Самолеты

Ил-103 воздушное такси-самолет

Ил-103 — легкий многоролевой самолет, предназначенный для перевозки небольшого числа пассажиров или груза средних размеров. Он отличается высокой надежностью и имеет хорошую аэродинамику с передовой авионикой. Производственная технология позволяет изготавливать машину с минимальными затратами, что делает ее рыночную стоимость более привлекательной. Ил-103 стал первым отечественным самолетом, получившим международный сертификат от авиационного комитета стран СНГ.

История создания

В 1988 году была проведена государственная конкурсная программа на создание нового самолета для обучения будущих пилотов. Несколько команд участвовали в этом конкурсе, включая группу конструкторов из ОКБ Ильюшина, возглавляемую А. В. Пупковым. Они начали работу над проектом сразу после объявления конкурса и старались поддерживать высокий темп работы. Их идея также была поддержана генеральным конструктором КБ Г. В. Новожиловым.

История создания Ил-103

Конкурсные условия были скорректированы, расширив допустимые границы для особенностей самолета. Из требований были исключены все лишние пункты, а оставшиеся касались только базовых технических показателей. Конструкторам была предоставлена возможность самостоятельно выбрать концепцию и схему машины, с учетом требований к технологии производства, которые должны были быть простыми и нетрудоемкими, что позволило минимизировать затраты.

На конкурс поступило много отзывов – несколько сотен. Представленные проекты были разнообразными, среди них были различные виды самолетов, включая деревянные, цельнометаллические и даже с моторами от мотоциклов. Комиссия отобрала 21 наиболее перспективный вариант, включая самолет Ильюшина Ил-103. Для развития проекта были приглашены лучшие сотрудники конструкторского бюро, которые провели работы по созданию оптимальной аэродинамической компоновки, легкому техобслуживанию и широкой пригодности для модернизации.

Самолет Ил-103

Единственной серьезной проблемой в проекте стал вопрос подбора двигателя. Руководитель группы настаивал, что требуется соответствовать статусу надежной компании и использовать продвинутый мощный поршневой двигатель. Но советские производители на тот момент не могли предоставить такого продукта. Поэтому было решено включить на Ил-103 силовую установку I0-360ES, которая обеспечивала мощность до 210 л. с., производства американской фирмы Teledyne Continental Motors. Вскоре после отправки официального предложения о сотрудничестве в ОКБ Ильюшина получили в ответ согласие. Американская компания открыла рядом с конструкторским бюро представительство, что упростило дальнейшее взаимодействие. Выбранный двигатель прекрасно сочетался с внешним видом самолета, придавая ему особый стиль.

Первый полет Ил-103 был осуществлен 17 мая 1994 года под руководством И. И. Гудкова. После необходимых испытаний было решено начать производство самолета в ближайшее время. Уже 30 января следующего года была выпущена первая серийная машина. Летчики, которые летали на Ил-103, оставляли положительные отзывы о самолете. Все характеристики и управляемость при сваливании получили похвалу. Еще на этапе испытаний летчикам удавалось посадить самолет без использования отдельных элементов управления и с выключенным двигателем.

Первый полет на Ил-103
Первый полет на Ил-103

15 февраля Ил-103 получил российский сертификат летной годности, подтверждающий соответствие всем установленным нормам. А к концу 1998 года были проведены сертификационные испытания в США. Их результаты позволили получить самолету еще и зарубежный сертификат, что положительно сыграло на его мировом признании и будущих продажах. Также разработка ОКБ Ильюшина получила золотую медаль на выставке инноваций «Эврика-95» в Брюсселе.

Вы бы хотели стать владельцем самолета Ил-103?
ДаНет

Описание конструкции самолета

Самолет Ил-103 является низкопланом, который использует стандартную аэродинамическую схему. По начальному проекту он был разработан из алюминия без применения композитов. Конструкция самого самолета проста, но это не отражается на его летных характеристиках. Применение хорошо продуманной компоновки крыла улучшает характеристики, помогая сохранить уровень устойчивости при любых углах атаки вражеских формирований. Это достигается в частности благодаря однощелевому закрылку с поворотным механизмом, который работает только при положительном наклоне.

Описание конструкции самолета Ил-103

Педали и ручки являются основными элементами управления в самолете Ил 103. Это упрощает процесс пилотирования и позволяет снизить требования к квалификации летчика, что повышает безопасность полетов. Регулировка положения педалей обеспечивает максимальный комфорт в эксплуатации. Установка гашетки для управления рулем высоты и наличие ручки выпуска закрылков дополнительно облегчают задачи пилота. При необходимости заказчик может запросить замену основной ручки на штурвал и дублирование элементов управления.

В качестве силовой установки используется выбранный изначально двигатель I0-360ES производства Teledyne. Он выдает мощность до 210 л. с. при скорости 2800 оборотов в минуту. Если последние понизить до 2500, то и лошадиные силы сократятся до 157. При этом за один час полета расходуется до 26 кг топлива. Сам двигатель относится к категории шестицилиндровых и вращает двухлопастный винт Hartzell Propeller диаметром 1,9 м.

Чертеж самолет Ил-103

Топливная система устроена по классическому принципу, а баки находятся внутри фюзеляжа. Заправка производится только на земле через крыльевые горловины. Топливо из основных баков переливается в расходный во время полета и передается к двигателю через электрический насос. Общая емкость бензобаков составляет 200 литров или 150 килограммов.

Схема самолета Ил-103
Схема самолета Ил-103

Ил-103 имеет шасси трехопорного рессорного типа, колеса которого не убираются после взлета и сохраняют свое положение. Наличие носовой опоры позволяет использовать грунтовые аэродромы для взлета и посадки, что облегчает эксплуатацию. Гидравлические тормозные диски на колесах повышают безопасность при посадке и облегчают управление на взлетно-посадочной полосе.

Система электроснабжения с напряжением 28 В обеспечивает работу электроники. Источником энергии является специальный генератор постоянного тока, и в случае его выхода из строя активируется резервная система. Для радиосвязи используется выделенная станция с ультракоротким волновым диапазоном, а переговоры экипажа проходят через внутреннюю телефонную связь. На борту есть различное пилотажно-навигационное оборудование, включая индикаторы полета, указатели скорости, акселерометр и локальные термометры. По желанию заказчика производитель может использовать как российское, так и зарубежное оборудование.

Схема электроники Ил-103
Схема электроники Ил-103

Кабина рассчитана всего на пять человек. Одно кресло принадлежит пилоту, четыре предназначены для пассажиров. Внутренняя отделка выполнена с применением пластмассы и различных композитов. Все материалы отличаются практичностью и уровнем огнестойкости, соответствующем установленным государственным стандартам.

Кабина Ил-103

В салоне есть кондиционер, который поддерживает комфортную температуру и предотвращает запотевание фонаря. В холодное время года он работает как обогреватель, направляя теплый воздух на стекло или на пассажиров. В случае аварийной ситуации можно использовать спасательную систему, которая включает парашюты, расположенные в спинках сидений, и установленные створки для выхода из самолета.

Летно-технические характеристики

По габаритам Ил-130 получился небольшим даже для своего класса. Его длина составляет 8 м, а высота – 3,135 м. Размах крыла равен 10,56 м при площади 14,71 м². Без нагрузки самолет весит 765 кг, а максимальная взлетная масса ограничена 1460 кг. Общий вес пассажиров или груза не должен превышать 395 кг.

Летно-технические характеристики Ил-103

Самолет летит на одном двигателе, мощность которого равна 210 л.с. Его максимальная скорость составляет 250 км/ч, но крейсерская скорость ограничена на уровне 225 км/ч. Для взлета требуется разбег не менее 405 метров, а для посадки – около 575 метров до полной остановки. Практический потолок для Ил-103 – 4000 метров, а дальность полета может достигать 1070 км.

Производитель заявил, что самолет может эксплуатироваться в течение 15 лет, совершив 20 тысяч полетов или налетев 14 тысяч летных часов. По истечении этого срока необходимо провести глубокий ремонт или модернизацию.

В каких странах эксплуатируется

Россия является главным эксплуатантом Ил-103. Было закуплено 30 машин различных модификаций, которые используются в лесном хозяйстве и для разведывательных операций на границе. Из стран СНГ интерес к самолету проявила только Беларусь, которая приобрела 4 машины, одну из которых уже списали. В настоящее время используется только 3.

В каких странах эксплуатируется Ил-103

Из зарубежных стран больше всего самолетов купила Южная Корея. Для нее выпустили 23 машины, которые давно были переданы заказчику. Целью приобретения стала замена имеющихся T-41D, которые морально устарели и выработали ресурс. Лаос купил только 3 самолета, которые были переданы еще в 2002 году.

Для них было применено проведение научных исследований и транспортировка высокопоставленных личностей. Перу закупил 6 самолетов для обучения пилотов и оттачивания навыков.

Сколько стоит Ил-103

Стоимость Ил-103 в Москве составляет 10 млн рублей из-за замены советско-российского оборудования на зарубежные аналоги, которые являются более дорогими. Ранее, самолет можно было купить значительно дешевле.

Сколько стоит Ил-103

В 2019 году невозможно купить новый самолет напрямую с завода. Поэтому, если есть желание приобрести такое транспортное средство, придется выбирать из б/у моделей на вторичном рынке.

Будущее модели – глубокая модернизация

С 1997 по 2007 годы было произведено 66 самолетов Ил-103. Они использовались для перевозки грузов и пассажиров, обучения пилотированию, экологического контроля, научных или разведывательных операций. Проект был успешен благодаря сочетанию высочайшей надежности и наличию международных сертификатов.

Согласно имеющейся информации, Ил-103 может пройти глубокую модернизацию в ближайшие годы. Если это произойдет, возобновится ее производство. Новая модификация будет иметь улучшенный двигатель и композитные элементы корпуса вместо некоторых алюминиевых. Представитель ОКБ Ильюшина выразил уверенность в потенциальном успехе модернизированного самолета, который будет продаваться по цене не более 200 тыс. долларов.

Ил-103 произвел хорошее впечатление и вызвал широкий интерес у публики. Несмотря на то, что его уже сняли с производства, самолет до сих пор активно используется. Возможная модернизация в будущем может привлечь новых потенциальных клиентов и сделать машину еще более популярной. Пока нет информации о сроках выпуска.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Андрей

    Катастрофа произошла, наиболее вероятно, в результате его сваливания на предельно-малой высоте при выполнении фигуры высшего пилотажа, похожей на поворот на горке с большими углами тангажа («поворот на вертикали»), выполнение которой запрещено РЛЭ самолета Ил-103

  2. Сергей

    Чем Ил-103 отличается от американского Цесны. Американцы будет лучше, потому что Ил-103 худшая копия американского или лучше?