Экспериментальный штурмовик Ил-102

СОДЕРЖАНИЕ
0
4 просмотров
28 декабря 2019

Ил-102 – прототип тяжелого штурмовика, представленного в СССР в 1982 году. Это была глубокая модификация имеющегося Ил-40. Он должен был стать основным самолетом своего класса из стоящих на вооружении ВВС. Работы по проекту создания Ил 102 неоднократно были затруднены внешними обстоятельствами, из-за чего в итоге от его выпуска полностью отказались.

История создания штурмовика

Во время Второй мировой войны авиация СССР продемонстрировала серьезное превосходство над зарубежными аналогами. Особенно сильный разрыв был заметен в классе штурмовиков. Ил-2 и Ил-10 вызывали у немецких солдат настоящий страх и получили прозвание «черная смерть».

История создания ИЛ-102

Штурмовая авиация после этого должна была стать главной составляющей военно-воздушных сил. Но ее развитие внезапно разрушили созданием новых мобильных ЗРК и продвинутых вертолетов, которые могли легко атаковать вражеские формирования, пролетая на низкой высоте и зависая в воздухе.

Уже к 1956 году руководство СССР решило, что эпоха штурмовой авиации подошла к концу, и упразднило весь класс. На тот момент конструкторским бюро имени Ильюшина разрабатывался новый штурмовик Ил-40, который годом ранее прошел заводские испытания и уже был готов к серийному производству. Решение правительства привело к тому, что пять тестовых образцов были разобраны.

Штурмовик ИЛ-102

Отказ от применения штурмовиков произошел по всему миру. Но первые же военные действия показали, что принятое решение стало поспешным. Вертолеты, на которые возлагались большие надежды, были малоэффективны и могли полноценно применяться только для доставки солдат с оказанием огневой поддержки.

Попытки заменить штурмовики истребителями-бомбардировщиками также не привели к желаемым результатам. Поэтому к середине 1960 годов многие страны, включая СССР, решили вернуться к эксплуатации штурмовой авиации.

Созданием новых штурмовиков занялись сразу все крупные конструкторские бюро, причем лидерство среди них захватило предприятие П. О. Сухого. Разрабатываемый проект имел большие перспективы и превосходил большинство аналогов.

ОКБ Ильюшина же решило воспользоваться наработками и уже к концу 1960 годов предложило военно-воздушным силам свой вариант самолета под названием Ил-42, который представлял собой серьезную модификацию Ил-40. Предполагалось, что он получит два двигателя АМ-5Ф, сможет нести до 1400 кг боевой нагрузки и будет разгоняться до 997 км/ч с возможностью подъема до 11600 м.

Штурмовик ИЛ-40

В 1969 году правительство организовало конкурс, где предстояло выбрать лучший вариант штурмовика. Участие принял Ил-42, а также три самолета других бюро: Як-25ЛШ, МиГ-21ЛШ и Т-8. Победителями конкурса стали МиГ-21ЛШ и Т-8, который позднее получил название Су-25.

ИЛ 42/102

Проекты по разработке Ил-42 с Як-25ЛШ были закрыты. Конструкторы из компании Ильюшина отказываться от своей планов не собирались. Поэтому ее продолжили, а руководителем группы выступил Г. В. Новожилов.

Самолет же стал называться Ил-102. Разработка шла в медленном темпе, что отчасти было связано с нехваткой финансирования и не совсем легальным статусом. В МО высказывались против создания штурмовика предприятием и называли проект бессмысленной растратой сил. Несмотря на такие проблемы, к 1982 году бюро Ильюшина продемонстрировало прототип Ил 102, который должен был пройти все испытания в кратчайшие сроки.

Летные и тактико-технические характеристики Ил-102

Представленный Ил-102 имел стандартные для штурмовика габариты. Длина составляла 17,75 м при высоте 5,08 м. Крыло по размаху было вытянуто на 16,9 м, его площадь равнялась 63,5 м². Вес пустого самолета не превышал 13 т, нормальная масса для взлета находилась на уровне 18 т, а максимальная ограничивалась 22 т. Топливо в основных баках весило 3700 кг, в подвесных – 1930 кг.

Летные и тактико-технические характеристики Ил-102

Работал Ил-102 на двух двигателях РД-33И, которые выдавали тягу до 5320 кгс. Скорость самолета ограничивалась 950 км/ч. При взлете его требовалось разогнать до 150 км/ч, при посадке – замедлить до 180 км/ч. Длина разбега составляла 300 м, пробег достигал 450 м. Дальность полета серьезно зависела от типа вылета. При перегоне самолет мог пролететь 3000 км.

Практическая дистанция была установлена на отметке 1000 км, при большой скорости она сокращалась до 750 км. Боевой радиус применения ограничился 400 км. Предельной высотой полета был подъем до 11000 м.

Конструкция самолета

При разработке Ил-102 была применена классическая аэродинамическая схема. Большая часть обшивки технологично создавалась из листов одинарной кривизны. Фюзеляж по типу относился к полумонококам. В его центральной части были установлены две гермокабины. Одна была предназначена для пилота, вторая – для стрелка. Посередине между ними размещались внутренние топливные баки. В хвосте имелись аэродинамические тормоза.

Конструкция самолета ИЛ-102

Крыло относилось к низкорасположенному типу и было стреловидным двухлонжеронным. В его конструкции применялся утолщенный профиль. Внутри имелись специальные отсеки для загрузки бомбового оружия. Закрылки занимали более половины размаха крыла. На верхней поверхности устанавливались интерцепторы с двумя секциями.

Шасси было стандартным с тремя двухколесными опорами, оснащенными пневматическими элементами низкого давления. Важным преимуществом самолета стала возможность приземления на грунтовые малоподготовленные взлетно-посадочные полосы.

Компоновочная схема ИЛ-102

Передняя опора монтировалась в самом начале фюзеляжа и убиралась внутрь, что исключало возможность применения в кармане электронного оборудования или радиолокационных приборов. Две других стойки размещались ближе к середине корпуса, а при взлете складывались в гондолы крыла.

Силовая установка состояла из двух двигателей РД-33И, обеспечивавших тягу до 5320 кгс. Они имели воздухозаборники с круглым сечением. Транспортировка самолета осуществлялась исключительно в разобранном состоянии с помощью железнодорожного транспорта или грузового Ил-76.

Кабина Ил-102

Гермокабины пилота и бортового стрелка были разделены между собой, их фонари состояли из плоских бронированных стекол, обеспечивающих защиту при ведении воздушного боя и обстрелах с земли. Главной системой безопасности стало катапультирование. Она включала в себя специальные кресла К-36Л и была синхронной. Если пилот активировал ее, то катапультировался сразу вместе со стрелком.

Кабина штурмовика ИЛ-102

Окончательный вариант оборудования кабин не был утвержден, так как самолет не получил статус государственного заказа. По замыслу конструкторов, в кабине стрелка должны были присутствовать прицельная система КПС-53А, а также радиолокационные приборы со специальными антеннами.

У пилота список оборудования включал коллиматорный прицел модели С-17БЦ, установки для разведки и обнаружения, а также различные средства связи с командованием или другой авиацией.

Вооружение штурмовика

На борту планировалось разместить пушку 9А-4071К, оснащенную боекомплектом на 500 снарядов калибра 30 мм. Она должна была находиться на специальном лафете с нижней части фюзеляжа и механически переключаться между поворотами в две стороны. Если бы возникла необходимость, ее можно было легко заменить на один внешний топливный бак или бомбовый снаряд.

Вооружение штурмовика

В хвостовой части фюзеляжа присутствовала турель с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм. Предполагалось, что к ней удастся разместить увеличенное число боезапаса, так как боекомплект можно было вытянуть на три метра к носовому отделению. Снаряды должны были подтягиваться к пушке автоматически с помощью механизма электроподтяга ленты.

Бомбовая нагрузка самолета могла достигать 7200 кг, что позволяло нести достаточно вооружения для эффективного ведения боевых действий на фронте. На крыле были установлены специальные консоли с тремя отсеками, где закреплялись бомбы разных типов весом до 250 кг. На внутренние элементы подвески можно навесить до 2300 кг оружия.

Схема вооружения штурмовика ИЛ-102

Внешних узлов было 8 единиц – по три на каждом крыле и два под фюзеляжем. Их законцовки были отогнуты вниз и имели блоки для выпуска отражателей или специальных инфракрасных ловушек. На внешние элементы подвески можно было установить несколько управляемых ракет с лазерным наведением С-25Л для выполнения обстрела земли, а также для поражения воздушных целей или иные виды неуправляемых снарядов.

Вы видели штурмовик ИЛ-102 вживую?
ДаНет

Эксплуатация и дальнейшая судьба Ил-102

Окончательный вариант Ил-102, показанный в 1982 году, сразу был оценен главнокомандующим военно-воздушных сил П. С. Кутаховым и министром авиапромышленности И. С. Силаевым. Несмотря на их положительные отзывы, Министерство обороны решило дальше придерживаться своей позиции и официально запретило руководителю группы, ответственной за проект, заниматься самодеятельностью, не получившей одобрения правительства. Конструкторское бюро продолжило работать над своим штурмовиком, заменив его название на кодовое «ОЭС-1».

Эксплуатация и дальнейшая судьба Ил-102

Все испытания проводились на территории Белорусской ССР. Первый полет штурмовика состоялся в сентябре под управлением С. Г. Близнюка. За три года было совершено 250 полетов, каждый из которых завершился успешно. Самолет продемонстрировал хорошую маневренность и низкий радиус виража, не превышающий 400 м.

В 1984 году прототип отправили в консервацию, так как на тот момент уже было запущено крупное производство Су-25, конкурировать с которым было сложно. Ил-102 имел повышенные скорость и радиус применения, мог нести в 1,5 раза больше вооружения и отличался наличием оборонительной стрелковой пушки со вторым членом экипажа, но этого было недостаточно, чтобы привлечь внимание и выдавить главного конкурента с рынка.

К 1986 году конструкторское бюро имени Ильюшина попыталось вновь вернуть проект к жизни, но успехом это не увенчалось. Негативную роль сыграли изменения политической ситуации в СССР, сокращение выделения денежных средств на вооруженные силы и вывод армии из Афганистана. В 1992 году Ил-102 вновь появился на публике, попав на Московский авиасалон, и даже привлек определенное внимание, но вскоре вновь был забыт. После проект окончательно закрыли.

Штурмовик Ил-102 мог стать лучшим штурмовиком, выпущенным в Советском союзе. Но несмотря на все усилия, приложенные конструкторским бюро, вывести его в серию его так и не удалось. Наибольшее влияние на это оказали наличие конкурента в лице Су-25 и жесткая позиция правительства против разрабатываемого проекта.

Комментировать
0
4 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно