Самолеты

Ил-10 штурмовик по прозвищу «Зверь»

Ил-10 — это модернизированный штурмовик на основе Ил-2, выпуск которого начался в 1944 году. Производство шло на высоких темпах, и за два года было создано более 7000 таких самолетов. Это было необходимо для успешной борьбы с немецкими войсками.

История создания штурмовика Ил-10

Самолет Ил-2, использовавшийся в армии СССР, успешно проявил себя в боевых действиях, но имел недостатки, сделавшие его уязвимым. Бронированный корпус и воздушный стрелок, защищавшие самолет от малокалиберных пуль и истребителей, не могли предотвратить уничтожение под зенитным обстрелом.

История создания штурмовика Ил-10

Ил-2 имел невысокую ударную мощь, неспособность нести крупнокалиберные бомбы и ограниченную грузоподъемность для малокалиберных. В связи с этим возникла необходимость в разработке нового штурмовика, который дал бы преимущество советской армии в воздухе.

Изначально задумывалось создать два самолета. Первый должен был заменить Ил-2 и получить схожее вооружение. Второй был задуман как тяжелый штурмовой бомбардировщик с повышенной толщиной брони и усиленным оружием. П. Сухой начал заниматься созданием первого и уже к 1942 году представил прототип Су-6.

Бомбардировщик Ил-10

С. Ильюшин начал работу над улучшением Ил-2 одновременно с этим. Оба самолета должны были быть оборудованы двигателем М-71, но его установка заняла бы слишком много времени. Ильюшин обратил внимание на АМ-42, который являлся улучшенной версией АМ-38, используемой в Ил-2, и начал создание своего легкого штурмовика. При разработке он опирался на опыт работы с предыдущим самолетом и сосредоточился на повышении живучести и боевой мощи.

Ил-10 штурмовик

В 1943 году ВВС СССР решили сосредоточиться на разработке Сухого и взять на вооружение Су-6. Самолеты должны были быть готовы к 1944 году. Однако, нарком по авиапромышленности высказал опасения относительно возможных проблем с выпуском Ил-2 и авиационных двигателей при запуске производства новых самолетов. Поэтому, проект Ильюшина не был отменен, но идея создания бомбардировщика была отложена, а вся работа была сконцентрирована на штурмовиках.

Боевое применение Ил-10

Весной 1944 года проходили сравнительные тесты двух самолетов. Су-6 должен был использовать двигатель М-71, но для испытаний был заменен на АМ-42, что негативно повлияло на его показатели. Он показал средние результаты и уступил Ил-10, который уже был готов к производству. Поэтому выбрали Ил-10. Его тесты были проведены в течение одного месяца и его характеристики превзошли ожидания. Штурмовик был отправлен на конвейер для массового производства.

Боевое применение

Темпы изготовления, запущенного после принятия самолета на вооружение, были очень высокими. Ил-10 незамедлительно стал поступать военно-воздушным силам, но летчикам требовалась специальная переподготовка, которая могла бы обучить их управлять новым штурмовиком и безошибочно выполнять поставленные задачи. Поэтому формирование полков было несколько замедленным. К 1945 году полноценными собрались только два: 571-й и 108-й.

8 мая 1945 года самолеты были использованы для ведения воздушных боев и сумели проявить свои лучшие качества. До этого они использовались для других задач, таких как уничтожение вражеских наземных объектов. Воздушные атаки противника отражались самолетами сопровождения, но Ил-10 иногда также участвовал в этом. Самым активным днем для применения штурмовиков стало 30 апреля, когда 571-й пол совершил 115 боевых вылетов.

За месяц самолеты настолько износились, что стали непригодными для дальнейшей эксплуатации. Поэтому полеты на них были приостановлены. За время войны был потерян только один Ил-10 при атаке вражеского Fw.190. Позднее самолеты были заменены новыми. Некоторые отправились в состав Тихоокеанского флота для участия в войне с Японией.

Ил-10 стал основной боевой авиационной мощью в СССР и соседних странах. После Второй мировой войны он был широко использован во время Корейской войны и участвовал в военных операциях, направленных против Японии. В СССР Ил-10 использовался до 1956 года, а другие страны продолжали эксплуатировать его до конца 1960-х.

Вас заинтересовала история штурмовика Ил-10?
ДаНет

Описание конструкции

Ил-10 был металлическим одномоторным низкопланом с разделением фюзеляжа на бронекорпус и хвостовую часть. Основа была покрыта броней толщиной от 4 до 8 мм, а обшивка вдоль фюзеляжа соединялась внахлест и крепилась к стрингерам с силовой рамой. Хвостовая часть была овальной формы и металлической, соединенной с бронекорпусом через специальный угольник. Хвостовой кок состоял из легких профилей и дюралюминиевых листов, а оперение было свободнонесущим с металлическим стабилизатором.

Крыло – трапециевидной формы, состоящее из центроплана и двух частей консолей. С помощью зализов удалось сделать плавный переход от фюзеляжа к крылу. Элероны имели полотняную обшивку и специальное покрытие. Взлетно-посадочные щитки типа «шренк» включали три секции. Шасси было трехстоечным и убиралось при полете, устанавливаясь на концах центроплана. Хвостовое колесо также скрывалось внутри корпуса при взлете.

Схема Ил-10

Мощный двигатель АМ-42 использовался на бронекорпусах, установленных на дюралевых полурамах. Первый топливный бак располагался непосредственно за ним, а второй — под полом кабины. Масляный радиатор устанавливался в бронированном отсеке левого крыла. Кабина, предназначенная для пилота и стрелка, была защищена бронестеклом толщиной 64 мм. Внутри были установлены системы противопожарной и вентиляции. Кроме того, в кабине стрелка был установлен специальный пулемет для защиты от вражеских авиационных атак.

Летные и технические характеристики

Габариты стандартны для штурмовика того периода. Длина составляла 11,12 м при высоте 4,18 м. Площадь крыла была равна 30 м², а его размах достигал 13,4 м. Экипаж самолета состоял из двух человек.

Масса Ил-10 без вооружения — 4650 кг, с вооружением — 6300 кг. Максимальный вес для взлета — 6537 кг. Двигатель АМ-42 обеспечивал мощность до 2000 л. с.

Максимальная скорость самолета достигала 551 км/ч, а крейсерская скорость была ограничена 436 км/ч. Скорость подъема составляла 625 м/мин. Дальность полета — 1520 км, боевой радиус — 800 км. Практический потолок — 7250 км. Для взлета Ил-10 необходимо было разбегать на расстоянии 475 м, а для посадки — останавливаться на 460 м.

Модификации

Первая версия модели появилась в 1944 году, а уже в 1945 году были выпущены улучшенные модификации с новыми функциями.

Модификации Ил-10

Всего было выпущено 4 модификации:

  • Ил-10 «Пушечный» – модель получила усиленное артиллерийское вооружение, представленное в виде четырех пушек НС-23, установки БТ-20, бомб и ракетных снарядов;
  • Ил-10У – учебный вариант самолета, он был предназначен для обучения летчиков штурмовика, кабину стрелка в нем заменили специальным отделением для инструктора, также с машины сняли часть брони с вооружением;
  • Ил-10М – вторая военная модифицированная версия Ил-10 была создана для применения в Корейской войне, самолет стал чуть крупнее и получил улучшенное бортовое оборудование для полетов в сложных условиях;
  • Avia B-33 – последняя модифицированная модель выпускалась Чехословакией после получения ею соответствующей лицензии, был аналогичен версии от СССР и распространялся среди стран ОВД.

Было произведено около 10 тысяч самолетов Ил-10 в разных вариантах. По окончании эксплуатации большинство из них было списано и отправлено на хранение или разобрано на запчасти.

Вооружение Ил-10

Ил-10 был лучше многих зарубежных аналогов вооружения. На его крыльях установлены две пушки НС-23 с 150 снарядами каждая и пара пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм с общим запасом на 1500 патронов. Стрелок использовал другое вооружение — его кабина была оснащена пулеметом УБТ калибра 12,7 мм с запасом на 190 патронов. Помощь в прицеливании оказывал коллиматорный прицел ПБП-1б. В новых модификациях на крыльях стали устанавливать четыре пулемета НС-23 калибра 23 мм, а стрелку установили пушку УБ-20 калибра 20 мм.

Вооружение Ил-10

На Ил-10 можно было загружать малокалиберные бомбы в специальные отсеки, а крупнокалиберные — на внешние установки. Максимальное количество малых бомб составляло 182, а крупных ФАБ-250 — до двух. Кроме того, на борту было четыре балки для неуправляемых ракет РС-82 или РС-132, каждая из которых могла установить по две. В хвостовой части самолета находилась кассета с десятью осколочными гранатами для защиты от атаки сзади. Максимально допустимая боевая нагрузка составляла 600 кг.

Ил-10 был одним из лучших авиационных проектов Второй мировой войны с высокими техническими характеристиками и успешным опытом эксплуатации. Самолет использовался многими странами в течение 15 лет, а сейчас сохранившиеся экземпляры можно увидеть в виде памятников или музейных экспонатов.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах