшало аэродинамические свойства авиалайнера. Такие изменения привели к необходимости отказаться от применения наддува салона, отдав всю мощность турбокомпрессоров силовой установке, и сократить количество кресел для пассажиров до 27. В задней части салона выделялось пространство для багажного отсека и буфета.

Изменения в проекте были утверждены Ильюшиным уже весной того же года. И сразу конструкторы принялись повышать безопасность. Для этого требовалось добиться возможности полета самолета даже после отказа одного двигателя, а также установить антиобледенительную и противопожарную системы. Улучшенный проект с повышенной безопасностью был готов к осени. Оставалось внести мелкие правки и подготовить реальную машину.

Первый тестовый образец самолета Ил-12

Первый тестовый образец самолета Ил-12 был представлен летом 1945 года, а 15 августа он впервые поднялся в небо. Проведенные испытания показали, что новые двигатели АЧ-31 еще не готовы к эксплуатации на серийных авиалайнерах, так как не демонстрируют достаточной надежности и часто работают со сбоями. Появился риск срыва всего проекта. Поэтому Ильюшин решил вопрос кардинально, отказавшись от АЧ-31.

Новыми двигателями были выбраны АШ-82Н, применявшиеся ранее на военной авиации. Для них потребовалось переработать мотогондолы, но это не отняло много времени. Дополнительно пришлось несколько изменить механизацию крыла и шасси, сделав колеса двойными. Теперь самолет мог приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы.

Двигатель ИЛ-12

В январе 1946 прошел еще один тестовый полет, в ходе которого обнаружилась чрезмерная тряска воздушных винтов. Их пришлось незамедлительно заменить. Последующие испытания с новыми изменениями проходили успешно.

Ил-12 настолько оправдал надежды, что руководство СССР поручило запустить его серийное производство еще до окончания испытаний. Также Совнарком выпустил постановление, требующее разработать на основе новой машины транспортник, с допустимой нагрузкой не менее 3,5 тонн и модификацию на продвинутых двигателях АШ-93.

Пассажирский самолет ИЛ-12

Государственные испытания завершились в том же году, все они прошли успешно. Комиссия отметила, что характеристики авиалайнера идеально подходят для его запуска на регулярные рейсы средней дистанции внутри территориальных границ СССР. Ил-12 был положительно оценен и летчиками, проводившими его испытания.

Летно-технические характеристики ИЛ-12 1946 года

Летно-технические характеристики ИЛ-12 1946 года

Им понравилась его простота, сочетающаяся с надежностью и летными качествами. Большим плюсом самолета стала возможность его посадки на укороченные грунтовые ВПП и аэродромы, расположенные в высокогорьях. Официальный приказ о старте производства на московском авиационном заводе №30 датируется октябрем 1946 года.

Летно-технические характеристики Ил-12

Размеры самолета были небольшими, но соответствующими пассажировместимости. Его высота была равна 7,8 м при длине 21,31 м. Вмещал он до 27 пассажиров в базовой компоновке, экипаж состоял из 4 человек. Размах крыла составлял 31,7 м, площадь – 103 м².

Летно-технические характеристики Ил-12

Кроме того (в тоннах):

  • вес без нагрузки — 11;
  • предельная взлетная масса — 17,25;
  • вес топлива — 6,5.

Технические характеристики обеспечивались двумя двигателями АШ-82ФНВ мощностью 1850 л. с. каждый. Самолет мог разгоняться до 407 км/ч на высоте, возле земли скорость не превышала 366 км/ч.

Практическая дальность при выполнении авиаперевозок ограничивалась 2200 км, перегоночная же составляла 3800 км. Предельная высота полета достигала 6700 км, чего для среднемагистрального авиалайнера было достаточно.

Особенности конструкции

Ил-12 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме в виде цельнометаллического низкоплана. Фюзеляж состоял из 48 шпангоутов, 51 стрингера и внешней обшивки. В задней части внутри него размещался багажный отсек, посередине была выделенная зона под пассажирский салон, в передней части располагалась кабина экипажа.

Особенности конструкции ИЛ-12

Фюзеляж оборудовался теплозвукоизоляционными элементами в виде специального шерстяного ватина, поверх которого укладывалось авиационное полотно. Входная дверь монтировалась с правой стороны и открывалась наружу. У второго ряда сверху имелись аварийные люки.

Схема ИЛ-12

Крыло относилось к свободнонесущим трехлонжеронным и оборудовалось работающей обшивкой. Оно выполнялось в трапециевидной форме и включало центроплан с двумя отъемными консолями, имеющими свои обтекатели. Хвостовое оперение так же было свободнонесущим. Рули управления имели аэродинамическую компенсацию по оси и весовую балансировку, их поверхность обшивалась полотном.

Шасси Ил-12 было трехопорным с возможностью складывания. Основные опоры могли убираться внутрь мотогондол. Передняя, ставшая новшеством для самолетов от ОКБ имени Ильюшина, сдвигалась назад в отдельный отсек в фюзеляже. На основных опорах размещались по два тормозных колеса 90×30 см, на передней колеса были обычными и имели размеры 77×33 см. На хвостовой части была установлена специальная опора с колесом 30×12,5 см, предотвращающая повреждение авиалайнера при посадке.

Чертеж ИЛ-12

 

Силовая установка включала два двигателя АШ-82ФНВ звездообразного типа с 14 цилиндрами. Их мощность составляла 1850 л. с. Впрыск горючего из баков осуществлялся напрямую. Воздушные винты модели АВ-9В относились к флюгерным и имели гидравлический привод изменения шага.

Управление самолетом осуществлялось с помощью механической сдвоенной системы. Имелись штурвал для коррекции положения руля высоты, рукоятка для поворотов и переключатель для правого элерона. Также присутствовали педали для выполнения торможения с применением колес. На борту был встроен автопилот, позволяющий делать перелеты в автоматическом режиме.

Компоновочная схема кабины ИЛ-12

Гидросистема использовалась в управлении положением шасси, работе щитков с закрылками и применении тормозов. Аварийные системы помогали поддерживать работоспособность основных компонентов самолета, которые требовались для продолжения полета и посадки, даже после возникновения чрезвычайной ситуации.

На борту также имелось радиооборудование, включающее несколько важных компонентов. Для повышения безопасности и комфорта применялись другие системы: противообледенительная, противопожарная, отопительная и вентиляционная.

Достоинства и недостатки Ил-12

Ил-12 смог быстро получить признание крупнейших советских авиаперевозчиков и стать популярным за рубежом. Причиной тому послужили положительные качества самолета, которые проявлялись в его эксплуатации.

Достоинства и недостатки Ил-12

Если сравнивать его с ближайшими аналогами, то он имел ряд серьезных преимуществ:

  • простота управления – легко, за штурвал мог сесть даже неопытный пилот и успешно провести полет;
  • надежность – авиакатастрофы с участием Ил-12 были большой редкостью, всего 5,5% машин потеряли за все время эксплуатации;
  • хорошая база – самолет получился настолько удачным, что его брали за основу многих будущих машин, почти доживших до 21 века.

Главным минусом самолета Ил-12 стал высокий риск повреждения при посадке с работающим двигателем.

Пассажирский самолет ИЛ-12

Изначально планировалось, что авиалайнер сможет приземлиться при отказе одной установки, но реализовать это полноценно не удалось. Также самолет имел незначительные недостатки, касающиеся конструкции некоторых элементов, что приводило к снижению аэродинамики.

Какой самолет лучше ИЛ-12 или ИЛ-14?
ИЛ-12ИЛ-14

Модификации самолета

Базовая модификация Ил-12 была выпущена в 1946 году, она имела пассажировместимость на 27 человек и работала на двигателях АШ-82ФНВ. Позднее выпустили еще несколько моделей самолета, расширяющих возможное применение.

Основные из них:

  • Ил-12Д – военно-транспортный вариант самолета, предназначен для десантирования 38 военных или перевозки груза весом до 3,7 тонн;
  • Ил-12Т – транспортная модификация для перемещения различных грузов массой до 3 тонн, активно применялась в рядах Полярной авиации;
  • Ил-12Б – улучшенная модель, получившая в дальнейшем название Ил-14, имела некоторые изменения в конструкции и характеристиках.

Также было выпущено несколько модификаций базовой версии, отличавшихся количеством кресел. Были доступны варианты со следующей пассажировместимостью: 6, 11, 16 и 32. Первые две модели применялись только для высокопоставленных лиц и отличались высочайшим уровнем комфортности.

Отличия от Ил-14

На базе Ил-12 был выпущен другой пассажирский самолет, получивший название Ил-14. Он создавался с минимальными изменениями и в нем почти полностью сохранялась конструкция от предыдущего авиалайнера. Наиболее примечательные отличия заключались в немного увеличенных габаритах и массе. Но позднее при запуске серийного производства было внесено множество корректировок.

Самолет ИЛ-14

На Ил-14 применялись два двигателя АШ-82Т, имевших мощность равную 1950 л. с. Также на нем использовалась новая двухнасосная система, что помогло сократить время складывания шасси в два раза. В конструкцию самолета внесли много изменений. Главные из них коснулись крыла.

Предполагалось оставить версию от Ил-12, но позже конструкторы решили уменьшить его площадь на 3 м², сохраняя размах, и изменить аэродинамическую компоновку с механизацией. Был незначительно переработан корпус, включая кабины. Передние и боковые стекла стали выше, что улучшило обзор.

Отличия ИЛ-12 от ИЛ-14

Результатом внесенных изменений стал значительный рост энерговооруженности и улучшение аэродинамических свойств авиалайнера. Ил-14 полетел на 30 км/ч быстрее, получил возможность перевозить на 400 кг больше груза и снизил потребление горючего. В остальном самолет повторял Ил-12, что позволяло переходить летчикам на новую машину без переобучения.

Эксплуатация

Ил-12 поучаствовал в первомайском параде 1947 года на Красной площади, а летом начал выполнять первые пассажирские рейсы. Он сразу понравился летчикам и был закуплен в больших количествах. Годом позднее авиалайнер отправился в армейский состав в качестве военно-транспортного самолета. Тогда же стали выполняться первые международные рейсы до Германии, Польши и других европейских стран. Также в 1948 году была проведена первая демонстрация авиалайнера на выставке в Познани. После этого Ил-12 был приобретен заказчиками из Румынии, Чехословакии и Китая.

ИЛ-12 в Китае

Авиалайнер регулярно применялся в Арктике и Антарктике для перевозки грузов. Несколько самолетов использовались в ходе Корейской войны 1950-1953 годов. В день окончания боевых действий именно Ил-12 стал последней уничтоженной машиной – его сбили американские истребители над Китаем.

В конце 1950 годов самолет начали списывать и заменять более новыми моделями. Многие предпочли приобрести разработанный Ил-14, который имел ряд преимуществ, и отказаться от Ил-12. Окончательно его сняли с эксплуатации в 1968 году. В Китае он использовался еще до 1993 года.

Ил-12 стал первым успешным пассажирским самолетом, выпущенным конструкторским бюро имени Ильюшина. Модель пользовалась популярностью в СССР и других странах и стала на несколько лет основной для перевозок на среднюю дальность. На его базе позднее были созданы более продвинутые самолеты, включая Ил-14.

Комментировать
0
6 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно