Самолеты будущего Самолеты

Какие они, самолеты будущего России и мировой авиации?

Лучшие мировые компании-производители авиационной техники демонстрируют инновационные достижения, касающиеся не только модернизации существующих моделей, но и революционных технологических изменений. Самолеты будущего используют солнечную энергию и комбинированные двигатели, позволяющие сэкономить расходы на 95%. Инженеры-конструкторы из Airbus, Boeing и ряда менее известных корпораций уже внедрили передовые решения, при помощи которых удастся снизить загрязнение окружающей среды и добиться высочайший безопасности пассажиров.

ТОП-5 смелых футуристических концептов

Boeing 777X

Boeing 777X

Заслуживающей внимания разработкой, которая попадет в серийное производство в ближайшем будущем, считается Boeing 777X, созданный на базе широкофюзеляжного пассажирского лайнера Boeing 777. Прототип 777X представляет собой большой и экономичный двухдвигательный самолет, который отличается низким расходом топлива, оптимизированным размахом крыла и повышенной вместимостью пассажиров. Он оснащен иллюминаторами большего размера, предоставляющими пассажирам пространство для обзора. Примерная стоимость данной модели составляет 380 миллионов долларов.

Progress eagle

Progress eagle

Трехпалубный самолет «Progress eagle» рассчитан на восемь сотен пассажиров и оснащается двигателями, работающими посредством водородной тяги. Для получения дополнительной энергии инженеры снабдили лайнер ветрогенераторами и батареями, заряжающимися от солнечного света, которые занимают 3/4 верхней площади фюзеляжа. На первой палубе предусмотрены всевозможные развлечения для пассажиров, включая бары, буфеты и комнаты отдыха. Для изготовления «Progress eagle» используются такие материалы, как: керамика, алюминий, волокно из углерода, титан и ряд специальных сплавов.

NASA N3-X

NASA N3-X

NASA N3-X представляет собой модернизированное судно, разработанное сотрудниками космического агентства совместно со специалистами из Lockheed Martin и Airbus. Летательный аппарат отличается низким количеством выбросов в атмосферу и практически полным отсутствием шума. Концептуальная модель оснащается сверхпроводящими электродвигателями, приводящими в действие систему пропеллеров. Для генерации дополнительной энергии используются надкрыльные газотурбины, а высочайшая эффективность двигателей достигается благодаря усилиям инженеров из компании Rolls Royce.

Box Wing Jet

Box Wing Jet

Box Wing Jet — модернизированный биплан, сохранивший привычный фюзеляж для пассажирского самолета. Инженеры из корпорации Lockheed Martin оснастили прототип этого самолета будущего своеобразными крыльями, увеличивающими подъемную силу по отношению к коэффициенту лобового сопротивления. Такой шаг конструкторов рассчитан на совершение крутых посадок и взлетов, а также на преодоление самолетом больших расстояний на одной заправке. К наиболее важным инновациям лайнера относятся увеличенные лопасти и модернизированные двухканальные двигатели.

LAPCAT A2

LAPCAT A2

LAPCAT A2 является гиперзвуковым лайнером британского производства, в котором полностью отсутствуют привычные для пассажирского авиатранспорта иллюминаторы. На текущий момент продолжительность полета из Бельгии в столицу Австралии составляет порядка двух десятков часов. Создатели A2 утверждают, что их самолет сумеет преодолеть данный отрезок в 4 раза быстрей. Огромная скорость свыше 5900 км/час достигается благодаря комбинации ракетного и реактивного двигателей. Для того чтобы уменьшить сопротивление воздуха, высота полета лайнера будет превышать в 2 раза высоту, на которой передвигаются современные Боинги.

Пассажирские самолеты

Boeing Dreamline 787

Dreamline 787

Проекты новейших самолетов будущего, предназначенных для нужд гражданской авиации, возглавляет новейшая разработка от корпорации Boeing, которая называется «Dreamline 787». Широкофюзеляжный лайнер выполнен из композитных материалов, улучшающих аэродинамические качества и повышающих уровень безопасности пассажиров. «Dreamliner» отличается низким расходом топлива, позволяющим экономить до 25% в сравнении с моделями предыдущего поколения.

Comac 919

Comac 919

В будущее авиации попасть стремится и КНР, представившая недавно узкофюзеляжный пассажирский лайнер Comac 919. Самолет разрабатывался в качестве альтернативы МС-21, а также наиболее востребованным моделям от компаний Airbus и Boeing, занимающих господствующее положение в сфере коммерческого авиастроения. Comac 919 оборудован посадочными местами в количестве 190 штук, а при испытаниях в мае 2017 года он сумел преодолеть более 1300 км менее, чем за 2,5 часа, поднявшись в небо на высоту 7800 метров. Предполагаемая стоимость китайского лайнера — 50 миллионов долларов США, что значительно ниже цены конкурентов от Airbus и Boeing.

Военная авиация будущего

X-59 QueSST - Lockheed Martin Skunk Works

В недалеком будущем боевые самолеты будут оснащаться сенсорами и радарами, позволяющими постоянно сканировать любые приближающиеся объекты. Для перехвата вражеских ракет и снарядов конструкторы обещают внедрить в истребители лазерное оружие, принцип действия которого основан на микроволновом воздействии. Так же инженеры-разработчики из Lockheed Martin Skunk Works уже анонсировали выпуск бесшумного сверхзвукового истребителя будущего X-59 QueSST по заказу NASA.

Летающие автомобили

Образ летающего автомобиля, активно использующийся в кинематографе, на сегодня является вполне реальным. Японские инженеры из Japan Airlines решили объединить свои усилия с конструкторами из ведущих мировых корпораций, таких как Airbus, Boeing и Uber, с целью создать автомобиль, способный взмывать в небо и передвигаться в воздушном пространстве. Небольшая компания из США Terrafugia несколько лет назад представила свою разработку под названием Transition, которая может передвигаться по автомагистралям и легко трансформироваться в компактный самолет. Стоимость такого гибрида — около 300 000 долларов.

Terrafugia

AeroMobil — новейший гибрид самолета и автомобиля словацкого изготовления. Команда братиславских энтузиастов разработала сразу несколько вариантов аэромобиля, однако подробности и примерная стоимость болида на текущий момент неизвестны широкой общественности. PAL-V считается первым сертифицированным летающим автомобилем для коммерческого использования. Машина способна развивать скорость до 165 км/час при передвижении по автодорогам, и подниматься на высоту до 3,5 км, разгоняясь до 185 км/час в воздушном пространстве. Одной заправки хватает на полтысячи километров пути.

PAL-V

Гибридные самолеты

Перспективный легкий многоцелевой самолет SUGAR позволяет экономить до 75% на топливе за счет использования электрических батарей. Привычная топливная смесь необходима ему исключительно для взлета, во время полета задействованы только электродвигатели. Электрический аккумуляторный самолет — не единственный в своей сфере, и сегодня многие известные компании занимаются разработкой авиалайнеров, позволяющих экономить до 90% на топливе за счет использования гибридных энергосистем.

Самолет SUGAR

Частные самолеты

 SkiGull

Рынок самолетостроения для нужд частных компаний и лиц не стоит на месте и активно развивается. К примеру, прототип бизнес-джета Global 8000 от канадской компании Bombardier способен доставить 11 пассажиров на расстояние до 15 тысяч километров без единой дозаправки. Скорость его перемещения составляет 960 км/час, а благодаря использованию инновационных двигателей достигается высокая экономичность, а также тишина внутри салона. SkiGull («Небесная чайка») представляет собой самолет-амфибию, который может взлетать с поверхности воды.

Космические перелеты

VSS Voyager (VSS Unity

Летающий транспорт будущего представлен ВКС (воздушно-космическими самолетами) и ОС (орбитальными самолетами), способными передвигаться как в воздушном, так и в космическом пространстве. Ряд частных компаний занимается разработкой коммерческих аппаратов, предназначенных для туристов, желающих побывать в космосе. Международная компания Virgin Galactic в 2016 году представила прототип космоплана VSS Voyager (VSS Unity), который в ближайшем будущем станет возить пассажиров на орбиту. В подобных пилотируемых самолетах используются как электрические, так и ракетные двигатели, позволяющие перевозить пассажиров на высоте более 15000 метров.

Будущее российского самолетостроения

В числе самых перспективных самолетов России — МС21, презентованный компанией «Иркут» и ОКБ Яковлева весной 2017 года. Разработчики приложили массу усилий для того, чтобы сделать конкурентоспособный аналог лайнеров от самых востребованных мировых производителей, таких как Boeing и Airbus. Планируются, что в серийное производство поступят три модели, отличающихся друг от друга длиной фюзеляжа, размахом крыла и максимальной вместимостью пассажиров. Коммерческая эксплуатация судна начнется в 2020 году. «Головастик» — легкий самолет от российских разработчиков, отличающийся аутентичным фюзеляжем и предназначенный для комфортной перевозки 4–6 пассажиров.

МС21

Весной 2015 года ПАО «Туполев» разработал прототип самолета ПАК ДА, предназначенного для перевозки грузов и пассажиров. Судно может развивать скорость до 2 тысяч км/час и имеет функцию автоматической загрузки для ускорения подготовки к вылету. Также ПАК ДА будет оснащен инновационным навигационно-прицельным комплексом, системой радиоэлектронного противодействия и перспективным вооружением. Он может быть использован в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

ПАК ДА

Пятый элемент. Российский Су-57 — лучший в мире истребитель пятого поколения. Как он изменит войны будущего?

Российский истребитель пятого поколения Су-57 — один из самых высокотехнологичных и грозных самолетов в мире. При его создании использовали весь накопленный советской авиационной промышленностью опыт, в результате чего получился самолет, по ряду характеристик не имеющий аналогов в мире. Встреча с ним в качестве противника ничего хорошего другому самолету, включая американский истребитель F-22, не сулит.

Авиатехника будущего

По словам генерального директора ЦАГИ Кирилла Сыпало, МС-21 и «Сухой Суперджет» в настоящее время проходят финальные испытания для получения сертификатов типа (документ, выданный государством разработчику для определения типовой конструкции воздушного судна и подтверждения соответствия этой конструкции нормам летной годности) в новых конфигурациях в рамках программы импортозамещения.

«Для нас наступает очень важное событие — 105 лет институту. Мы встречаем эту дату достаточно уверенно, мы состоятельны в финансовом плане, у нас много работы, и мы активно участвуем в программе создания современной авиационной техники. Это прежде всего наши флагманы МС-21 и новый «Сухой Суперджет», которые, как вы видели, активно проходят ресурсные испытания. Развивается и вертолетная тематика, проектирование винтокрылых машин совершенно новых схем», — сказал на итоговой пресс-конференции гендиректор ЦАГИ.

Кирилл Сыпало считает, что будущее российской авиации зависит от развития электрических технологий. Научный центр ЦАГИ активно занимается этим направлением, изучая возможность создания электрических винтовых двигателей и систем управления, которые используют электроэнергию вместо пневматических систем.

Институт работает над проектом гиперзвукового пассажирского самолета, использующего двигатели на жидком водороде. Этот самолет значительно сократит время доставки пассажиров и грузов на большие расстояния.

Будущие лайнеры вероятно будут использовать технологии искусственного интеллекта для автоматизации полета, что может привести к уменьшению количества пилотов на борту до одного в течение 20-30 лет, сообщают специалисты ЦАГИ.

На пути к истребительной авиации

При рождении Микоян имел имя Анушаван Ованесович. Родился 5 августа 1905 года в селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии (ныне — город Алаверди, Армения). Отец работал на медеплавильном заводе, мать — домохозяйка. Старший брат — Анастас Микоян — был известным советским государственным и политическим деятелем, «любимым наркомом Сталина».

Начальное двухклассное образование Артем получил в сельской школе. После смерти отца продолжил обучение в армянской школе в Тифлисе (ныне — Тбилиси, Грузия). В 1923 году в Ростове-на-Дону поступил в школу фабрично-заводского ученичества при заводе «Красный Аксай», был учеником токаря. В 1925-м переехал в Москву, где работал токарем на заводе «Динамо».

В декабре 1928-го призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). В 1931 году направлен в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского (ныне — Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина). В 1935-м проходил производственную практику в Харькове. Вместе с другими слушателями академии в 1937-м построил свой первый легкий самолет — авиетку «Октябренок», получившую высокую оценку Центрального аэроклуба.

В 1939 году он получил звание военного инженера-механика ВВС РККА после защиты дипломного проекта. Затем Артем Иванович был назначен военным представителем на авиационный завод №1 им. Авиахима, где в начале 1939 года было переведено ОКБ Николая Поликарпова. В марте того года его перевели в ОКБ Поликарпова из военной приемки, где он был назначен начальником КБ-1 по маневренным истребителям.

8 декабря 1939 года Микоян назначен руководителем нового Особого конструкторского отдела (ОКО), организованного на том же заводе. Этот день стал днем рождения нового КБ. Там он вырастет до главного конструктора, а его заместителем станет авиаконструктор Михаил Гуревич.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, завод №1 эвакуировали в Куйбышев (ныне — Самара). После возвращения коллектива ОКО и опытного цеха в Москву в марте 1942-го Микоян становится директором и главным конструктором опытного завода №155 (ОКБ-155, с 1966 года — Московский машиностроительный завод «Зенит»). Впоследствии — в 1971-м — заводу присвоят имя А.И. Микояна (ныне — ОКБ им. А.И. Микояна в составе РСК «МиГ»). В декабре 1956 года Артема Ивановича назначили на должность генерального конструктора.

Под руководством Микояна и Гуревича в 1940–1945 годах было разработано 15 самолетов с высокими летно-техническими характеристиками, в том числе истребители и МиГ-1

Наивысшие результаты в ходе испытаний показали высотный истребитель-перехватчик (1944), поднявшийся на высоту 14 100 м, истребитель И-224

Об авиации для дальневосточников

— Одна из ключевых проблем Дальнего Востока — транспортная доступность. Очевидно, что авиаперевозки здесь будут в приоритете. В чем здесь задача ОАК? Может ли корпорация предложить решение для этого региона?

Наша задача — создание парка современных российских воздушных судов, ориентированных на потребности Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири в рамках глобальной инициативы по повышению транспортной мобильности, выдвинутой президентом.

Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Юрий Слюсарь на международной выставке «Гидроавиасалон-2018»

— Мы слышим о таких проектах, как МС-21, Sukhoi Superjet. Но на Дальнем Востоке потребуются машины поменьше.

Вы перечислили скорее самолеты масс-маркета, предназначенные для мирового рынка с высоким спросом. Нишевые продукты имеют меньший спрос, но все же нужны. Например, самолеты Ил-114 востребованы на Дальнем Востоке в количестве от 50 до 100 штук. Они являются единственным вариантом для этих условий. Конечно, можно приобрести западную технику, но ее стоимость составит около $3-4 млрд, а на обслуживание придется потратить столько же за 12-15 лет. Поэтому лучше оставить деньги в стране.

— На какой стадии находится проект модернизации Ил-114 — ранее министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что новый самолет может начать полеты в 2022 году?

В следующем году мы проведем первый полет модернизированного самолета с новым бортовым комплексом электронного оборудования и новыми двигателями. Салон будет оборудован большим количеством современных систем и иметь более эргономичный интерьер. Наша машина получит новое дыхание и займет свое место на рынке турбовинтовых самолетов.

— Емкость рынка достаточно большая. А заказчики потенциальные уже есть?

— Есть. Как правило, это региональные компании, которые сейчас эксплуатируют подобную технику. Тут два типа парков: либо старый (Ан-24 и Ан-26), который в советское время обеспечивал треть всего пассажиропотока, либо новый — в силу отсутствия отечественных аналогов авиакомпании были вынуждены покупать иностранную технику (самолеты компании ATR и Bombardier Q400). Как раз в эту целевую нишу мы идем.

О крупнейшей сделке в авиации

— 10 сентября ОАК заключила соглашение с «Аэрофлотом» на поставку 100 самолетов Superjet 100 — это, если я не ошибаюсь, крупнейший контракт в современной истории России. Это поможет решить проблему транспортной доступности?

Это событие вызывает радость. Соглашение было подписано при участии президента Владимира Путина. Его благословение очень важно, потому что контракт является самым большим в авиастроении России. Срок контракта — 7 лет. В следующем году будет поставлено 10 машин, затем каждый год по 12.

Компания «Аэрофлот» имеет амбициозные планы на будущее и продолжает развиваться. Согласно стратегии до 2025 года, компания планирует увеличить пассажиропоток до 100 миллионов человек в год, почти вдвое увеличив его. Отмечается, что это достигнется благодаря использованию отечественных самолетов. На данный момент уже 49 таких самолетов находятся в парке «Аэрофлота» и они успешно эксплуатируются. В рамках стратегии, включая создание дополнительного хаба, наш самолет будет востребован.

Sukhoi Superjet 100

— Темпы жизни так ускоряются, что очень быстро новая модель оказывается устаревшей. Требуется ли уже модернизация Sukhoi Superjet, который по современным меркам появился достаточно давно?

— Конечно, любой самолет — это в первую очередь база, платформа. Новые версии готовятся. В этом году открылся проект — Superjet в 75-местной версии. Модернизация будет касаться текущей 100-местной версии. Там несколько направлений. Это замена систем на более современные, импортозамещение. Наша задача — увеличить количество российских поставщиков. Не как самоцель, а как средство возросшей конкурентоспособности российских разработок, которые придут на замену тем системам, которые стоят сейчас. Кроме того, нам нужно получить более конкурентоспособную цену. Российские компании уже предлагают более выгодные условия, чем западные поставщики.

О самолетах будущего

— Концепт пассажирского сверхзвукового самолета на базе Ту-160 — это реальность или пока просто общее понимание задачи?

Мы работаем в этом направлении, как и многие другие компании. Наш продукт — это не массовый рынок, он уже относится к нише и является достаточно дорогим. Создание такого самолета требует решения ряда проблем, основная из которых — отсутствие нормативной базы. Ни наши, ни американские авиационные власти не определили необходимый уровень шума. Главная проблема заключается в преодолении звукового барьера и уровне шума, который с этим связан.

Требования к линейке, двигателям и материалам должны быть четко определены. Реализация этих требований потребует применения множества прорывных решений. У нас имеется несколько проектов, начатых еще в 1990-е годы, включая проект сверхзвукового самолета, который возглавлял Михаил Асланович Погосян.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Ксю

    Я надеюсь, что на самолёты будущего будут продавать билеты по адекватным ценам, потому что желающих полетать именно на них будет много.

  2. Виктор

    ПАК ДА напоминает «Аврору», американский самолет, который нельзя заметить. Это не будущее, это настоящее уже.