Самолеты

Ил-112 транспортник нового поколения

Ил-112В – новый транспортный самолет, который разрабатывается российскими конструкторами из Ильюшина. Он заменит Ан-24 и Ан-26, которые были приняты в эксплуатацию более 50 лет назад. Основной версией Ил-112 будет легкий военный транспорт, но возможны и другие варианты. Главным преимуществом самолета будет возможность взлета и посадки на небольших грунтовых аэродромах.

История создания

В конце 1980 годов советскими вооруженными силами активно использовались три транспортника: Ан-12, Ан-24 и Ан-26. Все они к тому времени уже начали устаревать и могли создавать определенные проблемы, выражающиеся в качестве их эксплуатации и надежности. Поэтому идея запуска проекта нового самолета для правительства казалась очевидной.

История создания ИЛ-112В

В то время разрабатывался среднемагистральный пассажирский авиалайнер Ил-112, который должен был заменить Ту-134 и Ту-154 для внутренних авиарейсов. Конструкторы предложили использовать его как основу для укороченной версии Ил-114, но финансовые проблемы отложили все проекты.

Ил-114 в укороченном варианте не был создан, а легкий транспортник не был получен военно-воздушными силами. Ситуация изменилась в начале 2000-х годов с запуском нового проекта — создания самолета Ил-112В. Официальным началом проекта считается апрельский конкурс 2004 года, на котором Минобороны выбирал военный транспортник.

Самолет Ил-112В
Самолет Ил-112В

Ил-112В выиграл у МиГ-110, М-60ЛВТС и Ту-136Т. В мае В. Денисов, исполняющий обязанности командующего воздушными подразделениями, заявил о планируемом полете самолета через год и большой государственной закупке к 2015 году. Однако финансирование внезапно было сокращено, и проект резко замедлился, что привело к существенному сдвигу сроков.

Первостепенной задачей для разработчиков стала сборка четырех тестовых образцов. Два предназначались для летных испытаний, а вторая пара – для наземных. По словам руководства ВАСО, первый образец должен был стать готовым к 2010, а через год планировался запуск серийного производства.

Минобороны РФ отказалось от финансирования проекта создания первого экземпляра Ил-112В и порекомендовало авиационному комплексу имени Ильюшина использовать свои собственные средства. Через год было решено полностью отказаться от заказа Ил-112В и приобрести модифицированный Ан-140 вместо него. Работы по созданию самолета были заморожены.

Конструкция самолета Ил-112В

В начале 2013 года проект был возобновлен после переговоров Главкомата ВВС РФ и министра обороны С. Шойгу. К 26 июня была подана заявка на создание новых турбовинтовых двигателей, а через месяц было официально подтверждено размораживание разработки. 23 декабря было объявлено о заключении контракта с Минобороны.

Согласно планам, в самолете использовались двигатели ТВ7-117СТ без капитальных ремонтов, только минимальные вложения для поддержания базовой летной годности.

Начали готовиться к производству в 2016 году. Для модернизации заводов потратили более 1,3 млрд рублей, чтобы собирать Ил-112В быстро. К концу года был собран первый фюзеляж, а к середине 2017 года был готов полностью опытный образец.

После этого конструкторы сконцентрировались на устранении нестыковок с документацией и доработку отдельных деталей. 12 декабря 2018 года произошла первая выкатка самолета на взлетно-посадочную полосу для проверки работы основных систем и двигателей. С последними возникла проблема – один из моторов отказал. Затем Ил-112В получил ряд доработок, избавивших его от выявленных проблем.

Полет самолета Ил-112В

 

Первый вылет состоялся 30 марта 2019 года. Ил-112В выполнил три круга, имитируя приземление на последнем круге. Основная часть полета прошла успешно, самолет летел вместе с Ил-114, что позволило определить точную скорость и выявить возможные ошибки в показаниях приборов. После окончания испытания Ил-112В начал снижение.

Летчик опустил самолет на высоту 30 метров, после чего заметил, что сигнализация сработала. Один из двигателей был переведен с автоматического управления на гидромеханическое, что привело к снижению оборотов. Посадка машины прошла нормально, и она была припаркована.

Первый полет самолета Ил-112В

Проведен анализ записей с камер наблюдения, который помог прояснить ситуацию. Несмотря на отказ двигателя, использовали пониженные обороны, но двигатель продолжал работать. Резервная гидравлическая система предотвратила авиакатастрофу, подчеркнув надежность и важность ее наличия в каждом самолете.

Несмотря на вполне успешные испытания, Ил-112В имеет одну серьезную проблему. Еще на момент составления проекта на бумаге было ясно, что самолет получит перевес. Трудности, связанные с финансированием, заставили закрыть глаза на этот недостаток и приступить к работе сразу после получения денежных средств.

Минобороны заметило ошибки в документации и превышение массы самолета на 2,5 тонны. Конструкторы постепенно снижают вес, за что получают премии. АК имени Ильюшина просит производителей изготовить отдельные элементы конструкции с меньшей массой. Уже удалось сократить вес двигателей на 90 кг, что изначально были тяжелыми.

Самолет Ил-112В в небе

В середине 2019 года вес самолета уменьшился на 2082 кг. В ближайшее время планируется модернизировать систему управления и оптимизировать гидросистему для дополнительного сокращения массы на 500 кг. Также возможен переход на алюминиево-литиевые сплавы, что позволит уменьшить вес на 150 кг.

До весны 2020 года самолет должен быть доработан с учетом всех выявленных недостатков и новых требований. Третий опытный образец должны представить в течение 2020 или 2021 года. Первые поставки могут начаться спустя несколько месяцев после завершения испытаний.

Вы знакомы с историей создания ИЛ-112В
ДаНет

Будущие летно-технические характеристики

Характеристики Ил-112В будут известны только после запуска в производство. Информация о них взята из документации, требований и опытных образцов.

Будущие летно-технические характеристики
Компоновка самолета ИЛ — 112В

Согласно новейшей информации, длина самолета будет варьироваться от 23,49 до 24,15 м, высота ограничится 8,9 м. Диаметр фюзеляжа — 3,29 м, ширина колеи шасси — 4 м. Размах крыла может достигать от 25,74 до 27,6 м² при площади в 65 м². Максимальный вес при взлете — 21 тонна, при этом допустимая нагрузка составляет от 5 до 6 тонн.

С 2018 года началось серийное производство двигателя ТВ7-117СТ для Ил-112В. Мощность двигателя достигает 3500 л.с., а крейсерская скорость составляет от 450 до 500 км/ч. Транспортный самолет сможет подниматься на высоту до 7600 км. Дальность полета будет варьироваться от 1000 до 4800 км, в зависимости от нагрузки. Расход топлива составляет от 500 до 550 кг/ч, а емкость баков ограничена 7200 л.

Двигатель ТВ7-117СТ
Двигатель ТВ7-117СТ

Для Ил-112В рекомендуется взлетно-посадочная полоса длиной 1200 м. Для взлета требуется разбег в 660 м, а при посадке — до 550 м. Срок службы составляет 35 лет, 30000 полетов или 45000 летных часов, без учета капитального ремонта.

Конструкция

Двухмоторный турбовинтовой моноплан Ил-112В имеет нормальную аэродинамическую схему и высокое расположение крыла. Основные части корпуса изготовлены из алюминиевых сплавов с композитами. Фюзеляж выполнен по типу полумонокок и разделен на носовую, среднюю и хвостовую секции. Для снижения уровня шума зона вблизи винтов усилена.

Конструкция ИЛ - 112В

 

Крыло самолета представляет собой цельную конструкцию, состоящую из кессона. Оно устанавливается на верхнюю часть фюзеляжа при помощи специальных элементов и является двухлонжеронным. На крыле имеются элероны, закрылки с фиксированным дефлектором, тормозные щитки, обеспечивающие высокую аэродинамику.

Крыло самолета ИЛ-112В

Электроприводы необходимы для механизации крыла. Хвостовое оперение выполнено из алюминиевых сплавов в форме Т. Шасси пятиопорное и готово к использованию на грунтовых аэродромах без дополнительной подготовки.

Двигатели ИЛ - 112В

Компания «Климов» разработала двигатели категории турбовинтовых для Ил-112, которые будут установлены под крылом вблизи фюзеляжа. Всего на самолете будет два мотора. На борту будут современные средства электронной навигации и связи с наземными штабами.

Планируемые модификации

Ил-112В — легкий транспортный самолет для перевозки малогабаритных грузов на средние расстояния или военнослужащих. Также будет создана командно-штабная версия.

Планируемые модификации ИЛ-112В

Этот автомобиль может использоваться командующими и высокопоставленными чиновниками для проведения встреч или в случае начала боевых действий. Он позволяет осуществлять полноценное управление войсками или отдельными подразделениями.

Создадут гражданскую версию Ил-112В для перевозки небольшого числа пассажиров на внутренних рейсах. Она будет представлена после начала серийного производства базовой модели для военных.

Перспективы и потенциальные заказчики

В 2020-2021 годах на конвейере появится окончательная версия самолета. Но точные прогнозы по покупке будущего самолета сделать невозможно. Согласно анализам, в России планируется заказать около 1300 единиц, включая 300 гражданских. Военная версия будет использоваться в пехоте, ВВС, МЧС, ФСБ и других службах.

Ан-12, Ан-24 и Ан-26 будут выбыть до 2025 года, их заменит Ил-112В. Но количество поставок будет невелико — не более 18 в год. Замена старых самолетов может затянуться.

Из других стран заказов на покупку Ил-112В не поступало, но ситуация может измениться после запуска производства. Учитывая несколько срывов проекта и замораживания, отказ от подписания предварительных контрактов кажется разумным. Ожидается, что внимание покупателей из-за рубежа привлечет только после начала эксплуатации самолета. Среди потенциальных покупателей могут быть Китай, Индия и страны СНГ.

Ил-112В обладает значительным потенциалом для модификации. Он может быть легко преобразован в самолет для проведения радиоэлектронной борьбы, разведчика или спасательного транспорта. Такие возможности должны привлечь новый интерес и большее количество покупателей как в России, так и за рубежом.

В 2020 или 2021 году на рынке появится Ил-112В, разработанный в России. Проект обладает большим потенциалом и может стать успешным. В случае повышенного спроса на него, возможно появление новых модификаций, расширяющих его возможности. Стоимость базовой версии составляет около миллиарда рублей.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах