Самолеты

Тяжелый истребитель Ил-1

Ил-1 был проектом истребителя с броней, созданным для воздушных боев на низких и средних высотах. Он был известен своей маневренностью и усиленной броней, которая должна была подтвердить доминирование СССР в воздухе во время Второй мировой войны. Модель Ил-1 была представлена в 1944 году. Несмотря на успешные испытания и перспективы, решено было отказаться от его реализации.

История создания

В 1943 году была разработана модифицированная версия самолета Ил-2 – Ил-2И. Эта модель была одноместной и представляла собой вариант штурмовика Ил-2, который был очень популярен на фронте. Изначально ожидалось, что Ил-2И поможет решить несколько проблем и даст преимущество в борьбе с вражеской авиацией. Однако самолет оказался не очень успешным – он не мог противостоять немецким истребителям и бомбардировщикам. Несмотря на это, конструкторы не сдались и продолжили работу над созданием новой модели, которая должна была превзойти Ил-2 по уровню брони и скорости полета.

Самолет ИЛ-2И
Самолет ИЛ-2И

В 1942 году инженерами-авиастроителями был создан двигатель АМ-42 мощностью 2000 л.с. с улучшенными характеристиками и системой жидкостного охлаждения. В работе над ним руководил Александр Микулин. В мае того же года двигатель был отправлен на доводку и протестирован на тяжелом штурмовом бомбардировщике Ил-АМ-42.

Оборонный комитет увидел потенциал в установке, но не было подходящего самолета. Было выпущено постановление, приказывающее конструкторскому бюро Ильюшина начать разработку истребителя под этот двигатель.

Двигатель АМ-42
Двигатель АМ-42

Создание нового самолета осуществлялось специально для АМ-42, но при этом использовались некоторые технические решения от Ил-2И. Одним из главных сходств являются материалы, обладающие бронированием, которые обеспечивали защиту силовой установки, охлаждающей системы, баков с топливом, пилота и других важных элементов, необходимых для выполнения основных функций. Уровень бронирования был достаточным, чтобы предотвратить серьезный ущерб от оборонительных вражеских орудий.

С такой концепцией не был согласен сам Ильюшин. Ему казалось, что не стоит зацикливаться на бронированных элементах. По его мнению, нужно было не просто добиться требуемых технических показателей, но и сделать возможным выпуск на базе этой машины быстрого маневренного штурмовика.

Самолет ИЛ-1

Название нового истребителя — Ил-1. Конструкторская группа, работающая над его созданием, старается воплотить в самолете высокие аэродинамические характеристики.

Они установили на автомобиле новое металлическое крыло с повышенной удельной нагрузкой и меньшей площадью. Крыло состояло из нескольких профилей с улучшенной аэродинамикой и разной толщиной. В центральной части крыла толщина была наибольшей, а на краях – наименьшей.

В версии Ил-1 особое внимание было уделено конструкции корпуса. Бронированные детали и форма должны были быть не более сложными, чем в Ил-2И. После проведения исследований конструкторы решили использовать новую компоновку радиаторов системы охлаждения, переместив их за передний лонжерон.

Ил версии 1

Два воздухозаборника на стыке центроплана и фюзеляжа обеспечивали поступление воздуха к самолету. Радиаторы охлаждения охлаждались, а воздух выходил в атмосферу через специальное отверстие в нижней части корпуса. Степень раскрытия отверстия регулировалась в зависимости от работы двигателя. Это решение позволило сделать общие черты самолета более плавными, чем у Ил-2И. Конструкторы также уменьшили размеры радиаторов и других внутренних элементов.

Истребитель стал более удобным благодаря внесенным изменениям. Фонарь кабины обеспечил пилоту отличный обзор, а другие компоненты улучшили аэродинамику. Кроме того, серьезным новшеством стала кинематическая схема для уборки шасси.

Основные опоры после взлета складывались внутрь центроплана и поворачивались на 86°, что помогало снизить мидель и сопротивление обтекателей. Эта система была специально разработана для Ил-1 и впервые была использована на советской авиации, но затем стала применяться на других самолетах. Хвостовое колесо также могло складываться, улучшая аэродинамику.

Чертеж ИЛ-1

После производства первого самолета были проведены заводские испытания на аэродинамических трубах. Тесты показали, что лобовое сопротивление при полете на предельной скорости было на 40% меньше, чем у Ил-2И в таких же условиях. Конструкторы были приятно удивлены результатами.

В май 1944 года самолет впервые был выведен на взлетную полосу для тестового полета. Опытный летчик Коккинаки был выбран в качестве испытателя. Все прошло успешно, поэтому было назначено несколько дополнительных тестов. Лучшей комбинацией высоты и скорости был полет на высоте 3260 м при скорости 580 км/ч, взлетная масса на момент полета составляла 5320 кг.

Схема самолета ИЛ-1
Схема самолета ИЛ-1

Ил-1 превосходил немецкие аналоги по летно-техническим характеристикам. Испытания подтвердили, что на этом истребителе можно легко и быстро выполнять сложные маневры. По словам испытателя, высший пилотаж на Ил-1 стал доступен для всех пилотов.

Тесты показали готовность машины к госиспытаниям и отправке на фронт. Но к тому времени сила ударных авиагрупп возросла настолько, что новый истребитель стал не нужен. Проект закрыли, не запустив в серию.

Летно-технические характеристики Ил-1

По внешним габаритам Ил модели 1 был схож с Ил-2И. Его длина составляла 11,12 м при высоте 4,08 м. Крыло имело площадь 30 м², его размах был равен 13,4 м. Масса самолета без нагрузки составляла 4285 кг, при этом предельный взлетный вес ограничивался 5320 кг. Экипаж состоял из одного человека.

Летно-технические характеристики Ил-1

Двигатель АМ-42 с мощностью 2000 л. с. обеспечивал основные характеристики Ил-1. На высоте самолет мог достигать скорости до 580 км/ч, а скороподъемность составляла 625 м в минуту. Дальность полета составляла до 1000 км, что было достаточно для истребителя. Практический потолок составлял 8600 м.

Вы когда-нибудь видели истребитель ИЛ-1 вживую?
ДаНет

Вооружение

Ил-1 был вооружен двумя специальными пушками ВЯ калибра 23 мм, установленными в крыльевой плоскости на особых стальных элементах. Они использовались для атаки на вражескую авиацию и наземные объекты. Каждая из пушек имела коробку с запасом, состоящим из 150 снарядов.

Вооружение ИЛ-1

На задней части летательного аппарата была деревянная и непрочная конструкция, но в нее можно было установить специальную кассету, в которой хранились 10 авиационных гранат АГ-2. В случае преследования вражеским истребителем пилот мог выбросить кассету, и гранаты, оснащенные парашютами, замедлялись и наносили гарантированный удар по противнику. На самолете не было бомбового вооружения, но в случае необходимости можно было установить до 200 кг снарядов на внешней подвеске.

Истребитель Ил-1 был создан за год и был надеждой для советской армии в борьбе с немецкими войсками в небе. Проведенные испытания показали, что он имеет высокие качества и может стать одним из лучших в своем классе. Однако, к моменту государственных испытаний, уже имелось достаточное количество Ил-2 различных модификаций, которые обеспечивали необходимую мощность. В связи с этим, проект Ил-1 был закрыт.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах