Самолеты

Экспериментальный штурмовик Ил-102

Ил-102 – модернизированный вариант Ил-40, разработанный в СССР в 1982 году в качестве тяжелого штурмовика для ВВС. Он был задуман как основной самолет своего класса, но внешние обстоятельства многократно затрудняли работы по проекту и в итоге его выпуск был отменен.

История создания штурмовика

В период Второй мировой войны авиация СССР проявила значительное превосходство над зарубежными аналогами, особенно в классе штурмовиков. Самолеты Ил-2 и Ил-10 вызывали у немецких солдат страх и были названы «черной смертью».

История создания ИЛ-102

Главным компонентом военно-воздушных сил должна была стать штурмовая авиация, однако ее развитие было нарушено созданием новых мобильных ЗРК и передовых вертолетов, которые могли легко атаковать противника, находясь на низкой высоте и замедляясь в воздухе.

Уже к 1956 году руководство СССР решило, что эпоха штурмовой авиации подошла к концу, и упразднило весь класс. На тот момент конструкторским бюро имени Ильюшина разрабатывался новый штурмовик Ил-40, который годом ранее прошел заводские испытания и уже был готов к серийному производству. Решение правительства привело к тому, что пять тестовых образцов были разобраны.

Штурмовик ИЛ-102

Во всем мире было принято решение отказаться от использования штурмовиков, но первые боевые действия показали, что это было поспешным решением. Вертолеты, на которые возлагали большие надежды, оказались малоэффективными и могли использоваться только для доставки солдат и оказания огневой поддержки.

Замена истребителей-бомбардировщиков на штурмовики не дала нужных результатов, поэтому в середине 1960-х годов многие страны, включая СССР, вернулись к использованию штурмовой авиации.

Все крупные конструкторские бюро занялись созданием новых штурмовиков, но лидерство захватило П. О. Сухого. Разрабатываемый проект был перспективным и превосходил аналоги.

ОКБ Ильюшина же решило воспользоваться наработками и уже к концу 1960 годов предложило военно-воздушным силам свой вариант самолета под названием Ил-42, который представлял собой серьезную модификацию Ил-40. Предполагалось, что он получит два двигателя АМ-5Ф, сможет нести до 1400 кг боевой нагрузки и будет разгоняться до 997 км/ч с возможностью подъема до 11600 м.

Штурмовик ИЛ-40

В 1969 году был организован конкурс на лучший штурмовик. На него были представлены Ил-42, Як-25ЛШ, МиГ-21ЛШ и Т-8. Победителями стали МиГ-21ЛШ и Т-8, который затем был переименован в Су-25.

ИЛ 42/102

Разработки Ил-42 с Як-25ЛШ были отменены, однако конструкторы Ильюшина продолжили свою работу под руководством Г. В. Новожилова.

Ил-102 стал названием самолета, однако разработка происходила медленно, что связано с недостаточным финансированием и нелегальным статусом. В Министерстве Обороны высказывались против создания штурмовика предприятием и считали проект бессмысленной тратой сил. Несмотря на эти проблемы, в 1982 году бюро Ильюшина продемонстрировало прототип Ил-102, который должен был пройти все испытания в кратчайшие сроки.

Летные и тактико-технические характеристики Ил-102

Представленный Ил-102 имел стандартные для штурмовика габариты. Длина составляла 17,75 м при высоте 5,08 м. Крыло по размаху было вытянуто на 16,9 м, его площадь равнялась 63,5 м². Вес пустого самолета не превышал 13 т, нормальная масса для взлета находилась на уровне 18 т, а максимальная ограничивалась 22 т. Топливо в основных баках весило 3700 кг, в подвесных – 1930 кг.

Летные и тактико-технические характеристики Ил-102

Ил-102 работал на двух двигателях РД-33И, обеспечивающих тягу до 5320 кгс. Максимальная скорость самолета составляла 950 км/ч. Для взлета требовалось разгонять его до 150 км/ч, а для посадки – замедлять до 180 км/ч. Длина разбега составляла 300 м, а пробег – 450 м. Дальность полета серьезно зависела от типа вылета, при перегоне она могла достигать 3000 км.

Установленная практическая дистанция составляла 1000 км, но при высокой скорости она сокращалась до 750 км. Боевой радиус действия ограничен 400 км, а максимальная высота полета — 11000 м.

Конструкция самолета

При разработке Ил-102 использовалась традиционная аэродинамическая конструкция. Большая часть обшивки была изготовлена из листов одинарной кривизны. Фюзеляж был полумонококом и имел две гермокабины в центральной части, одна для пилота и другая для стрелка. Внутренние топливные баки размещались между ними. В хвосте были установлены аэродинамические тормоза.

Крыло было низкорасположенным, стреловидным двухлонжеронным типом с утолщенным профилем. Внутри имелись отсеки для бомбового оружия. Закрылки занимали более половины размаха крыла. На верхней поверхности были установлены интерцепторы с двумя секциями.

Шасси было стандартным с тремя двухколесными опорами, оснащенными пневматическими элементами низкого давления. Важным преимуществом самолета стала возможность приземления на грунтовые малоподготовленные взлетно-посадочные полосы.

Передняя опора была установлена в начале корпуса и могла складываться внутрь, что не давало возможности разместить электронное оборудование или радиолокационные приборы в кармане. Еще две стойки были расположены ближе к середине корпуса и складывались в гондолы крыла при взлете.

Силовая установка состояла из двух двигателей РД-33И, обеспечивавших тягу до 5320 кгс. Они имели воздухозаборники с круглым сечением. Транспортировка самолета осуществлялась исключительно в разобранном состоянии с помощью железнодорожного транспорта или грузового Ил-76.

Кабина Ил-102

Фонари гермокабин пилота и бортового стрелка были защищены плоскими бронированными стеклами, чтобы обеспечить защиту при воздушных боях и обстрелах с земли. Катапультирование стало главной системой безопасности, которая включала специальные кресла К-36Л и была синхронной. Если пилот активировал ее, то катапультировался сразу вместе со стрелком. Гермокабины пилота и бортового стрелка были разделены друг от друга.

Кабина штурмовика ИЛ-102

Утверждение окончательного варианта оборудования кабин не состоялось из-за отсутствия статуса государственного заказа на самолет. Согласно планам конструкторов, кабина должна была быть оснащена прицельной системой КПС-53А и радиолокационными приборами с специальными антеннами для стрелок.

У летчика перечень оборудования включал коллиматорный прицел С-17БЦ, устройства для разведки и обнаружения, а также средства связи с командованием и другими авиационными средствами.

Вооружение штурмовика

На борту задумывалось установить пушку 9А-4071К с боекомплектом на 500 снарядов калибра 30 мм. Она располагалась на специальном лафете, расположенном на нижней части фюзеляжа, и могла механически поворачиваться на 180 градусов. При необходимости ее можно было легко заменить на внешний топливный бак или бомбу.

Вооружение штурмовика

В задней части самолета была установлена турель с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм. Считалось, что можно будет увеличить количество боезапаса, поскольку боеприпасы можно было передвинуть на три метра в переднюю часть. Снаряды должны были автоматически подтягиваться к пушке с помощью механизма электрического подтягивания ленты.

Бомбовая нагрузка самолета могла достигать 7200 кг, что позволяло нести достаточно вооружения для эффективного ведения боевых действий на фронте. На крыле были установлены специальные консоли с тремя отсеками, где закреплялись бомбы разных типов весом до 250 кг. На внутренние элементы подвески можно навесить до 2300 кг оружия.

Схема вооружения штурмовика ИЛ-102

8 внешних узлов размещены на самолете — по 3 на каждом крыле и 2 под фюзеляжем. Они имеют блоки для выпуска отражателей или инфракрасных ловушек. На эти узлы можно установить несколько управляемых ракет С-25Л с лазерным наведением для обстрела земли или поражения воздушных целей.

Вы видели штурмовик ИЛ-102 вживую?
ДаНет

Эксплуатация и дальнейшая судьба Ил-102

Ил-102, представленный в 1982 году, был одобрен главнокомандующим военно-воздушных сил П. С. Кутаховым и министром авиапромышленности И. С. Силаевым. Несмотря на положительные отзывы, Министерство обороны запретило руководителю группы, отвечающей за проект, заниматься самодеятельностью, не получившей одобрения правительства. Конструкторское бюро продолжило работу над штурмовиком, переименовав его в «ОЭС-1».

Эксплуатация и дальнейшая судьба Ил-102

Все эксперименты проводились на территории Белоруссии. Штурмовик был впервые испытан в сентябре под управлением С. Г. Близнюка. За три года было совершено 250 полетов, каждый из которых закончился успешно. Самолет продемонстрировал высокую маневренность и радиус виража не более 400 метров.

В 1984 году прототип Ил-102 был отправлен в консервацию, так как уже было запущено крупное производство Су-25, с которым было сложно конкурировать. Ил-102 был быстрее и имел больший радиус применения, мог нести в 1,5 раза больше вооружения и был оснащен оборонительной стрелковой пушкой со вторым членом экипажа, но этого было недостаточно, чтобы привлечь внимание и выдавить главного конкурента с рынка.

В 1986 году конструкторское бюро, названное в честь Ильюшина, попробовало возродить проект, но не добилось успеха. Это было связано с неблагоприятной политической обстановкой в СССР, сокращением финансирования вооруженных сил и выводом армии из Афганистана. В 1992 году Ил-102 снова появился на Московском авиасалоне и привлек некоторое внимание, однако вскоре был забыт. В конечном итоге проект был окончательно закрыт.

Штурмовик Ил-102 был разработан конструкторским бюро в Советском союзе и мог стать лучшим в своем классе. Однако, несмотря на все усилия, его так и не запустили в серийное производство. Главными причинами стали конкуренция со стороны Су-25 и негативное отношение правительства к проекту.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах