Ил-114 был разработан в 1990 году как региональный турбовинтовой самолет. Конструкторы ОКБ имени Ильюшина начали работу над новой моделью в 1980 году, чтобы заменить устаревший Ан-24. В то время уже были созданы и производились зарубежные аналоги подобного типа самолетов, поэтому правительство СССР поддержало проект Ил-114.
Ил-114-100
История создания Ил-114
Первый полет судна состоялся в 1990 году. С тех пор самолет используется в России и представляется на престижных международных авиационных выставках. Всего было произведено 17 единиц техники, но две из них были потеряны в результате аварий.
Серийное производство Ил-114 приостановлено и он не очень широко используется в Российской авиации. Однако некоторые машины Ил-114-100 выполняют полеты в авиакомпании Казахстана. С 2011 года началась кампания по возобновлению и массовому производству Ил-114, на которые уже поступило 48 заявок на покупку. Правительство России одобрило идею возрождения этой модели, поручив производство заводу «Авиакор» в Самаре.
Необходимость модернизации Ил-114-300 обусловлена недостатком в стране региональных пассажирских самолетов отечественного производства. Действующие самолеты устарели и скоро будут сняты с эксплуатации. Кроме того, в 2000-х годах количество авиарейсов в регионы значительно увеличилось. Действующие модели Як-40, Ту-134, Ан-24 и Ан-26, используемые в настоящее время, постепенно исчерпывают свои ресурсы и требуют замены.
Необходимость усиления позиции отечественных самолетов возникла из-за частых закупок зарубежной техники авиакомпаниями, которая часто продается после нескольких лет эксплуатации, что понижает конкурентоспособность российской техники. В 2014 году возник вопрос о восстановлении производства самолетов Ил-114 и создании новых моделей в связи с политическими событиями в Украине, совместно с которой ранее выпускался Ан-148.
В 2020 году планируется начать массовое производство Ил-114-300 для гражданской авиации, а также модификаций для медицинских и разведывательных целей.
В 2014 году было принято окончательное решение о выпуске новой модели автомобиля. В следующем году был разработан детальный бизнес-план на производство и эксплуатацию машин.
Летающая лаборатория на авиашоу МАКС 2017
Сфера эксплуатации Ил-114
Два Ил-114 принадлежащих авиакомпании «Выборг» использовались для чартерных перелетов и рейса «Санкт-Петербург — Волгоград». Однако, компания прекратила свою деятельность, и самолеты не используются. Они хранятся в Пскове.
Один самолет Ил-114ЛЛ, являющийся воздушной передвижной лабораторией, используется на оборонном предприятии «Радар мс». Шесть единиц машин Ил-114-100 функционируют в Узбекистане, осуществляя вылеты для компании Uzbekistan Airways. Из 17 произведенных судов два было потеряно в результате крушений. Первое произошло во время полетных испытаний, а второе случилось в рамках грузового рейса из-за проблем с двигателем.
Самолеты Ил-114 в странах СНГ не пользовались высоким спросом, несмотря на их экономичность, неприхотливость и большой потенциал. Однако современные реалии, финансирование и государственная поддержка помогут этим самолетам завоевать местные и международные рынки, а также усовершенствовать региональные и местные полеты.
Характеристики Ил-114 и Ил-114-300
Характеристики Ил-114 включают параметры самолета:
Самолет Ил-114 способен использоваться на плотном бетонном или грунтовом покрытии, а также на короткой взлетно-посадочной полосе. Он не нуждается в земных источниках электропитания. Кабина и салон защищены от шума, а конструкция самого самолета обеспечивает использование более тихих винтов и новых крыльев, что позволяет уменьшить длину посадочной полосы.
Существует несколько модификаций Ил-114. Рассмотрим их различия.
- Ил-114-100. Повышенная экономичность и увеличенная дальность полета Ил-114. Машины этой модели экспортировались в Казахстан.
- Ил-114-300. Разрабатываемая для будущего внедрения модель.
- Ил-114ЛЛ. Воздушная лаборатория, созданная для испытаний техники.
- Ил-114М. Проект машины, где увеличена взлетная масса судна.
- Ил-114МА. Разрабатываемый проект на базе двигателей “Pratt and Whitney”.
- Ил-114МП и Ил-114П. Модели патрульных самолетов, планируемые для будущего производства.
- Ил-114ПР. Концепт разведывательной машины.
- Ил-114Т. Грузовое судно для перевозки контейнеров и грузов навалочного типа.
- Ил-114ФК. Военная машина для разведки.
- Ил-140. Один из проектов по разведке и надзору за обстановкой в воздушном пространстве.
- Ил-140М. Проектируемое судно для поисково-спасательных операций и контролю над состоянием экологической обстановки.
Ил-114 часто попадает на фото в отчетах с авиашоу и выставок как в России, так и за рубежом. Эти самолеты имеют большое будущее в гражданской и военной авиации.
Особенности Ил-114-300
В ближайшие годы запустят производство Ил-114-300. Ежегодно будет выпускаться до 24 единиц техники. Широкое применение судна возможно в региональных авиаперевозках. На развитие модели и введение ее на рынок потребуется более 10 миллиардов рублей и около пяти лет. На закрытом авиазаводе в Ташкенте уже есть заготовки для фюзеляжа нового самолета.
Планируется использовать самолет на российских исследовательских базах в Антарктиде, поэтому судно будет снабжено лыжным вариантом шасси. Изготовителем Ил-114-300 будет Нижний Новгород. Затраты на производство самолетов составят более 55 миллиардов рублей.
На корабле будет установлен двигатель ТВ7-117СМ, который отличается высокой мощностью и модульной конструкцией, позволяющей снять отдельные блоки. Для предотвращения аварийных ситуаций двигатель будет оснащен дополнительными опорами для турбины. Ранее такая ситуация произошла во время тестирования самолета.
Машина будет обладать рядом преимуществ: сниженным весом самолета, уменьшенной стоимостью оборудования и усовершенствованной технологичностью. Двигатель обладает системой электронного контроля и отличается надежной и безотказной работой при довольно простом ремонте. Самолеты, предназначенные для экспорта, при необходимости снабдят двигателями марки “Pratt & Whitney”.
Летающая лаборатория на базе самолёта Ил-114
Отличия Ил-114-300 от предыдущих аналогов
В следующей модели изменится угол крыла для легчайшего взлета и посадки, а также для более стабильного полета. Все системы электроники и навигационное оборудование будут тщательно пересмотрены и обновлены. Кабина пилотов будет оснащена цветными жидкокристаллическими мониторами, а управление полетом будет осуществляться с помощью современной техники для возможности маневрирования в условиях низкой видимости и неблагоприятной погоды.
Для повышения комфорта полета будет улучшен салон судна. Рулевое управление будет осуществляться новым двухканальным гидравлическим приводом. Дверь, ведущая к крылу, будет удалена. Исследования показали, что эвакуация пассажиров в экстренных ситуациях может быть успешно проведена через переднюю и заднюю двери.
Самолеты пройдут сертификацию по стандартам, позволяющим им выходить на международные рынки авиамоделей. Цена Ил-114-300 для внутреннего рынка составит 960 миллионов рублей, это максимально разрешенная цена продажи в стране.
Ил-114-300 будет современным комфортабельным и надёжным самолётом
Преимущества будущей модели
Ил-114-300 будет экономичным благодаря своей дальности полета в 1900 км при полной загрузке пассажиров и экономному расходу топлива. Использование этого самолета может быть выгодной заменой стыковочных перелетов, поскольку он может осуществлять длительные прямые рейсы.
Судно будет соответствовать современным требованиям дизайна как внутри, так и снаружи. Внутри салона будет минимальный уровень шума, чтобы обеспечить максимальный комфорт во время полета. Пространство салона будет организовано с максимальной функциональностью и удобством.
Система безопасности обеспечивает надежность взлета и посадки и предотвращает выход оборудования самолета из строя. Конструкционные материалы легкие и прочные. Ил-114-300 может использоваться на аэропортах без бетонного или плотного грунтового покрытия полосы, что расширяет сферу применения этого судна. Трап для посадки и высадки пассажиров встроен в самолет, что позволяет эксплуатировать его на слабооборудованных авиаузлах.
Судно спроектировано на 30 лет эксплуатации без капитального ремонта. Работы по обслуживанию судна будут проводиться с минимальными расходами, чтобы не нанести ущерба его техническому состоянию. Для того чтобы обслуживать Ил-114-300, уже начали проводить обучение летных и ремонтных кадров. Пилоты будут обучаться на современных тренажерах и компьютерной технике в рамках индивидуальных и групповых занятий.
Ил-114-300 будет сделан из отечественных компонентов.
Самолет может быть использован в гражданской авиации, медицинской, патрульной и военной сферах, а также для полетов в холодном климате благодаря универсальной конструкции, неприхотливости судна и лыжному шасси.