Самолеты

Ил-12 грузопассажирский среднемагистральный самолет

Ил-12 был разработан в Советском Союзе как среднемагистральный авиалайнер для регулярных перевозок. Самолет заменил устаревший Ли-2 и стал главным самолетом для пассажирских линий внутри страны. Позже Ил-12 был модернизирован, включая грузовую модификацию, что расширило его возможности и увеличило потенциал модели.

История создания

С. В. Ильюшин занимался разработкой пассажирских самолетов еще в 1930 годах. Его первым опытом была попытка создания авиалайнера на базе бомбардировщика ЦКБ-26 для регулярных гражданских рейсов. Конструкторское бюро, названное в честь Ильюшина, является одним из крупнейших.

История создания ИЛ-12

Из-за большого количества открытых проектов не было возможности выделить достаточно времени для работы над новым самолетом, поэтому от его реализации отказались, несмотря на перспективы. Во время Второй мировой войны все силы авиастроительных предприятий были направлены на создание военной авиации для фронта.

Уже в 1943 году Ильюшин вновь решил вернуться к разработке пассажирского авиалайнера. Работы велись по собственной инициативе, никаких постановлений или заказов от правительства на тот момент не приходило. Согласно замыслу конструкторов, новая машина должна была многократно превосходить имеющийся Ли-2 и американский DC-3, разгоняться до 400 км/ч при коммерческой нагрузке около трех тонн и пролетать до 5000 км, поднимаясь на высоту не менее 7000 м.

Разработка самолета ИЛ-12

Идея Ильюшина заняться созданием пассажирского самолета на добровольной основе в период войны, которая привела к серьезным потерям советской армии, была очень спорной. Официально сообщалось, что работа была связана с желанием ОКБ заранее подготовить проект авиалайнера для «Аэрофлота», который потребуется для гражданских перевозок после окончания боевых действий.

Изначально в самолете Ильюшина был закладывался потенциал для создания на его базе модификаций в виде бомбардировщика или военного транспортника. Предполагается, что он обсуждал этот вопрос с руководством страны.

Готовый проект самолета предусматривал установку четырех двигателей М-88В и передней стойки шасси для повышения безопасности при посадке. В фюзеляже, который был герметичным, могло поместиться до 29 пассажиров. Основная компоновка предполагала размещение кресел в два ряда с одним проходом между ними.

Испытания пассажирского самолета ИЛ-12

В 1944 году Ильюшин окончательно утвердил проект авиалайнера под названием Ил-12 и представил его на оценку Сталину. После одобрения главой государства конструкторы продолжили работу над самолетом, внося корректировки в некоторые его элементы.

Заменой двигателей М-88В на АЧ-31 улучшили аэродинамические характеристики авиалайнера, однако пришлось отказаться от наддува салона и сократить количество кресел для пассажиров до 27. Багажный отсек и буфет были расположены в задней части салона.

Весной того же года Ильюшин утвердил изменения в проекте. Конструкторы сразу же приступили к улучшению безопасности, обеспечив возможность полета на одном двигателе и установив антиобледенительную и противопожарную системы. Улучшенный проект был готов к осени, оставалось только внести небольшие правки и подготовить реальную машину.

Первый тестовый образец самолета Ил-12

Летом 1945 года был представлен первый тестовый образец самолета Ил-12. 15 августа он впервые поднялся в воздух. Однако проведенные испытания показали, что новые двигатели АЧ-31 не готовы к эксплуатации на серийных авиалайнерах, так как не демонстрируют достаточной надежности и часто работают со сбоями. Это создало риск срыва всего проекта. В результате Ильюшин принял радикальное решение отказаться от использования АЧ-31.

Новыми двигателями были выбраны АШ-82Н, применявшиеся ранее на военной авиации. Для них потребовалось переработать мотогондолы, но это не отняло много времени. Дополнительно пришлось несколько изменить механизацию крыла и шасси, сделав колеса двойными. Теперь самолет мог приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы.

Двигатель ИЛ-12

В начале 1946 года был проведен тестовый полет, в ходе которого обнаружилась чрезмерная вибрация винтов. Они были заменены немедленно. Дальнейшие испытания с внесенными изменениями были успешными.

Самолет Ил-12 оправдал ожидания настолько, что СССР решил запустить его производство еще до окончания испытаний. Совнарком также требовал разработать на его основе транспортный самолет с нагрузкой не менее 3,5 тонн и модификацию на двигателях АШ-93.

Пассажирский самолет ИЛ-12

Государственные испытания Ил-12 были завершены успешно в том же году. Комиссия отметила, что характеристики самолета идеально подходят для его использования на регулярных рейсах средней дистанции внутри территориальных границ СССР. Летчики, проводившие испытания, также положительно оценили Ил-12.

Летно-технические характеристики ИЛ-12 1946 года
Летно-технические характеристики ИЛ-12 1946 года

Им понравилась его простота, сочетающаяся с надежностью и летными качествами. Большим плюсом самолета стала возможность его посадки на укороченные грунтовые ВПП и аэродромы, расположенные в высокогорьях. Официальный приказ о старте производства на московском авиационном заводе №30 датируется октябрем 1946 года.

Летно-технические характеристики Ил-12

Самолет был небольшим, но вмещал до 27 пассажиров и имел соответствующие размеры. Его высота составляла 7,8 м, а длина – 21,31 м. Экипаж состоял из 4 человек. Размах крыла составлял 31,7 м, а площадь – 103 м².

Летно-технические характеристики Ил-12

Кроме того (в тоннах):

  • вес без нагрузки — 11;
  • предельная взлетная масса — 17,25;
  • вес топлива — 6,5.

Самолет имел два двигателя АШ-82ФНВ с мощностью 1850 л. с. каждый. Максимальная скорость на высоте достигала 407 км/ч, а на низкой высоте не превышала 366 км/ч.

Авиаперевозки ограничивались 2200 км, а перегоночная дистанция была 3800 км. Максимальная высота полета составляла 6700 км, что было достаточно для среднемагистральных авиалайнеров.

Особенности конструкции

Самолет Ил-12 имел типичную аэродинамическую конструкцию в форме металлического низкоплана. Фюзеляж состоял из 48 шпангоутов, 51 стрингера и внешней обшивки. В задней части находился отсек для багажа, а посередине — зона для пассажиров. Кабина экипажа располагалась в передней части.

Особенности конструкции ИЛ-12

Внутри корпуса самолета были установлены элементы теплозвукоизоляции из специального шерстяного ватина, на которые было наложено авиационное полотно. Входная дверь располагалась справа и открывалась наружу. На верхней части второго ряда были установлены аварийные люки.

Схема ИЛ-12

Свободнонесущее трехлонжеронное крыло было оборудовано работающей обшивкой в форме трапеции. Оно состояло из центроплана с двумя отъемными консолями, каждый из которых имел свой обтекатель. Хвостовое оперение также было свободнонесущим. Рули управления имели аэродинамическую компенсацию и весовую балансировку, а поверхность их обшивалась полотном.

Шасси Ил-12 имело три опоры, которые могли складываться. Основные опоры могли убираться внутрь мотогондолы, а передняя опора была новшеством и сдвигалась назад в отдельный отсек в фюзеляже. На основных опорах были по два тормозных колеса размером 90×30 см, а на передней опоре были обычные колеса размером 77×33 см. На хвостовой части была установлена специальная опора с колесом размером 30×12,5 см, чтобы предотвратить повреждение самолета при посадке.

Чертеж ИЛ-12

 

Установка мощности состояла из пары звездообразных двигателей АШ-82ФНВ с 14 цилиндрами и мощностью 1850 л.с. Впрыск горючего осуществлялся напрямую из баков. Воздушные винты модели АВ-9В были флюгерными и имели гидравлический привод для изменения шага.

Управление самолетом осуществлялось с помощью механической сдвоенной системы. Имелись штурвал для коррекции положения руля высоты, рукоятка для поворотов и переключатель для правого элерона. Также присутствовали педали для выполнения торможения с применением колес. На борту был встроен автопилот, позволяющий делать перелеты в автоматическом режиме.

Компоновочная схема кабины ИЛ-12

Гидросистема применялась для управления шасси, закрылками и тормозами. Аварийные системы поддерживали работоспособность компонентов самолета, необходимых для продолжения полета и посадки в случае чрезвычайной ситуации.

На борту также имелось радиооборудование, включающее несколько важных компонентов. Для повышения безопасности и комфорта применялись другие системы: противообледенительная, противопожарная, отопительная и вентиляционная.

Достоинства и недостатки Ил-12

Ил-12 быстро стал популярным у крупнейших советских авиаперевозчиков и получил признание за рубежом благодаря высоким качествам, проявленным во время его эксплуатации.

Достоинства и недостатки Ил-12

По сравнению с аналогичными продуктами, он обладал значительными преимуществами.

  1. простота управления – легко, за штурвал мог сесть даже неопытный пилот и успешно провести полет;
  2. надежность – авиакатастрофы с участием Ил-12 были большой редкостью, всего 5,5% машин потеряли за все время эксплуатации;
  3. хорошая база – самолет получился настолько удачным, что его брали за основу многих будущих машин, почти доживших до 21 века.

Основной недостаток Ил-12 заключался в большой вероятности повреждения при посадке с включенным двигателем.

Пассажирский самолет ИЛ-12

Поначалу предполагалось, что самолет сможет приземлиться при выходе из строя одной из установок, однако это не удалось осуществить полностью. Также были выявлены некоторые недостатки конструкции некоторых элементов, что снижало аэродинамику самолета.

Какой самолет лучше ИЛ-12 или ИЛ-14?
ИЛ-12ИЛ-14

Модификации самолета

Базовая модификация Ил-12 была выпущена в 1946 году, она имела пассажировместимость на 27 человек и работала на двигателях АШ-82ФНВ. Позднее выпустили еще несколько моделей самолета, расширяющих возможное применение.


Основные из них:

  • Ил-12Д – военно-транспортный вариант самолета, предназначен для десантирования 38 военных или перевозки груза весом до 3,7 тонн;
  • Ил-12Т – транспортная модификация для перемещения различных грузов массой до 3 тонн, активно применялась в рядах Полярной авиации;
  • Ил-12Б – улучшенная модель, получившая в дальнейшем название Ил-14, имела некоторые изменения в конструкции и характеристиках.

Были выпущены модификации базовой версии с разным количеством кресел. Доступны были версии на 6, 11, 16 и 32 места. Первые две модели использовались только для высокопоставленных лиц и имели высокий уровень комфорта.

Отличия от Ил-14

Самолет Ил-14, созданный на базе Ил-12 для перевозки пассажиров, имел небольшие изменения по сравнению с предыдущим моделью. Его конструкция почти полностью сохранялась, за исключением некоторых увеличений в габаритах и массе. Однако в ходе серийного производства было внесено множество корректировок.

Самолет ИЛ-14

Ил-14 оснащался двумя двигателями АШ-82Т мощностью 1950 л. с. Также была применена новая двухнасосная система, которая сократила время складывания шасси в два раза. В конструкцию самолета было внесено много изменений, особенно в крыльях.

Предполагалось оставить версию от Ил-12, но позже конструкторы решили уменьшить его площадь на 3 м², сохраняя размах, и изменить аэродинамическую компоновку с механизацией. Был незначительно переработан корпус, включая кабины. Передние и боковые стекла стали выше, что улучшило обзор.

Отличия ИЛ-12 от ИЛ-14

Авиалайнер Ил-14 был значительно усовершенствован, что привело к росту его энерговооруженности и улучшению аэродинамических свойств. Теперь он способен развивать скорость на 30 км/ч больше, перевозить на 400 кг больше груза и использовать меньше горючего. При этом остальные характеристики авиалайнера остались такими же, как у Ил-12, что позволяет летчикам легко перейти на новую машину без дополнительного обучения.

Эксплуатация

В мае 1947 года Ил-12 принял участие в параде на Красной площади, а летом начал осуществлять первые пассажирские перевозки. Летчики полюбили этот самолет сразу же, и он был закуплен крупными партиями. Через год авиалайнер был передан в военно-транспортный состав армии. В то же время стали осуществляться первые международные рейсы в Германию, Польшу и другие европейские страны. В 1948 году авиалайнер был продемонстрирован на выставке в Познани, после чего был приобретен заказчиками из Китая, Чехословакии и Румынии.

ИЛ-12 в Китае

Самолет Ил-12 регулярно использовался для перевозки грузов в Арктике и Антарктике. Некоторые из них были задействованы во время Корейской войны с 1950 по 1953 годы. В конце боевых действий американские истребители сбили Ил-12 над Китаем, сделав его последней уничтоженной машиной.

В конце 1950 годов самолет начали списывать и заменять более новыми моделями. Многие предпочли приобрести разработанный Ил-14, который имел ряд преимуществ, и отказаться от Ил-12. Окончательно его сняли с эксплуатации в 1968 году. В Китае он использовался еще до 1993 года.

Первый успешный пассажирский самолет, разработанный конструкторским бюро имени Ильюшина – Ил-12 – стал популярным в СССР и других странах и использовался в качестве основного транспортного средства на средние расстояния на несколько лет. Его конструкция послужила основой для более совершенных самолетов, включая Ил-14.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Виктор

    Мне вот кажется, или этот самолет выглядит как-то старомодно, если так можно выразиться.