Тяжелый истребитель Ил-1

СОДЕРЖАНИЕ
0
49 просмотров
08 января 2020

Ил-1 – проект бронированного истребителя, предназначенного для ведения воздушного боя на малых и средних высотах. Отличался повышенной маневренностью и усиленной броней, которые должны были закрепить господство СССР в воздухе во время Второй мировой войны. Ил модели 1 представили в 1944 году. Несмотря на успешное прохождение испытаний и перспективы, от его реализации решили отказаться.

История создания

В 1943 году был подготовлен модифицированный самолет Ил-2И. Он представлял собой одноместный вариант штурмовика Ил-2, ставшего крайне популярной машиной на фронте. Предполагалось, что с помощью него удастся решить ряд проблем и получить преимущество над вражеской авиацией. Несмотря на большие надежды и уверенность в разработке, самолет оказался недостаточно удачным – он не мог противостоять немецким истребителям и бомбардировщикам. Конструкторы не сдавались и рассчитывали создать новую модель, которая превзойдет Ил-2 по уровню брони и будет летать быстрее всех аналогов.

Самолет ИЛ-2И

Самолет ИЛ-2И

В том же году был разработан двигатель АМ-42, обладающий мощностью 2000 л. с., с системой жидкостного охлаждения и улучшенными характеристиками. Его созданием занималась группа инженеров-авиастроителей под руководством Александра Микулина. Окончательный вариант двигателя в мае был отправлен на доводку, для чего был монтирован на тестовый тяжелый штурмовой бомбардировщик модели Ил-АМ-42.

Оборонный комитет видел в этой установке большой потенциал, но подходящего самолета для нее не было. Поэтому вскоре было выпущено официальное постановление, предписывающее конструкторскому бюро имени Ильюшина незамедлительно приступить к разработке истребителя под этот двигатель.

Двигатель АМ-42

Двигатель АМ-42

Новый самолет проектировался именно под АМ-42, но в его конструкции применялись также некоторые старые решения от Ил-2И. Главное сходство заключалось в бронированных материалах, которые должны были защищать силовую установку, пилота, охлаждающую систему, баки с топливом и другие важные элементы, отвечающие за выполнение основных функций. Уровень брони был достаточным, чтобы исключить серьезный урон от оборонительных вражеских орудий.

С такой концепцией не был согласен сам Ильюшин. Ему казалось, что не стоит зацикливаться на бронированных элементах. По его мнению, нужно было не просто добиться требуемых технических показателей, но и сделать возможным выпуск на базе этой машины быстрого маневренного штурмовика.

Самолет ИЛ-1

Разрабатываемый истребитель получил название Ил-1. Группа конструкторов, занимающаяся его созданием, сконцентрировалась на попытках реализовать в самолете невероятно высокие аэродинамические свойства.

Для этого они установили на машине новое переработанное металлическое крыло с повышенной удельной нагрузкой и уменьшенной площадью. Оно состояло из нескольких профилей с улучшенной аэродинамикой, имеющих варьирующуюся толщину. В области центроплана она была наибольшей, на отъемной зоне – наименьшей.

В Ил версии 1 немалое внимание уделяли конструкции корпуса. Бронированные элементы и общая форма не должны были стать намного сложнее, чем их вариант в Ил-2И. После проведенных исследования конструкторы решили применить новую компоновку радиаторов системы охлаждения, переместив их за передний лонжерон.

Ил версии 1

Воздух к ним поступал через два крыльевых воздухозаборника, расположенных на стыке центроплана и фюзеляжа. После охлаждения радиаторов воздух выходил в атмосферу через специальное отверстие в нижней части корпуса, степень раскрытия которого регулировалась исходя из активности работы двигателя. Благодаря такому решению общие черты самолета стали более плавными, чем у Ил-2И. Также конструкторам удалось добиться уменьшения размеров радиаторов и других внутренних элементов.

Отдельные изменения сделали истребитель более удобным. Фонарь кабины давал пилоту хороший обзор, а другие компоненты стали обеспечивать повышенный уровень аэродинамики. Шасси убирались по кинематической схеме, которая стала серьезным нововведением.

После взлета основные опоры складывались назад внутрь центроплана, поворачиваясь при этом на 86°, что помогло снизить мидель и степень сопротивления обтекателей. Эта система была разработана специально для Ил-1 и применялась на советской авиации впервые, но после стала использоваться на других самолетах, выпускавшихся позднее. Хвостовое колесо также могло складываться, повышая аэродинамику.

Чертеж ИЛ-1

Заводские испытания на аэродинамических трубах были проведены сразу после изготовления первого образца самолета. Результат тестов приятно удивил всех конструкторов – лобовое сопротивление при полете на предельной скорости оказалось почти на 40% меньше, чем у Ил-2И при таких же условиях.

В мае 1944 года истребитель был впервые выведен на взлетно-посадочную полосу для выполнения тестового полета. Испытателем выбрали опытного летчика Коккинаки. Все прошло успешно, поэтому после было назначено еще несколько тестов. Лучшим сочетанием высоты и скорости стал полет при 580 км/ч на 3260 м, взлетная масса на тот момент составляла 5320 кг.

Схема самолета ИЛ-1

Схема самолета ИЛ-1

По летно-техническим характеристикам Ил-1 ощутимо превосходил немецкие аналоги. Результаты испытаний показали, что на истребителе получается легко и быстро выполнять сложные маневры. По словам испытателя, высший пилотаж на этом самолете стал максимально доступным для всех пилотов.

Проведенные тесты показали, что машина готова к государственным испытаниям и последующей отправке на фронт. Но к тому моменту сила ударных авиагрупп советской армии возросла настолько, что необходимость в новом истребителе полностью пропала. Поэтому проект был закрыт, так и не отправившись в серию.

Летно-технические характеристики Ил-1

По внешним габаритам Ил модели 1 был схож с Ил-2И. Его длина составляла 11,12 м при высоте 4,08 м. Крыло имело площадь 30 м², его размах был равен 13,4 м. Масса самолета без нагрузки составляла 4285 кг, при этом предельный взлетный вес ограничивался 5320 кг. Экипаж состоял из одного человека.

Летно-технические характеристики Ил-1

Основные характеристики достигались за счет двигателя АМ-42 мощностью 2000 л. с. Ил-1 мог разгоняться до 580 км/ч при полете на высоте. Его скороподъемность была равна 625 м в минуту. Пролететь на самолете получалось до 1000 км, чего для истребителя было достаточно. Практический потолок ограничивался 8600 м.

Вы когда-нибудь видели истребитель ИЛ-1 вживую?
ДаНет

Вооружение

Вооружение Ил-1 включало две специальных пушки ВЯ калибра 23 мм, монтированных в крыльевой плоскости на особых стальных элементах. Они применялись для обстрела вражеской авиации и наземных формирований. Каждая пушка имела коробку с запасом, состоящим из 150 снарядов.

Вооружение ИЛ-1

Хвостовая часть самолета была деревянной и уязвимой, но в ней устанавливали специальную кассету, внутри которой хранились авиационные гранаты АГ-2 в количестве 10 штук. При преследовании другим истребителем пилот мог произвести их сброс, после чего они раскрывали парашют, замедлялись и гарантированно поражали вражеский самолет. Бомбового вооружения на борту не было. Если имелась необходимость, допускалось размещение снарядов общим весом не более 200 кг на внешней подвеске.

Ил-1 – перспективный истребитель, который разработали за один год. Он должен был дать советской армии преимущество и подавить немецкие войска в небе. Согласно испытаниям, истребитель был способен продемонстрировать хорошие качества и стать одним из лучших самолетов в своем классе. К моменту государственных испытаний имеющиеся Ил-2 в разных модификациях уже смогли набрать такую мощь, при которой дополнительная авиация перестала требоваться. Поэтому проект Ил-1 был закрыт.

Комментировать
0
49 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно