Самолеты

Единственная катастрофа Ту-114

В Московском аэропорту Шереметьево произошло крушение самолета Ту-114 авиакомпании Аэрофлот, который летел из Москвы в Браззавиль. Это произошло ночью с 16 на 17 февраля 1966 года. Трагедия унесла жизни 21 человека, и это была единственная авиакатастрофа Ту-114 за всю историю полетов.

Информация о самолете и экипаже

Самолет марки Ту-114 (бортовой номер — СССР-76491, заводской — 64M472, серийный — 47-02) был произведен на Куйбышевском авиазаводе 16 декабря 1964 года. За время своей работы до катастрофы успел налетать 93 часа и совершил 19 посадок.

Во время инцидента на борту самолета находилось два экипажа из двести десятого летного отряда. Два, потому что перелет должен был быть длительный. А также два старших инженера, они должны были обслуживать воздушное судно в зарубежных аэропортах и проверяющий — начальник лётного отделения транспортной авиации управления лётной службы. Помимо служащих в самолете находилось 47 пассажиров.

Катастрофа Ту-114 в Шереметьево

Авиакатастрофа в Шереметьево

Первый раз был выполнен рейс из Москвы в Браззавиль, до этого отечественные самолеты летали только до Аккры. Пассажиры доставлялись только до Аккры, а дальше самолет летел без них для проверки.

Экипаж и комиссия до полета, тщательно подготовились, изучив маршрут, подготовили самолет к рейсу, все на основании установленных правил. Накануне, когда совершилась катастрофа Ту-114 в Шереметьево, шел сильнейший снегопад, выпало около 40 сантиметров снега, для уборки которого выдвинули снегоуборочную технику. В 8 часов 15 минут вечером получены сведения о метеоусловиях: видимость 700 метров, туманно, снег, температура –4°С , влажность 100%.

16 и 17 февраля снега выпало в два раза больше и температура +1°С, на дорогах снеговая каша, скользко. В аэропорту, по прогнозам видимость составила 1 километр, но руководитель полетов лично съездил на место вылета и проверил, оказалось, что на 1300 метров хорошо просматривался путь, это выше минимальной нормы. Однако, взлетная полоса плохо очищена от снега и на обочинах его около 70 сантиметров.

Экипажу было приказано выехать на начало полосы и на месте будет принято решение взлетать или нет. В 23 часа 45 минут командир Ту-114 подтвердил своей подписью о решении выйти в рейс.

17 февраля, ночью в 1 час 15 минут экипажу дано разрешение занять место предварительного старта, а через 12 мину проследовать на исполнительный старт. Повторный запрос метеоусловий запрашивать не стали, хоть и прошло уже два часа. Еще через 10 минут командир воздушного судна сделал запрос диспетчеру о разрешении на взлет, но тот сначала проверил командира, спросив, сколько он видит огней на взлетно-посадочной полосе, так можно определить видимость.

Катастрофа Ту-114 в Шереметьево

Командир ответил «одиннадцать». Диспетчер подумал, что 1100 метров — это выше минимального расстояния, и взлет возможен. Однако, он ошибочно думал, что расстояние между огнями 100 метров, а на самом деле оно составляло 50 метров. Таким образом, реальная видимость была всего 550 метров, что намного меньше разрешенной.

Снегоуборочные работы персоналом аэропорта были ограничены во времени, поэтому взлетно-посадочная полоса была очищена недостаточно хорошо, а снег на обочинах серьезно мешал просмотру огней на взлете, видны были только столбы света, указывающие в небо. В 1 час 38 минут Ту-114 начал взлет с включенными фарами. Но из-за плохой видимости экипаж не заметил, что воздушное судно берет разгон с отклонением на 1°вправо.

Самолет начал отклоняться вправо из-за плохой видимости после 30 секунд разгона на 1000 метрах ВПП. Необходимо было прекратить разгон и отложить полет до улучшения погоды, но пилоты продолжали разгоняться, повернув влево. В таких условиях экипаж не смог правильно выровнять воздушное судно.

После преодоления 1400 метров самолет развивал скорость 260 километров в час. Передняя стойка шасси была поднята. На скорости 275 километров в час лайнер проехал еще 450 метров. Левая тележка шасси первой столкнулась с полуметровым сугробом, возможно, случайно оставленным служащими после уборки снега. После нее в сугроб врезалась правая тележка шасси.

При взлете самолет столкнулся с сугробом, что привело к понижению скорости и смещению курса налево. Однако пилоты смогли подняться в воздух, но левое шасси задело фонарь на полосе, что привело к резкому замедлению и приземлению на правое шасси. Это привело к повороту вправо из-за езды по снегу только на правой стороне.

На протяжении 300 метров ТУ-114 продолжал движение в течение 4 секунд, после чего наклонился вправо и столкнулся с ВПП правой стороной (консолью и правым крайним двигателем). При касании земли самолет получил удар, который сорвал консоль крыла с винтами и перевернул лайнер. Хвостовая часть осталась на полосе взлета и посадки, а остальная часть самолета улетела в снег, а также возникло возгорание.

Авиакатастрофа Ту-114

Итог трагедии

Единственная авария Ту-114 унесла 21 жизнь. В авиакатастрофе погибли 13 членов экипажа и 8 пассажиров. В живых остались 6 человек – два вторых пилота, три бортпроводника и инженер, получившие серьезные ранения. Также серьезно пострадали 12 пассажиров. И незначительные травмы получили еще 27 человек.

Какие причины прервали полет

Названа основная причина катастрофы — экипаж самолета не справился с направлением при разбеге. Есть и другие причины, такие как:

  • нужно было точно знать и учитывать фактическую погоду и пилотам, и диспетчеру, и руководителю полетов и начальнику ТУМВЛ ГА;
  • взлетно-посадочная полоса в аэропорту Шереметьево была недостаточно расчищена от снега, что уже говорить о боковых полосах и обочинах;
  • взлетные фонари утонули в сугробах, и их плохо было видно, тем более глубокой ночью зимой очень темно.

В аэропорту Шереметьево недостаточно очистили взлетно-посадочную полосу от снега, боковые полосы и обочины также не были расчищены. В сугробах утонули взлетные фонари, что делало их плохо видимыми, особенно в глубокую зимнюю ночь, когда было очень темно.

Несмотря на фактические данные погодных условий, начальник ТУ МВЛ оказал давление на подчиненных, чтобы осуществить взлет. Однако более разумным решением было бы отменить рейс, учитывая, что более половины пассажиров не прибыли в аэропорт к данному времени.

Авария Ту-114

Кабина самолета

В момент принятия командиром самолета решения о взлете и оформлении соответствующих документов погода ухудшилась, видимость на взлетно-посадочной полосе составляла всего 500 метров, в то время как минимально допустимое значение для полетов установлено на уровне 1000 метров.

Во время взлета самолета была плохая видимость из-за тумана, а взлетные огни были плохо видны, также обочины не были полностью очищены от снега. Самолет начал разбег с уклоном вправо на 1°, когда были включены фары. Когда пилоты заметили, что они приближаются к правому краю, было уже слишком поздно, чтобы продолжать взлет. Несмотря на это, команда решила отворачивать самолет влево, увеличивая скорость.

Во время взлета возможно было остановиться, но команда решила продолжить взлет. Самолет задел взлетную полосу и замедлился, в результате скорость отрыва оказалась недостаточной.

В такой обстановке сложно делать какие-либо комментарии, все началось не так, как задумывалось. Казалось бы, кто-то всегда предупреждал и останавливал, но несмотря на это, произошло крушение.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах